Кино Юрий Ягупов
1 054

«Довлатов» и «Лето» — царство Советов глазами Сергея Довлатова и Виктора Цоя

Разбираемся, что роднит и различает «Довлатова» Алексея Германа мл. и «Лето» Кирилла Серебренникова.

В закладки
Аудио

Начало семидесятых, Ленинград. Несколько лет назад отгремела «Пражская весна», и оттепель, затеянная Хрущевым, окончательно сошла на нет. Сергей Довлатов, разменявший третий десяток, по-прежнему является подающим надежды писателем, скрытым от глаз широкой общественности. Все потому, что его отчаянно не желают печатать, ведь его проза не вписывается в размеренный и покорный коммунистический быт. Грубо, злободневно, в конце концов, попросту вульгарно — вовсе не этого заслужили порядочные советские граждане.

Ради незначительного заработка и отлынивания от статьи за тунеядство, по вине которой Бродский провел полтора года в заключении, Довлатов пишет всякую ерунду для безымянной заводской газеты. Вот только эта работа не приносит реальных денег, в лучшем случае не позволяя умереть с голоду. Так что у него даже нет возможности купить дочери куклу в честь приближающегося Нового года. Да черт с ней с куклой — у него не хватит денег даже на очередной скоротечный запой.

«Довлатов», 2018 г.

В том же Ленинграде, но уже спустя десятилетие, юный Виктор Цой пытается отыскать дорогу к своему слушателю. В 1981-ом году рок-музыка, подобно прозе Сергея Довлатова и стихам Иосифа Бродского, вызывает у властей лишь неприязнь и опасения. Единственный на тот момент способ покинуть глубокое подполье — вступить в Ленинградский рок-клуб, который располагался буквально через дорогу от постоянного места жительства Сергея Довлатова на улице Рубинштейна. С одной стороны он является желанным глотком свободы, с другой — очередной формой контроля и осознанным компромиссом, на который пошли власти.

Проблема в том, что Цою с его хлесткими текстами, особенно на фоне резонансной войны в Афганистане, было практически невозможно самостоятельно пробраться в ряды Ленинградского рок-клуба, ведь в Советском Союзе любая форма свободы имела нормированные рамки. В результате, с подачи душной системы Цой знакомится с Майком Науменко, уже известным питерским музыкантом и участником Ленинградского рок-клуба, и его молодой женой Натальей.

Похоже, сами того не желая, Алексей Герман мл. и Кирилл Серебренников, режиссеры «Довлатова» и «Лета» соответственно, сняли кино не столько о выдающихся личностях, сколько о соседствующих этапах разложения одной страны. Благодаря этому они выступают равными половинами цельного рассказа о затхлом времени и системе, желавшей вытравить из человека всякую индивидуальность. Даже самую незначительную и безобидную.

Одна беда — Сергея Довлатова в исполнении Милана Марича и Виктора Цоя в исполнении Тео Ю причастные к показанным событиям моментально окрестили самозванцами, не имеющими ничего общего со своими прообразами. А Серебренников и вовсе самолично продекларировал по ходу собственной картины: «Не похож!». Вот только оба фильма вовсе не про историческую достоверность и судьбу конкретных личностей. Если в «Довлатове» основной темой выступают душевные метания человека, изнывающего от вечно давящих рамок, то «Лето» — это в первую очередь картина о зарождении любви, мимолетной, слегка болезненной, но тем не менее воодушевляющей.

«Лето» , 2018 г.

Большую часть фильма Довлатов, решившийся на второй развод, устало мечется по Ленинграду. Из пустого дома в офис заводской газеты, следом через холодные улицы в издательский дом, а после очередного отказа в публикации на знакомый квартирник, попутно забежав на близлежащую барахолку, на которой орудуют фарцовщики. А в перерывах между привычной рутиной он обаятельно улыбается, резко шутит, пытается раздобыть денег на вожделенную куклу дочери и найти в себе силы не эмигрировать из родной, но почему-то такой неприветливой страны.

В свою очередь, «Лето» концентрирует внимание на попытках Цоя пристроить куда-нибудь свои песни, придав тем самым собственному творчеству законченную форму; на расцветающих между ним и Натальей Науменко чувствах — чистых, как школьная любовь, и ни к чему не обязывающих; и на досаде Майка Науменко, в течение одного лета теряющего семью и осознающего, что на его место пришел некто более молодой и талантливый.

При том, что обе картины повествуют о диссидентах и ширине рамок, ограничивающих свободу, в них напрочь отсутствует болезненная рефлексия и вязкое уныние. Они полны жизнеутверждающей атмосферы и едва уловимого ощущения праздника, способного пробиться сквозь все мыслимые запреты. Но если в итоге «Довлатов» оставляет слегка горький привкус тоски, то «Лето» уходит на мажорной ноте, с блеском в глазах и желанием жить, несмотря ни на что — пусть душно, главное, чтобы была возможность хватать губами воздух и горланить по ночам песни.

Что любопытно, на усиление образов главных героев работает не только царящая в картинах атмосфера, но и поведение камеры. Если у Алексея Германа мл. она либо размеренно следует за героями, либо и вовсе стоит на месте, акцентируя внимание на усталости и измученности Довлатова, то у Кирилла Серебренникова она постоянно мечется из стороны в сторону, даже в спокойные моменты напоминая о буйном духе главных персонажей.

Помимо этого на стиль и яркий образ «Лета» работает умелое вплетение анимации в повествование и наличие неприкрытого художественного вымысла. Дело в том, что часть событий, имевших место в жизни, поданы в желанной, но неправдоподобной обертке — словно приукрашенный пересказ, который, несмотря на все преувеличения, остается необычайно ярким и привлекательным.

Также картины объединяет непомерная любовь и завораживающий трепет перед музыкой. Сергея Довлатова постоянно сопровождает изысканный советский джаз, давно переросший «музыку черных», а за Цоем и Майком Науменко грузным шлейфом тянется в меру резвый советский рок и западная классика в лице The Velvet Underground, Дэвида Боуи, Sex Pistols и прочих. Так что среди прочего это еще и кино о музыке, во все времена позволявшей перетерпеть наиболее болезненные моменты.

«Довлатов», 2018 г.

Считается, что от современного российского кино изрядно смердит гнилью, но при этом оно неплохо котируется в Европе. Так, «Довлатов» был крайне тепло принят на прошедшем Берлинском кинофестивале, а «Лето» отметилось в Каннах. Оба фильма даже сумели ухватить по статуэтке — «за выдающиеся художественные достижения» и «за лучший саундтрек» соответственно. При этом широкий прокат «Довлатова» длился всего четыре дня, а Кирилл Серебренников находится под домашним арестом.

«Довлатов» и «Лето» оказались необычайно разными картинами — интеллигентной и бунтарской, предпочитающей говорить шепотом и вопящей во все горло, в конце концов, цветной и черно-белой. При этом они невероятно похожи и по сути произрастают одна из другой, дополняя портрет закрытой и трещащей по швам страны, которой не было ни малейшего дела до человека. Но делают они это невзначай, концентрируя внимание на более приятных и доступных вещах. Главное, не забывать, что это не биографические полотна, а произведения об эпохе и людях, в которых на главных ролях могли оказаться не Сергей Довлатов и Виктор Цой, а любая изнывающая от системы персона.

PS. Если понравился текст - присоединяйтесь. Там я пишу не только про кино. И не я один.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Юрий Ягупов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 27, "likes": 31, "favorites": 25, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 25600, "is_wide": false }
{ "id": 25600, "author_id": 67925, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/25600\/get","add":"\/comments\/25600\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/25600"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957 }

27 комментариев 27 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...

Комментарий удален

–19

Нужно было поступиться своими принципами ради игрушки ребенку?

Ответить

Комментарий удален

–19

Ничего не понял. Можете просто ответить да или нет?

Ответить
0

Довлатов никогда не боролся с властью. Просто не принимал, не любил.

Ответить

Комментарий удален

–19

Вам будет удивительно узнать что промтовары в СССР были довольно дорогие, а вот продукты дешевые.

Ответить

Комментарий удален

20

Довлатов вообще как писатель - говно.
Я назову с десяток советских и современных писателей, которые писали про то же самое, но они О БОЖЕ не распиарены.
Это кстати симптоматично и многое говорит о литературном таланте: почему пиаремый Довлатов не добился той же популярности, что и Буковски (которого тоже пиарили, кстати).

Ответить
19

Ну да, Довлатов в фильме не такой, как в жизни, ибо в жизни он отвратительная свинья и тот ещё синяк. Ему было плевать на всё, абсолютно.

Ответить
3

Спасибо за статью.
Беда в том, что в такой духоте и чувствовался зов свободы в их текстах, а сейчас что? Когда (очень, очень условно) всё можно...

Ответить
3

Пожалуйста.
Думаю, так всегда было - чем сильнее давят, тем больше просится наружу. И давить необязательно должно государство, достаточно окружающих обстоятельств.

Ответить
0

Сейчас везде чувствуется патриотизм, духовные скрепы и любовь к вождю.
От чего ушли, к тому пришли.

Ответить
1

Насколько вижу, сегодня у нас всего-навсего иллюзия единства народа. В основном подкрепляемая пропагандой. Заглохнут рупоры, вернемся к перестройке. Идеологии, кроме как медийной, у нас сегодня никакой нет, если новой перестройке "быть", то она пройдет менее болезненно. Главное, чтобы алкогольные пары постиндустриального общества окончательно не убили в человеке желание трудиться. Имхо, единство должно не сверху исходить, с резолюций и постановлений, а изнутри каждого отдельного взятого человека. Но с распространением инструментов пропаганды (это касается всех сторон, в том числе и мнимой оппозиции), в это верится всё меньше и меньше.

Ответить
3

разменявший третий десяток

То есть ему 20 с чем-то?
отлынивания от статьи за тунеядство

Гм, вот как это называется, - "отлынивание". Я думал, что Довлатов просто не хотел попасть под статью о тунеядстве...
не позволяя умереть с голоду

Может быть, "позволяя не умереть с голоду"?
через дорогу от постоянного места жительства

Может быть, через дорогу от дома Довлатова?
...
Дальше лень)
PS. Из заключения:
Оба фильма даже сумели ухватить по статуэтке — «за выдающиеся художественные достижения» и «за лучший саундтрек» соответственно. При этом широкий прокат «Довлатова» длился всего четыре дня, а Кирилл Серебренников находится под домашним арестом.

Ну это как в пословице - "в огороде бузина, а в Киеве дядька") Фильм "Лето" прокатился неплохо, при чем здесь посадка Серебренникова?

Ответить
0

Нам бы такого зоркого редактора, как Вы.

Ответить
0

Таки это коммерческое предложение?

Ответить
2

Только если в качестве гонорара подойдет приятная компания не растерявших энтузиазм и не очень молодых людей) Еще могу пивом в Питере угостить)

Ответить
2

Считается, что от современного российского кино изрядно смердит гнилью, но при этом оно неплохо котируется в Европе.

Когда китаец видит плывущий по реке раздувшийся труп своего врага, то он начинает пританцовывать и "котировать".
На самом деле отсутствие спроса в России на эти фильмы просто говорит об их ненужности. Никак эти высеры с нами не резонируют, просто какой-то интеллектуальный онанист решил в очередной раз подрочить вприсядку с такими же онанистами, которые сами себя зовут элитой, чьих папок когда-то сделали элитой.

Ответить
1

Вроде и складно написал, но много воды. Последний абзац целиком повторяет абзац в середине. А вроде бы затравочную тему про "царство Советов", сравнивая, укладываешь в простое "портрет закрытой и трещащей по швам страны, которой не было ни малейшего дела до человека". И не развиваешь мысль. А мог бы. Сколько пространства для углубления. Как всё состояние Довлатова выразили через жирнейший бэкграунд. Как пердперестроечный союз всё ещё верил в вымуштрованную мораль, где нельзя стоя и хлопая слушать музыку и "что это у вас за "Восьмиклассница"? чему она молодежь научит?"
Требую больше материи)

Ответить
1

В следующий раз постараюсь)
А по поводу веры в мораль - навряд ли в нее массово верили к тому моменту. Скорее смирились или подстроились.

Ответить
1

Помню, вышел с просмотра Довлатова и страшно захотелось купить пальто. Даже зашел в магазин и примерил. Но так и не купил.

Ответить
0

Хуже, когда ты его купил, но оно постоянно весит в шкафу. Наверное, ему даже одиноко.

Ответить
1

И потом ты повисаешь рядом с ним

Ответить
0

Между выцветшим пуховиком и розовым костюмом кролика.

Ответить
2

под изысканный советский джаз

Ответить
1

имхо, фильм "Лето" больше про Майка, на фоне группы кино и становления рока, фильм про человека который внес весомый вклад в это самое становление, и кто знает как бы повернулась история, для Цоя и группы "Кино" если бы не Майк.

Ответить
0

При этом фильмы вообще ничего не роднит
Хихи

Ответить
–3

Да кому они сдались эти СССР и РФ?

Россиянам интереснее жизнь пиндосов и япошек. От своего, отечественного, блевать тянет.

Да наплевать на Цоя и Довлатова - у россиян есть Человек-Паук и Пикачу.

Ответить
0

Не, как раз у россиян есть Довлатов. У русских его нет.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Пять простых способов разогнать свой ПК
с помощью соли и чайной ложки
Подписаться на push-уведомления