Я смотрю всех победителей «Оскара», чтобы вам не пришлось [1935-1939]

Мир начинает бурлить, готовясь к самому страшному периоду XX века — несостоявшийся австрийский художник вовсю готовится к реализации своих планов, в Испании бушует гражданская война, Италия аннексирует Эфиопию, а в Советском Союзе приходит в исполнение приказ № 0047. Бильбо Бэггинс совершает путешествие туда и обратно, Шостакович пишет пятую симфонию, выходит первая полнометражка Disney, а в комиксах дебютируют миллионер в костюме летучей мыши и журналист в красно-синем трико.
Продолжаем знакомиться с классикой черно-белого кино, заполучившей главные статуэтки Американской киноакадемии.

disclamer: Я не претендую на какую-то серьезность в оценке картин, это сугубо мое личное мнение. Оцениваю фильмы так, как они смотрятся сейчас, и оставляю за собой право не давать скидку на время. Смотрел только победителей, а не всех номинантов в каждом году, и не могу оценить объективность именно победы в рамках номинации. Осторожно, еще я матерюсь в тексте.

1935

Получение награды от американских кинематографических кентов становится всё более престижным достижением, а количество этих наград продолжает расти. Впервые вручаются награды за лучший монтаж, песню и саундтрек. Что интересно, музыкальные награды доставались не непосредственно композитору, а главе музыкального департамента студии. Справедливо, ничего не скажешь!

«Это случилось однажды ночью»

Я смотрю всех победителей «Оскара», чтобы вам не пришлось [1935-1939]
— Вы её любите?

— Нормальный человек не сможет прожить с ней под одной крышей, она для меня ничто!

— Я вас спрашиваю, вы её любите?

— Да!

Очень переживал, что очередная мелодрама тридцатых вновь вгонит в смертельную тоску, но, к счастью, всё оказалось совсем наоборот.

Итак, typical stupid pizda сбегает от богатого папы к своему жениху, так как родитель против их брака. Бежать приходится вдоль всего побережья Атлантики — из Майами в Нью-Йорк. В пути она знакомится с журналистом, которому кровь из носа нужна сенсация, чтобы реабилитироваться в глазах начальника. Интервью со сбежавшей дочерью миллионера — самое то, они едут вместе иииии… завертелось!

На первый взгляд, подобная картина вряд ли может увлечь, если бы не целая куча «но».

И первое из них и самое главное — Кларк Гейбл. Запомните этого парня, сегодня мы с ним еще увидимся. Боже, как он горяч, как он хорош, буквально с первых кадров хочется забыть про этих ваших Патриков Бейтманов и кидать мемы «это тупо я» вместе с Питером Уорнером. Замечательный актер, замечательный персонаж — принципиальный, харизматичный, находчивый и чертовски привлекательный.
Принес в копилку фильма еще один «Оскар» за лучшую мужскую роль (загибаем пальцы!).

После этой сцены майки резко вышли из моды!
После этой сцены майки резко вышли из моды!

На его фоне Клодетт Кольбер, исполнительница главной женской роли, несколько теряется, но в отдельных сценах всё же выходит на первый план, позволяя персонажу раскрыться и показать себя с разных сторон. Мало-помалу избалованная девушка становится приятной и зрителю, и своему невольному попутчику. Между парой главных героев образуется ядрёная химия и смотреть на них очень приятно, ни один из них не перетягивает одеяло на себя, позволяя раскрыться партнёру.
Третий «Оскар» — за лучшую женскую роль.

Я смотрю всех победителей «Оскара», чтобы вам не пришлось [1935-1939]

Не убирайте пальцы, сейчас придётся сжимать их в кулак, ведь у фильма ещё две статуэтки — «Лучшему режиссеру» и за «Лучший адаптированный сценарий».
Простой, но рабочий сюжет, сегодня уже ставший классикой, обилие диалогового юмора, постановка сцен и общая плавность повествования превращают вроде бы банальный мелодраматичный роуд-муви в блестящую картину.
Судя по всему, «Это случилось однажды ночью» послужил источником вдохновения для сотен современных ромкомов, тут и там прослеживаются моменты, ставшие классикой для жанра. Например, герои из разных социальных слоёв («Поездка в Америку») или приход к любви через первоначальную неприязнь («Однажды в Вегасе»).

«Шрэк», конечно, не ромком, но каждая история любви обязана иметь такую сцену
«Шрэк», конечно, не ромком, но каждая история любви обязана иметь такую сцену

Итог

Пять статуэток в самых престижных номинациях — успех, повторить который удастся лишь двум фильмам.
Вторая половина тридцатых пока приятно радует, однозначно советую к просмотру всем любителям жанра. «Это случилось однажды ночью» затыкает за пояс большую часть современных ромкомовских собратьев, а Кларк Гейбл для меня становится в один ряд с Райаном Гослингом.

1936

Что удивительно, до этого года включительно голосующие члены Академии самостоятельно вписывали имена кандидатов в бюллетени. В дальнейшем процедуру упростят до галочек. Эх, пропала свобода!
А еще добавили номинацию за «Лучшую постановку танца».

«Мятеж на Баунти»

Я смотрю всех победителей «Оскара», чтобы вам не пришлось [1935-1939]

Лента от победителя в номинации «Лучший режиссер» Фрэнка Ллойда, если помните, он получил её в 1934 за «Кавалькаду». А ещё тут вновь Кларк Гейбл — в общем, звучит всё довольно многообещающе. И, к сожалению, картина меня разочаровала.

Если судить по всё той же «Кавалькаде», Ллойду неплохо удавались исторические картины, поэтому в режиссерском кресле здесь он смотрится вполне уместно. Фильм повествует о реальном мятеже матросов и офицеров, произошедшем на одном из кораблей британского флота в конце XVIII века. И вот к чему нельзя придраться, так это к самой историчности, тут всё очень натурально — точные полноразмерные копии кораблей, костюмы, съемки в специальных резервуарах, 2500 таитян для массовки, даже операторская работа достоверно передаёт качку на судне. Вообще не перестаю удивляться, насколько тяжело было во времена, когда не было компьютерной графики и прочих современных ништяков, так что масштаб проделанной работы, без шуток, поражает. Правда иногда это немного режет глаза, вроде наложения кадров волн на фоне корабля (эдакого прадеда современного гринскрина) или корявых монтажных склеек. Всё это выливалось в ещё большие расходы на съемки, например, съёмочная команда благополучно проебала кадры с Таити, что вскрылось лишь по возвращении в Голливуд. Поехали снимать обратно, что поделать!

А вы не были на Таити?
А вы не были на Таити?

В остальном фильм показался дико скучным, несмотря на обилие событий и незаурядный сюжет. Ну вот не знаю почему, даже Кларк Гейбл растерял львиную долю своего обаяния вместе с шикарными усиками. Он всё еще хорош, но блекнет на фоне себя самого из прошлой картины. Возможно, просто не моё, думаю, стоит посмотреть римейк с Марлоном Брандо или с Энтони Хопкинсом, чтобы окончательно делать выводы о сюжете.

Героям не особо сопереживаешь — ну да, гнида-капитан пиздит кокосы и пиздит матросов, бравые офицеры и скуфы-работяги решают, что ХВАТИТ ЭТО ТЕРПЕТЬ — хотим жить с таитянками, а не служить на флоте. Просто непонятен сам переход мега-терпильного персонажа Гейбла к бравому революционеру, уж больно этот переход резкий.

Зато он продолжает радовать зрительниц обнаженным торсом
Зато он продолжает радовать зрительниц обнаженным торсом

Единственный порадовавший персонаж — как раз тот самый капитан, против которого и был этот мятеж. Да, он, конечно с гнильцой, но мужик целеустремленный, мстительный, даже фанатичный, в общем, довольно фактурный образ. Нужные эмоции вызывает, актер Чарльз Лотон справился блестяще.

Итог

Красиво снято, но смотреть скучно. Не исключаю чрезмерной субъективности в оценке этого фильма, но рекомендовать бы не стал, хотя описанные в фильме события весьма интересные с исторической точки зрения.

1937

Американские кинематографические кенты поняли, что можно хорошо играть, даже если у тебя не главная роль, поэтому появляются две статуэтки, о которых мы знаем и сейчас — «Лучший актер/актриса второго плана».

«Великий Зигфелд»

Я смотрю всех победителей «Оскара», чтобы вам не пришлось [1935-1939]

Ммм, трёхчасовой байопик про бродвейского шоумена? Вот это вкуснятина! Такое, конечно, хочется смотреть на полторашке и под полторашку, но пришлось действовать честно.

Уж не знаю, что за человеком был этот Флоренс Зигфелд, водку я с ним не пил, но если судить по тому, что показано в фильме — был он полной мразью. Зигфелд буквально построил карьеру на пиздеже невероятной величины. Лучших артистов он уводил у единственного друга, изменял жене, чтобы завлечь в труппу очередную девицу, при этом к своим подопечным относился буквально как к «трамплину для дальнейшего успеха». Продюсером он был, безусловно, очень талантливым, как и очень талантливым транжирой — при небывалом ажиотаже своих постановок умудрялся влезать во всё новые и новые долги.

Если в этом и была цель — показать Зигфелда выдающимся профессионалом, но при этом полным муднем, то замысел удался. А вот смотреть это повествование скучновато — очередные интрижки усатого мужика с кучерявыми дамочками, решение денежных вопросов и всё в таком духе.

Кстати, первый фильм из марафона, который удалось посмотреть во вменяемом качестве, ранее выше условных 360p не поднимался
Кстати, первый фильм из марафона, который удалось посмотреть во вменяемом качестве, ранее выше условных 360p не поднимался

Впрочем, фильм смело можно делить на две части, добрая половина хронометража это воссоздание тех самых бродвейских шоу. К слову, они и смотрятся, и слушаются куда бодрее. И ведь есть с чем сравнивать — на ум сразу приходит «Бродвейская мелодия» из предыдущего поста, по уровню постановки и операторской работы «Великий Зигфелд» феноменально превосходит предшественника. Даже сейчас это меня впечатлило довольно сильно — представляю, что творилось на Бродвее, если там была хотя бы половина из показанного в кино. Особенно впечатлил номер «a pretty girl is like a melody».

Единственный вопрос — а зачем посвящать этому столько времени? Ну была бы это пара эффектных сцен — вообще ноль вопросов, но фильм ведь идёт аж три часа в большей степени из-за этих «записей концертов». Разве что получить статуэтку в появившейся в прошлом году номинации «За лучшую постановку танца».

Итог

Посмотреть советую ровно одну сцену, видео чуть выше. А вот остальные три часа своей жизни лучше потратить на что-то более интересное. Во время выхода фильм был хитом, потому что Зигфелд умер всего за 4 года до премьеры, но сейчас проникнуться его историей трудновато.

1938

Юбилейная десятая церемония была отложена на неделю из-за разрушительного наводнения в Лос-Анджелесе.
Кроме того, впервые вручена награда имени Ирвинга Тальберга, которую периодически выдают за солидный продюсерский вклад в развитие кинематографа. На заметку, Ирвин Тальберг - руководитель производственного отдела Metro-Goldwyn-Mayer, почивший годом ранее.

«Жизнь Эмиля Золя»

Я смотрю всех победителей «Оскара», чтобы вам не пришлось [1935-1939]

Первый фильм, получивший двузначное число номинаций — аж десять, выиграв при этом в трёх. Заслуженно ли? Давайте разбираться, все же это второй байопик подряд, забравший самую престижную статуэтку.

Начнем с того, что название фильма — чистейшей воды наебалово. К тридцатой минуте французский писатель уже постарел, всё на свете превозмог, почти все книги написал, живёт с семьей в шикарном особняке и кушает лобстеров. За эти тридцать минут Золя показан типичным «сойжаком кукожем либерахой» из мемов, которого со временем перестали интересовать гражданские свободы и прочие права, ведь как только своя жопа оказалась в тепле, глаза плотно прикрылись.

— Сегодня большие, но по пять, а вчера были маленькие, но по три!
— Сегодня большие, но по пять, а вчера были маленькие, но по три!

Оставшиеся полтора часа фильма посвящены делу Альфреда Дрейфуса — офицера французской армии, ошибочно обвиненного в передаче секретных сведений немецкой разведке. Если смотрели «Офицер и шпион» Полански — ничего нового не узнаете, скорее, наоборот. Из фильма 1937 года вырезали почти все упоминания национальности Дрейфуса, ведь, ВОЗМОЖНО, в КОЕ-КАКОМ европейском государстве КОМУ-ТО могло не понравиться, что в том деле она тоже играла роль.

Альфред Дрейфус и его киноверсии 1937 и 2020 годов
Альфред Дрейфус и его киноверсии 1937 и 2020 годов

Эмиль Золя отходит на второй план, этот Дрейфус ему в общем-то до пизды, ведь камин горит, а лобстеры стынут. И только когда его вконец доконали, он всё-таки сподобился начать действовать.
Фильм превращается в посредственную судебную драму и оканчивается вместе с жизнью главного героя.

Если что, я не глумлюсь над Золя как над исторической фигурой, я просто описываю то, что показано в фильме. Тут та же проблема, что и во многих других плохо снятых байопиках, например, недавний «Маэстро» Брэдли Купера — показывают великого человека, но забывают показать почему именно он великий, как он к этому пришел, что именно сделало его таким, какой он есть.

Возвращаясь к десяти номинациям и трем статуэткам.
Лучшая мужская роль второго плана Джозефу Шилдкрауту (Дрейфус) — сомнительно, но окэй.
Лучший адаптированный сценарий — ну хрен его знает.
Про лучший фильм я молчу.

Итог

Как байопик эта картина слишком куцая, как судебная драма — слишком скучная. Если интересно побольше узнать о деле Дрейфуса — посмотрите «Офицер и шпион», если про Эмиля Золя — почитайте его биографию или одну из его книг. В любом случае, этот фильм не поможет ни с тем, ни с другим.

1939

Уолт Дисней вновь получил почетный «Оскар» за «Белоснежку и семь гномов». Всегда удивлялся, что этот мультфильм вышел в такие бородатые годы! Дисней в целом держит рекорд по количеству номинаций и количеству статуэток (59 и 26 соответственно).

«С собой не унесешь»

Я смотрю всех победителей «Оскара», чтобы вам не пришлось [1935-1939]

— Почему бы тебе не написать пьесу про манию «-измов»?

— «-измов»?

— Ну да, коммунизм, фашизм, буддизм! У каждого в наши дни есть свой «-изм». Если дела у тебя идут не очень, то ты обзаводишься своим «-измом» и вроде чем-то занят.

Что ж, похоже, что я нашел для себя любимого режиссёра тридцатых! Фрэнк Капра, снявший «Это случилось однажды ночью», вновь забрал «Лучшего режиссера» и «Лучший фильм» спустя четыре года. Его фирменный почерк очень хорошо прослеживается — уморительная комедия в сочетании с глубокими мыслями и нестандартным взглядом на вещи.

История простая — влюбленная парочка из разных социальных слоёв преодолевает все трудности на пути к своему счастью. Повторюсь, но это и сейчас излюбленный прием для жанра, взять хоть «Красотку» с Джулией Робертс, хоть корейские дорамы вроде «Наследников» (про дораму для жены написал, не обращайте внимания). Богатому парню нужно убедить родителей в том, что его избранница — достойная партия, и всё бы ничего, но у девушки малость пришибленная семейка, которая может испортить впечатление. «Малость пришибленная» — в хорошем смысле, насколько это возможно. Они не следуют каким-то стандартам общества, а просто живут в кайф — деды в подвале мастерят фейерверки, маман девушки пишет книги, потому что в дом по ошибке доставили печатную машинку, сестра танцует под аккомпанемент в исполнении своего мужа, а глава семейства предпочитает играть на губной гармошке и не платить налоги.

Если ваша вечеринка не похоже на что-то подобное...
Если ваша вечеринка не похоже на что-то подобное...

Несмотря на простоту сюжета, вся магия кроется именно в раскрытии персонажей и контрасте клоунады с осмысленными диалогами и рассуждениями. Для примера возьму Лайонела Бэрримора, который играл в «Гранд-Отеле» из прошлого поста. В обоих случаях его персонаж — дедок с ебанцой, только здесь этот дедок живой, интересный, с его мыслями можно не соглашаться, но ими проникаешься. И так со всеми — почти каждый персонаж от русского учителя танцев до главы многомиллионной корпорации так или иначе раскрываются зрителю и оседают в памяти.
Правда, само повествование иногда всё же проседает, что немного портит впечатление от картины.

Итог

Хорошая комедия, которая в то же время заставляет задуматься о смысле жизни и других фундаментальных вопросах, один из которых маячит в названии.
Любителям черно-белого кино советую однозначно. Если вы не из таких, сначала посмотрите «Это случилось однажды ночью», и если захочется ещё — принимайтесь за следующую картину Капры.

Подводим итоги

Лучший фильм — «Это случилось однажды ночью»
Худший фильм — «Жизнь Эмиля Золя»
Специальные призы — Кларк Гейбл и Фрэнк Капра

Что ж, во второй половине тридцатых на «Оскаре» побеждали как блестящие комедии, так и тягучие исторические фильмы. И если первые оставили приятные впечатления, то вот вторые смотреть откровенно тяжело.
Такое чувство, что они брали не столько интересными сюжетами или режиссёрскими работами, сколько масштабами в съемке, бюджете и спецэффектах. Не знаю, был ли это осознанный «оскарбейт» или просто подобное нравилось членам Киноакадемии, но впечатления смешанные.

Не будем останавливаться на достигнутом, впереди сороковые, в следующем посте будет интересно узнать, кто побеждал в разгар Второй Мировой и насколько сильно внешние факторы влияли на кинематограф.

8686
15 комментариев

Комментарий недоступен

6

а в Советском Союзе приходит в исполнение приказ № 0047

5

Эх, столько хороших фильмов проходит мимо, если зацикливаться только на лауреатах Оскара за лучший фильм.

Мои рекомендации:

I Am a Fugitive from a Chain Gang (1932) - это скорее к прошлому посту.

The Petrified Forest (1936) - фильм стоило бы посмотреть просто из-за актёрского состава: Лесли Говард, Бетти Дэвис, Хамфри Богарт.

You Only Live Once (1937) - нетипичный фильм для Голливуда тех времён. Сильвия Сидни время от времени истерит (такое ощущение, что актриса по-другому играть и не умела - в Fury 1936-ого года от Фрица Ланга у неё такой же типаж), но тут можно любоваться Генри Фондой.

It's Love I'm After (1937) - замечательная комедия с замечательным дуэтом Бетти Дэвис и Лесли Говарда.

A Star Is Born (1937) - комедия/мелодрама с великолепной Джанет Гейнор. Один из первых по-настоящему успешных цветных фильмов.

Angels with Dirty Faces (1938) - гангстерский фильм с Джеймсом Кэгни, который, в отличие от фильмов на эту тематику тех времён, не срывается в нравоучение. И вообще любой фильм с Джеймсом Кэгни в два раза лучше любого фильма, в котором его нет. И Хамфри Богарт здесь есть.

The Roaring Twenties (1939) - это уже к следующему посту. Джеймс Кэгни и Хамфри Богарт - смело берём и смотрим.

Из представленных в посте фильмов смотрел только "It Happened One Night". Посмотрел и сразу же забыл. "You Can't Take It with You" добавил в закладки.

Кстати, первый фильм из марафона, который удалось посмотреть во вменяемом качестве, ранее выше условных 360p не поднимался

Вот это уже какое-то неуважение к самому себе. Небось онлайн смотрел, а не как боярин тащил с известных сайтов?

3

The Petrified Forest (1936)

прочитал на одном дыхании! давно не было таких статей

2

Внезапно, лучшее, что я читал про немейнстримное (как минимум, для 2024 года) кино за последнее время

При этом особенно забавно то, что я читаю это не где-нибудь на Кинопоиске или смотрю видео на YouTube, а здесь, на DTF 😅

Автор — молодец! Продолжай, пожалуйста, и дальше. Надеюсь, твоего запала хватит как минимум до расцвета мейнстримного авторского кино эпохи Скорсезе и Копполы

2

Очень интересно пишете. И классную тему взяли. Любопытно следить, как менялось кино. Пожалуйста, не бросайте этот цикл!

2