Ральф Бакши и рождение анимации для взрослых часть 1

Практически у каждого вида искусства есть свои отцы-основатели, свои гении развившие и возвеличившие его, и наконец свои бунтари привнесшие в устоявшиеся порядки что-то новое. Ральф Бакши принадлежит именно к последним, и возможно он сделал самый важный шаг для того, что бы мультипликацию стали воспринимать всерьёз. По большому счёту его «Приключения кота Фрица» стали первым полнометражным мультфильмом рассчитанным на взрослую аудиторию. Возможно это не самое лучшее художественное произведение, но если бы оно не вышло, кто знает через сколько лет кто-то ещё решился бы на подобный отчаянный шаг, и сколько бы анимационных фильмов и сериалов, так никогда и не увидели бы свет. Последующие работы режиссёра, тоже были направлены на взрослую аудиторию и постоянно находили новые темы для дискуссии со зрителем.

В закладки

Биография

Родился будущий режиссёр в 1938 году на территории Палестины. Но вырос в Соединённых Штатах Америки по-настоящему проникнувшись американской культурой. Получил профильное образование окончив не так давно основанную Высшую школу искусств и дизайна. Более того ещё до окончания ВУЗа Ральф сумел найти работу в анимационной студии. Молодость его пришлась на эпоху всеобщей свободы и любви, которая оказала сильное влияние на личность творца. В пятидесятые-шестидесятые годы Бакши успел поработать режиссёром и аниматором над не малым количеством мультипликационных сериалов. И даже занимал пост исполнительного продюсера во втором и третьем сезоне «Человека-Паука». Да того самого «Человека-Паука» 1967 года впоследствии разошедшегося на десятки мемов и запомнившегося зрителям мгновенно врезающейся в память песней.

Но Ральф Бакши не принадлежал к числу людей способных довольствоваться уже имеющимся положением, именно поэтому он и начинает режиссировать проекты интересные в первую очередь ему самому. Правда время от времени уже будучи известным режиссёром он будет возвращаться к работе на телевидении и успеет поработать над некоторыми довольно успешными мультсериалами. Но всё же основные и наиболее личные работы были созданы им для кинотеатрального показа. За свою относительно долгую карьеру он сумел сотворить всего девять полнометражных лент, но каждая из них способна запомнится зрителю. После 1992 года Ральф Бакши уже не работал над крупными проектами, но всё ещё изредка радовал зрителей работой на телевидении и созданием короткометражных лент. В начале двухтысячных режиссёр стал преподавателем школы визуального искусства в Нью-Йорке, где судя по всему и по сей день продолжает делиться своим богатым опытом с молодыми аниматорами.

Fritz the Cat

Первой по-настоящему самостоятельной работой Ральфа Бакши как режиссёра стали «Приключения кота Фрица». «Кот Фриц» был основан на комиксах известного контркультурного автора Роберта Крамба. Впрочем, от первоисточника судя по всему были взяты лишь основные идеи, а сама история была создана с нуля. «Приключения кота Фрица» даже сейчас выглядят невероятно провокационным произведением, и это после того как мы видели десятки мультипликационных произведений рассчитанных на взрослую аудиторию. Даже не представляю на сколько сильный эффект фильм мог произвести на зрителей в семидесятые годы. Фильм нарушил сразу несколько табу и довольно откровенно показал оргии, наркоманию, насилие и терроризм. Некоторые люди считают, что всё это было вставлено в ленту лишь ради провоцирования консервативной части общества, но это не совсем так. «Кот Фриц» в первую очередь сатира, притом сатира чрезвычайно жёсткая и категоричная. Ральф Бакши не хотел идти на компромисс и создал ленту больно бьющую по наиболее характерным порокам шестидесятых-семидесятых годов. «Приключения кота Фрица» фильм повлиявший на развитие мультипликации как вида искусства, но можно ли его считать хорошим художественным произведением? На этот вопрос каждый должен ответить самостоятельно, по моему мнению и да, и нет одновременно.

Наверно самая известная и скандальная сцена фильма

Лента достаточно интересна, что бы её можно было посмотреть сейчас и даже получить удовольствие, но в ней слишком много спорных, а то и неудачных художественных решений. Если отрешиться от провокационных моментов, то станет ясно, что сюжет весьма прост. Главный герой оказывается вовлечён в круговорот не всегда зависящих от него событий, и все его устремления оказываются направлены на возвращение к привычной комфортной жизни. Интересной эту историю делает масса пикантных моментов и острых бескомпромиссных шуток. К примеру вид животных, черты которых приданы героям, чаще всего похоже зависят от расы и национальности конкретного персонажа, но полиция всегда изображается свиньями. Сами персонажи предельно просты и наделены одной преобладающей чертой характера. Но это не является проблемой, ведь каждый из них представляет из себя не только героя конкретной истории, но и карикатура на представителей той или иной национальности или субкультуры.

Визуальный ряд картины довольно скуден, имеются заметные проблемы с частотой кадров. Но предельно карикатурный стиль изображения персонажей, позволяет замаскировать технические огрехи. И напоследок собственно об эпатаже. Да, лента подымает массу тем которые принято считать «взрослыми», но в большинстве случаев они используются или ради шок-эффекта, или как часть шутки. Сам Фриц в большинстве случаев отказывается замечать последствия своего поведения, и не делает никаких выводов. Более того в финале ленты он возвращается к своей изначальной модели поведения и становится от этого абсолютно счастлив. Как это часто и бывает произведение изменившее целую индустрию, в отрыве от своей значимости несколько блекнет. Но все любители анимации могут оценить невероятную смелость создателей.

Heavy Traffic

Если бы мы жили в мире где смелым идеям всегда дают ход, то «Трудный путь» стал бы дебютом Ральфа Бакши в полнометражной анимации. Но продюсеры посчитали ленту слишком смелой и провокационной, да и особым доверием молодой режиссёр на тот момент не пользовался. Но внезапный успех «Приключений кота Фрица» дал зелёный свет любым начинаниям Ральфа Бакши. Трудный путь в определённой степени развивает идеи показанные в дебютной работе режиссёра. Это снова сатирическое произведение, обращающееся к теме расизма, уличной преступности и прочим характерным для США семидесятых проблемам. Правда на этот раз накал безумия чуточку спал.

История стала более приземлённой и связной, от чего сопереживать персонажам стало заметно проще. Тем не менее героев ленты по-прежнему сложно назвать приятными, ну или хотя бы просто адекватными людьми. Главный герой истории безработный парень по имени Майкл Корлеоне, неплохой в целом человек, совершенно неприспособленный к окружающей его суровой действительности. Он максимально замкнут и целиком погружён в своё творчество. В его сложном психическом состоянии виновны в первую очередь его родители откровенно ненавидящие друг друга. Чернокожая танцовщица Кэрол личность напротив очень сильная и волевая, и вы уже догадываетесь кто будет лидером в их непростых отношениях. В истории присутствует ещё один чрезвычайно важный персонаж, служащий как катализатором отношений героев, так и движущей силой сценария.

Авторский взгляд на совмещение анимации и живой съёмки

Дополняется всё весьма специфичным рисунком, который придётся по вкусу далеко не всякому зрителю. Всё таки воспринимать людей с настолько гипертрофированной и карикатурной внешностью временами становится тяжко. Хотя качество именно анимации, со времён первой работы слегка подросло и движения персонажей выглядят более естественными. Правда нарисованный Нью-Йорк выглядит невероятно реальным, возможно благодаря тому, что для его создания использовались настоящие фотографии города. В «Трудном пути» имеется не так уж много откровенных сцен, и все они действительно нужны для развития сюжета или раскрытия персонажей. Насилие и жестокость теперь ощущаются как что-то по-настоящему неприятное и неестественное. В целом лента приобрела весьма серьёзный тон, она не просто высмеивает окружающую действительность, но и указывает на её самые главные пороки. Тем не менее картину сложно назвать по-настоящему интересной. Многие поднимаемые ей проблемы в отрыве от своего времени и культурного контекста могут показаться незначительными, а то и вовсе надуманными. А история сама по себе не способна зацепить зрителя, несмотря даже на продуманный сюжетный поворот в финале.

Wizards

«Волшебники» стали первым, но далеко не последним фэнтезийным мультфильмом Ральфы Бакши. В нём он впервые отошёл от комедии и сатиры и попытался создать цельное и относительно серьёзное произведение. Хотя нельзя не признать, что фэнтезийный мир в руках Ральфа Бакши приобрёл весьма странный вид. Фантастический мир по представлению автора это наша многострадальная планета Земля два миллиона лет назад пережившая атомную войну и из-за этого изменившаяся до неузнаваемости. А следовательно все эти эльфы и феи являются потомками людей под воздействием радиации мутировавшими за этот немалый срок. Ну точнее потомками удачливых людей, ведь неудачники превратились в отвратительных мутантов так хорошо знакомых любому поклоннику постапокалипсиса. В чём то похожий концепт мира в том же году использовал Терри Брукс в первом томе из цикла «Шаннары». Из-за того что местные цивилизации развивались на осколках уничтоженных, магия и наука в этом мире соседствуют в весьма произвольных пропорциях. Но всё равно соседство клинков и огнестрельного оружия временами выглядит дико. А знаете, что по настоящему необычно? То что главный злодей сего произведения использует в качестве пропаганды чудом сохранившиеся записи речей Адольфа Гитлера. Чувствую в наши дни у мультфильма были бы серьёзные проблемы при получении разрешения на прокат в кинотеатре.

Играем в узнавание рас

Кстати именно в этом фильме впервые проявился талант Ральфа Бакши как создателя интересных и необычных экшен сцен. И пускай сражения тут выглядит сумбурными, они всё равно врезаются в память. Дизайн персонажей по традиции довольно своеобразен, как впрочем и рисунок в целом. Традиционные фэнтезийные расы изображены странно и непривычно, особенно не повезло эльфам, хотя тут надо отметить что тогда ещё не сложились привычные для нас каноны жанра и каждый автор придумывал что-то своё. А вот что однозначно больно видеть, так это работу колориста. Настолько кислотную палитру можно увидеть крайне редко. Сюжет у ленты очень простой и построен вокруг конфликта двух братьев, одного как водится в подобных произведениях доброго, а второго соответственно злого. Но картина наполнена ворохом мелких деталей, позволяющих понять устройство этого необычного мира. Да и само путешествие главных героев полно опасностей и приключений, которые правда нередко возникают из-за их собственного идиотизма. Надо отметить, что положительные герои картины нередко ведут себя довольно агрессивно, а то и просто по-свински. И как раз благодаря тому, что они далеко не идеальны, мы начинаем им сильнее переживать. Современному зрителю лента скорее всего покажется устаревшей, но найти фильм похожий на «Волшебников» наверно нельзя. Это действительно самобытное произведение, имеющее в запасе несколько ярких сцен и образов.

The Lord of The Rings

Экранизация «Властелина колец» является наверно самой известной массовому зрителю работой Ральфа Бакши. Тут правда не стоит списывать со счетов тот факт, что любая более-менее удачная экранизация столь культового произведения сразу же становится известной. А мультфильм Ральфа Бакши хорошая экранизация достаточно бережно относящаяся к исходному тексту. Изначально планировалось уместить книжную трилогию в два фильма, но из-за финансовых трудностей свет увидела лишь первая лента. Она охватывает по большей части события «Братства Кольца» и первой половины «Двух башен».

Сэму и Арагорну с внешностью не повезло

Понятно, что такой огромный материал нельзя уместить даже в два часа экранного времени, поэтому некоторые сцены убраны. Интересный факт, версия Питера Джексона имеющая заметно больший хронометраж, тоже предпочла пожертвовать именно сценами связанными с могильниками и Томом Бомбадилом. Некоторые сцены, такие как отъезд Бильбо из Широ или пребывание героев в гостях у Элронда были сильно укорочены. Глорфинделю и на этот раз не повезло, вместо него путников встречает Леголас. Но всё это не столь важно, ведь основная сюжетная канва осталась не тронутой. На этот раз Ральф Бакши был предельно серьёзен, смешных да и просто весёлых моментов в фильме ещё меньше чем в первоисточнике. На протяжении почти всего хронометража чувствуется гнетущая атмосфера приближающегося зла. Отдельные сцены, такие как нападение назгулов на Гарцующий пони или магическая дуэль Гэндальфа и Сарумана стали отличной находкой режиссёра.

Зло выглядит действительно устрашающим

Но как вы понимаете, если фильм полностью провалился в прокате, значит у него были и проблемы. И самой главной на мой взгляд стало именно визуальное исполнение ленты. Начать хотелось бы с довольно странного решения рисовать положительных и отрицательных персонажей в разных стилях. Да и злоупотребление ротоскопией то же, не прошло даром, она отлично подошла для придания персонажам естественных движений, особенно это пригодилось при создании батальных сцен, но при работе с мимикой техника показала себя не лучшим образом. Дизайн персонажей в ранних работах Ральфа Бакши редко был приятен глазу, и в сатирических произведениях это было оправданным решением. Но во «Властелине колец» часть по книге нормальных то в общем внешне персонажей, стала редкостными уродами, особо не повезло конечно Сэму. Не знаю, знал ли режиссёр о популярном среди ролевиков конфликте, но Арагорн, равно как и другие герои люди штаны не носит. Зато вступление, выполненное в ином стиле чем остальная лента, сразу настраивало зрителя нужный лад. Есть проблемы и с темпом повествования, из-за которых масштабная история, влияющая на судьбу целого мира, кажется более приземлённой. Но несмотря на всё это, мне очень жаль, что Ральф Бакши так и не сумел снять вторую часть этого безусловно смелого проекта. Ведь если он смог бы исправить, не столь многочисленные недостатки, то мы увидели достойную экранизацию великой трилогии на два десятилетия раньше.

В этом материале мы поговорили о лентах Ральфа Бакши снятых на протяжении семидесятых, в самый продуктивный период его творчества. Впереди нас ждут ленты снятые в восьмидесятые и девяностые, они возможно менее провокационные, но более осмысленные и разнообразные.

P.S. В нашей стране нереально найти ленту Coonskin, да и на западных ресурсах она встречается не часто. Именно поэтому она не обсуждается ни в одном тексте.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Александр Баженов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 16, "likes": 48, "favorites": 47, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 25715, "is_wide": false }
{ "id": 25715, "author_id": 80843, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/25715\/get","add":"\/comments\/25715\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/25715"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957 }

16 комментариев 16 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
9

Скриншотов бы побольше, чтобы проще было оценить стиль

Ответить
9

Эй, чуваки, зырьте фокус: можно написать хорошую статью про мультипликацию и ни разу не использовать слово "рисовка". Тут есть над чем подумать, правда?

Ответить
1

Coonskin полная версия на youtube

Ответить
1

Волшебники великолепны.

Ответить
1

Никогда не понимал любви к Бакши, штош.

Ответить
1

Что-то разнообразные шрифты привлекли внимание.

Ответить
–1

Сисек нет - статья гавно(будут сиськи будет плюс)

Ответить
0

А вот и подтверждение, что от онанизма слепнут. Вторая же картинка, ну.

Ответить
4

Я когда мне показывают такие сиськи...

Ответить
0

Первый раз познакомился с Властелином колец именно по мультику Бакши, был под впечатлением, правда скорее от самой истории. Жаль, что не закончил

Ответить
0

Ну большие ленты он к сожалению уже действительно не снимает, но пару лет назад была не плохая короткометражка от него. Называется Последние дни Кони-Айленда.

Ответить
0

Написали бы уже, что Fritz the Cat, несмотря на суровый прокатный рейтинг (приравненный к порно), вошел в топ-10 самых кассовых фильмов года в Штатах.

Визуальный ряд картины довольно скуден...

При этом про ротоскопирование упоминается только в контексте "Властелина колец", хотя у Бакши всегда душа лежала к этой технике (в том же Fritz the Cat почти все задники так созданы), и вообще он чуть ли не главный популяризатор ротоскопирования своего времени.

Ответить
0

Что-то все интересное на вторую часть осталось.

Ответить
0

Ну я решил рассказывать обо всех лентах по мере выхода, вот самые интересные работу, ну кроме Властелина колец и пришлись на второй этап его творчества.

Ответить
0

Автор в вк Coonskin(поиск без ограничений) первое же видео - полноценный мульт.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Хидео Кодзима оказался алгоритмом
машинного обучения
Подписаться на push-уведомления