Два фильма, которые переизобрели Голливуд и сделали звездой Дастина Хоффмана

Рассказываю про два фильма, запустивших Новый Голливуд, имевших дикий кассовый успех и создавших карьеру Дастину Хоффману.

«Выпускник»

Первый фильм, создавший Хоффману известность, наверняка, все знают. А я посмотрела его впервые на днях. Это фильм «Выпускник», который запустил новую волну в Голливуде.

Два фильма, которые переизобрели Голливуд и сделали звездой Дастина Хоффмана

Голливуд в то время

Этот фильм был снят в 1967-м, в год, от которого отсчитывается Новый Голливуд. И в числе еще нескольких фильмов обозначил собой тот переход от осторожного коммерческого студийного кино к смелому авторскому.

Вот, что писал про Голливуд четырьмя годами ранее, в 1963 году, журнал Life в своем специальном выпуске «Кино»:

Соединенные Штаты отстали от остального мира. Голливуд слишком робок, слишком беспокоится о национальном имидже. Тем временем шведские, японские, итальянские и французские режиссеры снимают фильмы, о которых говорят люди. В то время как весь мир кино гудел от новой волны, Голливуд ощущался как Чарли Чаплин, стоящий у двери миллионера — тоскующий и покинутый.

Ровно четыре года спустя, в 67-м, Time, дочернее издание Life, опубликовало статью о «Новом кино»:

Самым важным фактом об экране в 1967 году, является то, что Голливуд наконец-то стал частью того, что французский киножурнал Cahiers du Cinema называет «неистовой весной мирового кино». ...Голливуд внезапно перешел от потери миллионов на раздутых зрелищах, таких как «Мятеж на Баунти» (1962) и «Клеопатра» (1963), к производству умных, обсуждаемых картин, таких как «Выпускник» (1967) и «Бонни и Клайд» (1967).

Сам фильм и саундтрек

В «Выпускнике» много по-настоящему кинематографичных моментов, когда кадр без слов так точно и сильно передает все, что чувствует сейчас герой.

Например, вот этот вошедший в историю матч-кат))

Это то самое волшебство кино, ещё и усиленное идеально подходящим фильму саундтреком группы «Саймон и Гарфанкел». Даже если вдруг вы не смотрели фильм, вы 100% слышали песни «Mrs. Robinson» и «Sound of Silence».

И мне очень понравилось, как этот фильм классно балансирует между иронией и драмой. Хотя ближе к концу есть немного излишнего мелодраматизма, на мой вкус. Но последний кадр контрастен ему и заставляет переосмыслить всю историю, тем самым поднимая фильм на новую высоту этим финалом с двойным дном.

Два фильма, которые переизобрели Голливуд и сделали звездой Дастина Хоффмана

Вообще, «Выпускник» раскрывает тему стремлений и желаний человека так, что фильм все ещё разговаривает с нами на одном языке, хотя ему уже почти 60.

Вирусность и параллели

А ещё интересно, что диалог из сцены соблазнения героя в «Выпускнике» так завирусился, что фразу «I am not trying to seduce you» цитируют такие супер-хиты как «Too funky» Джорджа Майкла и «Макарена». А также «Американский пирог». 😅

И неожиданная параллель — создатель «Бойцовского клуба», Дэвид Финчер и Эвард Нортон, сыгравший там главную роль, считают, что их фильм похож на «Выпускника». Продюсер Лора Зискин даже просила сценариста «Выпускника» Бака Генри присоединиться к проекту, но Генри не понял сатиру Чака Паланика: «Я не думаю, что в этом есть что-то смешное», — сказал он Финчеру.

А сам Финчер считает, что фильмы роднит своеобразная задержка в развитии главных героев:

«Бойцовский клуб» был похож на «Выпускника», фильм про взросление, с поправкой на то, что оно приходится на пору тридцатилетия, а не подростковый возраст или чуть за двадцать.

«Полуночный ковбой»

Второй фильм, закрепивший успех Хоффмана, это «Полуночный ковбой», вышедший в 1969 году. Недавно мы его обсуждали на киноклубе.

Два фильма, которые переизобрели Голливуд и сделали звездой Дастина Хоффмана

Фильм и его особенности

При этом даже небольшим составом мы обсуждали «Полуночного ковбоя» почти три часа (против обычных полутора-двух) и темы не заканчивались. Этот фильм — настолько разноплановый и глубокий, что дает очень много идей, о чем там можно поговорить.

Например, у него очень интересная и сильная драматургия. Мы на киноклубе постепенно разбираем киноязык на примере фильмов, сейчас заканчиваем блок по кинодраматургии. И вот на этом обсуждении нарисовали целую схему, чтобы наглядно отследить, как выстроена структура фильма, как создаётся образ героя, и как герой, его цель, потребность и конфликт формируют тему и идею фильма.

Тонкость психологических нюансов в изображении героев фильма, кстати, объясняют европейским взглядом, привнесенным британцем Джоном Шлезингером в это свое первое американское кино.

Схожесть с «Выпускником»

Помимо Хоффмана в главной роли, есть и кое-что еще.

Фильм, как и «Выпускник», поднимал те темы, которые за несколько лет до их выхода еще невозможно было затрагивать в кино, в том числе благодаря Кодексу Хейса, который эти фильмы благополучно добили.

И оба этих фильма получили главные Оскары (лучший режиссер у «Выпускника», а у «Ковбоя» еще и лучший фильм) и неимоверный кассовый успех.

Сложности, сыгравшие на руку

Финансирование

При этом, интересно что Полуночный ковбой был снят скорее вопреки всем сложным обстоятельствам. Джон Шлезингер испытывал трудности с получением финансирования от студии, его предыдущий фильм «Вдали от обезумевшей толпы» с Джули Кристи провалился. А роман, по которому снят фильм, он изначально считал нечитаемым.

Актерский состав

Режиссер не хотел брать на главные роли ни Дастина Хоффмана, ни Джона Войта. Роберт Редфорд и Уоррен Битти хотели получить роль Джо Бака. А студия MGM (которая в итоге отказалась продюсировать картину) вообще предлагала на главную роль Элвиса Пресли. Но Джо Бака в итоге сыграл Джон Войт.

Два фильма, которые переизобрели Голливуд и сделали звездой Дастина Хоффмана

А с Хоффманом история еще интереснее. Его агент просил Хоффмана не сниматься в этом фильме, если он не хочет испортить свою только начавшуюся карьеру. Да и сам режиссер, Джон Шлезингер, как я уже упоминала, не хотел его брать в этот фильм.

Но Хоффман позвонил ему и умолял встретиться с ним, чтобы переговорить о роли. Когда Шлезингер пришел в обозначенное место, Хоффман не появлялся полчаса. Обозленный режиссер уже собирался уйти, как вдруг с картонки на асфальте встал какой-то бродяга и обратился к нему. Только тогда Шлезингер узнал в нем актера. Так Хоффман получил роль бездомного Риццо.

Два фильма, которые переизобрели Голливуд и сделали звездой Дастина Хоффмана

В итоге оба актера сыграли отлично. Войт получил Золотой глобус и BAFTA за лучший дебют, Хоффману тоже перепала премия BAFTA за лучшую мужскую роль. Однако, Хоффман был недоволен тем, что Джон Войт получил больше экранного времени. Хоффман жаловался, что режиссер вырезал важную сцену с ним и даже отказался принимать участие в мероприятиях по продвижению фильма.

Визуальный стиль

Интересный визуал у фильма появился тоже во многом вопреки. Монтажер, который начинал проект, был недоволен тем, как режиссер показывает Нью-Йорк, он считал это взглядом туриста. Шлезингеру было сложно с ним работать, и в итоге он позвал другого оператора, с которым работал раньше. А оператором был новичок, рекомендованный Романом Полански. Он настоял на том, чтобы снимать как можно большую часть фильма при естественном освещении. Для 1969 года этот неприкрашенный реализм был неожиданным и свежим.

В общем, эти два фильма относятся к той категории старого кино, которое (пере)открываешь с ощущением «Ого, как круто это сделано!»

А тут я зову вас в мой тг-канал с анонсами обсуждений и заметками про кино. У нас есть онлайн-киноклуб и живые встречи в Петербурге. Так что, если вам нравится поговорить про фильмы, велкам.

1111
11 комментариев

Вы не ответили на вопрос, как эти фильмы переизобрели Голливуд. Вот совсем. Чтобы ответить, нужно было, рассказать, а зачем его переизобретаиь, что творилось со старым Голливудом, как проваливались пеплумы, как французская волна повлияла :)

И я думал, что новую волну запустил «Беспечный ездок»... Хотя наверняка там несколько фильмов было

5
Ответить

Вы не ответили на вопрос, как эти фильмы переизобрели ГолливудДа я вроде и не ставила такую задачу, слишком глобальная для такой статьи, просто хотела рассказать про два фильма)

И я думал, что новую волну запустил «Беспечный ездок»Ну да, несколько, вот журнал Life упоминает Бонни и Клайд, и Выпускника

1
Ответить

Вкуснятина, только недавно впервые посмотрел полуночного ковбоя.

1
Ответить

Преотличные фильмы, но прям революционными, как новая волна или неореализм, я бы их точно не назвал.

Ответить

Смотря же с чем сравнивать. После "Клеопатры" "Выпускник" или "Ковбой" выглядели очень свежими, что по идеям, что по реализации

Ответить

Ну и рожа.

Ответить

Полюбил старые фильмы и почти все вкусные фильмы посмотрел в том числе и Хофманом и жалко, что они все кончились, но какое убожество встречалось как таксист с Дениро и Полуночный ковбой 🤠 ужасный, два худших фильма, а так ещё есть слепая ярость или как называется с Рутгером.

Ответить