Кино-2023. Оставленные стражи

«Стражи Галактики. Часть 3»

Кино-2023. Оставленные стражи

Не могу сказать, что я разделяю мнение, будто режиссер Джеймс Ганн и его космическое детище – нечто особенное во вселенной Марвел, выгодно выделяющееся и превосходящее все прочие истории и линии. В общем и целом, это такой же неискоренимый и безнадежно повторяющийся из раза в раз детский сад, с кучей драматических и сюжетных натяжек, с привычно убогим подростковым юморком и с попыткой сыграть простодушно на ностальгии через отсылки к массовой культуре и неизменный ретро-музончик.

Тем не менее, стоит признать, что именно третья часть «Стражей» получилась особенно симпатичной и даже особенно милой в отношении некоторых аспектов. И главный из них – конечно же, тема большой (и даже огромной) и дружной семьи, в которой все могут и должны быть причудливо разношерстными, – как внешне, так и по характеру, – но в то же время преданными и открытыми тем, кто однажды впустил, разделил, обратил на тебя внимание, пожертвовал и проявил заботу.

В этом смысле концовка фильма, где наши бравые пираты и не-супергерои спасают по итогу всех-всех-всех, особенно трогает, заставляя оценить тот укрепляющий и объединяющий посыл, что выражается, в том числе, через простой и всегда читерски-избитый прием – всеобщие (и неоднократные) обнимашки.

Кино-2023. Оставленные стражи

Но вот конкретно линия Ракеты, хотя она безотказно действует и даже повышает градус трагичности привычного ганновского балагана, все-таки слишком и откровенно манипулятивна, слишком уж слезовыжимательна. Смотреть на этих енотиков в клетке или на покалеченных зверьков-франкенштейнов, мечтающих о невозможном для них светлом и дружном будущем, – все равно что смотреть ролики про собачек и котиков, когда с ними происходит что-нибудь неприятное и особенно нехорошее. Тут уж, понятно, никак не останешься равнодушным, захотев отомстить и уничтожить всех плохих заигравшихся дядей с вечным комплексом демиурга.

Любовная же тема Питер-Гамора, непроходимая и очаровательная тупость Дракса, который, как и Мантис, пытается отыскать себя и свое предназначение, все более распоясывающийся и многозначительный Грут (с точки зрения трактовок его грутовских реплик), да и масса других мелочей и второстепенных характеров – все сделано именно на подростковом «и так прокатит» уровне, давно свойственном, увы, не только вселенной Марвел. Ведь главное, видимо, – общая движуха, прикол, выстреливающий за приколом, чувство нерушимого братства, зрелище, веселуха.

Кино-2023. Оставленные стражи

И худо-бедно все это в фильме оправдывается, так как с динамикой тут, в целом, сносно. (Хотя вот злодейские злодеяния главного злодея совершенно ни о чем, и даже пафосной схватки под занавес не сумели как следует запилить). Вся же эта космическая братва, и впрямь, вызывает симпатию, если не ходить далеко и забыть на время об изначальной несерьезности подобного клоунского зрелища. И, если бы еще поставить на этом жирную точку, превратив это кино в лебединую песнь Джеймса Ганна, было бы совсем хорошо. Маловероятно, конечно (титры снова намекают и заманивают), но, в любом случае, не хуже, чем было, а в чем-то – даже лучше и шире.

В результате мы имеем вполне цельную, единую по духу и атмосфере (а особенно – в части музыкальной) трилогию, чем как раз-таки другие ветки и марвеловские герои вряд ли смогут похвастаться. В общем, кинематографическое явление под названием «Стражи Галактики» вызывает, хотя и очень снисходительную, но вполне расположенную и добрую улыбку. Не испортите хотя бы это, господа продюсеры, остановитесь вы хоть раз вовремя.

Оценка: 5 из 10

«Оставленные»

Кино-2023. Оставленные стражи

Так получилось, что я не видел до сих пор ни одного фильма Александра Пэйна. Поэтому сравнивать и анализировать последнюю его работу в рамках всего творчества, в плане повторения/развития, увы, не смогу. Начинается она очень многообещающе – с титров и пленки, стилизованных под начало 70-ых (и даже год производства значится как «1971»), с теплых рождественских кадров речки, идущего снега и дворника, который его чистит.

Нам показывают старомодные здания Бартонской средней школы и цепочки соединяющих их узких дорожек, показывают учеников и преподавателей, сидящих за своими столами в просторной и узнаваемой столовой, да и вообще все тут нам очень знакомо. (Знакомо, конечно, по фильмам).

Одежда и прически, разговоры и музыка, декорации и тона, плавные, дружелюбные переходы из кадра в кадр – типичная вроде бы экранная Америка времен войны во Вьетнаме (и, среди прочего, – «Выпускника» Майкла Николса, чей саундтрек мне сразу же вспомнился). Разве что эти самые переходы (то есть, монтаж) несколько современные, слишком уж вылизанные, ну да ничего.

Кино-2023. Оставленные стражи

Проблема «Оставленных» состоит вовсе не в этом, хотя и связана с упомянутой особенностью визуальной эстетики. Центральный конфликт этой истории – три оставшиеся на Рождество одинокие души, ни в чем между собой не схожие, не считая факта их ненужности миру, – узнаваем не меньше, чем вся эта кинематографичная атмосфера, и обещает нам по всем признакам уютную праздничную историю. С драмой и перипетиями, со страданием и недопониманием, но обязательно – с согревающим единением в финале, с пускай временным, но удовлетворяющим зрителя разрешением всех обозначенных в фильме проблем. И так оно, по сути, и происходит – с единственным существенным «но».

Как и всякая современная стилизация, как и всякая ностальгическая реконструкция, фильм Пэйна осуществляет их лишь на поверхности, передавая не столько дух и начинку эпохи, сколько привлекательную и яркую обертку. Да, безусловно, в нее завернут и подан на блюдечке конфликт, актуальный и в наши дни, трогающий и вызывающий сочувствие, да и не способный его не вызвать. Все положенные драматические составляющие ровненько прилажены и склеены друг с другом, как во всякой хорошей ремесленной поделке, с видимостью напряжения и даже трагедии, но в реальности – без острых углов, без глубины, без хоть сколько-нибудь живого сердечного надрыва. Характеры героев здесь очень условны, как шаблонны и их судьбы, бэкграунд, да и реалии их невеселой жизни.

Кино-2023. Оставленные стражи

Пол Джаматти комично и в то же время жалостливо косит своими глазами, весь такой низенький, неуклюжий, давно сросшийся со своими внешними и внутренними болячками, с образом высокомерного зануды, во всем слишком традиционного и упорно не снисходящего, формально правильного и будто бы вполне самодостаточного. Трогает и паренек, бунтующий, хамящий и срывающийся, но очевидно положительный и потерянный, не знающий и не привыкший находить поддержку от других. Как, вероятно, не привыкла к ней и полноватая чернокожая повариха, мама погибшего во Вьетнаме мальчика, простая и честная женщина, ходящая в церковь и смотрящая по вечерам глупые шоу о парочках с их понятными ей семейными сложностями. Для нее они теперь позади, и разве что дочка сестры, что совсем скоро должна родиться, – какой-никакой повод продолжать и подкопить денег, чтобы дать той путевку в жизнь.

Увы, но все эти симпатичные, понятные и нередко пробивающие на слезу вещи конкретно у Пэйна почти не задевают. Драма отыгрывается по всем сентиментальным канонам и даже пытается косить в финале под культовый «Запах женщины». Но ни продуманного голливудского эффекта, что производила речь Аль Пачино, ни элегантной сцены слепого танца, ни какой-либо особенно взрывной и бурлящей химии между молодым и пожилым героями в «Оставленных» найти не выходит.

Все как бы в наличии, но разве что в зачатке, слишком бледное, приглушенное, беззубое. Красивая картинка, но без красивых мыслей, без красивых отношений – и даже без красивых диалогов. (Хотя про жизнь как лестницу в курятник пошутили неплохо). Возможно, для кого-то, в качестве согревающего новогоднего подарка, в качестве маленького безыскусного утешения, небольшой доли эскапизма, такое кино и сгодилось. Но лично для меня, да и глобально, все здесь очень вторично.

Оценка: 6 из 10

22
Начать дискуссию