Сериал из Ривии: обзор польского «Ведьмака»

Пока мы ждём адаптацию от Netflix.

Сериал из Ривии: обзор польского «Ведьмака»

Судьба сериала по книгам о ведьмаке Геральте волнует многих: совсем недавно пользователи социальных сетей радовались (хоть и не все) появлению Генри Кавилла в списке актёров, а потом вовсю обсуждали кастинг на роль Цири. Но за всеми спорами люди как-то позабыли, что будущий сериал от Netflix — не первое появление произведений Анджея Сапковского на телеэкранах.

В 2002 году на польском телевидении дебютировал «Wiedźmin» — 13-серийный сериал на основе книг «Последнее Желание» и «Меч Предназначения». Он был снят на родном языке произведения с участием местных актёров.

В те годы мир ещё не знал Геральта, известен седоволосый «мясник из Блавикена» был в основном только в пределах Польши, поэтому о западных знаменитостях не могло быть и речи. Несмотря на то, что сериал со временем всё-таки вышел за пределы страны, знают о нём немногие — да и вспоминают крайне неохотно. Возможно, причина была в нехватке средств на раскрутку. Может, подвела общая бюджетность и качество конечного продукта.

Мы решили вспомнить, каким был польский сериал о Геральте, а заодно выяснить причину его столь малой популярности.

Жил-был ведьмак

Сериал из Ривии: обзор польского «Ведьмака»

Сериал повествует о жизни Геральта, седого ведьмака, мутанта и убийцы чудовищ. Ещё ребёнком его забрали из семьи простых крестьян по Праву Неожиданности, древнему закону, на котором держится возобновление ордена ведьмаков.

По приезде в Каэр Морхен, логово ведьмаков, мальчик проходит суровые испытания и сложные мутации, чтобы спустя многие годы стать умелым истребителем нечисти, одинаково хорошо владеющим как мечом, так и магией.

Сериал из Ривии: обзор польского «Ведьмака»

Однако всё не ладится с самого начала: Геральт оказывается необычным ведьмаком. Он обладает эмоциями и чувствами, испытывает сострадание и позволяет себе инакомыслие, за которое староверы ордена его не жалуют.

Помимо внутренних проблем, у ведьмаков есть беда глобальная: всё больше новичков гибнет, так и не завершив обучение. Да и средств на выживание у охотников на монстров всё меньше. Чудища постепенно вымирают — охотиться становится просто не на кого. А короли, что некогда щедро одаривали ведьмаков золотом и едой, ныне предпочитают вкладывать все средства в войну.

Сериал из Ривии: обзор польского «Ведьмака»

Политических дрязг здесь хватает, но они — всего лишь фон для личной истории Геральта. Через все эпизоды проходит тема изменения его характера и взглядов, а также поиска своего места в мире. Ведь люди не очень хотят его принимать, считая за странный реликт прошлого.

Помимо этого, практически каждую серию затрагивается тема сущности человека и людских пороков: лжи, жадности, прелюбодейства, мстительности и жестокости. Геральту постоянно приходится разбираться с убийцами, предателями, насильниками и ворами и решать моральные дилеммы, рискуя попасть на виселицу или костёр.

Геральт
Геральт

Однако просто людьми сериал не ограничивается — ведь он создан по произведениям в жанре фэнтези. Периодически главному герою приходится иметь дело с различными чудовищами и магическими тварями: эльфами, демонами, упырями, мутантами и драконами. Рассуждения о человеческой натуре и душевные переживания соседствуют с магией, древними ритуалами и боевыми сценами. Хотя, как говорит сам Геральт, иногда приходится поднимать меч и против обычных людей.

Пересказ в стиле Лютика

Сильван
Сильван

Самый главный критерий, по которому обычно сравнивают адаптацию с оригиналом — это то, насколько тщательно сериал, фильм или игра следуют канонам изначального произведения. И в «Ведьмаке» ситуация неоднозначная.

Принцесса Паветта
Принцесса Паветта

В отдельные моменты сериал чуть ли не дословно переносит произведения Сапковского на экраны: эпизоды с охотой на сильвана и рыцарем Йожем будто сошли со страниц, отличаясь от литературной версии лишь парой оговорок. Персонажи, окружение, диалоги — будто вместо сценария у режиссёра была сама книга.

Рыцарь Йож
Рыцарь Йож

Но при этом сериал порой позволяет себе совершенно неуместные и даже глупые вольности, цель добавления которых не ясна. Больше всего досталось самому ордену ведьмаков.

Каэр Морхен
Каэр Морхен

Во-первых, родная крепость охотников на чудовищ, Каэр Морхен, из каменной цитадели превратилась в сеть пещер посреди гор. Во-вторых, среди ведьмаков есть отдельный орден женщин, тогда как в книгах только мужчины могли пережить обряд мутации. Когда Цири стала ведьмачкой, никто толком и не знал, как тренировать девушку.

Сериал из Ривии: обзор польского «Ведьмака»

В-третьих, у ведьмаков появился свой кодекс. Формально, свод правил был и в оригинальном произведении, однако там он — всего лишь выдумка Геральта, которой тот отмахивался от участия в политических войнах местных королей. В сериале же кодекс стал официальным и неприкосновенным догматом, которому беспрекословно должен следовать каждый ведьмак. И к нему есть масса вопросов.

Древние писания требуют от ведьмаков драться по неким рыцарским правилам чести — прямое столкновение и честный бой безо всяких уловок. По сюжету сериала, именно эти особенности ведьмачьего ремесла способствовали их высокой смертности: ведь монстры не дерутся по правилам, да и пользоваться чем-то кроме меча и эликсиров ведьмакам запрещают. Создатели хотели тем самым создать конфликт Геральта с устаревшими устоями ордена, показать необходимость следования в ногу со временем и прогрессии. Однако в итоге создали лишь огромную сюжетную дыру.

Сериал из Ривии: обзор польского «Ведьмака»

Как вообще орден профессиональных охотников на чудовищ мог столько лет держаться на правиле «ты должен в лоб атаковать врага и не избегать сражения»? В книге всё было полностью наоборот: ведьмаков специально учили импровизировать, ловко уклоняться от выпадов и применять тактику, чтобы не угодить в лапы очередному василиску.

В сериале многие борцы с нечистью умерли именно по причине того, что не умели банально совершать манёвры, за счёт чего тот же Геральт постоянно побеждал своих собратьев по ордену. К тому же, правила запрещают ведьмакам пользоваться луками, ловушками или другими уловками. Все это знают, многие этим недовольны, но никто не может объяснить причину существования таких правил ничем существенным, кроме как «луки – оружие людей, а они сражаются без чести».

Сериал из Ривии: обзор польского «Ведьмака»

Честь — это в принципе какое-то непонятное нововведение сериала касательно ведьмаков. Стоит пояснить, что в рамках шоу убийцы чудовищ являются не столько небольшой группой боевых мутантов, сколько простым рыцарским сообществом с уклоном в магию. Школа Волка не испытывает нехватки ведьмаков, а командует ими поделённый на несколько каст Совет.

Сами ведьмаки, за исключением Геральта, не сильно отличаются от людей — максимум на лице будет красоваться редкий шрам, полученный от вурдалака. При этом в оригинальной книге каста ведьмаков почти вымерла, а сами они все до единого напоминали нелюдей из-за бледной кожи и звериных глаз. Их образ в целом претерпел какие-то странные метаморфозы: почему-то в сериале ведьмаки стали сражаться в восточном стиле, используя доспехи самураев и какие-то подобия ятаганов вместо обычного меча.

Весемир
Весемир

Помимо ведьмаков поменялись и другие каноничные вещи. Весемир стал дряхлым стариком, который умирает ещё в начале сериала, а его роль пожилого, но все ещё умелого воина занял безымянный, коротко стриженый ветеран.

Лютик остался пугливым и неудачливым бардом, но при этом участие в различных спорных ситуациях принимает чуть ли не охотнее Геральта. Эльфы напоминают скорее индейцев или степных кочевников, нежели жителей лесов. А сам Геральт половину сериала ведет себя как неопытный юнец, который постоянно поддаётся мимолетному всплеску эмоций. К образу матёрого, потасканного жизнью седого волка он приближается разве что к концу сериала.

Филавандрель, лидер эльфов Дол Блатанны
Филавандрель, лидер эльфов Дол Блатанны

Время идет, люди меняются

Сериал из Ривии: обзор польского «Ведьмака»

Вызывает вопросы подход сериала к своей хронологии. «Ведьмак» между сериями позволяет себе перематывать время на месяцы, а то и на годы вперёд без всякого предупреждения.

Первые три эпизода повествование идёт ровно и складно, постепенно демонстрируя жизнь Геральта от юных лет до ухода из Каэр Морхен. Однако на четвёртой серии сериал делает резкий скачок на пару лет вперёд, когда мясник из Блавикена уже успел обзавестись знакомствами и славой. И это не было бы большой проблемой, если бы само шоу хоть как-то намекало на такой резкий переход — о случившемся зрителю остаётся лишь догадываться.

Лютик
Лютик

Такой подход портит как восприятие всей истории в целом, так и отдельных персонажей. Шутка ли, но Лютик появляется в сериале буквально из сельского туалета, без всякого раскрытия и предыстории. «Мы с Геральтом — старые друзья» — это вся информация, которую «Ведьмак» даёт про барда зрителю.

Йеннифер
Йеннифер

То же самое происходит с Йеннифер, причём в той же самой серии. Её роль в истории описывают небольшим и непонятным флэшбеком, ограничиваясь фактом знакомства Геральта с чародейкой.

Зато её основную проблему из книги, а именно желание иметь детей (волшебницы по канону оригинала бесплодны), вываливают сразу и в больших объёмах — со спорами, истериками и признаниями. Сама по себе тема интересная, но её подача обескураживает и вводит зрителя в ступор.

В сериале много сцен с обнажёнкой. К сожалению, большая часть эротики плохо вписана в общий сюжет и больше напоминает какую-нибудь порнопародию, нежели взрослое произведение
В сериале много сцен с обнажёнкой. К сожалению, большая часть эротики плохо вписана в общий сюжет и больше напоминает какую-нибудь порнопародию, нежели взрослое произведение

В итоге, зрителю приходится либо догадываться об очередной перемотке времени самому, либо узнавать это через один-два эпизода. Создаётся впечатление, будто какие-то серии просто вырезали из общего повествования.

К слову, о вырезаниях: помимо сериала существует фильм, созданный из отдельных эпизодов шоу. Почему-то он вышел в свет раньше самого сериала, и именно из-за него Анджей Сапковский возненавидел все адаптации своих произведений. Причина проста: огромную историю из тринадцати эпизодов попытались уместить в полуторачасовое кино, что по хронометражу составляет полторы серии оригинального шоу. Естественно, повествование вышло рваным, сумбурным и непонятным, а сам фильм заслужил отрицательные отзывы от критиков.

Деньги, время и талант

Цири
Цири

«Ведьмак» — очень дешёвый сериал. Тут и там видно несовершенство как реквизита, так и общего продакшена. Это не то чтобы удивительно: сериал польский и снимался без поддержек крупных студий. Сказывалась тогда ещё небольшая слава оригинала.

Волшебные края были заменены пейзажами польской природы, монстры были лишь загримированными актёрами и ростовыми куклами, а компьютерные эффекты даже тогда вызывали смех. Золотой дракон Виллентретенмерт так и вообще стал чуть ли не локальной шуткой и символом общей дешевизны сериала.

Помимо этого активно используется замедление видеоряда на монтаже, что превращает экшен в кашу и акцентирует внимание зрителя на неудачных моментах, которые при обычной скорости можно было и не заметить.

Многие вещи операторы не могут запечатлеть в одном кадре — например, волка и ребёнка или летящую стрелу и её жертву. Поэтому их сняли отдельно и «объединили» посредством монтажа. Такой трюк очень простой и не затратный в плане реализации, однако итоговый результат выглядит посредственно.

Упырица/стрыга
Упырица/стрыга

Но если сериал так плох, почему у него есть фанаты? Причина — это тот невероятный энтузиазм, с которым создатели «Ведьмака» подошли к делу. Реквизит, несмотря на финансовые ограничения, выглядит атмосферно: кабаки, древние замки, средневековые доспехи, бытовая утварь селян пестрят польским колоритом.

Пускай тот же Новиград, являющийся чуть ли не торговой столицей, выглядит как переулок с парой десятков зевак, в него веришь. Веришь в заснеженные чащи, мрачные болота и зелёные холмы мира, созданного сериалом.

Актёры и их игра

Сериал из Ривии: обзор польского «Ведьмака»

Можно смело сказать, что вся магия «Ведьмака» исходит от актёров. Они буквально живут в шкуре книжных персонажей. Когда на экране присутствуют лишь люди, без всяких спецэффектов и монстров, не возникает ни одной мысли об искусственности и неправдоподобности происходящего.

Больше всего поражают пожилые актёры: различные лорды, ведьмаки-ветераны и Весемир явно пришли в сериал из профессиональных театров и демонстрируют свои многолетние навыки во всей красе.

Княжна Ренфри, Сорокопутка
Княжна Ренфри, Сорокопутка

А вот актёры помоложе иногда дают слабину. Например, Сорокопутка, лидер банды краснолюдов: в первых сериях она страшно переигрывает, заменяя любую интонацию чересчур высоким тоном или форменной истерикой.

Сериал из Ривии: обзор польского «Ведьмака»

Но основных похвал заслуживает исполнитель роли Геральта, Михал Жебровский. Его часто вспоминают добрым словом: тут и там звучат шутки и просьбы дать ему главную роль в будущем сериале от Netflix. На самом деле, ситуация с его актёрской игрой почти такая же, что и с сериалом — он очень спорный Геральт.

Во многих сценах, где дело доходит до долгих и сюжетно-важных диалогов, Михал играет лениво — текст просто начитывается, игры голосом и интонациями нет никакой. Будто он шутки ради пришёл играть персонажа фэнтези-саги и пытается не засмеяться из-за очередных гномов и карликов.

Сериал из Ривии: обзор польского «Ведьмака»

Но при этом, когда приходится отыграть схватку или активное действие, его талант начинает раскрываться: уверенный взгляд настоящего ведьмака, отточенные годами тренировок удары мечом и движения не дают усомниться в его актёрских навыках.

В целом, вся ситуация с Геральтом напоминает Энакина из приквелов «Звёздных войн»: Михал крайне скудно справляется с диалоговыми сценами, но в эпизодах без слов показывает себя мастером своего ремесла. Ну и спорную актёрскую игру у него, как и у Энакина, отлично перекрывает наш дубляж.

Хотя иногда Михал позволяет себе забавные рожицы в экшен-сценах
Хотя иногда Михал позволяет себе забавные рожицы в экшен-сценах

«Ведьмак» — не самый успешный телесериал. У него множество проблем, начиная от низкого бюджета и заканчивая спорными решениями режиссёра. И тем не менее, он достоин внимания случайного зрителя или фаната вселенной книг Сапковского.

Какими бы неряшливыми не были декорации, какой бы глуповатой не была игра некоторых актёров, даже самый невнимательный зритель может подметить, что «Ведьмак» снят с любовью и желанием сделать хорошую адаптацию, пускай и достаточно вольную. К тому же, это были лишь первые, робкие шаги убийцы чудовищ ко всемирной популярности. Так почему бы не уважать сериал хотя бы за это?

Сериал из Ривии: обзор польского «Ведьмака»
55 показов
43K43K открытий
11 репост
99 комментариев

Про книги «Ведьмака» много слышал в детстве, но прочитал их только после выхода первой игры. Так вот, со вселенной «Ведьмака» я познакомился благодаря сериалу. На дворе 2001 год, включаю телевизор после школы (кажется после какого-то экзамена), переключаю на НТВ и вижу интересное фэнтези. Засмотрелся, понял, что это тот самый «Ведьмак», а потом как ОФИГЕЛ! В 3 часа дня по телевизору крутят натуральную эротику! Полностью обнажённые девушки с пушистыми лобками лежат на кровати, сидят в бане и вообще — обнажёнки тут море. Это точно не порно? Залпом посмотрел все серии и не заметил как пролетело время. В 11 лет очень поразило.

После выхода первой игры прочитал все книги и решил взяться за сериал. Конечно, компьютерная графика в нём была омерзительна, почти что уровень «Дети против волшебников». Смотреть без слёз сейчас невозможно. В сюжете море отсебятины и откровенной чуши, спорная актерская игра и кастинг (женские персонажи часто переигрывали, Лютик похож на алкаша из соседнего подъезда). Но в целом — сносно. Особенно понравилась адаптация нескольких коротких рассказов из первой книги. Сейчас пересматривать не хочется, хотя вспоминаю о нём с каким-то теплом. Возможно потому, что я больше нигде не видел столько обнажённых лобков вне порно.

Ответить

Ошибся. Это был 2003 год и мне тогда было 13 лет. Подряд крутили по два эпизода, может кто помнит. Напоследок стоит вспомнить цитату Сапковского из интервью для журнала «Мир Фантастики»: «Не спрашивайте меня о фильме! Сейчас пост — польский католик, шляхтич, не может матом говорить. Нельзя употреблять мат в пост!»

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Забыли главный кадр(

Ответить

Думаю, в 2019-ом году, после выхода версии от нетфликс, мы все ознакомимся с первым сериалом по Ведьмаку.

Ответить

И будем его нахваливать ещё ща антуражность и отсутствие черных в Польше. И я сейчас не про нифгардцев

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить