Кино Юрий Ягупов
1 063

«Довлатов» и «Лето» — царство Советов глазами Сергея Довлатова и Виктора Цоя

Разбираемся, что роднит и различает «Довлатова» Алексея Германа мл. и «Лето» Кирилла Серебренникова.

В закладки

Начало семидесятых, Ленинград. Несколько лет назад отгремела «Пражская весна», и оттепель, затеянная Хрущевым, окончательно сошла на нет. Сергей Довлатов, разменявший третий десяток, по-прежнему является подающим надежды писателем, скрытым от глаз широкой общественности. Все потому, что его отчаянно не желают печатать, ведь его проза не вписывается в размеренный и покорный коммунистический быт. Грубо, злободневно, в конце концов, попросту вульгарно — вовсе не этого заслужили порядочные советские граждане.

Ради незначительного заработка и отлынивания от статьи за тунеядство, по вине которой Бродский провел полтора года в заключении, Довлатов пишет всякую ерунду для безымянной заводской газеты. Вот только эта работа не приносит реальных денег, в лучшем случае не позволяя умереть с голоду. Так что у него даже нет возможности купить дочери куклу в честь приближающегося Нового года. Да черт с ней с куклой — у него не хватит денег даже на очередной скоротечный запой.

«Довлатов», 2018 г.

В том же Ленинграде, но уже спустя десятилетие, юный Виктор Цой пытается отыскать дорогу к своему слушателю. В 1981-ом году рок-музыка, подобно прозе Сергея Довлатова и стихам Иосифа Бродского, вызывает у властей лишь неприязнь и опасения. Единственный на тот момент способ покинуть глубокое подполье — вступить в Ленинградский рок-клуб, который располагался буквально через дорогу от постоянного места жительства Сергея Довлатова на улице Рубинштейна. С одной стороны он является желанным глотком свободы, с другой — очередной формой контроля и осознанным компромиссом, на который пошли власти.

Проблема в том, что Цою с его хлесткими текстами, особенно на фоне резонансной войны в Афганистане, было практически невозможно самостоятельно пробраться в ряды Ленинградского рок-клуба, ведь в Советском Союзе любая форма свободы имела нормированные рамки. В результате, с подачи душной системы Цой знакомится с Майком Науменко, уже известным питерским музыкантом и участником Ленинградского рок-клуба, и его молодой женой Натальей.

Похоже, сами того не желая, Алексей Герман мл. и Кирилл Серебренников, режиссеры «Довлатова» и «Лета» соответственно, сняли кино не столько о выдающихся личностях, сколько о соседствующих этапах разложения одной страны. Благодаря этому они выступают равными половинами цельного рассказа о затхлом времени и системе, желавшей вытравить из человека всякую индивидуальность. Даже самую незначительную и безобидную.

Одна беда — Сергея Довлатова в исполнении Милана Марича и Виктора Цоя в исполнении Тео Ю причастные к показанным событиям моментально окрестили самозванцами, не имеющими ничего общего со своими прообразами. А Серебренников и вовсе самолично продекларировал по ходу собственной картины: «Не похож!». Вот только оба фильма вовсе не про историческую достоверность и судьбу конкретных личностей. Если в «Довлатове» основной темой выступают душевные метания человека, изнывающего от вечно давящих рамок, то «Лето» — это в первую очередь картина о зарождении любви, мимолетной, слегка болезненной, но тем не менее воодушевляющей.

«Лето» , 2018 г.

Большую часть фильма Довлатов, решившийся на второй развод, устало мечется по Ленинграду. Из пустого дома в офис заводской газеты, следом через холодные улицы в издательский дом, а после очередного отказа в публикации на знакомый квартирник, попутно забежав на близлежащую барахолку, на которой орудуют фарцовщики. А в перерывах между привычной рутиной он обаятельно улыбается, резко шутит, пытается раздобыть денег на вожделенную куклу дочери и найти в себе силы не эмигрировать из родной, но почему-то такой неприветливой страны.

В свою очередь, «Лето» концентрирует внимание на попытках Цоя пристроить куда-нибудь свои песни, придав тем самым собственному творчеству законченную форму; на расцветающих между ним и Натальей Науменко чувствах — чистых, как школьная любовь, и ни к чему не обязывающих; и на досаде Майка Науменко, в течение одного лета теряющего семью и осознающего, что на его место пришел некто более молодой и талантливый.

При том, что обе картины повествуют о диссидентах и ширине рамок, ограничивающих свободу, в них напрочь отсутствует болезненная рефлексия и вязкое уныние. Они полны жизнеутверждающей атмосферы и едва уловимого ощущения праздника, способного пробиться сквозь все мыслимые запреты. Но если в итоге «Довлатов» оставляет слегка горький привкус тоски, то «Лето» уходит на мажорной ноте, с блеском в глазах и желанием жить, несмотря ни на что — пусть душно, главное, чтобы была возможность хватать губами воздух и горланить по ночам песни.

Что любопытно, на усиление образов главных героев работает не только царящая в картинах атмосфера, но и поведение камеры. Если у Алексея Германа мл. она либо размеренно следует за героями, либо и вовсе стоит на месте, акцентируя внимание на усталости и измученности Довлатова, то у Кирилла Серебренникова она постоянно мечется из стороны в сторону, даже в спокойные моменты напоминая о буйном духе главных персонажей.

Помимо этого на стиль и яркий образ «Лета» работает умелое вплетение анимации в повествование и наличие неприкрытого художественного вымысла. Дело в том, что часть событий, имевших место в жизни, поданы в желанной, но неправдоподобной обертке — словно приукрашенный пересказ, который, несмотря на все преувеличения, остается необычайно ярким и привлекательным.

Также картины объединяет непомерная любовь и завораживающий трепет перед музыкой. Сергея Довлатова постоянно сопровождает изысканный советский джаз, давно переросший «музыку черных», а за Цоем и Майком Науменко грузным шлейфом тянется в меру резвый советский рок и западная классика в лице The Velvet Underground, Дэвида Боуи, Sex Pistols и прочих. Так что среди прочего это еще и кино о музыке, во все времена позволявшей перетерпеть наиболее болезненные моменты.

«Довлатов», 2018 г.

Считается, что от современного российского кино изрядно смердит гнилью, но при этом оно неплохо котируется в Европе. Так, «Довлатов» был крайне тепло принят на прошедшем Берлинском кинофестивале, а «Лето» отметилось в Каннах. Оба фильма даже сумели ухватить по статуэтке — «за выдающиеся художественные достижения» и «за лучший саундтрек» соответственно. При этом широкий прокат «Довлатова» длился всего четыре дня, а Кирилл Серебренников находится под домашним арестом.

«Довлатов» и «Лето» оказались необычайно разными картинами — интеллигентной и бунтарской, предпочитающей говорить шепотом и вопящей во все горло, в конце концов, цветной и черно-белой. При этом они невероятно похожи и по сути произрастают одна из другой, дополняя портрет закрытой и трещащей по швам страны, которой не было ни малейшего дела до человека. Но делают они это невзначай, концентрируя внимание на более приятных и доступных вещах. Главное, не забывать, что это не биографические полотна, а произведения об эпохе и людях, в которых на главных ролях могли оказаться не Сергей Довлатов и Виктор Цой, а любая изнывающая от системы персона.

PS. Если понравился текст - присоединяйтесь. Там я пишу не только про кино. И не я один.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Юрий Ягупов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 27, "likes": 31, "favorites": 25, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 25600, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 24 Aug 2018 15:17:01 +0300" }
{ "id": 25600, "author_id": 67925, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/25600\/get","add":"\/comments\/25600\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/25600"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957 }

27 комментариев 27 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...

–19

Нужно было поступиться своими принципами ради игрушки ребенку?

Ответить

–19

Ничего не понял. Можете просто ответить да или нет?

Ответить
0

Довлатов никогда не боролся с властью. Просто не принимал, не любил.

Ответить

–19

Вам будет удивительно узнать что промтовары в СССР были довольно дорогие, а вот продукты дешевые.

Ответить

20

Довлатов вообще как писатель - говно.
Я назову с десяток советских и современных писателей, которые писали про то же самое, но они О БОЖЕ не распиарены.
Это кстати симптоматично и многое говорит о литературном таланте: почему пиаремый Довлатов не добился той же популярности, что и Буковски (которого тоже пиарили, кстати).

Ответить
19

Ну да, Довлатов в фильме не такой, как в жизни, ибо в жизни он отвратительная свинья и тот ещё синяк. Ему было плевать на всё, абсолютно.

Ответить
3

Спасибо за статью.
Беда в том, что в такой духоте и чувствовался зов свободы в их текстах, а сейчас что? Когда (очень, очень условно) всё можно...

Ответить
3

Пожалуйста.
Думаю, так всегда было - чем сильнее давят, тем больше просится наружу. И давить необязательно должно государство, достаточно окружающих обстоятельств.

Ответить
0

Сейчас везде чувствуется патриотизм, духовные скрепы и любовь к вождю.
От чего ушли, к тому пришли.

Ответить
1

Насколько вижу, сегодня у нас всего-навсего иллюзия единства народа. В основном подкрепляемая пропагандой. Заглохнут рупоры, вернемся к перестройке. Идеологии, кроме как медийной, у нас сегодня никакой нет, если новой перестройке "быть", то она пройдет менее болезненно. Главное, чтобы алкогольные пары постиндустриального общества окончательно не убили в человеке желание трудиться. Имхо, единство должно не сверху исходить, с резолюций и постановлений, а изнутри каждого отдельного взятого человека. Но с распространением инструментов пропаганды (это касается всех сторон, в том числе и мнимой оппозиции), в это верится всё меньше и меньше.

Ответить
3

разменявший третий десяток

То есть ему 20 с чем-то?
отлынивания от статьи за тунеядство

Гм, вот как это называется, - "отлынивание". Я думал, что Довлатов просто не хотел попасть под статью о тунеядстве...
не позволяя умереть с голоду

Может быть, "позволяя не умереть с голоду"?
через дорогу от постоянного места жительства

Может быть, через дорогу от дома Довлатова?
...
Дальше лень)
PS. Из заключения:
Оба фильма даже сумели ухватить по статуэтке — «за выдающиеся художественные достижения» и «за лучший саундтрек» соответственно. При этом широкий прокат «Довлатова» длился всего четыре дня, а Кирилл Серебренников находится под домашним арестом.

Ну это как в пословице - "в огороде бузина, а в Киеве дядька") Фильм "Лето" прокатился неплохо, при чем здесь посадка Серебренникова?

Ответить
0

Нам бы такого зоркого редактора, как Вы.

Ответить
0

Таки это коммерческое предложение?

Ответить
2

Только если в качестве гонорара подойдет приятная компания не растерявших энтузиазм и не очень молодых людей) Еще могу пивом в Питере угостить)

Ответить
2

Считается, что от современного российского кино изрядно смердит гнилью, но при этом оно неплохо котируется в Европе.

Когда китаец видит плывущий по реке раздувшийся труп своего врага, то он начинает пританцовывать и "котировать".
На самом деле отсутствие спроса в России на эти фильмы просто говорит об их ненужности. Никак эти высеры с нами не резонируют, просто какой-то интеллектуальный онанист решил в очередной раз подрочить вприсядку с такими же онанистами, которые сами себя зовут элитой, чьих папок когда-то сделали элитой.

Ответить
1

Вроде и складно написал, но много воды. Последний абзац целиком повторяет абзац в середине. А вроде бы затравочную тему про "царство Советов", сравнивая, укладываешь в простое "портрет закрытой и трещащей по швам страны, которой не было ни малейшего дела до человека". И не развиваешь мысль. А мог бы. Сколько пространства для углубления. Как всё состояние Довлатова выразили через жирнейший бэкграунд. Как пердперестроечный союз всё ещё верил в вымуштрованную мораль, где нельзя стоя и хлопая слушать музыку и "что это у вас за "Восьмиклассница"? чему она молодежь научит?"
Требую больше материи)

Ответить
1

В следующий раз постараюсь)
А по поводу веры в мораль - навряд ли в нее массово верили к тому моменту. Скорее смирились или подстроились.

Ответить
1

Помню, вышел с просмотра Довлатова и страшно захотелось купить пальто. Даже зашел в магазин и примерил. Но так и не купил.

Ответить
0

Хуже, когда ты его купил, но оно постоянно весит в шкафу. Наверное, ему даже одиноко.

Ответить
1

И потом ты повисаешь рядом с ним

Ответить
0

Между выцветшим пуховиком и розовым костюмом кролика.

Ответить
2

под изысканный советский джаз

Ответить
1

имхо, фильм "Лето" больше про Майка, на фоне группы кино и становления рока, фильм про человека который внес весомый вклад в это самое становление, и кто знает как бы повернулась история, для Цоя и группы "Кино" если бы не Майк.

Ответить
0

При этом фильмы вообще ничего не роднит
Хихи

Ответить
–3

Да кому они сдались эти СССР и РФ?

Россиянам интереснее жизнь пиндосов и япошек. От своего, отечественного, блевать тянет.

Да наплевать на Цоя и Довлатова - у россиян есть Человек-Паук и Пикачу.

Ответить
0

Не, как раз у россиян есть Довлатов. У русских его нет.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
В лутбоксы начали включать багфиксы
Подписаться на push-уведомления