Эрик Ливолд "Ранее в "Людях Икс". История создания мультсериала" (глава 6)

6. ПРОБЛЕМЫ

Цензура, дизайн и кастинг актёров

Наброски головы Джин Грей на этапе пре-продакшена (из личной коллекции Уилла Минио)
Наброски головы Джин Грей на этапе пре-продакшена (из личной коллекции Уилла Минио)

Угроза в виде рецензии от редактора Marvel миновала, мы все испытали облегчение – теперь можно было вернуться к работе. Мы знали, в каком направлении вести мультсериал, и у нас были идеи на 13 серий, но нам теперь нужно было разобраться с серьёзными вопросами, которые появлялись по отношению ко всем детским сериалам - к «Людям Икс» это относилось особенно остро.

ПРАВИЛА ЦЕНЗУРЫ ДЛЯ ДЕТСКИХ ПЕРЕДАЧ

В интернете никаких серьёзных ограничений нет. Но на всё, что транслировалось по телевизору и радио, действовали различные правила и запреты. В сериале «Я люблю Люси» не могли показать женатую пару, сидящую в одежде на кровати, или использовать слово «беременная», иначе страна была бы в шоке. Сериал «Полиция Нью-Йорка», вышедший примерно в то же время, что и «Люди Икс», произвёл фурор, показав обнажённые ягодицы всего на несколько секунд. Слэшеры, может, и собирали тогда кассу в кинотеатрах, но на телевидение им хода не было.

Сегодня может показаться, что рамки цензуры становились свободнее с каждым днём, но в 1992-м она была всё ещё весьма серьёзной. Она активно действовала для кино и сериалов в прайм-тайм, для взрослых зрителей, но для детских передач она была ещё строже. А мы пытались передать во всех подробностях самые суровые комиксы, которые тогда могли предложить для экранизации на ТВ. Но обычный список правил для детского телевидения выглядел так: “Никакой крови. Никаких ударов кулаком по лицу. Никакого реалистичного оружия. Подвергать детей младше 12 лет физической опасности нельзя. Никого нельзя убивать. Никаких намёков на секс. Нельзя бить по голове, чтобы персонаж потерял сознание – от этого есть вероятность получить травму мозга. Разногласия должны быть разрешены без применения насилия. Героям нельзя мстить (без демонстрации отрицательных последствий). Персонажам нельзя находиться в смертельной опасности до перерыва на рекламу (надо показать, что с ними всё в порядке). Слова «убить», «умереть», «смерть» использовать тоже нельзя”. Неудивительно, что после первых полученных замечаний нам казалось, что нам надо снять вестерн без оружия и лошадей. Плохо было дело.

Решить эту проблему – рассказать захватывающие, наполненные экшеном истории, когда обе руки связаны за спиной, – было бы сложно, но в этом случае нам действительно повезло. Сидни Айвантер, представитель Fox, хотел раздвинуть границы цензуры для детей. Мы, сценаристы, могли использовать комиксы, чтобы надавить на цензоров («Ваша компания наняла нас, чтобы мы написали сценарии для «Людей Икс». Посмотрите, как действуют персонажи в комиксах. По сравнению с этим мы просим о малом»). Нам повезло ещё и с тем, что Эйвери Коберн, принимавшая решения, обозревала для Fox более взрослые шоу, которые показывали в прайм-тайм («Симпсонов» и т.д.), любила хорошие сюжеты и была максимально открыта к сотрудничеству.

Эйвери знала правила и понимала, что ответственность за все гневные письма по поводу детей, «травмированных» сексом и насилием в сюжетах «Людей Икс», будет на ней, но она поняла, что мы искренне верим в обоснованность наших решений. Первые замечания от неё были объёмными и серьёзными. Но когда я дал ей исчерпывающие ответы касательно наших намерений, она прислушалась. Героизм персонажей был оценён по достоинству. Личные проблемы (например, Росомахи) перестали восприниматься как попытки подстрекательства к агрессии.

Чтобы показать, что у действий Людей Икс есть реальные последствия, что мы не устраиваем экшен только ради экшена, мы посчитали, что в начале нужно убить кого-то из них. Мы начали писать тщательно продуманные заметки для Эйвери, и когда она поняла, что мы хотим это сделать для того, чтобы сблизить зрителей с Людьми Икс, лишившимися друга, и что мы сделаем это достойно, то она согласилась. От Эйвери поступали десятки страниц текста по сюжетным вопросам («Можно ли показывать город в огне после бунтов в Лос-Анджелесе?», «Можно ли показать, что Росомаха встаёт на колено в церкви?»), и мне нужно было писать ей не менее объёмные ответы, чтобы показать, что всё это имеет смысл. Но оно того стоило. У Эйвери была своя работа, но она беспокоилась о качестве сюжетов так же, как и мы. Я знаю, насколько пагубно цензурные решения могут повлиять на проекты, и я уверен, что без Эйвери «Люди Икс» не увидели бы свет.

ДРАМА, КОНФЛИКТЫ, ПРОТИВНИКИ И УБИЙСТВО МОРФА

Раскадровка 13 серии с уничтоженными Стражами (из личной коллекции автора)
Раскадровка 13 серии с уничтоженными Стражами (из личной коллекции автора)

Учитывая ограничения 1992 года для детского телевидения, нам приходилось находить способы создавать драматическое напряжение без секса и насилия, элементов, которые воспринимаются в кино как должное. Книги, фильмы с рейтингом R, – а сейчас и сериалы на кабельном ТВ, – могут похвастаться захватывающими сюжетами с притягивающими внимание «взрослыми» элементами. Секс, смерть и насилие были центральными темами ещё со времён Гомера и Библии, но мы были вынуждены обходиться без них. Как же мы выкручивались?

Во-первых, мы решили, что убить Морфа в начале всё же необходимо. Показав, что Людям Икс может грозить смерть, мы сделали будущие конфликты более весомыми. Несмотря на их способности, ум и смелость, персонажи не должны были быть непобедимыми. Для этого было нужно сделать так, чтобы их противники были могущественными и беспощадными, чтобы каждый бой с ними был для них испытанием. Мы не могли показать массовые убийства, так что мы обходились разгромом частной собственности и угрозами в адрес людей (и получали за это замечания от цензоров), оправдывая этим участие Людей Икс в разрушительных сражениях против других супер-существ. Но помните – никаких ударов кулаками, никакой крови.

Стражи стали настоящим спасением, потому что с ними, роботами, можно было вытворять всё, что нам ни за что не разрешили бы сделать с живыми противниками.

Но когда экшена слишком много, это быстро надоедает. В сюжетах должна была быть активная драма, и раз нам нельзя было прибегать к сексу и насилию, мы сделали упор на эмоциональное напряжение. Наши герои отчаянно переживали друг о друге и о других персонажах. Нам не был нужен безостановочный экшен, даже чтобы привлечь более юных зрителей.

ВТОРАЯ ПРОБЛЕМА: ВОПРОС ДИЗАЙНА ПЕРСОНАЖЕЙ

Пока мы корпели над сценариями, возникла проблема, о которой я почти ничего не знал и которую я бы решить не смог. У каждого хорошего художника есть свой уникальный стиль. Команда Людей Икс за время своего существования неоднократно менялась визуально – тела, лица, причёски, костюмы. Когда впервые был поднят вопрос дизайна персонажей, Уилл Минио и Marvel обсудили его, и, казалось бы, решение было принято. Наибольшей популярностью в то время пользовался стиль художника Джима Ли. Уилл и Ларри Хьюстон посчитали, что стиль Ли хорошо подойдёт для ограниченной анимации. Вот тут и возникла проблема. Через несколько недель Уиллу позвонили из Marvel – Джим Ли вышел из моды, в Marvel не хотели видеть его стиль. Пришлось бы начинать всё с нуля, и Уилл считал, что другие предлагаемые варианты не подходили. Я расспросил его для книги о том, как это было:

ЭРИК ЛИВОЛД: Поговорим о стилистических решениях, ведь именно благодаря тебе мультсериал обрёл свой вид, как с точки зрения дизайна персонажей, так и визуала в целом.

УИЛЛ МИНИО: Я тогда старался сделать что-то схожее с современными (на начало 1992-го) комиксами, так что мы начали с дизайна Джима Ли. Но нам пришлось на время от него отойти, потому что вскоре после того, как мне одобрили первоначальный дизайн Росомахи, Циклопа и Джин, я получил предупреждение от Marvel: «Дизайн Джима Ли использовать нельзя. Мультсериал с его визуальным стилем не выйдет в эфир». Объяснять причину мне не стали, но, как оказалось, проблема была в том, что Джим и другие признанные комиксисты объявили об уходе из Marvel и основали своё издательство Image Comics. Я знал, что нам нужно было использовать его стиль, потому что именно этого ожидали увидеть поклонники (и он нам подходил лучше всего). Я подумал, ну что ж, я тогда специально нарисую что-то настолько тупое, что им придётся выбрать дизайн Ли. Так что я нарисовал персонажей совсем юными, смешными, в духе того, что делали Hanna-Barbera в 70-х.

ЭЛ: Я об этом не знал. Ты отправил им модельные листы?

УМ: Отправил. У нас тогда в команде появился новый художник/дизайнер, Рик Хоберг. Рик не знал, в чём было дело, и когда он получил эти рисунки а-ля Hanna-Barbera, казалось, его хватит удар. Он был в ужасе, звонил Стэну (Ли) и остальным: «Этот дизайн ужасен, ужасен! Что Уилл творит? Он же угробит мультсериал!». Сработало отлично – Стэн был совершенно уверен, что я идиот, так ужасно нарисовавший персонажей и расстроивший Рика.

ЭЛ: Ты заставил Marvel принять правильное решение, которое пошло им на пользу.

УМ: Но с этим трюком есть проблема – кому-нибудь может показаться, что дизайн-то неплохой. Хоть я и был немного напуган, когда Рик рассказал обо всём Стэну, не оповестив об этом меня, но всё было к лучшему. И он был всерьёз, по-настоящему напуган, когда говорил об этом Стэну.

ЭЛ: Очередной момент, когда удача улыбнулась нам. Ты пошёл на риск, чтобы сохранить важный аспект мультсериала, и риск оправдался.

УМ: После этого они поняли, что лучше использовать дизайн костюмов Джима Ли, а мы немного упростили его, чтобы он лучше подходил для анимирования. Затем Рик всё это унифицировал, сделав единообразный стиль. Потом мне пришлось отойти от дизайна персонажей, сосредоточившись вместе с вами на сюжетах и на том, чтобы разработка мультсериала шла как надо. За дизайн персонажей взялись Рик и Ларри (Хьюстон), но некоторых, например, Зверя и Колосса, всё-таки рисовал я, так как я был единственным, кто был готов рисовать их такими же гротескными и огромными, какими они были в комиксах.

Из-за делового конфликта, разгоревшегося за 3000 миль от нас, все решения по визуальному ряду мультсериала могли пойти насмарку. Но Уилл пошёл на риск, и ему удалось сохранить задуманную стилистику. Взгляните на иллюстрацию в начале главы – это первые грубые наброски Джин Грей, нарисованные Уиллом.

ТРЕТЬЯ ПРОБЛЕМА: НАША ПЕРВАЯ ПОПЫТКА ОТБОРА АКТЁРОВ

Прошёл уже месяц. Сценарии и экспозиции подготавливались быстро. Я уже видел отдельные иллюстрации, и увиденное меня очень радовало. Мы с нетерпением ждали, что запишут актёры озвучивания, которых собирали в Торонто.

Вот мои предложения кастинг-директору по поводу того, как должны звучать персонажи:

ОТ: Эрик Ливолд

ДАТА: 30 марта 1992

Рекомендации по голосам Людей Икс:

ПРОФЕССОР КСАВЬЕР – ЛЕОНАРД НИМОЙ, ФРЕДРИК МАРЧ, серьёзный ЛЕСЛИ НИЛЬСЕН

РОСОМАХА – КЛИНТ ИСТВУД (но более низкий голос), РОБЕРТ МИТЧЕМ

ЦИКЛОП – молодой УИЛЬЯМ СТЭК, молодой УИЛЬЯМ ХОЛДЕН, молодой РОБЕРТ РЭДФОРД

ДЖУБИЛИ – калифорнийка, ЭЛЛИ ШИДИ на ускоренной перемотке

ШТОРМ – низкий голос, БРИТАНСКО-АФРИКАНСКИЙ АКЦЕНТ, АМАНДА ДОНОХЬЮ, ямайская медсестра из сериала «Охотник Джон (Trapper John, M.D.)»

ШЕЛЬМА – мягкий, мрачный, соблазнительный, южный акцент - АВА ГАРДНЕР (не слишком тягучий или напевный)

ГАМБИТ – каджун (примитивный французский), загадочный, сексуальный

ЗВЕРЬ – молодой, погружённый в свои мысли УИЛЬЯМ ФРЭНК БАКЛИ

ДЖИН ГРЕЙ – ДОННА РИД

КОЛОСС – милый, сильный, молодой русский с низким голосом

КЕЙБЛ – УИЛЬЯМ СМИТ, РОБЕРТ МИТЧЕМ, КЛИНТ ИСТВУД

СЕНАТОР КЕЛЛИ – помпезный ТЕДДИ КЕННЕДИ

ГЕНРИ ПИТЕР ГАЙРИК – резкий бюрократ

БОЛИВАР ТРАСК – лёгкий латиноамериканский акцент

МАГНИТО – ДЖОН ВЕРНОН, злой ЧАРЛТОН ХЕСТОН

Потом мы получили первые плёнки с пробами канадских актёров. Они звучали НАСТОЛЬКО не так, что было больно. На уровне «Скуби-Ду». Такая озвучка попросту УНИЧТОЖИЛА бы мультсериал. Но в чём было дело? Актёры ведь были опытные, и процессом руководил профессиональный режиссёр озвучания. И я специально прописал для них короткие диалоги, которые помогли бы им понять персонажей.

Мы старались изо всех сил, но наша идея того, как должны звучать голоса, не была принята во внимание. После прослушивания этих записей мне, Сидни, Уиллу и Ларри хотелось забиться в угол. Надо было что-то делать, иначе Люди Икс зазвучали бы как Смурфики Икс, а мультсериал бы ждала быстрая и заслуженная кончина. Так что Сидни, Ларри и Джо Каламари (Marvel) полетели в Торонто, чтобы разобраться с этим.

Может показаться странным, что так много американских мультсериалов озвучивали в Канаде. Разве в Голливуде не хватает прекрасных актёров? Ну, в Канаде отличные актёры, и их профсоюз грамотно работает с финансами. Работа профсоюзных актёров в Канаде оплачивается так: обычный гонорар, плюс единоразовая выплата за неограниченный показ серий мультсериала. Но в Гильдии киноактёров США (SAG) требуют дополнительно выплачивать актёру небольшие отчисления за каждый показ мультсериала – если он становится хитом, то его показывают сотни раз. Американские продюсеры не хотят тратиться или заниматься счетоводством, поэтому у канадских актёров появляется куча работы. Вот почему ограниченных в средствах «Людей Икс» озвучивали не рядом с нами, в Бёрбенке, а в Торонто, в 2500 миль от нас.

Проблема, с которой столкнулись Сидни, Ларри и Джо, была не в том, что актёры были плохими (они озвучили «Битлджюса», который выиграл премию «Эмми»). Они просто привыкли озвучивать «мультики для детишек», а «Люди Икс» были совсем не такими, и они не могли поверить, насколько серьёзно они должны были звучать. Либо мы не смогли им это объяснить, либо они не поняли, но положение было не из приятных.

Сидни пришла в голову мысль (по крайней мере, он так сейчас говорит): актёры театра. В Торонто процветала театральная культура. Для второй попытки Сидни предложил кастинг-директору Карен Гуре собрать театральных актёров и знакомых ей опытных актёров озвучания.

СИДНИ АЙВАНТЕР: Я не присутствовал в студии (во время первых записей). Сценарии разительно отличались от того, что писали для многих экшен-мультсериалов в 70-х и 80-х, и нас не поняли.

ЭРИК ЛИВОЛД: Актёры привыкли отыгрывать несерьёзно, как если бы все персонажи были детьми.

СА: В таком ключе записали первые две серии. Мы слушали записи, и я думал: «Они все звучат плоско и бесстрастно. А вы ведь написали эмоциональные диалоги, которые нужно было правильно отыграть».

ЭЛ: У нас была 13-летняя девочка, от которой хотели отделаться её приёмные родители из-за того, что она необычная, а город атакуют огромные роботы. Серьёзная, драматичная ситуация, а озвучка…

СА: А актёры играли так, будто это «Каспер и ангелы». И все голоса звучали похоже. Я сказал Маргарет: «Так не пойдёт. С такими диалогами и ситуациями нужны выразительные актёры, способные придать диалогам вес». Я отправился в Торонто, и я могу только представить, что услышала Маргарет в ответ, когда она позвонила и сказала: «Мы не будем использовать эти записи, потому что они никуда не годятся». Могу только представить, что она услышала, потому что тогда так никто не делал. Почему? Потому что над качеством озвучки мультсериалов тогда не думали, главное было записать её поскорее, и всё. Так что мы отправились в Канаду и начали отбор актёров заново вместе с Карен Гурой – она отличный кастинг-директор.

Мы начали отбор, и на роль Профессора Икс мы взяли Седрика Смита, актёра с божественным голосом, натренированного шекспировскими пьесами. Таким же был Дэвид Хемблен, которого мы взяли на роль Магнито. Торонто был хорош тем, что по своей значимости в театральной среде он уступал лишь Нью-Йорку, и мы проводили отбор среди театралов, которые раньше не занимались озвучиванием. Тембрально их голоса были очень богатыми. Потом надо было сказать режиссёру озвучания, что на этот раз всё будет иначе. Мы собирались подойти к делу ответственно, мы не собирались обходиться первым или вторым дублем – нам была нужна правильная подача. Драматичная или, как в случае с Морфом или Моджо, комедийная. Ведь сценаристы вложили немало сил в прописывание персонажей и их особенностей, и это нужно было правильно подать.

ЭЛ: Перезапись была настоящим испытанием.

СА: О да.

ЭЛ: Вы перезаписывали пилот очень-очень долго, несколько дней.

СА: Потому что для всех это было в новинку. И, по правде говоря, никакого плана у меня не было, я понятия не имел, что надо было делать, когда помогал актёрам с тем, как они должны были звучать. Мы были новаторами в мультипликационном повествовании в плане монтажа и методов работы с актёрами.

ЭЛ: Расскажи о рычании Росомахи.

СА: Мы взяли Кэла Додда, джазового певца из Торонто. Такие люди, как он, умеют работать с микрофоном, и хорошо, когда у них при этом есть актёрский талант. Он спросил нас: «Что он за персонаж, Росомаха?». Помнится, я ответил так: «У него когти из адамантия, он пережил много всякого, он канадец, но не родом из Ньюфаундленда – с Ньюфаундлендом всё в порядке, - но он дикий, очень злобный парень». Я сказал «дикий», и Кэл встал у микрофона и начал рычать, играть голосом, и я сказал: «Вот так и делай». Он изобрёл рычание Росомахи. Теперь все актёры, которые его играют, говорят так, будто у них камешки во рту.

Я получил кассеты с записями новых актёров, которых нашла Карен. Записью руководил режиссёр озвучания Дэн Хеннесси, а Сидни, Ларри и Джо помогали ему. Какое облегчение! Не описать словами ту радость, которую мы тогда испытали. Вместо того, чтобы впасть в отчаяние, мы встали перед приятным и одновременно тяжёлым выбором – нужно было решить, кто был хорош, а кто был великолепен.

1212
Начать дискуссию