«Кибер» Майкла Манна: Триллер о технологиях и реальности

Текст написан для журнала «Перемотка» в 2015 году.

В закладки

Вирус неизвестного кибертеррориста приводит к серьёзной аварии на атомной электростанции в Гонконге, а затем к небывалому росту цен на сою на товарной бирже в Чикаго. Не очень предрасположенные к сотрудничеству правительства Китая и США инициируют совместное расследование, которое с китайской стороны возглавляет офицер киберкомандования Чен Давай (Ван Лихом), настойчиво требующий в команду экстраординарного кодера Николаса Хэтэуэя (Крис Хемсворт). Здоровенный красавец мотает тринадцатилетний срок в калифорнийской тюрьме, и, по всей видимости, был некогда половиной хакерского дуэта: вредоносный код, как бы ради забавы написанный им в годы учёбы в Массачусетском технологическом институте, был доработан незнакомцем и послужил основой вируса. Осознавая свою исключительность, Хэтэуэй выторговывает у американской стороны снятие всех обвинений в случае, если поможет взять неуловимого взломщика.

В группу также входят симпатичная младшая сестра Давая (Тан Вэй) — хакер и восходящая звезда киберобороны Шанхая, федеральный маршал (Холт Маккэллани) и строгая чёрная женщина из ФБР (Виола Дэвис) — специалист по финансам и эксперт в области социальной инженерии. В Гонконге они выходят на след помощника таинственного блэкхэт-хакера — ливанского наркоторговца с военным бэкграундом Элиаса Кассара (Ричи Костер), после первого прямого контакта с которым охота начинается уже на Хэтэуэя и его друзей.

Пролог «Кибера» подталкивает к мысли, что признанному классику американского кинематографа Майклу Манну впервые начинает изменять вкус. Компьютерная визуализация беспроводных сетей, спутниковые снимки планеты, внутренности системных блоков и маршрутизаторов, по которым путешествует вирус, прежде чем отыскать «крысиную дыру» в системе удалённого администрирования АЭС, — подобные излишества ещё вписываются в ленты позднего Люка Бессона или какого-нибудь Пола Андерсона, но уже вряд ли являются показателем высокого кинематографического стиля. И именно эта режиссёрская вольность, затеянная ещё и ради того, чтобы навести лоск в трейлерах, является капканом как для нетренированного зрителя, так и для язвительного критика. Приготовьтесь, будет жёстко.

Как и прежде, Манн состоит в сложных отношениях с традиционной драматургией, не приемлет никаких сценарных условностей, не поясняет действия и не смакует детали, но в своей бескомпромиссности его «Кибер» открывает какие-то пугающие грани реалистичности и двусмысленности. С первых же минут главные герои нагло пользуются интеллектуальным превосходством, гнут свою линию, темнят, дерзят и уклончиво отвечают на вопросы, затевая мини-игры внутри одной большой игры и, похоже, слегка заметая былые косяки. Их мысль опережает действие, в то время как зритель будет скорее запаздывать. В своей голове Давай вытаскивает Хэтэуэя из тюрьмы ещё до того, как произносит эту мысль вслух, а когда перед ним плюхается секретное досье на Хэтэуэя (мол, посмотри, что твой дружок натворил), он едва проявляет к нему интерес — во-первых, потому что задача-то фактически решена, а мозг уже просчитывает дальнейшие действия, а во-вторых, потому что ФБР даже не догадывается о масштабе личности.

Хэтэуэй читает в тюрьме Бодрийяра, учится думать внесистемно и заранее прогнозирует для себя исход большой игры (как говорил в подобных случаях герой одного фильма, «если мысленно я проник внутрь, остальное уже дело техники»), однако дезориентирован и не сразу находит мотивацию к действию. Мотивацию для Хэтауэя заинтересованный Давай привозит с собой, накануне уведя из-под носа у очередного зануды.

Острый ум Манна (по словам самого режиссёра, просчитывающий следующий фильм во время текущего), позволил ему эффективнее многих (и как следствие — эффектнее) обращаться с голыми цифровыми технологиями. «Кибер» — кино в том числе про него самого, Манн в некотором роде является хакером от режиссуры, тем более что широкое значение хакерства как раз подразумевает экспертные знания в любой области. Его уровень профессионального мастерства сравним разве что с такими навыками, как быстрое программирование или взлом без использования компьютера (и это, и многое другое показано в фильме неглупо и достоверно, что, конечно, вызывает едкое раздражение у тех, кто считал себя осведомлённым в сфере сетевой безопасности).

В «Кибере» импрессионист Манн сокращает дистанцию между экраном и зрителем до минимальной. Почти вся картина построена на крупных планах и нарочито небрежных движениях камеры, а плохая освещённость кадра и шлейфы от неоновых вывесок — всё то, что другой специалист посчитал бы техническим браком, используется как художественный приём. Драка в ресторане — молниеносная и жёсткая — снята в расфокусе и так близко, будто стоишь за спиной Хэтэуэя. Перестрелка в припортовой зоне разыграна с невероятной энергетикой и невиданным эффектом присутствия — камера прижимается к земле, герои под подавляющим огнём жмутся к грузовым контейнерам, а звук от ударов, с которым пули вонзаются в металлическую обшивку, ощущается уже над собственной головой и заставляет вжиматься в кресло.

И хотя подобные трюки нащупывались режиссёром ещё в «Полиции Майами», вольным сиквелом которой прикидывается «Кибер», здесь экшн-секвенции раскручиваются до невероятных скоростей, хотя они никогда не были самоцелью режиссёра. И дело также не в выразительных средствах и пресловутой атмосфере кибернуара — высоких технологиях на фоне низкого уровня жизни, урбанистических пейзажах и абстрактных электронных саундскейпах. Новый фильм Манна настроен во всех смыслах радикальнее — он ещё более образный, мрачный и злой.

Зло — мы сами. Мы позволили технологиям одурманить себя, стать частью нашей жизни. Мы утратили чувство реальности. Мрак внутри самого Хэтэуэя копится, чтобы затем выплеснуться с особой ненавистью. Финальный поединок в «Кибере» — что-то вроде ритуального танца, пробуждающего древнее зло, — то самое чувство реальности, которое Хэтэуэй некогда утратил (и очутился за решёткой), и которое должно победить другое зло. То чувство, которое утратили герои прежних картин Манна, такие, как Нил Маккоули или Джон Диллинджер.

«Кибер», пожалуй, ещё и первый «идейный» фильм Манна. Персонажи порой открыто проговаривают определённые посылы (вроде того, что пора сотрудничать с китайцами), а в самом начале режиссёр даёт ключи к понимаю фильма, причём так же, как это делает главный последователь Манна Кристофер Нолан в «Интерстелларе», — через корешки книг на полке. И хотя оба режиссёра формально не продюсировали последние ленты друг друга, заметно, что и «Кибер», и «Интерстеллар» имеют громадное количество точек соприкосновения. На идейном (мы сами должны спасти себя), на структурном и техническом уровнях (вплоть до сюжетных «встрясок» для зрителя; во избежание спойлеров — без конкретики); недаром производством обеих картин занималась Legendary Pictures, а в прошлом году Манн и Нолан впервые соизволили посетить Comic-Con.

Главная музыкальная тема фильма, написанная Аттикусом Россом ("Социальная сеть", "Девушка с татуировкой дракона")

Но если в финале «Интерстеллара» Нолан находит ключ к спасению, то в «Кибере» Манн вырисовывает более прозаическую картину — мы не решаем проблемы, а всего лишь меняемся ролями — сегодня ты охотник, завтра — жертва, а грань между добром и злом стёрта. Хотя оба режиссёра твёрдо сходятся в одном: любовь — единственная сила, способная противостоять пространству и времени.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Психоз и Метафизика", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 4, "likes": 15, "favorites": 21, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 28005, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 26 Sep 2018 22:46:07 +0300" }
{ "id": 28005, "author_id": 4573, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/28005\/get","add":"\/comments\/28005\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/28005"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957, "possessions": [] }

4 комментария 4 комм.

Популярные

По порядку

1

отличная рецензия, но совсем не получается согласиться насчёт некоторых тезисов, Манн - шикарный режиссёр, но этот фильм получился слишком уж вычурный, весь хронометраж мне мешал Крис Хемсворт, который казался диким мисскастом, а любовная линия настолько вторичная, что тошнить начинало от их типичности, к тому же - главный злодей показался слитым, ибо весь фильм нагнетаются мистификации и ореол гениальности, а в итоге это типичный гопник

в общем, сценарно фильм имеет очень много отталкивающего, но и много очень крутых моментов, так что я так и не разобрался насчёт окончательного мнения в целом

Ответить
1

Как и все предыдущие фильмы Манна, Blackhat в мельчайших деталях имеет под собой документальную основу (основная сюжетная линия вдохновлена вирусом Stuxnet), а персонаж Хемсворта списан с одного американского кардера (имя правда не могу вспомнить), который как раз был двухметровым блондином атлетического телосложения, который любил спорткары и девушек, и его хакерская группа на этом и погорела - они не палились и устраивали самые дорогие вечеринки в Калифорнии, где их и приняло ФБР (большой лонгрид был в журнале "Хакер" в середине нулевых, но опять же совсем не могу вспомнить даже название хак-группы). Так что лично я проблем в Хемсворте не вижу, по-моему это лучший фильм с его участием :)

А так конечно фильм банально недоделанным выпущен, как и всё у Манна за последние лет 20. Он же перфекционист, не может ничего закончить и со всеми ругается (по-моему в Голливуде уже композиторов не осталось, кто хотел бы с ним работать), там продюсеры уже насильно выпускают как есть и что есть. Так что эта версия Blackhat не финальная, существует промежуточная режиссёрская (показывали на фестивалях) - кто видел, говорят сильно лучше, изменена вся структура фильма (сначала идёт взлом биржи, а уже в середине фильма атака на АЭС), больше оригинальной музыки (в театральной версии много треков из фильма "Элизиум", трек из "Телефонной будки" и т. п.) и Манн сидел со зрителями в зале и делал пометки в блокноте, т .е. он ещё продолжает работать над фильмом время от времени. Вполне вероятно, что когда-нибудь выйдет режиссёрская версия на носителях, как это было с "Полицией Майями"; а ещё Манн обещает выпустить новую версию "Соучастника".

А любовная линия с китаянкой - ну это у него традиция такая, так и в "Полиции Майями" было и в сериале Robbery Homicide Division. Ну а главный злодей, как мне кажется, тут сам Хемсворт, который и написал вирус как собственную страховку, а когда какой-то гопник клюнул, это позволило Хемсворту выйти на свободу, да ещё и обогатиться прилично.

Ответить

0

У фильма красивые цвета и стильная съемка, но скучный и примитивный сюжет. А от некоторых моментов типа легкого пересечения границ или безучастной слепой толпы хочется выключать происходящее так же, как и в "Эволюция Борна". Нелепость происходящего, которое можно было оставить за кадром, почему-то еще и смакуется с разных ракурсов. Предположу что это просто способ растянуть хронометраж и, к сожалению, в ущерб ритму и действию.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Хидео Кодзима оказался алгоритмом
машинного обучения
Подписаться на push-уведомления