"Моана" (2016) и приключение без подвига. Злой обзор.

"Моана" (2016) и приключение без подвига. Злой обзор.

Я не являюсь поклонником продукции "Диснея", хоть и видел достаточное количество их картин, по большей части современных. "Моана" характерна тем, что здесь используется самая очевидная и надёжная сюжетная канва, какая только у мышиной фабрики имеется - героиню зовёт в путь случай, она встречает наставника, постепенно сближается с ним, под конец ссорится, но только затем, чтобы тот героически пришёл ей на помощь в последний момент. Структура истории, конечно, безыдейная, зато безотказная... но не в нашем случае. "Моана" мультфильм в целом приятный, даже увлекательный, но вот только совершенно посредственный в части всего, что касается драматических элементов - истории, героев, их отношений, вот этого всего. Даже главная цель странствия избранной, которая здесь буквально избранная, ни больше ни меньше, это одновременно и задача всемирной важности, и какая-та сущая глупость.

Если кратко, сюжет в том, что один полубожественный придурок когда-то давно украл у здешней богини всего и вся её сердце, из-за чего мир начал медленно умирать. Ну и, соответственно, нужно вернуть всё взад, а то у нас там островитяне песни поют, а к ним моровые поветрия приближаются, непорядочно. Ну и Моана, не мудрствуя лукаво, буквально это и делает — возвращает сердце хозяйке и всё становится хорошо. Вот так просто, да.

По сути, в таком виде, в каком это исполнила протагонистка, главный квест фильма мог осуществить вообще кто угодно. Избранность Моаны же заключается в том, что она, будучи никаким мореплавателем, смогла добраться до отправной точки и не помереть посреди океана, потому что — совершенно внезапно — океан здесь одушевлён и покровительствует девчонке. Ну, главным образом просто не даёт ей утонуть. Хотя, в первый раз барышня таки чуть не превратилась в утопленницу, но может гражданин Океан просто проглядел, или ему было некогда в тот момент — я не знаю.

В общем, расклад такой, что у Моаны есть цель, на которую она основательно уполномочена, но этого почему-то недостаточно, и по заветам сумасшедшей бабки ей в помощники нужен тот самый полубожественный мужик. Идея получилась сомнительная, поскольку Мауи это предельно необаятельный и даже отталкивающий персонаж. Ну, типа, девчонка находит его томящемся на клочке земли посреди океана сколько-то там веков, и первое, что делает этот волшебный мужик, это поёт песню — крутую песню, впрочем — сразу после чего замуровывает избранницу заживо, чтобы отжать её лодку. И я-то не против таких свойств личности одного из героев, вот только и сопереживания он от меня точно после такого может не ждать. Ещё и, видишь ли, морально преображается по ходу путешествия... после того как понял, что у него не получится утопить Моану в открытом океане. И за что его, добряка такого, заперли на острове — кто мог бы хотя бы предположить? И вот если Моана это просто восторженная дурочка с мечтой и целью, и к ней претензий нет, то вот Мауи это прям какой-то тщеславный социопат, я не знаю. Он проходит через эти диснеевские стадии антигероя — сначала злодей-злодей, затем его с героем сближает общее бремя, затем проникается самоотверженностью героя, и после он уже хороший парень, ну ты знаешь. Вот только происходит этот цикл перемен в фильме так неприметно, что и не веришь ты ни черта в них.

Ну, да, Моана спасла жизнь этому балбесу и помогла вернуть волшебную палку, без которой тот просто пустое место, но и не сказать, чтобы это происшествие как-то заметно его преобразило. Персональная благодарность? Возможно. Да только как был подлецом, так и остался.

Далее у нас тот самый предфинальный момент размолвки героев, когда они порывают все отношения и расходятся. И тут, что забавно, уже Мауи выглядит здравым человеком, Моана же внезапно превращается в настоящую стерву и говорит что-то вроде "это ты виноват, что всё человечество умрёт". Когда этой дряни было нужно, она увещевала напарнику, что тот избран быть полубогом не просто так, и что он может быть примером для всех, а как отношения ухудшились так ты инициатор геноцида — ну нихера ж себе! После порции настолько лютой дизморали я бы хер вернулся, но Мауи конечно вернулся — так нужно по сценарию.

"Моана" (2016) и приключение без подвига. Злой обзор.

Ну и, по итогу, да — всех спасли, всё хорошо, никто не в обиде. Конец даже для "Диснея" выдался слащавым - хотели представить так, что в фильме нет главного злодея, а есть только искалеченная несправедливостью душа, но выглядит это всё так поверхностно, и разрешается конфликт будто бы сам собой. И само приключение до того выдалось невесть каким — герои просто плыли до места назначения, и кульминация у этого пути оказалась никакая. Зато Моана своим примером побудила своих сородичей снова плавать по морям, и они взяли да поплыли, чёрт знает куда. На другие острова к другим пальмам, а может истреблять другие народы и утаскивать их женщин — понятия не имею.

"Моана" получилась вопиюще бестолковой в сюжетном и нарративном плане. Обычно эта сценарная формула более-менее работает, но здесь не тот случай. Эпизоды межличностного взаимодействия получились настолько ужаты, что тебе не показывают, а скорее утверждают, что вот эти персонажи теперь друзья, и что вот этот тупой здоровяк не то раскаялся, не то просто эмоционально нестабильный какой-то. И тут же начинаешь задаваться прочими вопросами о том, что это за мир такой в фильме показан, где с одной стороны островной рай, а рядом находится бездна ужасных чудовищ. Зачем Мауи вообще делал то, что делал — каким образом его прошлая авантюра должна была кому-то помочь? Ну и живой Океан, к тому же — чел тут самый заинтересованный во всеобщем благе получился, похоже.

"Моана" (2016) и приключение без подвига. Злой обзор.

Какой вывод? Мир вокруг — декорация. Герои на редкость неприятные, даже сама Моана выглядит скорее отчаянной, чем отважной — какая-либо рефлексия девочке почти не свойственна, нужно просто тупо делать. Приключение вроде есть, а подвига и нет. Тем не менее, смотреть "Моану" было интересно, это яркое полотно в не столь популярном сеттинге островных культур, и нет этого наводящего чувства, что герои обречены на успех с самого начала. Однако схематичность местного сюжета чувствуется настолько отчётливо, а эмоциональная вовлечённость зрителя настолько не достигает нужного уровня, что и хорошей "Моану" назвать я никак не могу. В лучшем случае средней.

Зато песни вышли задорные. При том, что мне они почти никогда не нравятся в мультфильмах. Даже переслушивал неоднократно. На русском при чём. Но у меня музыкального вкуса нет, имейте это в виду.

88
49 комментариев
Автор

"Вы Санбою должны сказать спасибо"
https://www.youtube.com/watch?v=P-PeaWJmAaA

5

Комментарий недоступен

5
Автор

Да почему бы и нет.
Хороший мультик тот, который не приходится оправдывать тем, что он детский.

6

Это детский мультик. Не копай слишком глубокоА что, детям можно давать на потребление всякий посредственный шлак?

1

Когда я смотрел фильм, Мауи не показался мне злодеем, антигероем, а просто неким плутом, трикстером.

4
Автор

Злодей это громко для него, конечно. Скорее безалаберный эгоист.

Он и не был злодеем. Просто мудаковатым эгоцентристом/нарциссом, и бахвалящимся колобком, которому плевать на окружающих.
Впрочем он имел право. Чё-то сделал, пошёл отдыхать. Не обязан впрягаться за кого-то просто потому что может.

1