Творчество Йоргоса Лантимоса: уникальные концепции режиссёра «Лобстера»

Странные миры, антисоциальные личности, абсурд и гротеск.

В последнее время имя греческого режиссёра Йоргоса Лантимоса на слуху у всех любителей нетривиальных фильмов. Его картины «Клык», «Лобстер» и «Убийство священного оленя» отмечены на Каннском фестивале. Они вызывают самые разные эмоции у зрителей — от непонимания до восторга.

Во всех фильмах Лантимоса мир и общество предстают в очень мрачном свете. Если в «Лобстере» показана антиутопия в чистом виде, то, к примеру, в «Клыке» черты антиутопии проецируются на небольшую и закрытую группу людей. Необычные образы и метафоры, абсурдные миры, пугающий гротеск — к таким картинам хочется не раз вернуться, чтобы переосмыслить их.

Разберёмся, какие приёмы использует Лантимос, чтобы запомниться зрителям, а также проследим за его творческим путём.

Йоргос Лантимос
Йоргос Лантимос

Греческий период

К созданию полнометражных фильмов Лантимос пришёл не сразу. Окончив киношколу в Афинах, он снял короткометражку, а после переключил внимание на рекламные ролики и театр. Лантимос признавался, что благодаря съёмкам рекламы он получил достаточно денег не только для того, чтобы не работать какое-то время, но и частично профинансировать свой будущий фильм. Кроме того, деятельность в этой сфере многому научила режиссёра: от технической стороны вопроса до того, как снимать кино с минимальным бюджетом.

Театр также принёс пользу Лантимосу: он общался с актёрами и изучал методы работы с ними. Уже тогда он пытался воплотить, по его словам, самые экстремальные и далёкие от реальности представления о поведении человека. На театре «пробы пера» у Лантимоса не закончились: в 2004 году он работал над постановкой церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр в Афинах.

Получив достаточно опыта и знаний, в 2005 году Лантимос снял свой первый фильм (хотя в 2001 он работал над картиной «Мой лучший друг», но совместно с другим греческим режиссёром — Лакисом Лазопулосом, поэтому его нельзя назвать полноценным дебютом) — «Кинетта».

В «Кинетте» только зарождается уникальный почерк режиссёра, это пока ещё «сырой» Лантимос. Некоторые особенности его творчества видны здесь как под увеличительным стеклом.

Творчество Йоргоса Лантимоса: уникальные концепции режиссёра «Лобстера»

В центре сюжета — группа из трёх человек, проживающих в греческом курортном городке: полицейский (или он только притворяется им?), фотограф и горничная. Вместе они занимаются тем, что воссоздают сцены преступлений: проигрывают все ситуации друг с другом до мельчайших деталей.

Это тот редкий фильм, в котором даже нечего спойлерить: в нём фактически ничего не происходит. Полтора с лишним часа экранного времени странная группа людей без лишних разговоров занимается одним и тем же. Зритель не получает ответов на свои вопросы: кто эти люди, зачем они всё это делают. Лантимос не даёт ни характеристик, ни предпосылок. И эта одна из наиболее ярких черт его творчества: в большинстве фильмов есть определённая ситуация, которую надо воспринимать как данность.

Несмотря на отсутствие каких-либо объяснений и вменяемого сюжета, Лантимос мастерски воздействует атмосферой: она нездоровая и давящая. Это тоже один из любимых приёмов режиссёра. Зритель, мысленно совершающий с персонажами монотонные действия, невольно задумывается, что привело их к такой жизни. Дрожащая камера, крупные планы, намеренно «непрофессиональная» съёмка способствуют погружению в происходящее.

В итоге, можно предположить, что герои страдают от одиночества, пытаются заполнить пустоту своей жизни, смириться с психологическими травмами. Но всё это — лишь домыслы, у каждого будет своя трактовка увиденного.

Творчество Йоргоса Лантимоса: уникальные концепции режиссёра «Лобстера»

«Кинетта» — достаточно экспериментальный фильм, многие его не поймут и не воспримут. Кто-то погрузится в неуютную атмосферу вплоть до финальных титров, а кто-то уснёт, не посмотрев и половины. С одной стороны, фильм даёт понять, откуда «растут ноги» последующих работ режиссёра, с другой, трудно ставить его в один ряд с остальными картинами Лантимоса.

Над сценарием следующего фильма, «Клык», режиссёр впервые поработал с человеком, который стал его постоянным соавтором в дальнейшем — Эфтимисом Филиппоу. Картина получила премию «Особый взгляд» Каннского фестиваля, номинировалась на Оскар в категории «Лучший фильм на иностранном языке», а также принесла Лантимосу некоторую популярность.

В сюжете вновь идёт речь о небольшой группе людей — семье, ведущей очень специфическую жизнь. Из дома на работу выходит только отец, в то время как мать, двое взрослых дочерей и сын сидят взаперти. Дети никогда не бывали за пределами забора: родители сказали им, что человек может выйти, только когда у него выпадет клык.

Подростки думают, что кошка — это опасный хищник, самолёты в небе — бумажные, а слово «зомби» обозначает жёлтый цветок. И таких ложных представлений о мире у них много. Это напоминает «Миф о пещере» Платона, в котором люди, заключённые в оковы в подземном жилище, могли видеть лишь тени предметов, о которых ничего не знали.

Творчество Йоргоса Лантимоса: уникальные концепции режиссёра «Лобстера»

На этом извращённые понятия о воспитании у родителей не заканчиваются: отец привозит сыну девушку, которая оказывает ему сексуальные услуги. Единственное, чего не учёл глава семейства: влияние извне опасно для его точно выверенной закрытой системы. Естественно, рано или поздно назреет бунт: дети, едва соприкоснувшись с внешним миром, начинают задумываться о своей жизни.

Лантимос снова использует свой любимый приём: есть ситуация, воспринимайте её как данность. Никаких объяснений, почему родители ведут себя столь ненормальным образом, в фильме нет. Режиссёр предлагает сконцентрироваться на самой ситуации, не выясняя, что к ней привело. Нездоровая атмосфера здесь доведена до предела: пугающая власть родителей, отклонения в психике детей, изолированное от всего мира пространство. Зрителю передаётся ощущение тревоги и безнадежности.

Творчество Йоргоса Лантимоса: уникальные концепции режиссёра «Лобстера»

Идея фильма родилась в ходе беседы режиссёра с другом и соавтором Филиппоу: он подумал, куда может привести желание пойти на всё ради сохранения семьи. По словам Лантимоса, он хотел сделать эту жуткую и смешную историю красивой, вопреки внутреннему уродству. Впрочем, первыми в глаза всё же бросаются не самые приятные вещи, например, подчёркнуто механические сцены секса или нелепый танец дочери.

Если мыслить узко, то кажется, что режиссёр поднимает в своей картине проблему родительской гиперопеки и тотального контроля, в свойственной ему гротескной манере. Но Лантимос интерпретирует фильм гораздо шире: он хотел разобраться, как можно управлять людьми, если воспитывать их определённым образом.

Он снимал кино не о греческой семье: на месте героев может оказаться кто угодно, кроме того, один человек способен манипулировать не только группой людей, но и всем обществом или даже страной. Поэтому фильм универсален: он затрагивает как проблемы отдельных семей, так и ложь государства или СМИ.

В фильме «Альпы» Лантимос рассказывает историю, чем-то похожую на события в «Кинетте». В центре сюжета — очередная группа странных людей, нашедших весьма оригинальный способ заработать деньги. Они предлагают тем, кто потерял близкого человека, заменить умершего собой: скопировать его привычки и манеру поведения. В этой маленькой организации с названием «Альпы» довольно строгий устав и свои будничные ритуалы. Тем не менее, участники группы психологически нуждаются в своей работе даже больше тех, кто их нанимает.

Творчество Йоргоса Лантимоса: уникальные концепции режиссёра «Лобстера»

Идея фильма вновь принадлежит Лантимосу и Филиппоу, которые обсуждали, что было бы, если бы люди получали письма с того света, которые позволяют сохранить связь с умершим. Режиссёр развил мысль: представил героиню, которая пользуется этим, чтобы войти в чужую жизнь. Несмотря на то, что в фильме эта идея передана буквально, на самом деле его подтекст гораздо глубже: люди постоянно ищут замену, не только умершим, но и просто утраченным друзьям или любовникам.

Персонажи, как, кстати, практически во всех фильмах Лантимоса, ведут себя очень отстранённо, их трудно прочувствовать в полной мере. И это накладывается на тот факт, что режиссёр не любит много рассказывать о своих героях. Лантимос держит в неведении не только зрителей, но и актёров: не обсуждает с ними роли и мотивы персонажей. По его мнению, актёров нужно сбивать с толку, чтобы они больше фокусировались на процессе.

Лантимос считает, что в результате естественного взаимодействия на съёмочной площадке сцены получаются более реалистичными. Впрочем, для этого он не пренебрегает и физическими мерами: например, одна из актрис окуналась для достоверности в очень холодное море, но Лантимос всё равно переживал из-за того, что на съёмках временно вышло солнце, которое могло нагреть воду.

Творчество Йоргоса Лантимоса: уникальные концепции режиссёра «Лобстера»

Как и в «Кинетте», герои «Альпов» пытаются стать кем-то другим. Но если по первому фильму зрители могут лишь догадываться о чувствах и мотивах персонажей, то в «Альпах» ситуация очевидней. Главная героиня практически зависит от своей роли, как от наркотика. Ясно, что это единственный способ заполнить пустоту её собственной жизни.

Составить психологический портрет персонажей в этом фильме гораздо проще: в их душевных травмах сомневаться не приходится. Хотя Лантимос своему стилю не изменил: многие детали и подробности остаются за кадром, каждый вправе додумать их на своё усмотрение.

В фильме идёт речь и об уникальности человека, и о его восприятии другими, и о вечном желании стать кем-то ещё — людям всегда кажется, что у других всё лучше, чем у них самих. Но главное — наглядно показано, почему такими вещами увлекаться нельзя, подобное общество обречено на провал (в этом фильме также присутствуют элементы антиутопии). Впрочем, концовки обычно у Лантимоса в той или иной степени открытые, но выводы (чаще неутешительные) всё же напрашиваются.

Мы снимаем, чтобы люди задавали вопросы. Это нечто вроде психотерапии.

Йоргос Лантимос, режиссёр

Международные фильмы

Переехав в Великобританию, Лантимос снял свою первую англоязычную картину — «Лобстер». Но сам режиссёр определяет свою работу скорее как международный и европейский фильм. «Лобстер» отличается размахом от предыдущих картин: здесь и больший бюджет, и именитые актёры (Колин Фаррелл, Рэйчел Вайс). И это большой шаг вперёд, ведь раньше режиссёр обходился помощью друзей. Кроме того, на этот раз Лантимос широкими мазками рисует настоящую антиутопию: в «Лобстере» сходит с ума весь мир, а не маленькая группа людей.

В мире «Лобстера» люди обязаны иметь пару, иначе их отправят в специальный Отель. Если и там в течение 45 дней они не находят партнёра, то превращаются в животное по своему выбору. Чаще всего становятся собаками, но главный герой (Фаррелл) предпочитает лобстера — он живёт долго, да и фертилен всю жизнь.

Творчество Йоргоса Лантимоса: уникальные концепции режиссёра «Лобстера»

На этом свобода выбора практически заканчивается: в Отеле существует свод правил, которые следует неукоснительно соблюдать. Чтобы избежать вольнодумия, людям постоянно промывают мозги — показывают сценки, как для детей, демонстрирующие преимущества жизни в паре.

Но чтобы быть с кем-то, одной любви не достаточно: для гарантированного успеха вторая половинка должна обладать чем-то схожим — одинаковым физическим недугом, если таковой имеется. Кроме того, обитатели Отеля ищут пару в условиях тотального контроля: к примеру, запрещена мастурбация, а нарушителя ждёт наказание — держать руку в тостере.

Конечно, подчиняются не все, поэтому часть людей сбегает в лес, организуя там сообщество Одиночек с не менее радикальной политикой: у них запрещены любые романтические и сексуальные связи — даже танцуют они по одному. На Одиночек ведётся охота: за каждого уничтоженного вольнодумца обитатели Отеля получают дополнительные дни.

Творчество Йоргоса Лантимоса: уникальные концепции режиссёра «Лобстера»

Идея фильма о таком абсурдном мире сначала пришла в голову сценаристу Филиппоу: он придумал Отель для одиноких людей. Лантимос развил его мысль: вместе они написали сатирический и злободневный сценарий, в форме гротеска показывающий общество, одержимое идеей отношений и навязывающее людям определенные модели поведения.

Ведь так и происходит в современном мире: есть «правильные» варианты счастья, в погоне за которыми человек игнорирует собственные чувства. И даже если есть выбор из нескольких точек зрения, обычно они оказываются сторонами одной медали — радикальные взгляды встречаются гораздо чаще, чем понимание того, что нужно искать золотую середину. Лантимос очень точно подмечает это на примере столкновения двух идеологий в своём фильме: официальной и оппозиционной, каждая из которых — одинаковое зло.

Творчество Йоргоса Лантимоса: уникальные концепции режиссёра «Лобстера»

Не меньший укол картина делает в сторону приспособленцев: всегда есть люди, которые будут врать и выкручиваться, лишь бы общество их приняло. Если в школе травят «белую ворону», то самые слабые и хитрые присоединятся, а остальные будут молчать. Точно такую же картину, разве что на более серьёзном уровне, зрители видят в фильме: запуганные обитатели Отеля охотятся на одиночек, лишь бы спасти свою шкуру, игнорируя тот факт, что это такие же несчастные люди. Кто-то считает допустимым выстраивать отношения на лжи, чтобы вырваться из замкнутого круга. И даже присоединение к Одиночкам — всего лишь замена одной тоталитарной власти на другую.

Поэтому бредовый, на первый взгляд, сюжет, с превращением в животных, на деле оказывается очень тонкой сатирой на современное общество. Но даже в столь мрачном и антиутопическом фильме, Лантимос исследует, может ли человек противостоять системе, как бы тяжело это не было. И ответ всё-таки — «да», но для этого необходимо познать настоящее и искреннее чувство: любовь. Только тогда появляется надежда (важно заметить, не гарантия) на счастье. Надежда, ради которой можно многое принести в жертву. А вот окупятся ли все страдания — это уже зависит от случая, на что и намекает открытый финал, предлагающий зрителям додумать историю.

Творчество Йоргоса Лантимоса: уникальные концепции режиссёра «Лобстера»

При том, что фильм поднимает многочисленные социальные проблемы, он, прежде всего, об одиноких людях, которые изо всех сил бегут как от этого состояния, так и от осуждения общества. Поэтому в странных персонажах, живущих в, казалось бы, совершенно ненормальном мире, зрители могут узнать себя. И это даже с учётом того, что Лантимос раскрывает их в своей холодной и сдержанной манере.

К сожалению, при всех достоинствах, картину понимают далеко не все: кого-то отталкивает провокационная подача и количество абсурда в фильме. Но, тем не менее, «Лобстер» всё равно оценён по заслугам, о чём говорят многочисленные премии и номинации, в том числе и на «Оскар».

Последний на данный момент фильм, «Убийство священного оленя» — это уже совсем другая история, возвращающая Лантимоса от общего к частному: трагедии одной семьи. И это наиболее пугающая картина режиссёра: злой рок в ней неотвратим, а ощущение безысходности отлично передаётся зрителю.

В центре сюжета, на первый взгляд, самая обычная семья: кардиохирург Стивен (Колин Фаррелл), его жена (Николь Кидман) и двое детей. Однако у отца семейства есть свой секрет: в свободное время он общается с одним подростком (Барри Кеоган) — и сначала совершенно не понятно, что их связывает. Точнее, у зрителя появляются ложные предположения. Но всё оказывается совсем иначе: по мере раскрытия сюжета, этот удивительно спокойный парень пугает всё больше и больше.

Творчество Йоргоса Лантимоса: уникальные концепции режиссёра «Лобстера»

С первых минут Лантимос очень выразительно — начиная фильм со сцены операции на открытом сердце — показывает: приятного зрелища ждать не стоит. Режиссёр снимал её в настоящем госпитале для достижения максимального реализма.

Атмосферу Лантимос тоже нагнетает практически сразу за счёт напряжённой музыки: когда она сопровождает самые обычные и повседневные сцены, то невольно задумываешься — здесь что-то не так. Тут к делу подключается мистика, пугая, в свою очередь, тем, что до конца не понятно — верить в неё или нет. Вместе с главными героями зритель пытается найти происходящему логическое объяснение. И чем дальше, тем больше становится не по себе.

Стоит заметить, что объяснять всё от начала до конца, пусть даже и в ключе мистики, Лантимос не собирается. Поэтому те, кто ожидают, что к концу фильма разберутся в механике происходящего, уйдут ни с чем. Лантимосу важнее задать координаты системы, а потом уже со скрупулёзной точностью рассматривать поведение людей внутри неё.

Творчество Йоргоса Лантимоса: уникальные концепции режиссёра «Лобстера»

По словам режиссёра, он, как всегда, сначала придумал с Филиппоу основу сюжета, а потом уже вспомнил о трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде». Лантимос не собирался всерьёз адаптировать произведение древнегреческого драматурга, вместо этого он вступил в диалог с классическим мифом.

Прежде всего, режиссёр хотел затронуть в своём фильме тему справедливости, а также её связи с местью. Он поднимает вопрос цены человеческой жизни: возможно ли её вообще измерить? И все эти размышления ложатся в основу решения, которое нужно принять главному герою. Зритель невольно задумывается: а как бы я поступил на его месте? Ответ на этот вопрос дать крайне трудно. Но Лантимос всё-таки выбрал один из возможных вариантов, какое бы решение принял он, и показал на примере персонажа Фаррелла.

В итоге получилась довольно жуткая картина: после неё остаётся пустота и множество вопросов, которые задаёшь, пытаясь примерить ситуацию на себя. Однако сам Лантимос позиционирует фильм чуть менее серьёзно: он считает, что даже музыка в конце фильма звучит ужасно смешно. Поэтому ему хотелось бы, чтобы люди смеялись, не понимая, уместно это или нет. Но он не забывает, что чувство юмора у всех разное, поэтому рад любой сильной реакции на его произведение.

Я во всём нахожу элемент абсурда, в самых обычных ситуациях, и что-то смешное — в тёмных и драматических обстоятельствах.

Йоргос Лантимос, режиссёр

Каждый фильм режиссёра по-своему уникален. Уже 30 августа выходит новая картина Йоргоса Лантимоса — «Фаворитка». В России на больших экранах её можно увидеть не так уж скоро — 31 января 2019 года. Остаётся только гадать, чем ещё удивит режиссёр, сумеет ли он сохранить неповторимый стиль.

Впрочем, в его фильмографии уже немало работ, которые не стоит пропускать. Картины Лантимоса выбивают из «зоны комфорта». Он создаёт причудливые миры, в которых точно не хотелось бы поселиться. Но при внимательном рассмотрении, в этих историях, полных абсурда и гротеска, можно узнать не только окружающий мир, но и себя.

Творчество Йоргоса Лантимоса: уникальные концепции режиссёра «Лобстера»
117117
22 комментария
23
Ответить

Статья отличная. А вот священный олень мне не понравился категорически. При том, что выглядит круто, визуально все очень грамотно. И само повествование захватывает. Но после просмотра ощущение, что тебя обманули.

2
Ответить

Поддержу, фильм интересный и ритм у фильма приятный, визуальная часть на высоте, но впечатлений оставил намного меньше чем "клык и тот же "лобстер.

2
Ответить

После просмотра было ощущение, что увидел какую-то тончайшую комедию-пародию, настолько пустой, пафосный и при этом абсурдно-смешной вышел фильм по наполнению

Ответить

Начитавшись положительных отзывов я сходил на оленя и это был самый мерзкий фильм который я когда либо видел. А я видел сербский фильм и защитников. Очень любят хвалить его музыкальное сопровождение, но это было хучшей частью фильма. Весь саспенс заключался в тихой музыке прерываемой резкими громкий звуками, сродни дешёвых ужастиков.

Такое ощущение, словно этот режиссер намеренно делает претенциозное говно и смотрит на реакцию выпендривающейся илиты, которые хотят показать свой нестандартный вкус.

Я видел как моя девушка смотрит лобстера, я видел постельные сцены после которых мне расхотелось заниматься сексом (напоминаю про сербский фильм).

Я не спорю что это вкусовщина, но открыто нахваливать это , словно признаваться что твой любимый фильм - Сало или 120 дней Содома

5
Ответить

Как вообще отличить претенциозное говно от действительно достойного философского фильма? Я сколько ни задавал себе этот вопрос, никогда не мог найти ответа. Потому что и тем и другим выражением люди бросаются в одинаковое по специфике кино, а я не могу понять кто прав в итоге. К слову, лично мне понравился этот фильм, а необычность музыкального сопровождения я сослал на то, что оно как бы раскрывает и сопровождает внутреннее эмоциональное состояние героев, потому что внешне они ничего не отражают.

4
Ответить

Начинал смотреть "Лобстер". Как-то неуютно... Актёрская игра хороша, картинка неплохая, но фильм точно не для всех и не для меня.

1
Ответить