Гаспар Ноэ: кино из крови, спермы и слёз

Dedicated to RG
The most Bright Star in my sky

Гаспар Ноэ: кино из крови, спермы и слёз

Гаспар Ноэ родился в декабре 1963 года в Буэнос-Айресе, а в 12 лет он вместе с родителями переехал во Францию. В 1991 году он снял короткометражный фильм «Carne» («Падаль»), который ознаменовал явление миру одного из самых честных, бескомпромиссных и самобытных артхаусных режиссёров современности.

«Carne» («Падаль») — 1991 год

«Падаль» (хотя мне больше нравится альтернативное название «Плоть», оно без явно негативного оттенка и сильнее передаёт настроение и подтекст фильма, мотивация главного героя носит явно плотский характер: желание, ревность, борьба за «свою» женщину) — это чудесная 36-минутная короткометражка, которая рассказывает законченную историю и раскрывает характеры лучше, чем многие полнометражные фильмы. Уже здесь Мастер мизантропии и провокации показывает себя во всей красе.

Гаспар Ноэ: кино из крови, спермы и слёз

История повествует о мяснике, который разделывает и продаёт конину. Жена бросает его после родов и он вынужден сам растить свою дочь. Она немая, поэтому ей требуется дополнительная опека и поддержка. Спустя какое-то время, Мясник проникается к ней не только отцовской любовью.

Из-за недоразумения он считает, что один алжирец изнасиловал его дочь, убивает его, запуская тем самым череду событий, отправляющую эту «особенную» семью в следующий круг экзистенциального ада: Мясника сажают в тюрьму, его дочь сдают в дом опеки, тем самым только усиливая их асоциальность, отстранённость, потаённые комплексы и страхи.

История получит продолжение спустя семь лет в виде уже полнометражного фильма. Забавно, что Гаспар Ноэ задолго до «Бегущего по лезвию 2049» предложил зрителю короткометражку, расширяющую сюжет и объясняющую мотивацию персонажей полнометражного фильма.

Гаспар Ноэ: кино из крови, спермы и слёз

В «Carne» Гаспар Ноэ использует приёмы, которые так или иначе будут украшать каждый следующий его фильм.

Предупреждения. В каждом своём фильме Ноэ так или иначе предостерегает зрителя. В этом и провокативность, и честность режиссёра. «Внимание! Этот фильм содержит шокирующие сцены и грубые сравнения» («Carne»). «Внимание! У вас есть 30 секунд, чтобы перестать смотреть этот фильм» («Один против всех»). И, наконец, моё любимое: «Внимание! Через несколько секунд начнётся Любовь» («Любовь»).

Натуралистичность. Если главный герой мясник, то будьте уверены, что вы увидите весь процесс убийства и разделки лошади — это документальные кадры, никаких спецэффектов. После этой сцены начинаешь понимать, почему Фридрих Ницше сошёл с ума, увидев убийство этого благородного животного. Роды в той же «Плоти», сцена аборта и половых актов из «Любви», сцена изнасилования (в меньшей степени) из «Необратимости». Если Гаспар Ноэ снимает кино, то он снимает его максимально честно, открыто и реалистично.

Внутренние монологи. Подлинная жемчужина большинства фильмов этого французского режиссёра. Слушать рассуждения Мясника («Плоть»), Оскара («Вход в Пустоту») и Мёрфи («Любовь»), тонуть в их спутанных, закомплексованных, переполненных безысходностью сознаниях — настоящее эстетическое удовольствие.

«Страх» — это визуальный шедевр, один из тех фильмов, которые переворачивают ваш мир. «Страх» запретили во Франции за чрезмерную жесткость, но я нашел его на видеокассете и посмотрел раз сорок — каждый раз, когда ко мне приходили друзья, я ставил им этот фильм. В «Страхе» постоянно звучит гипнотизирующий закадровый голос, мы всё время слышим, что происходит в голове маньяка, — вдохновившись, я потом тоже использовал закадровый голос в своей первой картине.

Гаспар Ноэ, Режиссёр

Смелость. Нет запретных тем: инцест (к теме которого Гаспар вернётся в «Один против всех» и, немного более завуалировано, во «Входе в Пустоту»), аборт, убийство. В дальнейшем будут темы изнасилования, самоубийства, наркомании, проституции и прочее.

Последствия. Как в хороших ролевых играх, каждое решение и поступок главных героев фильмов Гаспара Ноэ имеют свою цену. Расплачиваться за содеянное придётся почти сразу.

Одиночество, неразделённая любовь. Так или иначе в каждом фильме режиссёра поднимаются эти старые как мир темы. Утрата, неспособность найти родственную душу, неумение сблизиться с другим человеком («Эффект дикобраза» из NGE) , страх рождённого против воли и умирающего без согласия человека (да, это была культурная отсылка к «Искусству любить» Эриха Фромма).

«Seul contre tous» («Один против всех») — 1998 год

С «Одного против всех» начиналось моё знакомство с творчеством Ноэ, поэтому к этому фильму у меня особенное отношение, я считаю его венцом творчества данного режиссёра. Маэстро провокации планировал снять этот фильм ещё в 1993 году, почти сразу после «Падали», но нашёл финансирование только спустя семь лет после выхода короткометражки.

Гаспар Ноэ: кино из крови, спермы и слёз

Фактически, весь сценарий умещается в одну строчку. Мясник выходит из тюрьмы, пытается как-то вернуться в общество и наладить свою жизнь. Полтора часа мы наблюдаем за экзистенциальным ужасом и душевной агонией больного человека. За его безуспешными попытками обрести стабильность, счастье и любовь.

Чтобы подчеркнуть обособленность и пронзительное одиночество Мясника, для съёмок огораживали целые улицы Парижа, чтобы даже днём главного героя не окружали другие люди.

Можно жить с парнем или девчонкой, даже с детьми можно жить, но всё равно ты остаёшься один. Живёшь один, рождаешься один, умираешь в одиночестве. Ты всегда один, всегда. Даже когда трахаешься, ты всё равно один. Один наедине со своей плотью, один наедине со своей жизнью. Один в туннеле, который невозможно ни с кем разделить, и чем старше становишься, тем в тебе больше чувствуется одиночество...

У каждого свой собственный туннель, а в конце туннеля даже света нет.

Мясник, «Один против всех»

Помимо лучшей по сравнению с «Падалью» операторской работы и более выверенных визуально кадров, первый полнометражный фильм Ноэ в полной мере раскрывает его умение выставлять на всеобщее обозрение общечеловеческие страхи, комплексы и желания. Сколько раз во время внутренних монологов Мясника вы ловили себя на том, что он повторяет ваши мысли?..

Гаспар Ноэ: кино из крови, спермы и слёз

Также в фильме впервые проявляется любовь Ноэ к красному цвету. В дальнейшем он будет активно использовать этот символ любви и страсти при освещении сцен и украшении интерьеров.

Красный на экране кажется мне очень эффектным. Возможно, потому что это максимально сновидческий цвет. Ведь все наши сны обычно чёрно-белые. Но если попытаться вспомнить цветные исключения, то я лично всегда вспоминаю именно красный.

Красный — цвет плоти, мяса, томатов. А синий — цвет неба. И в конце концов, красный — это такой утробный цвет; в красном интерьере ты чувствуешь себя как в материнской утробе. Так же и фильм — всё тут происходит в тесном замкнутом помещении, есть всего одна дверь, которая ведёт к свету.

Гаспар Ноэ, Режиссёр

С этого фильма режиссёр начинает оставлять отсылки к своим следующим творениям. Так, Мясник постоянно повторяет: «Время разрушает все» — это станет слоганом и основной темой следующего фильма Ноэ. В «Любви» стоит макет отеля Love, сценой в котором завершается «Вход в Пустоту».

Парадоксально, что в конце фильма — пусть и извращённый, но хэппи-энд. Главный герой, так или иначе, обретает любовь всей своей жизни, он больше не одинок.

«Irréversible» («Необратимость») — 2002 год

Да, этот тот самый фильм со сценой анального изнасилования Моники Беллуччи, благодаря которому Ноэ получил свою скандальную известность. Один из самых коммерчески успешных и простых фильмов этого режиссёра.

Кроме интересных экспериментов с хронологией повествования («Необратимость» состоит из тринадцати эпизодов различной длины, смонтированных в обратном хронологическом порядке), которые Ноэ продолжит в своих следующих фильмах, это творение привлекает исключительной актёрской химией любовного треугольника Беллуччи-Кассель-Дюпонтель.

Гаспар Ноэ: кино из крови, спермы и слёз

Гаспар демонстрирует нам крепкую мужскую дружбу, которую не может разрушить даже любовь к роковой красавице (пожалуй, лучшая роль Моники Беллуччи). Обладание, ревность, неразделённая любовь, боль утраты, ностальгия по счастливым временам, внутренняя сломленность — Маэстро продолжает изучать и показывать глубины человеческого страдания.

Я снимал свои первые фильмы так, будто совершаю преступление, — и получал от этого удовольствие. Таким фильмом была, например, «Необратимость» — у меня было ощущение, будто я граблю банк. Я был уверен, что картину запретят, а получилось ровно наоборот: она заработала кучу денег, и все вокруг меня поздравляли.

Теперь я о таких вещах вообще не беспокоюсь. Многие так боятся цензуры, что цензурируют сами себя. Но в жизни нет ничего, что нельзя было бы показать на киноэкране.

Гаспар Ноэ, Режиссёр

Также этот фильм прекрасен своей безысходностью. Уже в его названии (а также в том, что он начинается с конца) заложены весь ужас и вся неотвратимость ницшеанского amor fati. Каждое слово, каждое решение, каждый поступок, взгляд, мысль, даже, на первый взгляд, незначительные, ведут к неизбежной и страшной развязке.

События наматываются друг на друга как снежный ком, и вот уже ничто не может остановить лавину Всепобеждающего Рока.

Гаспар Ноэ: кино из крови, спермы и слёз

Кстати, о развязке. В рецензиях и рекламе фильма активно эксплуатировалась сцена восьмиминутного анального изнасилования героини Моники Беллуччи. Если спросить у обывателя, какой фильм Гаспара Ноэ он смотрел, скорее всего он вспомнит «Необратимость» и эту скандальную сцену (как будто в этом фильме больше нет достойных внимания событий), что ещё раз доказывает непритязательность и падкость на шок-контент обычной публики.

Справедливости ради, сутенёр из этой сцены большую часть времени избивает ногами героиню Моники, а сам акт показан без подробностей (Ноэ предлагал полную натуралистичность, но Беллуччи отказалась). Самое мерзкое в этой сцене, что сутенёр — гомосексуал, который не просто стремится доминировать, но ненавидит и презирает женщин.

«Enter the Void» («Вход в Пустоту») — 2009 год

Оскар, любящий не только братской любовью свою сестру Линду, обещал никогда не покидать её — даже смерть не помешает ему быть рядом с ней и, в конечном итоге, в ней.

Почти три часа психоделического насилия над зрителем, наблюдающим за последними секундами жизни находящегося под кайфом главного героя, чья агония растянулась на весь фильм. Прошлое, настоящее и будущее проносятся перед его глазами в причудливой мешанине. Ноэ, как и в прошлом фильме, предлагает самому пытливому зрителю сложить из мозаики сюжет.

Гаспар Ноэ: кино из крови, спермы и слёз

Фильм не мог не провалиться в прокате (и он провалился), одновременно став культовым. Едва ли не со второй сцены мы проваливаемся в персональный ад Оскара, чей эгоизм, незрелость и неправильный выбор (да-да, опять он) отравляют существование всем, до кого он может дотянуться.

Из-за него его 18-летняя сестра начинает принимать наркотики, становится стриптизёршей и проституткой. Он разрушает семью своего друга. Он погибает сам, но вынужден остаться в этой реальности, дабы as a lost forgotten sad spirit наблюдать за последствиями своих решений.

Идея фильма — это результат прочтения разных книг о загробной жизни и желание запечатлеть кинематографическими средствами ощущение выхода из тела. Я и сам пытался добиться этого, читая те самые книги, но у меня так и не получилось. Я подумал, что сделать фильм, симулирующий ощущение выхода из тела, может оказаться единственным способом получить этот опыт. Все навязчивые идеи, которые присутствуют в фильме, принадлежат мне же, но двадцатилетнему.

Гаспар Ноэ, Режиссёр

Прекрасные сюрреалистичные виды ночного Токио, море красного цвета, необычные ракурсы, самая реалистичная в истории кино сцена аборта, разрывающие душу внутренние монологи обречённого Оскара... Гаспар Ноэ, как всегда, на высоте.

Гаспар Ноэ: кино из крови, спермы и слёз

Концовка фильма оптимистична и трагична одновременно. Брат всё-таки воссоединяется с сестрой в этом мире, пусть и в другом обличии. Вместе с тем, у Ноэ нет никаких иллюзий относительно нашей реальности. Ведь сразу после перерождения Оскара появляется надпись «Вход в Пустоту» как недвусмысленный намёк режиссёра на проклятье вечного возвращения и бессмысленности бытия.

«Love» («Любовь») — 2015 год

«Любовь» — это фильм, с которого можно рекомендовать начать знакомство с творчеством Гаспара Ноэ. Пронзительно грустная история о любви, молодости, разлуке и попытке обрести утерянное.

Но Ноэ не был бы самим собой, если бы ограничился только этим. Фильм известен прежде всего своими суперреалистичными постельными сценами. Режиссёр верен своему принципу натуралистичности, поэтому когда он снимает секс, его актёры занимаются сексом (а не дёргаются под одеялом, как в других фильмах). У исполнителей главных ролей даже сценария не было для интимных сцен, только изначальное расположение на кровати и задача дойти до конца. А ещё это первый и единственный фильм Маэстро в 3D.

Гаспар Ноэ: кино из крови, спермы и слёз

В фильме нет никакого любовного треугольника, есть только безумно счастливые и влюблённые друг в друга Мёрфи и Электра и непреодолимая помеха в виде Оми (а точнее — в виде эго и неумения контролировать собственные желания всё того же Мёрфи).

Мои фильмы не про секс! Они о любви. Больше всего на свете мне нравится снимать кино, а на втором месте — танцевать и заниматься любовью. Когда ты снимаешь фильм, то делаешь видимыми свои фантазии, свои сны. А сны часто бывают и страшными, и непристойными. Так же и моё кино. И эту его сновидческую часть порой ошибочно принимают за провокацию.

Гаспар Ноэ, Режиссёр

По уже привычной традиции фильм начинается с конца и потом в хаотичном порядке «разматывается» до начала и снова в конец. Мы увидим первую встречу, первое свидание, первый секс, первую ссору главных героев. Их безграничное счастье и неумение это счастье сохранить. Череду ошибок, которая приводит к краху в виде незапланированного ребёнка от нелюбимой женщины. Тщетные попытки вернуть былое счастье. Осознание, что нынешний безысходный ад — навсегда.

Гаспар Ноэ: кино из крови, спермы и слёз

Гаспар Ноэ явно ассоциирует себя с главным героем фильма — Мёрфи. Тот тоже носит футболку «Fassbinder», в его квартире висит плакат любимого фильма Ноэ «Космическая одиссея 2001», он тоже режиссёр (правда, снимает пока только свою девушку).

Гаспар Ноэ: кино из крови, спермы и слёз

Также в этом фильме есть отсылка к предыдущему творению Ноэ. У Мёрфи и Оми рождается сын Гаспар, во «Входе в Пустоту» Гаспар является драгдилером Оскара. В этом есть определённая безжалостная логика. Кто мог вырасти в эмоционально разбитой, не любящей друг друга семье?..

Гаспар Ноэ: кино из крови, спермы и слёз

«Любовь» учит нас осознавать последствия своих поступков и своего эгоизма и хотя бы поэтому это чрезвычайно полезное авторское кино. А ещё в этом фильме самая красивая и романтичная сцена группового секса в истории кинематографа.

Что дальше?

А дальше — премьера в России нового фильма Гаспара Ноэ «Экстаз», который критики Канского фестиваля уже успели назвать лучшим в его карьере.

Я счастлив — в первую очередь потому, что многим фильм понравился. Это, конечно, очень глупо, что так всё устроено, но если этот фильм будет хорошо продаваться, то у меня будут деньги на следующий. Но это не меняет сам фильм. Это как если бы ты дал жизнь ребенку, ты хочешь, чтобы он был разумен, здоров и счастлив. Сейчас фильм вырос, он управляет сам собой, он идёт везде, и на него идут люди.

Гаспар Ноэ, Режиссёр

Судя по трейлерам и отзывам, режиссёр остаётся верен своим принципам, заложенным ещё 27 лет назад. А значит нас ждёт бескомпромиссное, честное и провокационное зрелище.

2525 показов
31K31K открытий
11 репост
170 комментариев