Кейдж берёт топор: обзор фильма «Мэнди»

Колдуны, демоны, дуэли на бензопилах и очередное возвращение самого неоднозначного актёра планеты.

В закладки

Критики провозгласили «Мэнди» триумфальным возвращением Николаса Кейджа в хорошее кино. «Возвращается» актёр уже не в первый раз за последние несколько лет. Речь об отличном «Джо» 2013 года, где Кейдж впервые полноценно показал, как он видит роль отца. Однако тому камбэку всё же не хватало запала, мощи, драйва и артистизма. В основном, в плане режиссуры и сценария.

Тут стоит вспомнить и триллер «Плетёный человек» (2006), скверный ремейк одноименной картины 1973 года. Там Кейдж, как и в «Мэнди», сталкивался с культом, потихоньку слетал с катушек сам и под конец фильма уже избивал женщин в костюме медведя.

Обоим этим явлениям много чего не хватало. «Джо» был хорош, но о нём уже почти все забыли, что показательно. А «Плетёный человек» был пустышкой, который почти никак не реализовывал потрясающий концепт «Кейдж vs. безумные фанатики». Как оказалось, не хватало им режиссёра Паноса Косматоса.

Просто Николас Кейдж

1983 год, американская глубинка. Лесоруб по имени Рэд в исполнении Кейджа мирно валит деревья, а дома его всегда ждёт возлюбленная Мэнди (Андреа Райзборо). Рэд ничем особенным не выделяется, а вот девушка у него не самая простая. Она рисует странные лесные храмы, читает сюрреалистичную литературу и носит майки с Black Sabbath и Mötley Crüe.

Мэнди приглянулась и лидеру местного культа Джеремайе (Лайнас Роуч). Он приказывает подручному заключить cделку с байкерами, выглядящими как монстры из «Восставшего из ада». Они приводят ему Мэнди. Цель самого культа неясна: какие-то божественные вознесения, очищения и всё в таком духе (повсюду христианские кресты, отношение Косматоса к религии очевидно). Мэнди не покоряется Джеремайе и её сжигают заживо на глазах у Рэда, распятого колючей проволокой.

Спустя какое-то время Рэд освобождается, заливает горе медицинским спиртом (а позже и занюхивая коксом), куёт огромный топор, будто из сказки про злых орков, и начинает убивать.

Важно понимать — путь от идиллии у озера до кровавых разборок с демонами и дуэлей на бензопилах займёт у Рэда чуть ли не полтора часа. Большую часть времени мы слушаем синтезаторную музыку и созерцаем убийственно красивые кадры, залитые потусторонним светом и затянутые кислотной дымкой. Тут-то многие и отсеются, назовут фильм бессюжетным «оверхайпом» и не поймут, почему «Мэнди» претендует если не на «фильм года», то хотя бы на номинацию на «Оскар».

Бэд трип

Первое достижение режиссёра — он не стал сдерживать безумие Кейджа. Косматос говорил в интервью, что его любимая роль у актёра — «Поцелуй вампира». В том фильме Кейдж, большой поклонник немецкой школы экспрессионизма, бесновался как мог, нечеловечески переигрывая, шипя и скрипя.

Косматос, в свою очередь, задался вопросом — «как снять фильм, в котором Кейдж будет орать, кривляться и творить всякую дичь, а его за это на полном серьёзе номинируют на «Оскар»?». И «Мэнди» — как раз такой фильм. Это кладезь шаблонов для мемов с Кейджем. Это не нюансированная актёрская игра, как в «Адаптации». Это крики, вопли и отчаяние Кейджа в чистом, несдержанном виде. Удивительно, но в самом фильме всё его безумие кажется более чем к месту.

В придачу к классическому амплуа Кейджа режиссёр возвёл использование киноклише на совершенно новый уровень. Завязка ведь совершенно неоригинальная — обычная история про месть. А реплики и действия главного героя начинаешь довольно быстро предугадывать.

Но дело в том, как именно всё это подано. Косматос берёт каждое клише, каждый избитый сюжетный ход и превращает их в кровавый ритуал, в страшное таинство, в обкуренный бред и схватки с демонами на ножах для бумаги.

Предугадывание реплик Рэда выливается не в обидное осознание, что тебя надули, всучив «вторичку». Фильму, напротив, удаётся выйти на какой-то совершенно сверхъестественный контакт со зрителем, затягивая в пропасть этих вывернутых наизнанку и доведённых до безумного абсолюта клише.

Да, звучит, как оправдание, но ведь работает! И это его главное достижение. «Мэнди» — это нонсенс. Потенциальный «проходняк», оказавшийся бриллиантом в руках выдающегося постановщика.

Благодаря неземной психоделичности, «Мэнди» даже нельзя назвать фильмом в привычном смысле слова. Это акт вандализма над зрительской психикой и общепринятыми нормами. Мир глазами здорового человека, который по ходу фильма превращается в Николаса Кейджа. Мир с метал-обложек 80-х через призму ЛСД. Это бэд-трип, который неторопливо набирает мощь, чтобы потом со всей силы выбить из зрителя дерьмо в страшной пляске смерти и напряжённого, точечного экшена. Не говоря уж про очень своеобразные намёки на лор с колдунами, демонами и таинственными артефактами, навевающими мысли о D&D и Diablo.

В сравнении с «По ту сторону чёрной радуги», первым фильмом Косматоса, действия (и просто сюжета) тут гораздо больше. Но сняв куда более плотный в плане истории фильм, режиссёр не перестал быть фанатом эстетики и визуального повествования.

В отличие от «Радуги», здесь сильно не только неоново-синтезаторное наследие 80-х, которое знакомо всем по слову «ретровейв». В фильме много метала, крови, бездумной агрессии и оккультизма. Неон больше не утончённый как в «Радуге», а жирный, галлюциногенный и бьёт прямо в лицо.

Даже лого фильма отсылает к аляпистой вязи на обложках групп в стиле блэк-метал. Появляется оно, кстати, только в середине фильма, намекая, что первый час — всего лишь пролог к основному действию. Действию, где Кейдж под тяжёлые риффы обрушивает свой топор на разодетых в кожу чудовищ, выцеливает из арбалета и отрубает головы культистам.

В фильме полно анимационных вставок, выдержанных в духе культового мультфильма Heavy Metal (ПК-игрокам эта вселенная знакома по игре Heavy Metal: F.A.K.K.²). Искушённый зритель же найдёт огромное количество отсылок к «Кошмару на улице Вязов», «Восставшему из ада», «Безумному Максу» и даже к фильму «Семь» Дэвида Финчера. А ещё с интересом будет додумывать свои предыстории героев, основываясь на мелких штрихах в речи и поведении. Визуальное повествование тут — один из основных инструментов.

Особенно круто наблюдать за тем, как Косматос выстраивает свою вселенную, придумывая несуществующие бренды для местного ТВ, несуществующие фантастические романы и почти незаметно связывая вселенную «Мэнди» со своей дебютной картиной.

Фильм хорош ещё и тем, что позволяет интерпретировать события на свой вкус. Вы можете видеть здесь мистику или даже научную фантастику, а можете легко списать всё на визионерский ход и эстетику. Кейдж может казаться Иисусом, прошедшим через все немыслимые страдания и испытания к неожиданному финалу. Или же просто кровожадным психом, который даже не подумал обратиться в полицию.

Среди постановщиков-визионеров Косматос сегодня чуть ли не единственный, кто способен так дерзко давать пощёчины общественному вкусу. Рёфн слишком занят самолюбованием, Вингард ушёл в блокбастеры, а Ана Лили Амирпур тратит лучшие годы своей жизни на сериалы про супергероев (пусть и отличные).

«Мэнди» стоит особняком — в нём будто бы нет ничего оригинального, но это всё же единственный в своём роде фильм. Парадокс, достойный изучения и восхваления. Хотя бы за окончательную (мы надеемся) реанимацию карьеры Николаса Кейджа. Это апофеоз ретро-стиля и ностальгии по 80-м, играющий на пределе чувств зрителя. Больше на эту тему просто нечего сказать.

И спасибо Йохану Йоханссону за ещё один шедевральный саундтрек (и, возможно, его лучшую работу), с которым мы знакомимся, к сожалению, уже после его смерти.

Первый фильм Косматоса вы наверняка пропустили, но «Мэнди» пропускать нельзя. Это всё еще не мейнстрим, но ближайшая для Косматоса точка соприкосновения с ним. Во многом поэтому вторая картина постановщика смотрится куда живее его дебюта.

Возможно, третий фильм Косматоса выйдет снова лишь через восемь лет («Радуга» вышла в 2010-м). Возможно, режиссёр вообще уйдёт из кино или же начнёт снимать для Marvel (представьте себе «Доктора Стрэнджа» в таком стиле). А «Мэнди» вот она — совсем скоро в кинотеатрах. Для полного погружения именно там фильм смотреть и рекомендуется.

Избранные зрители уже ознакомились с «Мэнди» на предпоказе 10 сентября в Москве. А вот остальным почему-то нужно ждать аж до 11 октября, когда он появится в широком российском прокате. Но и в «цифре» (например, на Amazon и в американском iTunes), если что, он уже есть.

#мэнди #мнения #обзоры

{ "author_name": "Тимур Сафаров", "author_type": "editor", "tags": ["\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","\u043e\u0431\u0437\u043e\u0440\u044b","\u043c\u044d\u043d\u0434\u0438"], "comments": 41, "likes": 155, "favorites": 52, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 27499, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Thu, 20 Sep 2018 14:17:36 +0300" }
{ "id": 27499, "author_id": 19141, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/27499\/get","add":"\/comments\/27499\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/27499"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957, "possessions": [] }

41 комментарий 41 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
8

До сих пор не верится что Йоханссон умер, так в последние годы радовал саундтреками к фильмам (хорошим хочу заметить), что думал всё, новый Циммер современности, а в итоге вот так, эх.

Ответить
3

Эй, Циммер еще здесь! А вообще соглашусь, Йоханнссон был очень крутым музыкантом и в "Мэнди" в очередной раз это доказал.

Ответить
8

«как снять фильм, в котором Кейдж будет орать, кривляться и творить всякую дичь, а его за это на полном серьёзе номинируют на «Оскар»?»

Зачем вставлять оскар? Неловко читается, к тому же возможность номинации около нуля.

Ответить
7

Очень много бомбежа вокруг фильма. Все негодуют и бузят. А я посмотрел трейлер, увидел имя Паноса Косматоса и всё стало на свои места. Музыка, игра актёров и даже визуальная составляющая сильно повторяют его шедевр «По ту сторону чёрной радуги». Психодел тот ещё и далеко не для всех, но в любом случае очень стоящее кино, как триллер.

Поэтому хейтеры пройдут мимо, а ценители в очередной раз насладятся, что тут ещё сказать.

Ответить
9

Я уже писал, но повторюсь:
Глубокое разочарование - вот что я почувствовал, когда посмотрел на днях "Мэнди". Если не хотите спойлеров, не читайте дальше.
Я очень ждал этот фильм, люблю Кейджа за его безумие и своеобразную игру (вспомним "Без Лица" и "Угнать за 60 секунд", да и он просто на батю моего похож), обожаю хорроры и слэшеры. Что я могу сказать о "Мэнди"? Отвратительно. Даже та же "The Void" была интереснее и криповее (для обычного зрителя, меня давно кино не пугает).
Сначала час бессмысленных диалогов между героем и его супругой, потом переигранный концерт с её убийством, и оставшийся час, как я ожидал, должно быть мясо, герой Николаса обязан отомстить и сделать это жесточайшим образом, как заявляли старые рецензии и трейлеры. А по факту что? Полная хуетень. Какие-то приплетенные к герою мистические связи, совершенно убогие эпизоды расправы над убийцами, куча времени просто кадры под музыку, не несущие смысла. Музыка, кстати, неплохая. Кейдж тоже в своем безумном стиле, тут согласен.
Не спешите кидаться минусами, я пересмотрел много треша , но этот треш назвать хорошим язык не поворачивается. Лучше я бы еще раз посмотрел Braindead или Evil Dead.

Очень жаль, столько ожиданий зря. Смотрите хорошее кино.

Ответить
0

Подпишусь под каждым словом.
Отличная картинка и музыка. Но зачем нужно такое затягивание не понятно.
Я фанат подобных картин, но во время просмотра тупо уставал "наслаждаться кадрами",
понимая, что они не несут какой бы то ни было смысловой нагрузки. А жаль, надежды были.

Ответить
0

Я очень ждал этот фильм, люблю Кейджа за его безумие и своеобразную игру (вспомним "Без Лица" и "Угнать за 60 секунд", да и он просто на батю моего похож), обожаю хорроры и слэшеры.

В этом и ошибка. Здесь всё-таки Косматос со своим видением на первом месте, а не Кейдж/хоррор/слэшер.

Ответить
1

Возможно, я предвкушал другое. Думал, что мясо будет под бодрый метал, типа "Сумасшедшей езды", но увы.

Ответить
0

очень похоже, что ты просто объелся. Не знаю, сделай паузу может быть?) the void реально пустышка. Но мэнди куда как цельнее, в духе чёрной радуги. Явно не тянет на отвратительно.

Ответить
0

Я не смотрел черную радугу, на самом деле. Именно, что The Void пустышка лютая, но больше понравилось. Может быть и зажрался. Просто так мало выходит годных хорроров, что я смотрю практически все.

Ответить
6

Благодаря неземной психоделичности, «Мэнди» даже нельзя назвать фильмом в привычном смысле слова. Это акт вандализма над зрительской психикой и общепринятыми нормами.

Сами подтвердили, что фильм - бессюжетный оверхайп

Ответить
0

там есть сюжет. Он простой, но есть. Его нельзя называть бессюжетным. Оверхайпом тоже не назвать (это ж не война бесконечности какая или человек павук). Всё же вещь довольно нишевая.

Ответить
4

Вчера ночью как раз посмотрел. Фильм конечно агонь, но не сказал бы что могу рекомендовать его всем. Бэд трип - лучшее описание для фильма. Актёр сыгравший поехавшего главу секты и тот момент, когда лицо Мэнди накладывается на его, пробирает. Вообще, в фильме полно сцен, особенно когда начинаются диалоги с сектантами, становится атмосферно-некомфортно. У меня есть знакомый, так вот у него кукуха от добов и других причин поехала, так блин, почти документалистика получается.
Не скажу что фильм величайший шедевр, но я его точно не скоро забуду.

Ответить
0

Блин, а я думал прием с наложением лиц мне, сонному, почудился. Вот он правда годный и жуткий.

Ответить
3

представьте себе «Доктора Стрэнджа» в таком стиле

Давно уже жду, когда марвел настолько осмелеют, что будут какой-нибудь супергеройский артхаус мутить.

Ответить
2

Ну вы понели

Ответить
2

Смотрел под температурой, неповторимое ощущение. Хорошим или плохим назвать его не могу, но это определенно нечто и безусловно - издевательство над психикой. Такого нужно больше.

Ответить

5

На что ты надеялся, высрав этот комментарий?

Ответить
1

Это местная пародия на очень плохого тролля, не обращай внимания, просто спокойно минусуй и скролль дальше.

Ответить
1

Экранизация Turbo Killer, которую мы заслужили.

Ответить
1

[ОРЕТ]
[РЫЧИТ]
[ПЛАЧЕТ]
[ОРЕТ]
[ХРИПИТ]
[КРИЧИТ ГРОМЧЕ]
Великий фильм, люблю такое.

Ответить
1

Блин. Круто!!! Спасибо за обзор!

Ответить
0

«Мэнди» претендует если не на «фильм года», то хотя бы на номинацию на «Оскар».

Жаль только, что вышел в этом году, когда без конкуренции соберет все Оскары, побив рекорд "Титаника". А в следующем году мог бы унизить на награждении расхайпленного Тарантино!

Ответить
0

Фильм, конечно, на любителя.
Но сцена создания топора, для меня лучший кино-эпизод в этом году. На большом экране, даже представить сложно, как круто это будет.
Ну и музыка.

Ответить
0

Пора бы уже сделать раздел с VHS и Retrowave тематикой

Ответить
1

Пора бы уже в 2012 было

Ответить
0

Чет подстава какая то все этот менди

Ответить
0

Фильм не смотрел, текст написал интересный, спасибо. Зацепило.

Ответить
0

Короче лютый, трешак под грибами, смотреть не стоит.

Ответить
0

Эээээй, Уикен Мэн не пустышка, а произведение искусства на равне с "Комнатой"

Ответить
0

Красиво снято, но связи между сценами нет вообще. Как будто короткометражку передержали в кипятке и она разварилась. Вот такая ассоциация, ребята.

Ответить
0

А мне зашло, 3 раза предупредил жену, что фильм оооочень странный и ей не понравится, в итоге смотрела только из-за Кейджа.
У Кейджа уже трилогия про месть и каждая часть трешевий другой, что как бы и не плохо.

Ответить
0

Должен сказать, у меня неоднозначное отношение к этому фильму.
Пока я смотрел первую половину - несколько раз чуть не уснул. Это унылый стоковый артхаус с очень спорным визуалом и скучными диалогами (монологами?).
Но от второй половины, когда фильм внезапно превратился в трэшовый слэшер - я ржал как умолишённый. Стоило того.

Ответить
0

По ту сторону чёрной радуги в своё время ооочень хорошо зашёл. Мэнди где-то так же. Косматос могуч. История про байкеров-маньяков, которые перманентно находятся под страшнейшим бэд-трипом от палённого лсд - это само по себе агонь. И вот из таких прикольных штучек фильм и состоит. Тут жалуются, что фильму не хватает целостности. Я бы сказал, что это жалующимся не хватает целостности. По сравнению с той же чёрной радугой Мэнди вполне последовательный и прямолинейный.

Ответить
0
Ответить
0

Тут недавно на ДТФ была заметка, что мол бывает имени режиссёра не знаешь, но оказывается видел уже все его фильмы и в восторге от них. И я понял, что Косматос - тот самый случай лично для меня (хоть это и его второй фильм), потому что почитал комментарии, где все пишут про какую-то "Радугу" и тут я внезапно вспомнил этот стильный фильм! Более того, "Радугу" чуть более, чем полностью сплагиатили авторы фильма "Из машины" (что не делает фильм плохим, конечно же), разве что разжевали немного.

Ответить
0

Замечательный фильм. От "Starless" в вступлении испытал эстетический оргазм.

Ответить
0

Ребяты, тут недавно была интересная подборка "Безумие в стиле VHS: что посмотреть перед «Мэнди»". Сейчас при переходе выдается ошибка 404. Статью удалили или я кликаю куда-то не туда?

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
EA анонсировала DLC для DLC
для аддона для спин-оффа
Подписаться на push-уведомления