Эрик Ливолд "Ранее в "Людях Икс". История создания мультсериала" (глава 3)

3. СОЗДАНИЕ МУЛЬТСЕРИАЛА В 1992-М

Плакат из журнала Totally Kids: The Fox Kids Club Magazine (из личной коллекции автора)
Плакат из журнала Totally Kids: The Fox Kids Club Magazine (из личной коллекции автора)

СОЗДАНИЕ МУЛЬТСЕРИАЛА

В создании телесериала нет какой-то особой тайны. Выстраиваешь мир, выбираешь персонажей, даёшь им имена, решаешь, что для них важно, и вперёд. Так почему же из десятков тысяч успеха добиваются лишь единицы? Хотел бы я знать. Сценарист-суперзвезда Уильям Голдман («Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», «Принцесса-Невеста») однажды как нельзя лучше высказался о прогнозировании творческого успеха в Голливуде и любом другом подобном месте: «Никто ничего не знает». Приходится просто действовать и принимать решения, надеясь, что интуиция не подведёт.

В 1992 году я уже лет 7 работал сценаристом в телеанимации. Я писал сценарии, работал над небольшими мультсериалами и «разрабатывал проекты» - создавал их базис. О создании базиса меня попросили и на том собрании по «Людям Икс». Независимо от того, является ли идея сериала полностью оригинальной или же она «основана» на чём-либо – книге, фильме, пьесе, жанре, юмористическом шоу, линии игрушек, народной сказке, игре, жизни человека, исторических или научных фактах – всегда приходится действовать так: нужно принимать решения, убирать лишнее и сосредотачиваться на важном. В случае с Людьми Икс есть преимущество – о них вышли сотни комиксов, в которых многие детали уже были продуманы. Не приходится начинать с чистого листа, думая: «Какую историю рассказать, о каком персонаже, в каком месте и в какое время это должно быть?». Но, раз следуешь исходному материалу, то далеко от него отходить нельзя. Не нравится Скотт Саммерс? Увы, он основной персонаж, без него никак. Очень хочется, чтобы Росомаха сделал что-то нехарактерное для себя? Два миллиона фанатов комиксов не будут этому рады.

С чего начать работу, если уже отстаёшь от графика? Может, просто взять и адаптировать 13 хороших сюжетов из комиксов? Лёгкое же дело. Тогда я так и хотел сделать. Но я и сценаристы быстро поняли, что в комиксах и на телевидении повествование идёт совершенно по-разному. Во-первых, один комикс можно прочитать за 10 минут, если не делать пауз. Одна серия мультсериала шла 22 минуты, и это без учёта многосерийных историй. На телевидении свой темп повествования, своя разбивка сюжетов на акты и свои намёки на продолжение истории, и, в отличие от комиксов и графических романов с их статичными рисунками (и внутренними монологами), которые можно изучать сколь угодно долго, на телевидении время ограничено. К тому же, Маргарет Леш ясно дала понять – если мы хотим добиться успеха, то нам надо понимать, что 90% зрителей не знает и не любит мир Людей Икс так сильно, как поклонники комиксов. Нам нужно было проработать 13-серийную сюжетную арку и постепенно, без спешки, показать зрителям, что происходит в этом мире. Старые комиксы для этого не подходили. В первом сезоне (а позднее и во втором) было много информации о мире Людей Икс, но сюжеты во многом было совершенно новыми.

С ЧЕМ МЫ РАБОТАЛИ: КОМИКСЫ О ЛЮДЯХ ИКС

Первые комиксы вышли в 1963-м. Персонажей и отличную главную идею Людей Икс воплотили в жизнь легендарные комиксисты Джек Кёрби и Стэн Ли. Но в 1992-м их работы были столь же архаичными, как альбомы Пэта Буна. Людей Икс представляли как "Самых Необычных Подростков Всех Времён!" (можете себе вообразить, что бы ответил Росомаха на слова о "необычном подростке"?).

Члены первой команды мало чем отличались друг от друга в своих сине-жёлтых костюмах с масками – это были шумные подростки, они общались послевоенным сленгом и засматривались на девушек. Профессор Икс в своей "Школе для выдающихся подростков" был больше похож на сурового надсмотрщика, и в каждой истории Люди Икс "выполняли домашнее задание" в Опасной комнате. Они сражались со злыми мутантами, но с обычными людьми они почти не контактировали. Хотя за первые 7 лет комиксы стали лучше, но продажи у них были посредственными, и внимание Marvel перешло на других персонажей – в 1970–75 годах выходили только переиздания старых номеров.

Команда 1963 года: обложка первого номера "Людей Икс" (из коллекции Джереми Кушнера)
Команда 1963 года: обложка первого номера "Людей Икс" (из коллекции Джереми Кушнера)
Возродившиеся Люди Икс: обложка первого номера комикса "Люди Икс: Гигантский выпуск" (из личной коллекции Джереми Кушнера)
Возродившиеся Люди Икс: обложка первого номера комикса "Люди Икс: Гигантский выпуск" (из личной коллекции Джереми Кушнера)

Затем, в 1975 году, Люди Икс возродились! Новые авторы и художники. Новые персонажи. Старые персонажи стали жёстче и продуманнее. Сюжеты стали суровее и мрачнее (в то время отгремели война во Вьетнаме и Уотергейтский скандал – видимо, и в культуре что-то изменилось).

Сценарист и редактор Лен Вин, один из создателей Росомахи, работая с художником Дэйвом Кокрамом, запустил новую серию комиксов о Людях Икс. Потом Лен передал полномочия сценаристу Крису Клэрмонту, который вскоре объединился с художником Джоном Бёрном, и в течение 20 лет они творили чудеса. Комиксы о Людях Икс продавались баснословными тиражами. Стали появляться спин-оффы. Читая первый первый комикс Лена и Дэйва из 1975 года, вы не почувствуете существенных отличий от нашего мультсериала, от современных комиксов и от девяти полнометражных фильмов. Многие комиксы 60-х попросту устарели. Поэтому почти весь материал, который мы использовали для мультсериала, был взят из комиксов 1975-1992 годов.

1992-й… Сейчас это сложно представить, но при отсутствии интернета и географическом разбросе (мы были в Лос-Анджелесе, Marvel Comics – в Нью-Йорке) решить, какие сюжетные аспекты использовать, было довольно трудно. Сборников старых комиксов тогда было мало. Некоторые старые номера нам давали друзья. Чёрно-белые копии отдельных старых номеров я получал по почте от Marvel. Я ходил по магазинам и покупал старые комиксы. У меня появилась настольная ролевая игра под названием "Поразительные Люди Икс! Специальный набор", в неё входили описания персонажей ("Книга персонажей") и схемы особняка и ангара для самолёта "Чёрная птица".

Серьёзный справочный материал: "книга персонажей" из настольной игры "Поразительные Люди Икс! Специальный набор" (из личной коллекции автора)
Серьёзный справочный материал: "книга персонажей" из настольной игры "Поразительные Люди Икс! Специальный набор" (из личной коллекции автора)

К счастью, существовал подробный справочник ("Официальный справочник вселенной Marvel" — Ларри Хьюстон сделал для меня копию), в котором подробно рассказывалось об истории персонажей и их взаимоотношениях. Но если бы во время нашей работы над мультсериалом какой-нибудь фанат спросил меня о конкретном выпуске или сюжете, я бы растерялся. Всё, что я бы смог сказать, это то, что нам были нужно знать о самых ярких персонажах и моментах из всей истории Людей Икс. В каком выпуске появился тот или иной персонаж или определённая сюжетная деталь? Нас это беспокоило меньше всего.

РОЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ КОМАНДЫ

Во время первых двух суматошных недель сформировалась основная творческая команда. Без Сидни (Айвантера, одного из руководителей Fox TV), Уилла (Минио, продюсера и дизайнера), Ларри (Хьюстона, продюсера и режиссёра) и Марка (Иденса, главного сценариста), «Люди Икс» не были бы «Людьми Икс». А без Джо (Каламари, куратора от Marvel Comics), Боба (Харраса, редактора комиксов о Людях Икс), Стефани и Джима (Грациано, руководителей студии анимации), Маргарет (Леш, президента Fox Kids), Эйвери (Коберн, Fox Standards) и Скотта (Томаса, продюсера) все наши старания пошли бы насмарку.

Основной движущей силой проекта о Людях Икс была сеть Fox Kids. Будучи новичком в телевизионной среде, телекомпания Fox боролась за уважение со стороны «большой тройки» (NBC, CBS, ABC), определявшей направление американского телевидения на протяжении полувека. Недавно назначенный президент Fox Kids Маргарет Леш быстро заполнила первоначальное расписание утреннего субботнего эфира десятью программами, но она дала понять, что непременно хочет видеть в сетке вещания "Людей Икс". Главным помощником Маргарет в этом деле стал Сидни Айвантер.

Сидни Айвантер: Висконсин навек! (из личной коллекции Сидни Айвантера)
Сидни Айвантер: Висконсин навек! (из личной коллекции Сидни Айвантера)

Сидни: Маргарет руководила Fox Kids; Сидни взялся за дело и руководил работой над мультсериалами. Ни одна деталь не попала бы в «Люди Икс» без позволения Сидни. Каждое слово, которое написали я и другие сценаристы, каждый образ персонажей, каждая запись голоса, каждая раскадровка, каждый музыкальный фрагмент, каждый метр готовой анимации — Сидни заботился о том, чтобы всё было правильно. Понятия не имею, как он умудрялся работать ещё над 4-5 проектами, но у него получалось.

Слава богу, я поладил с ним и его, хм, чудным характером, и наши взгляды на то, какими должны быть "Люди Икс", сошлись. Сидни знал меня ещё с 1986 года – я тогда начал работать в американском офисе одной из лучших японских анимационных компаний TMS. Он был моим начальником в течение девяти месяцев; я выполнял работу за всех. Поработав вместе над мультсериалом для CBS ("Галактическая школа"), мы подружились. Четыре года спустя, вскоре после того, как Сидни присоединился к Fox Kids TV, был запущен 20-серийный сезон "Битлджюса", и мультсериалу был нужен главный сценарист. Сидни предложил эту вакансию мне. Вот откуда он знал меня, и вот почему Маргарет Леш доверила мне "Людей Икс". Сидни – висконсинец до мозга костей, его отец ездил на лошади в составе польской кавалерии против нацистских танков. Он любит комиксы и никогда не стесняется высказать своё мнение.

Уилл Минио (слева) и Ларри Хьюстон в командировке в Корее (1991), за несколько месяцев до начала работы над "Людьми Икс" (из личной коллекции Уилла Минио)
Уилл Минио (слева) и Ларри Хьюстон в командировке в Корее (1991), за несколько месяцев до начала работы над "Людьми Икс" (из личной коллекции Уилла Минио)

Я уже упоминал Уилла, когда говорил о том большом собрании. Будучи руководящим продюсером и дизайнером, Уилл стал главным защитником творческой команды в первый год её работы. Когда нам нужно было бороться с Marvel за определённые сюжетные решения, он знал, как убедить вышестоящие лица. Когда возникали производственные трудности, Уилл, как опытный сотрудник многих компаний, знал, какого результата нужно добиться и где можно сгладить углы. Когда возникали вопросы от Fox по поводу развития мультсериала, Уилл, знавший историю анимационного телевидения лучше, чем кто-либо, всегда мог дать ответ и не пропускал предложений, которые могли сбить нас с курса. Ему и его суждениям доверяли все. Когда возникали неизбежные проблемы, мы обращались к Уиллу как к честному посреднику и как к человеку, который мог предложить оригинальное решение. Кроме того, Уилл - художник. Он курировал дизайн персонажей, был одним из дизайнеров заставки и в целом помогал задать общий тон мультсериала. Уилл любил Людей Икс ещё с 1960-х годов. Он пытался сделать всё как надо с "Прайд из Людей Икс" ('89), но потерял контроль над другими людьми, принявшими неправильные решения ("Росомаха - австралиец?!"). На этот раз он старался сделать так, чтобы нас ничто не остановило.

Ларри, друг Уилла, был ещё большим фанатом Людей Икс, и он был сразу выбран режиссёром. Ларри был продюсером/режиссёром в течение четырёх лет, с собой он привнёс фанатскую любовь к персонажам. Ларри был «лучшим раскадровщиком», которого знал Уилл, а хорошо поставленные, динамичные, эффектные раскадровки имеют решающее значение для успеха анимационного экшена. Всякий раз, когда у него была возможность, Ларри добавлял детали и пасхалки из комиксов – но не для того, чтобы изменить сюжет (мы с Сидни заметили бы), а для того, чтобы придать кадрам фактурность и порадовать поклонников комиксов. Я-то не был знатоком Людей Икс, но для Ларри этот мультсериал был работой мечты всей жизни, и это было видно по тому, как усердно он работал с раскадровщиками.

Майкл и Марк Иденсы: Уилл доверял способностям и суждениям Ларри, и я так же доверился Марку Иденсу и его брату Майклу.

Майкл Иденс (слева) и Марк Иденс, 2013 год. Гордые теннессийцы (из личной коллекции автора)
Майкл Иденс (слева) и Марк Иденс, 2013 год. Гордые теннессийцы (из личной коллекции автора)

Я подружился с Марком и Майклом в колледже университета Теннесси – мы вместе занимались организацией фильмов для показа (это было до появления видеокассет). За 15 последующих лет мы поработали над десятком проектов. Мы любили играть в покер, Марк был шафером на моей свадьбе, а я был шафером у него. В 1985 году, когда я начал работать сценаристом в телеанимации, Марк и Майкл переехали вместе со своими семьями из Теннесси поближе ко мне. Они были одними из лучших сценаристов в Голливуде, и, разумеется, для написания героических приключений мутантов я выбрал именно их. При поддержке Marvel, Fox, Уилла, Ларри и моей жены Джулии я и Марк написали детальный 13-серийный сюжет первого сезона (а позднее и для второго, уже с Майклом). Марк и Майкл отмечены как сценаристы в титрах 19 серий "Людей Икс", но на самом деле они приложили руку к куда большему количеству серий. Если бы их не переманили от нас во время перерыва после первого сезона «Людей Икс» (для работы над отличным "Экзо-взводом" от Universal), они могли бы написать гораздо больше.

Я: И, наконец, был нужен тот, с кем будут продуманы сюжеты, написаны сценарии и рассмотрены все предлагаемые идеи.

Автор с двумя увлечёнными фанатами Людей Икс: сыновьями Картером и Алеком, 1995 год (из личной коллекции автора)
Автор с двумя увлечёнными фанатами Людей Икс: сыновьями Картером и Алеком, 1995 год (из личной коллекции автора)

Помимо моей работы с Сидни в TMS, я в течение пяти лет занимал должности сценаристов у двух титанов телеанимации: Hanna-Barbera и Disney. Спасибо за предоставленную возможность Джеффу Сигалу и Тэду Стоунзу соответственно. Затем я провёл год, работая над 20 сериями известного мультсериала "Битлджюс" и занимаясь разработкой проектов для канадской студии Nelvana. Спасибо, Сидни Айвантер и Топер Тейлор. За эти семь лет я продвинул, наверное, сотни идей для проектов. Я чувствовал, что понимаю, как сделать успешный мультсериал, особенно тот, который сосредоточен на героических персонажах – я с самого детства любил истории об Ахиллесе, Гекторе и тщеславии богов, которые мне рассказывал отец.

Другие незаменимые члены творческой команды: От Marvel мы получили двух бесценных партнёров – куратора кино- и телеподразделения Джо Каламари и редактора комиксов о Людях Икс Боба Харраса. Джо был глазами, ушами и голосом Marvel, был вовлечён в каждый момент работы над мультсериалом, его твёрдая рука помогала продвигать проект вперёд. Боб был для меня энциклопедией Людей Икс, он следил за тем, чтобы я правильно понимал детали. Без их вдумчивости и поддержки мультсериала могло бы и не быть вовсе. Что касается анимации, Джим и Стефани Грациано, владельцы Graz Entertainment, каждый месяц делали великолепную работу, - мультсериал, несмотря на скромный бюджет, выглядел намного лучше, чем мы предполагали. Продюсер-супервайзер Скотт Томас без проблем вписался в команду после первого сезона со своими навыками постпродакшена (монтажа видео), когда энтузиаст Уилл Минио был вынужден перейти на должность «консультанта». Наконец, нас поддерживала Маргарет Леш, несмотря на серьёзный риск, когда наши планы по мультсериалу подвергали сомнению. Неоценимую помощь ей оказала невоспетая героиня Эйвери Коберн, руководитель подразделения стандартов телевещания Fox Kids – без неё мультсериал мог бы и не дожить до показа.

ИДЕЯ ОБРЕТАЕТ ФОРМУ: ЧТО МЫ ХОТЕЛИ И НЕ ХОТЕЛИ ВИДЕТЬ В "ЛЮДЯХ ИКС"?

Итак, какой же была "идея", которую рассчитали несколько человек, и которая была понята всеми в нашей команде? За 20 с лишним лет мне в голову всегда приходило одно слово - "реальность". У реальных взрослых людей были реальные человеческие проблемы, у их решений были реальные последствия - но у них ещё были сверхспособности. В таком же ключе писали лучшие комиксы - так почему бы и нам не сделать так же? Пусть конкретики в этой идее было мало, но это помогло нам решить, что мы хотим и не хотим видеть в мультсериале.

Обложка VHS-издания "Прайд" (из личной коллекции автора)
Обложка VHS-издания "Прайд" (из личной коллекции автора)

Не надо повторять прошлых ошибок: Marvel Comics стали феноменом мировой культуры в начале 60-х с выходом ныне классических комиксов (Люди Икс, Человек-Паук, Фантастическая четвёрка, Железный Человек, Халк, Тор и т.д.). К 1992 году вышло 11 мультсериалов и 5 сериалов с этими персонажами. Ни один из них не произвёл фурора. Что-то не складывалось. Например, в первом мультсериале "Супергерои Marvel" (1966) стиль рисунка походил на то, что делали великий Джек Кёрби и другие художники – но и по крайне бедной анимации, и по посредственной озвучке было понятно, что денег на него было потрачено очень мало.

Что интересно, ни в одном мультсериале или сериале не фокусировались только на Людях Икс – пока в 1989 году не вышел провальный пилот "Прайд из Людей Икс", исполнительным продюсером которого была Маргарет Леш.

Уилл и Ларри были давними поклонниками Marvel и знали о многих неудачных попытках перенести персонажей на ТВ. Для них причины провала были ясны: либо продюсеры относились небрежно, либо сюжеты имели мало общего с лучшими комиксами, а чаще всего было и то, и другое. Фанаты комиксов были разочарованы, а другим зрителям это не было интересно. Сидни, Марк и я не были знатоками комиксов Marvel, и о предыдущих мультсериалах мы мало что знали, но мы достаточно проработали в телевизионной анимации, чтобы понять главную проблему: продюсеры, руководители и финансисты не воспринимали сюжеты на ТВ "для детей" всерьёз. Мы неоднократно сталкивались с таким пренебрежением.

Не надо сюсюкаться с детьми: "Комиксы и мультфильмы – надо делать попроще". "Незачем расстраивать детей или напрягать им головы!". Детские психологи клянутся своей зарплатой, что детей нужно баловать, писать сюжеты строго для них. Продюсеры, руководители телесетей и рекламщики, которые никогда не могут предсказать успех, хватаются за любую соломинку, пытаясь делать сериалы и мультсериалы более "детскими". Родительские комитеты с их благими намерениями, стремясь оградить своих детей от жизненных трудностей, вынуждают телеканалы вычёркивать из сюжетов что-либо исключительное или провокационное. Самая печальная прописная истина в нашем деле – это шутка: "Конечно, мама Бэмби не может умереть!", хотя на самом деле её смерть занимает центральное место в истории. Тот факт, что историю о Бэмби никогда бы не пустили на "детское телевидение", иллюстрирует, с какой творческой проблемой мы столкнулись.

Наша команда понимала, что такая сверхопека была результатом серьёзного непонимания телекомпаниями юных зрителей. Самые любимые мультфильмы нашего детства – короткометражки Warner Brothers о Багзе Банни, Даффи Даке, мультсериал о Бульвинкле, Попай 30-х годов – были сделаны взрослыми людьми, чтобы развлечь других взрослых людей. Лучшие мультфильмы, которые мы тогда видели – в основном японское аниме – тоже не делали скидок на возраст зрителя. Мы все понимали негласное правило детства: если ты не понимал ничего в истории для взрослых, то это тебя подстёгивало, но если же история была "для малышни", то это раздражало даже в 6 лет. Когда "Люди Икс" стали успешными среди всех возрастных групп – детей от 2 до 5 лет, от 6 до 11 лет, от 12 до 17 лет, взрослых, - представители других телекомпаний были в шоке. Мы – нет. Человеку-Пауку не нужна собака, чтобы дети любили его сильнее. Ему нужно быть в реальной опасности, чтобы сюжет был захватывающим. И да, чтобы сюжет работал, мама Бэмби должна умереть.

Не надо потакать спонсорам: Телевидение – дело дорогое, и те люди, что вкладывают в него миллионы, как правило, пытаются подстраховаться. Что популярно на этой неделе? Включите это в мультсериал, и всё равно, что не вписывается (незадолго до выхода "Прайд из Людей Икс" в 1989 году большими хитами стали фильмы о "Крокодиле" Данди. Неудивительно, что канадец Росомаха внезапно заговорил с австралийским акцентом). Не забывайте про мерчендайз, каким бы он ни был нелепым (Люди Икс в пижамах с Людьми Икс, с рациями в виде голов Людей Икс? Такое правда предлагали). Пусть Люди Икс будут ездить в фургоне и разгадывать тайны (Идея ведь сработала в "Скуби-Ду". Опять же, я это не выдумываю!). Пусть они будут веселее! Кому же не хочется посмеяться? Дайте им милого питомца. Такое все любят.

Мы все знали, что бывает, когда такие творческие решения попадают в мультсериалы – иногда их продвигают туда силой, что ещё хуже. Успех в творческом деле – штука загадочная. Людям бывает страшно. Но предложение, кажущееся на собрании забавным, превращается в головную боль, когда тебе надо сделать так, чтобы оно имело смысл в сюжете, нарисовать, озвучить. К счастью, все в нашей творческой команде разделяли наше представление о том, каким должен быть мультсериал, и мы успели насмотреться на то, как потенциально хорошие проекты убивали такими «творческими решениями». Этого мы не могли допустить.

Не надо делать так, чтобы угроза не казалась реальной: Если героям ничего не угрожает, зрители потеряют интерес. Персонажам необходимо испытывать трудности, страдать и иногда терпеть поражения. С бесшабашными персонажами, которым легко даются победы, драмы не выйдет. У героев на кону должно стоять многое – дружба, личные связи, город, жизнь, - иначе их действия низводятся лишь до того, кто победил, а кто проиграл. Сегодня во многих фильмах и сериалах, особенно "детских", очень любят относиться к насилию как к игре, смеяться над опасностью, не обращать внимание на последствия. Зачем напрягать детей! И это печально, ведь в течение тысяч лет разные истории и сказки служили детям предупреждением о том, насколько хрупка жизнь и как легко её можно лишиться. Такой подход делает сюжеты безжизненными.

Не надо отдаляться от исходного материала: Если вы делаете не оригинальный продукт, а адаптацию, необходимо понимать исходный материал – иначе никак. Люди, отвечающие за коммерческую составляющую, часто выделяют ресурсы на новую версию известного франчайза, совершенно не задумываясь о сути оригинала: по их мнению, суть в "известном бренде", который "продастся заранее". Хуже всего пришлось в середине 80-х, когда мы работали в Hanna-Barbera над мультсериалом "Попай и сын" для канала CBS. Мы были разочарованы, когда в CBS решили, что сын Попая не должен быть похож на отца (“Попай такой страшный. Пусть парень будет похож на Арчи”), но потом мы узнали, что нам даже не дадут свести Попая в бою с его заклятым врагом Блуто. Серьёзно? Попай, персонаж умных комиксов времён Великой Депрессии и смешных, энергичных мультфильмов Флейшеров – грубый моряк, который всегда ввязывается в драку. Зачем делать "Попая", когда Попаю даже нельзя действовать как Попаю? Потому что известный бренд. Продастся заранее.

Я знал, что поклонники Людей Икс относятся к персонажам и сюжетам так же ревностно, как фанаты "Звёздного пути" или Шерлока Холмса (мне нравилось и то, и то). Наша творческая команда старалась сделать так, чтобы результат не был глупой, неточной или нелепой версией любимого оригинала.

Необходима ключевая тема: За столько лет были опубликованы сотни историй о Людях Икс. В комиксах 60-х команда была моложе, в ней были только американцы, сюжеты были проще, и мир их был очень закрытым. В 70-х и 80-х персонажи и сюжеты стали продуманнее и жёстче. Их мир разросся в масштабах. В команде стали появляться и другие национальности. В 1992-м одновременно выходило как минимум 3 комикса, и в каждом – своя команда и свои сюжеты. На чём остановиться? Главным для нас стал вопрос мутанства – того, что наши герои оказались в печальном положении, их боятся и ненавидят, так как они родились другими. Они были трудолюбивыми, самоотверженными героями и в то же время представляли собой угнетённое меньшинство. Они отражали судьбу евреев в Европе и афроамериканцев во время их борьбы за гражданские права. Хотя во многих комиксах пытались показать «неправильно понятых героев», ни в одном из них это не получилось так хорошо, как в «Людях Икс» - страх перед «новой ступенью человеческой эволюции» был убедителен. Например, я никогда не верил, что публика может так сильно не доверять Человеку-Пауку; сценаристам приходилось из кожи вон лезть, чтобы такой милый и отзывчивый ребёнок казался опасным для заблуждающейся публики. А вот мутанты могут представлять опасность для человечества. Они необыкновенные; многие обладают фантастическими способностями. Для людей вполне разумно бояться их, а для мутантов, в свою очередь, разумно бояться того, что могут с ними сделать напуганные люди. Для некоторых мутантов, которые не согласны с Людьми Икс, даже разумно выступать за сепаратизм между мутантами и людьми. Эта сложная ситуация определяет основную тему мультсериала, причину существования Людей Икс как борцов за понимание, терпимость и интеграцию мутантов в человеческое общество. В комиксах эта тема поднимается не так часто. Мы сделали её центральной.

Не надо отдалять Людей Икс от обычных людей: Чтобы дилемма «мутанты или люди» имела смысл, мы сводили Людей Икс с обычными людьми чаще, чем это делалось в комиксах. Даже в комиксах 1975-92, которые нам нравились, Люди Икс вели более скрытый образ жизни, и конфликты чаще всего были только между мутантами. Мы начали первую серию ("Ночь Стражей") с вечерних новостей, с обсуждения событий людьми. В очень многих сюжетах противниками были именно люди. Наверное, это было единственное серьёзное изменение исходного материала с нашей стороны. В комиксах это тоже было, но мы просто расширили идею.

Не надо делать Людей Икс неуязвимыми: Сложно придумать серьёзную, правдоподобную угрозу для сверхлюдей. Шельма может летать и швыряться автобусами, Шторм может призвать молнию, Профессор Икс может влезть вам в голову, а Росомаха попросту не будет терпеть то, что вы с ним хотите сделать. Как заставить зрителей беспокоиться за команду, за её безопасность? Первое правило построения сюжета – если хочешь, чтобы он был захватывающим, у персонажей должны быть проблемы. В Marvel придумали весьма могущественных суперзлодеев, что нам помогло. К тому же, мы находили способы разделять команду, чтобы подчеркнуть уязвимость каждого. Мы рассматривали личностные черты всех Людей Икс, выискивая их слабости. Но мы хотели, чтобы при любой конфронтации зритель считал, что противник равен по силе герою, а, может, и сильнее его. Нужно было придумать вескую причину уязвимости Людей Икс – сами они бы себя в проигрышное положение ни за что не поставили.

Необходимы истории личного характера: Мы старались написать как можно больше сюжетов на личную тему, чтобы для персонажей была важна не только победа над плохим парнем, который всё крушит. Старые друзья, родители, любимые, враги, братья и сёстры, наставники, дети возлюбленных - нужно было, чтобы те, кому угрожает опасность, были очень близки кому-то из Людей Икс. Мы не хотели, чтобы некий "Одинокий рейнджер" приезжал, спасал совершенно незнакомых людей и уезжал в закат; мы хотели, чтобы в большинстве сюжетов было что-то важное как минимум для одного из наших главных героев: Циклоп встречает отца, который его бросил; Росомаха сталкивается с людьми, которые "превратили его в живое оружие"; Гамбит противостоит семье, которую он оставил; Шторм сталкивается с существом, использовавшим её в детстве; Ксавьер пытается помочь любимому человеку спасти сына-мутанта. Победа, проигрыш или ничья — суть сюжета была в отношениях, а не в экшене.

2.4K2.4K показов
122122 открытия
3 комментария

Раздел Почитать - о книгах и комиксах. Перемести в Фильмы.

Ответить

ОК.

Ответить

Пока искал дополнительную информацию, нашёл пару интересных вещей:
1. К настолке, о которой писал Ливолд, прилагалась вот эта книжица. Если кому интересна история Хи-Менов до 1990 года - читайте на здоровье: https://mshgamer.com/wp-content/uploads/2013/03/TSR6896.Uncanny.Xmen_.Box_.Set_.Campaign.pdf
2. Оказывается, "Экзо-взвод" (они же "Космические спасатели лейтенанта Марша") полностью выложили на Ютуб, ещё и в дубляже: https://www.youtube.com/watch?v=bGTQg-ldxTY&list=PLgQTi7K8eo9c86cYeEMXu-_uBwfUQV44Y

Ответить