"Капитан Крюк" (1991) и страх смерти. Злой обзор

"Капитан Крюк" (1991) и страх смерти. Злой обзор

С "Капитаном Крюком" всё непросто. При первом взгляде на фактуру ожидаешь получить приятный семейный фильм на вечер, с толикой авантюрного задора, комедии, драмы и вечной морали в конце. Однако ж, при том, что всё это в фильме присутствует, "Крюк" будто бы и не детское произведение вовсе. Картина задаётся вопросами, каких от неё не ждёшь, и даёт на них самые уклончивые ответы, уводя по умолчанию сказочную действительность куда-то в сторону подсознательных страхов и личных трагедий. Фильм обескураживает и вводит в непонимание, и это ещё мягко сказано.

Фабульно "Крюк" это буквально история про то, как Питер Пен, герой сказок и мальчик из волшебной страны, который не хочет взрослеть, однажды всё-таки вырастает и превращается в офисного работягу, для которого юридическое сопровождение сделки по слиянию корпораций важнее собственной семьи.

"Капитан Крюк" (1991) и страх смерти. Злой обзор

Вступление и базовый конфликт здесь ровно такие, какие ты и ожидаешь увидеть — детей взрослого скучного Питера похищает капитан Крюк, злодей из его забытой волшебной реальности, и требует драться за них. Беда в том, что Питер ничего не помнит о своём прошлом, и утратил всякую былую прыть и волшебные свойства, став серым и скучным корпоратом. И теперь доходяге придётся быстро проникаться духом шалопайства и особой детской чуткостью, чтобы возродить в себе веру в чудеса, снова стать прежним героем и всех спасти.

И звучит, в целом, неплохо, тем более, что роль Питера Пена отыгрывает Робин Уильямс, который, будучи отличным драматическим актёром, искусно изобразил такого персонажа и его преображение от заурядного безучастного взрослого до внимательного семьянина. И даже окружение оказалось под стать — эта их волшебная Нетландия, населённая детьми, выглядит как и полагается, утопией в представлении гиперактивных и взбалмошных подростков, с домами на деревьях, битвой мороженым и прочими весёлыми и крутыми штуками, среди которых обязательные сражения с пиратами, которые обосновались где-то здесь же.

"Капитан Крюк" (1991) и страх смерти. Злой обзор

И в целом, фильму удаётся выдержать этот баланс между фантазией и, пусть утрированной, действительностью, где вещи выглядят курьёзными, но как будто бы возможными. Странности начинаются в деталях, например:

В фильме повсеместно присутствует романтический контекст нездорового толка. Например, Венди, которая когда-то в детстве пережила с Питером Пеном сказочное путешествие в Нетландию, даже спустя десятки лет, будучи уже старухой остаётся влюблённой в, по сути, 7-летнего мальчишку. Дальше больше, и, установив опеку над провалившимся в реальность и потерявшим воспоминания Пеном, вырастив его, Венди сводит его с собственной внучкой, на которой тот впоследствии и женится. При том тут фигурирует неясный символизм вокруг того, чтобы "подарить поцелуй", но что под этим понимают герои, гадать не буду.

Питер Пен в этом фильме вообще мужчина нарасхват, даже старый и толстый. В одной из сцен фильма он падает в воду с пиратского корабля, после чего к нему подплывают русалки и просто без предупреждения начинают засасывать в губы. Может таким образом они делились с ним кислородом — я не знаю, — но выглядит это прям странно. Как и неожиданное признание феи Динь, которая выглядит в фильме как миниатюрная, но красивая половозрелая женщина, в любви к Питеру Пену, хотя имеет она в виду того самого Питера Пена, который нестареющий вечный ребёнок.

"Капитан Крюк" (1991) и страх смерти. Злой обзор

Что ещё вызвало у меня серьёзный диссонанс так это смерть в кадре. Сам я люблю мрачные сказки, где фантастическое сходится вместе с печальным, но в этом фильме подобное кажется таким неправильным, что ли. Умирает в фильме Руфио — противный пацан, который возглавлял социум детей в отсутствие Питера Пена. Умирает буквально от пронзания шпагой капитана Крюка, и это не мистификация, в конце Руфио уже не оживает. В детском фильме, в мире сказочной воображаемой страны пират убил ребёнка. Я даже не то, чтобы против самого такого сюжетного приёма, но он так резко контрастирует со всей вопиющей несерьёзностью и условностью Нетландии, показанной ранее. Про этого Руфио даже и не вспомнит никто. Немного да корёжит меня этот инцидент.

Ещё, кстати, в фильме наблюдается явление, о котором можно было бы порассуждать подольше. Дело в том, что Питер Пен, вновь войдя в форму и отдавшись прежнему "я", чуть было не забывает, ради чего он вообще здесь оказался — что у него есть дети и они похищены пиратами. Дети его, а именно сын, тоже кстати чуть было не отрекаются от отца под влиянием коварного капитана Крюка. И претензия моя ровно в том, что как-то эти вещи уж больно легко происходят с героями. Начинаешь задумываться о том, что Нетландия это не слишком здоровое место, где дети не стареют и не имеют ни власти, ни морали над собой.

В фильме фигурирует идея о том, что жизнь в Нетландии это вечный побег от самого себя. Пример тому опять же Питер Пен, который буквально говорит о том, что не хочет вырастать, потому что боится умирать. Хотя я, кстати, наоборот исходил из той точки зрения, что жители Нетландии уже мертвы, и потому не стареют, а также бесконечно проживают один и тот же день. По итогу ещё и узнаётся, что Питер Пен это морально искалеченный персонаж, который волею случая был разлучён с матерью, который глубоко боится окружающего мира и образует вокруг себя сообщество таких же, по сути, потерянных детей. Довольно депрессивные мысли для детского произведения, но то не я, то фильм.

"Капитан Крюк" (1991) и страх смерти. Злой обзор

Что по итогу. С учётом всего названного, я бы не удивился, если бы и капитан Крюк в конце фильма полетел бы на корм акулам, но вместо того он по-сказочному загадочно исчезает, что, наверное, говорит о том, что в Нетландии, стране вечной праздности и детского воображения, всегда должен быть свой взрослый-злодей. Не знаю. Странное очень выдалось кино. Актёры хороши, и постановка толковая, но вот сюжет — он полон странностей, которым и не пытается найти причину быть. Не будь их здесь и это был бы ровно тот самый фильм, что ты ожидаешь увидеть, но и игнорировать сей подтекст не удаётся, поскольку его постоянно вымещают на передний план. А если идея была именно в том, чтобы интерпретировать Питера Пена как драматического персонажа, то результат выглядит каким-то уж больно болезненным и жестоким, что идёт в конфликт с сеттингом фильма и его комедийной натурой.

Фильм оставляет странные эмоции — сделан он явно для аудитории взрослой, и декларирует не только очевидное "не убивай в себе ребёнка", но и целый ряд менее однозначных вещей, как то психотравма главного героя, крайности его подсознания и невозможность полностью принадлежать ни одному из двух миров. И я не могу сказать, что у фильма получается правильно раскрывать эти темы — выглядят они здесь скорее чужеродно и вызывают лёгкую оторопь, порой будто бы конфликтуя с основным сюжетом. Потому, в части своего двоякого замысла, "Капитан Крюк" терпит фатальное поражение, но а в остальном это всё ещё неплохое кино, в меру глупое, в меру серьёзное, в меру сказочное и будничное. И Робин Уильямс отлично чувствует себя в роли предложенного персонажа, даже в ситуации, когда у его героя, да и всего остального фильма, имеются явные проблемы с самоопределением.

"Капитан Крюк" (1991) и страх смерти. Злой обзор
77
9 комментариев

Тут есть абсолютно шедевральный Капитан Крюк с не менее зачетным помощником - а остальное уже неважно... И да, эта сказка всегда ощущалась мрачноватой, во всех интерпретациях.

7
Ответить

База
Да и Питер Пен в исполнении Робина Уильямса очень уж хорош тоже)

1
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Книгу почитай, там капитан крюк вроде тоже личность, а не npc

Ответить
Автор

К чему ты это сказал?

2
Ответить

Отличный фильм 🍿

Ответить
Автор

Скорее отличный в деталях, но неоднозначный в целом

Ответить