Эрик Ливолд "Ранее в "Людях Икс". История создания мультсериала" (глава 13)

13. ПОСЛЕДНИЕ СЕРИИ И ОТДЕЛЬНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ

73 серия - старый солдат Росомаха погружён в воспоминания (оригинальный рисунок Уилла Минио)
73 серия - старый солдат Росомаха погружён в воспоминания (оригинальный рисунок Уилла Минио)

МУЛЬТСЕРИАЛ РАСТЯГИВАЕТСЯ НА 76 СЕРИЙ

Спустя 20 лет последние 11 серий – сначала заказали 6, потом ещё 5 – кажутся второстепенными, особенно после того, как мы вели мультсериал к завершению на четырёхсерийном сюжете «За гранью добра и зла» (серии 63-66). К тому моменту команда претерпела серьёзные изменения (от нас ушёл продюсер/режиссёр Ларри Хьюстон), и анимация тоже изменилась – не в лучшую сторону. Продюсер Скотт Томас и видеоредактор Шэрон Джанис годами предупреждали нас, что, согласно бизнес-плану Saban (где принимали большую часть решений), всё надо делать дешевле. Fox, Marvel и наш творческий коллектив сопротивлялись давлению Saban. Но в последнем сезоне экономию всё же поставили во главу угла. Анимация стала выглядеть дешевле. Координатор разработки проекта Дана Бутон отмечала, что в ней стало гораздо меньше «затенённости», ранее определявшей визуальный стиль мультсериала (но на которую уходило время и деньги). По непонятным для меня причинам прекрасную заставку изменили, как и музыку (или это сделали только для издания на DVD?). В начале многих серий больше не было нарезки из предыдущих серий «Ранее в «Людях Икс», это наверняка было сделано из финансовых соображений. Картина была печальной. Мы не могли позволить себе писать плохие сценарии, но я не мог не думать о том, что настроения в команде тогда были не радужные.

ХОРОШИЕ СЮЖЕТЫ: ЛЕН ВИН И КЭП

Но, глядя на последние 11 серий, я всё равно нахожу те, которые мне нравятся. На уроках сценарной работы я часто использую двухсерийный «Грозовой фронт» как пример изящного сюжета, в центре которого стоит конкретный персонаж: «Шторм влюбляется не в того парня». Как сказать подруге, что она совершила ужасную ошибку, влюбившись в очаровательного, но кровожадного психопата? Серия «Старые солдаты», для которой сценарий написал один из создателей Росомахи, Лен Вин, мне тоже нравится: в ней Логан вспоминает о своём приключении с Капитаном Америкой во время Второй Мировой.

Мне очень хотелось показать зрителям, насколько стар Логан (ему тогда было больше 95), и лучше способа представить было невозможно. Кстати, если вы заметили параллели с фильмом «Спасти рядового Райана» (1998), в котором военное кладбище во Франции тоже использовалось для обрамления сюжета, заверяю вас, что сценарий для серии был написан за 2 года до выхода фильма.

Вот что о ней говорит Лен:

ЛЕН ВИН: Мне понравилась серия с Капитаном Америкой. Как заядлый фанат комиксов, могу пожаловаться только на то, что в серии у него красные трусы, а в комиксах – синие. В комиксах у него не было красных трусов.

ЭРИК ЛИВОЛД: Может, получится попросить кого-нибудь, чтобы их перекрасили.

ЛВ: Но сценарий мне нравится. Он получился очень хорошим, потому что он эмоционален, там был не просто конфликт между ними и Черепом. Всё начинается с похорон одного из воевавших, а Росомаха смиряется со смертью друга.

ЭЛ: После стольких лет, накопив в душе столько злобы, он узнаёт правду и понимает, что ему больше незачем держать эту злобу в себе, он решает жить дальше. Отлично получилось. Я думаю, сюжет удался благодаря тому, что сценаристом был ты. Нам надо было спрашивать разрешение у Marvel на использование Капитана Америки. У Marvel было столько ограничений: «Этот персонаж принадлежит одной студии, этот – другой». «Можно использовать Капитана Америку?». Так как сценаристом был ты, и сезон был последний, нам поверили, когда мы сказали, что сюжет будет камерным, с Росомахой и Капитаном Америкой в главных ролях, без множества Людей Икс и обилия экшена.

ЛВ: Именно! Потому сценарий мне и понравился. Персонаж и его особенности постоянно меняются, как это бывает со всеми крупными персонажами, и сначала у Логана не было костяных когтей, когти ему вживили вместе с адамантием, поэтому, когда им надо залезть по стене в замок злодея, Кэп даёт ему крюки, как у альпинистов, и он говорит: «Полезные штуки».

ЭЛ: И все фанаты думали: «Какое клёвое предзнаменование, за 30 лет до того, как ему вживят когти». Ты, наверное, от души повеселился, когда это придумал.

ЛВ: O да.

СЕРИЯ, КОТОРУЮ ВЫ НЕ УВИДИТЕ

В ходе подготовки 76 серий возникали некоторые интересные трудности, которые требовали решения, но, тем не менее, они не становились настоящими проблемами. В частности, для мультсериала было написано 77 сценариев, но серий вышло 76. Что же это за загадочный нереализованный сюжет, почему он не был озвучен и анимирован? Вина за это лежит на мне. Серия с производственным номером 47, которая в итоге стала «Сделкой с дьяволом», сюжетом о Шторм, Росомахе и Красном Омеге, должна была быть совсем иной. Сюжет должен был развиваться в России, в сельской местности, у него было название «Принесите мне Чарльза Ксавьера» - это был оммаж на фильм 70-х с Уорреном Оутсом «Принесите мне голову Альфредо Гарсии». Можете посмотреть на страницу сценария с перечислением персонажей и подумать, как сложился бы сюжет.

На всех этапах разработки (экспозиция, поэпизодный план, сценарий) коллеги говорили мне, что не понимают, чего я хочу добиться. Но я упрямился. Мне нравился сюжет, и я продолжал его развивать. Но в конце концов мне уже все говорили: сюжет нежизнеспособен. Так что я отказался от «Принесите мне…», и у меня оставалось всего два дня на то, чтобы написать оригинальный сценарий на 40 страниц, иначе мы бы отстали от графика. Я придумал простой сюжет с минимумом персонажей и просто начал печатать. Так получился сценарий серии «Сделка с дьяволом». Джо Каламари мне тогда сказал, что сценарий ему понравился. Я думаю, он таким образом хотел сказать, что доволен, что мы не опоздали, но сценарий сработал. Иногда сжимать месяц сценарной работы в 2 дня бывает полезно. На телевидении и в журналистике порой приходится действовать в очень сжатые сроки. По моему мнению, сюжет вышел в лучшем случае проходным, в нём, в отличие от лучших наших сюжетов, не было особых моментов с персонажами, придающих им глубину, но, может, я просто слишком критично на него смотрю.

Эрик Ливолд "Ранее в "Людях Икс". История создания мультсериала" (глава 13)

ГРОМ-ПТИЦА СТАНОВИТСЯ ПЕРЕВЁРТЫШЕМ, А ПОТОМ МОРФОМ

Персонажа по имени Морф во вселенной Marvel не было. Когда мы только подготовили сценарий для пилота, «близким другом Росомахи, который должен умереть», был коренной американец, мутант Гром-птица. Не помню, почему выбрали именно его – он был в команде в комиксах середины 70-х, но не очень долго – но кто-то позднее отметил, что убийство единственного коренного американца в первом сюжете могут воспринять не очень хорошо. Ладно. У нас есть ещё десятки мутантов на выбор. Я просмотрел список персонажей (мне ещё тогда с этим вроде Ларри Хьюстон помогал), и вуаля, мы нашли второстепенного персонажа по имени Перевёртыш, отдавшего свою жизнь за Чарльза Ксавьера. Идеально. Мы могли сделать его по-настоящему приятным персонажем, показать его так, чтобы зрители поверили, что он и Росомаха – хорошие друзья («Он единственный, кто мог всегда меня рассмешить»). Он мне понравился даже больше, чем Гром-птица, который был суровым мужиком, слишком похожим на Росомаху.

Так что мы вписали Перевёртыша в сценарии пилота. Он подошёл прекрасно – душевный комический персонаж в группе, перед которой стояла серьёзная цель. Потом с нами через Сидни связались юристы Fox. Они сказали, что у DC Comics есть персонаж по имени Перевёртыш – нам надо подыскать кого-нибудь другого. Я проверил, и, как оказалось, в Marvel этого персонажа задействовали раньше, но юристы не хотели рисковать. Чёрт. Конечно, персонажа мы оставили (и кто-то из фанатов комиксов наверняка это заметил), но решили дать ему другое имя. Мне показалось забавным имя «Морф». Вот так он и появился на свет – из-за беспокойства по поводу политкорректности и возможных исков со стороны DC Comics. Как вышло иронично, что мы изо всех сил старались, чтобы его убили в первом сюжете, а он оказался самым любимым персонажем у юных зрителей в первом сезоне (ах, фокус-группы), так что нас попросили его вернуть!

ГРУДЬ ЛЕДИ СМЕРТЕЛЬНЫЙ УДАР

И наконец, у нас были трудности с подвижной грудью, нарисованной в Филиппинах. В большом двухсерийном сюжете, открывавшем третий сезон (серии 27-28, «Привет из прошлого»), появилась стильная злодейка, бывшая возлюбленная Росомахи, ныне известная как Леди Смертельный удар. Хаим Сабан, как всегда, старался сэкономить, и даже корейская студия АКОМ своими расценками его не устраивала. Между сезонами он предложил новой студии в Филиппинах анимировать две первые серии. Надо отдать должное, студия постаралась на славу, анимация была хорошей (присмотритесь как следует, и вы заметите разницу). Увы, аниматоры, получив приличный дизайн Леди Смертельный удар, решили её украсить, особенно в области груди. Её они анимировали с такой любовью, которую нам нечасто доводилось видеть. Между двумя секциями её жилета не было никакой одежды, и теперь она, словно кинозвезда, демонстрировала грудь в вырезе. Когда Ларри Хьюстон получил плёнки с анимацией, он понял, что проблем не избежать, а времени и денег на исправления не было:

ЛАРРИ ХЬЮСТОН: У меня где-то до сих пор хранится кассета с изначальными кадрами, где у неё хорошо видно движения груди в вырезе. Мы специально делали её плоскогрудой, потому что правила детского телевидения обязывали. Когда мы готовили раскадровки, некоторые художники рисовали ей большую грудь, так как у неё был вырез до пояса, и мне приходилось это исправлять. К несчастью, ребята, занимавшиеся анимацией (PASI, Philippine Animation Studio, Inc.), были большими фанатами Marvel. Когда они получили раскадровки, они решили их улучшить, выложиться на полную, так что у неё появилась большая подвижная грудь. Анимированы её движения были отлично, но, блин, нам же за это влетит.

ЭРИК ЛИВОЛД: Ты понял с первого взгляда, что будут проблемы.

ЛХ: О да. Жареным запахло сразу. В Graz спрашивали, что мы будем с этим делать. Исправления денег стоят. Вот модельный лист (смотрите ниже), вот что мы одобрили, вот что Эйвери (из отдела стандартов и практик вещания Fox) одобрила, мы не собирались нарушать правила. Но зарубежная студия решила…

ЭЛ: Не ограничиваться, улучшить её и анимировать так хорошо, как позволяли возможности.

Модель Леди Смертельный удар (из личной коллекции Ларри Хьюстона)
Модель Леди Смертельный удар (из личной коллекции Ларри Хьюстона)

ЛХ: Да, и смотрелось-то здорово! Но пускать это в эфир было нельзя. Я не хотел убивать аниматоров PASI, заставляя их перерисовывать все эти кадры, поэтому решил нарисовать линию, ниже которой они могли раскрасить всё в белый цвет, будто она носит футболку, и прикрыть декольте. Так мы избежали проблем. Теперь ничего не было видно. PASI вроде пытались выбить себе ещё денег за эти исправления, но без толку. Увы, их энтузиазм им пользы не принёс.

Благодаря Ларри Леди Смертельный удар получила новую белую футболку, и мы успели к дате премьеры. К сожалению, заказов по «Людям Икс» старательным филиппинским аниматорам больше не поступало.

БЕСПОРЯДОК В ПОКАЗЕ СЕРИЙ

Многие фанаты спрашивали, почему некоторые серии показывали не по порядку. Особенно это касалось серий 34 («Один мутант в поле не воин») и 35 («Счастливчик»), которые показали над 2 года позднее нужного! Серия «Один мутант» была продолжением «Саги о Фениксе» (серии 29-33): в ней Скотт решил оставить команду, так как не мог справиться с утратой Джин. Но в конце серии выяснилось, что Джин жива! Жизнь для команды вернётся в нормальное русло! Но проблема была в том, что это показали спустя 30 серий, и Джин к тому моменту уже давно вернулась в команду Людей Икс. Серия не имела смысла.

Что ж, поговорив с Ларри Хьюстоном и Стефани Грациано, я теперь знаю причину этих задержек – тогда сценаристам об этом ничего не говорили. Высматривая расписание Ларри для серий 27-39, я заметил две странности. Сабан явно пытался уменьшить затраты, заказав серии «Один мутант в поле не воин» и «Счастливчик» более дешёвой студии (Hung Ying). Анимацию для остальных серий, как обычно, рисовала студия AKOM. В документах к сериям, анимированным АКОМ, было указано имя супервайзера (необходимого для соблюдения уровня качества), но в двух «проблемных» сериях его не было.

Результат от Hung Ying никуда не годился. Стефани рассказала мне, что был затяжной конфликт касательно того, сколько платить студии, не выполнившей своих обязательств по этим двум сериям в полной мере, можно ли доверить ей переработку материала или стоит передать его AKOM. Ей пришлось надолго задержаться в Корее, чтобы разобраться со всем этим. Я не знаю всех деталей, но в итоге из-за творческих и финансовых разногласий серии запоздали на 2 года. Тех, кто боролся за сотни тысяч вложенных в проект долларов, вряд ли волновала целостность сюжета. Порядок показа серий более не соблюдался, и нам гарантировали лишь то, что многосерийные сюжеты будут показывать в нужном порядке. Теперь порядок показа серий в немалой степени зависел от других соображений – качества анимации, желания выдвинуть нужных персонажей на передний план и т.д.

КРОССОВЕР С ПАУЧКОМ

Наши Люди Икс также появились в полном составе в двух сериях другого мультсериала 90-х, и я вместе с членами сценарной команды приложил руку к сценариям этих серий. Это был мультсериал «Человек-Паук» (серии «Тема дня: мутанты» 30 сентября 1995 и «Месть мутантов» 7 октября 1995).

Логан и Человек-Паук работают вместе во втором сезоне мультсериала «Человек-Паук» (промо-материал Fox Kids Network, февраль 1996)
Логан и Человек-Паук работают вместе во втором сезоне мультсериала «Человек-Паук» (промо-материал Fox Kids Network, февраль 1996)

В то время мы были сильно ограничены в правах показа других персонажей Marvel в нашем мультсериале, так что мы были приятно удивлены, что высшие силы позволили Fox Kids Network показать наших мутантов в другом перспективном проекте.

Все мои воспоминания об этой коллаборации связаны с ангельским терпением Джона Сэмпера, редактора сценариев, пережившего многих других коллег по цеху. С «Людьми Икс» были трудности, нам пришлось повозиться с тем, чтобы определить направленность проекта и не сбиваться с намеченного пути, но по сравнению с «Человеком-Пауком» это были цветочки - там бушевала самая настоящая война. Как я тогда слышал, в мозговом тресте проекта были постоянные конфликты интересов, и ни один редактор сценариев надолго на своей должности не задерживался. Идеи и сценарии постоянно менялись, «золотую середину» найти никак не удавалось. Но ко второму сезону, когда я был привлечён к проекту, генерал Сэмпер уже придумал метод, позволяющий умиротворить все стороны конфликта (Ави Арад, Стэн Ли, режиссёр Боб Ричардсон, Сидни Айвантер). Они все собирались в кабинете, и Джон зачитывал им все реплики и действия из сценария. Каждую реплику, каждое действие обсуждали отдельно и при необходимости меняли до тех пор, пока с итоговым результатом не будут согласны все. Нет согласия – нет сценария. Я был на двух таких собраниях. Они длились по 9 часов. Но без них было не обойтись. Когда пятеро благонамеренных, но волевых людей тянут мультсериал в разные стороны, нужен человек, который не даст разорвать его в клочья. После всего этого я осознал, какую колоссальную пользу нам принёс общий взгляд на развитие нашего проекта.

За помощь со сценарными фрагментами с Людьми Икс (которую в титрах не указали) Джон сделал для меня то, что до него не делал никто: он дал второстепенному злодею этих двух серий мою фамилию («Ливолд»). Спасибо, Джон, обессмертил.

ФИНАЛ МУЛЬТСЕРИАЛА: МОЙ ВЕСОМЫЙ ВКЛАД

В настоящем финале мультсериала, 76-й серии «Конец обучения», команда была вынуждена навсегда попрощаться со своим лидером Чарльзом Ксавьером, которому грозила смерть. Обычно я не вношу слишком большие коррективы в сценарии, но, признаюсь, для этой серии я вложил немало сил в сцены прощания с человеком, без которого ничего этого не было бы. Чарльз Ксавьер, создатель команды, её лидер, вот-вот покинет этот мир. Но Люди Икс стойко перенесут эту утрату. Я помогал Джеймсу Кригу подвести окончательный итог всего, что произошло в мультсериале, в 4-минутной предсмертной речи Профессора. И у нас получилось - никто не жаловался.

Раскадровка 76 серии, рисунок Дэна Висенмейера - финальный кадр мультсериала, "друзья и члены семьи" умирающего Чарльза Ксавьера смотрят, как он навсегда покидает их
Раскадровка 76 серии, рисунок Дэна Висенмейера - финальный кадр мультсериала, "друзья и члены семьи" умирающего Чарльза Ксавьера смотрят, как он навсегда покидает их
66
10 комментариев

пожалуй соглашусь по поводу финального монолога Профессора - получилось очень емко и ничего лишнего)

про производство Человека-Паука когда-то давно где-то читал что там был настоящий производственный ужас, и тут прям подтверждения свидетеля событий) помню еще удивился как несмотря на это у них получилось столь годный мультик забабахать)

немного жаль что более ммм "сюжетно выразительный" вариант Леди Смертельный Удар из цензурных соображений не пропустили - быть может в наше время кадры с ней стали бы не менее мемными чем знаменитая попа Шельмы....)

2
Ответить

Финальный монолог Профессора - наверное, одна из немногих причин, по которой посмотреть 5 сезон всё же стоит. У них и правда хорошо получилось, трогательно и без слащавости.

Я, честно говоря, знаю не так много о производстве Паучка. Помню только о том, что Ави Арад хотел сделать из мультсериала одну большую рекламу игрушек, и что показать Домового раньше, чем Зелёного Гоблина, решил не Сэмпер - это решение приняли до него, и у Сэмпера просто не было времени это изменить.
Не представляю, каким адом были эти 9-часовые собрания.

Кстати, удивительно, что на задницу Шельмы, которая чуть ли не в комнату к зрителям влетает, цензоры внимания не обратили. Видимо, были слишком впечатлены)

1
Ответить

Совершенно не интересуюсь комиксами, но работу поддерживаю)

1
Ответить

Спасибо)
Это ещё далеко не конец - скоро пойдут главы с актёрами, творческой командой, и они раза в 3-4 больше тех глав, которые я уже перевёл. Вот это будет упражненьице в переводе)

Спойлер: следующая глава будет о разработке серии "Ночной Змей".

1
Ответить

Не удержусь и кину ссылку на 2 сезона нового дубляжа "Человека-Паука", раз уж о нём зашла речь в этой главе)
https://616studio.ru

1
Ответить