«Мастер и Маргарита» (2024) — поверхностный аттракцион

От первоисточника создатели взяли только самое неотъемлемое и превратили во второстепенную мелодраму, в которой философия, сатира и глубина Булгакова замещена броским, а иногда буквально кричащим действием

«Мастер и Маргарита» (2024) — поверхностный аттракцион

На волне разного рода ремейков и переосмыслений порой довольно сложно ожидать чего-то по-настоящему стоящего от каждого отдельно взятого проекта. Особенно это сложно, когда речь заходит об экранизации одного из самых глубоких и значительных произведений мировой литературы, да еще и при наличии верного духу первоисточника сериала 2005 года. Основная надежда могла заключаться в том, что создателям каким-то образом удастся перестроить сюжет, доступно донести главные мысли, улучшить техническое исполнение отдельных аспектов и дать шанс новому поколению актеров.

И в каком-то смысле это действительно удалось. По сюжету теперь максимальное внимание относительно остальных персонажей приходится непосредственно на Мастера и Маргариту. Даже Воланд неожиданно становится приятелем Мастера, что позволяет свести несколько сюжетных линий в одну.

Сам же Мастер тоже воплощен несколько иначе: теперь он предстает уже вполне полноценным писателем, у которого не только есть пьеса «Пилат», но еще и постановку уже полгода как готовят, а непосредственно роман он начнет писать только после ее отмены. И это довольно странное решение, потому что оно меняет образ Мастера, который теперь не воплотитель по воле судьбы какого-то великого замысла, а по сути просто один из советских писателей со всеми подводными. В результате еще и очень много экранного времени уходит на критику его пьесы и осмысление дальнейшего пути.

Вообще выбор Галибина на роль Мастера в сериале Бортко был одним из наиболее спорных моментов, поэтому можно было думать, что более подходящий актер в новой экранизации позволит представить отношения Мастера и Маргариты в принципиально новом свете. Но нет. Экранного времени у Цыганова чуть ли не больше всех относительно остальных, однако смотреть на его полторы эмоции весь фильм не особо представляет интерес. Не видно ни нужного ума, ни глубины, ни меланхоличности, ни фатализма. В результате герой практически не вызывает интереса и сострадания.

«Мастер и Маргарита» (2024) — поверхностный аттракцион

Юлия Снигирь же на этом фоне смотрится в роли Маргариты довольно неплохо, но она и в принципе смотрится неплохо, так что это было бы сложно совсем испортить. Вопрос в том, должна ли быть Маргарита такой уж роковой женщиной, или спокойная глубина Анны Ковальчук в сериале действительно гораздо больше подходит образу. Так или иначе, и любовная линия с Мастером получилась ощутимо более приземленной и стандартной. Тут сразу ожидалось, что будет возросший акцент на эротике и постельных сценах, и в общем-то понятно, для чего это сделано. Но более возвышенная трактовка из сериала цепляет гораздо больше.

И по существу кроме жертвенных и драматичных отношений Мастера и Маргариты в фильме на смысловом уровне почти ничего нет. Линия Понтия Пилата представлена в настолько урезанном и по факту незаконченном виде, что не имеет существенного значения. Большая часть сатирических моментов и деятельности свиты Воланда также максимально сокращена до пары ключевых сцен, вроде сеанса темной магии. В этом контексте использование текста первоисточника также довольно ограничено и в основном приходится на наиболее известные фразы. По сути, в таком виде это действительно любовная история под 14 февраля и ничего более.

Единственное, что можно положительно отметить в этой связи — это попытка авторов необычно переплетать между собой отдельные сюжетные линии. Связующим звеном, как можно догадаться, является роман Мастера: его страницы как будто имеют силу взаимодействовать с реальностью, а сцены оттуда периодически буквально проникают в окружающий мир, что создает ощущение полноценной взаимосвязанности историй из «Мастера и Маргариты».

Интересно то, что изначально фильм должен был называться «Воланд», и вот как раз экранное воплощение самого Воланда получилось очень интересным, во многом удерживая фильм хоть как-то на плаву. Воланд Аугуста Диля предстает самым настоящим трикстером: загадочным, противоречивым, инфернальным, и было бы очень любопытно, как строился бы сюжет от этого персонажа, но увы.

«Мастер и Маргарита» (2024) — поверхностный аттракцион

К сожалению, немного смазывает восприятие необходимость переозвучания актера, так как периодически на крупных планах наблюдается небольшой рассинхрон, что создает некоторый диссонанс. Видимо, отчасти из-за этого создатели решили, что Воланд с Мастером могут разговаривать и на немецком, однако и тут получилось не совсем удачно. Вместо субтитров все это озвучивается закадровым голосом, что автоматически убирает из фильма часть актерской игры, причем та же история получилась и с линией Понтия Пилата.

Второстепенные роли в фильме получились также довольно неоднозначными. Свиту Воланда больше хочется назвать шайкой, где Колокольников в роли Коровьева буквально ведет себя как клоун, а Азазелло превратился в совсем уж бессмысленного вышибалу-чекиста. Также и из Ивана Бездомного по какой-то причине сделали своего рода юродивого глупого крикуна. Единственное, что это спасает — экранного времени у них не так и много. Среди остальных второстепенных персонажей аналогично сложно кого-то положительно выделить на фоне превосходного каста сериала 2005 года.

Хочешь знать откуда у меня эти шрамы?
Хочешь знать откуда у меня эти шрамы?

Что касается технических аспектов, то очень много внимания было уделено визуальной части. В первую очередь это касается костюмов и интерьеров. Ключевые герои здесь примерят немало разнообразных нарядов, демонстрирующих размах мысли дизайнеров. Особенно ярко это отразилось на образах Маргариты, которая как будто в каждой сцене щеголяет в чем-то новом и эффектном.

«Мастер и Маргарита» (2024) — поверхностный аттракцион

И да, ни о каком реализме, аутентичности и каноничности здесь говорить нет необходимости, о чем сам фильм почти сразу дает понять. Пред нами предстает своего рода футуристичная Москва из параллельной реальности, где проекты вроде Дворца Советов оказываются реализованы, а тесных улочек с низенькими домиками как будто и не существует вовсе. И в начале это все кажется очень хаотичным и непродуманным, но потом некая идея все-таки проглядывает.

Дневная Москва отдает настроением Atomic Heart, олицетворяя порой довольно утопические устремления социализма того времени. Но как только наступает ночь, и "город засыпает" — Москва начинает немного походить на какой-то Готэм, и нас как будто переносит в капиталистический Нью-Йорк с его порицаемым образом жизни: джазом, алкоголем и азартными играми.

«Мастер и Маргарита» (2024) — поверхностный аттракцион

Довольно характерна в этом плане сцена с сеансом темной магии. Изначально Мастер и с Воландом приходят на авангардистскую постановку «Время, вперёд!», но как только в действие вступают темные силы, то советский монументализм и сдержанность трансформируется уже в капиталистическую величественность и шик ар-нуво.

К использованию компьютерной графики в фильме также имеются вопросы. Пожалуй, основная проблема — ее слишком много, поэтому уровень выдержать удается не всегда. Какие-то сцены получаются хорошо, какие-то режут глаз. Конечно, в сравнении с сериалом выбор будет очевиден, но было бы странно, если бы получилось иначе. Тем не менее, в этой связи все-таки хочется высоко оценить сцену бала у Сатаны, где как раз удалось адекватно реализовать техническую часть и с помощью роскошных костюмов, образов и интерьеров обеспечить эффектную концовку для фильма.

«Мастер и Маргарита» (2024) — поверхностный аттракцион

В общем и целом, в фильме определенно есть на что посмотреть, а авторы не стеснялись пытаться выжимать максимум из всех экшн-моментов и поводов показать красивые интерьеры и костюмы. Но что касается смысловой части, то даже при игнорировании булгаковской первоосновы возникают стандартные вопросы в стиле: "а что хотел сказать-то?". Если это целиком про любовные отношения Мастера и Маргариты, то тогда нужно было прорабатывать все детали их взаимоотношений, еще больше сокращая все остальное. Если все же попытка экранизации, то нельзя сводить историю Понтия Пилата лишь до нескольких сцен.

7.5K7.5K показов
3.2K3.2K открытий
39 комментариев

Хуйня обзор, докопался до чего не нужно.
Это лучшая экранизация романа. Акцент сделан на арку Мастера и Маргариты, переосмыслен и раскрыт немного по своему. Арку Пилата и так все знают, нужные сцены там есть.
Я был в восторге от фильма. Крутой продакшен. Переосмысления Мастера под самого Булгакова. И представление арки дьявольщины как рассказ ненадежного рассказчика в лице Мастера.

Ответить

А кто определяет, до чего "нужно"?
Нет там никакого переосмысления. Просто эта арка чуть менее урезанная. На деле же огромное количество тонких моментов оказалось выкинуто. Что именно Маргарита сподвигла Мастера опубликовать отрывок, а потом корила себя. Или как Мастер желал, чтобы Маргарита его забыла, вопреки чувствам.
Что значит, что арку Пилата "все знают"? Я уверен, даже читавшие половину не помнят, а все это напрямую завязано на историю Мастера. И история заканчивается именно после того, как Мастер отпускает Пилата.
Тема про "ненадежного рассказчика" была в произведении всегда, только гораздо более тонко. Например, в фильме буквально Мастер ворует ключи в психушке, тогда как теме "откуда ключи у Мастера" посвящено довольно много рассуждений.

Ответить

Как я стал подмечать для себя must see с помощью ДТФ - если на сайте начинают постоянно постить про что-то с заголовками "посредственный" "средняк" "проходняк" "кал"

Ответить

А так и есть, если дтфер ругает «на вид нормальный» фильм. То это однозначно хорошее кино как минимум.

Ответить

Но я этих слов-то и не использовал=) Хотя бы просто потому, что они несут мало информации.
Каждому свое. Я искренне считаю, что многие могут в этом фильме что-то найти. Но фанатам книги или сериала Бортко будет скорее всего так себе.

Ответить