Кино safeway
2 287

Как хорроры стали самым прибыльным жанром кино

Смотрим ужасы с точки зрения бизнеса

В закладки

Дисклеймер: Данный пост является оформленной текстовой расшифровкой видео (есть такая функция в youtube). Мнение автора может не совпадать с моим мнением. Если лень читать, прокрутите до конца поста для просмотра оригинального видео.

Даже несмотря на аномально тёплый сентябрь, лето официально закончилась для всех, в том числе для тех кто занимается подсчетам киношных сборов. Надо сказать результат оптимистичный, потому что американский бокс-офис оклемался и после прошлогоднего летнего провала подрос на 1 миллиард - таким образом вышел на уровень пятилетней давности, что расценивается как безоговорочный успех.

  • 3,86 миллиарда долларов - лето 2017 года
  • 4,8 миллиарда долларов - лето 2018 года

Понятное дело, что были такие прогнозируемые хиты как "Мстители: Война бесконечности", чья международная касса с лёгкостью перевалила за 2 миллиарда, были и не самые обязательные блокбастеры, вроде "Мег: Монстр глубины" с Джейсоном Стэйтемом, который внезапно собрал больше 500 миллионов долларов, и тем самым обрек нас на ещё один необязательный сиквел.

За всем этим как-то совершенно позабылось что начиналось лето с эпичного провала, потому что спин-офф "Звёздных войн", посвящённый Хану Соло и стоивший 275 миллионов долларов, в прокате еле-еле наскрёб жалкие 393 миллиона. То есть не окупился - это мягко сказано. Видимо, для массового зрителя промежуток в полгода между фильмами уже перебор - он подустал от звёздных войн и в кино его затащить не получилось, в отличие от фанатов. Из-за смены режиссеров пришлось переснимать две трети фильма - отсюда бюджет так неоправданно разбух. Наконец, ставка сделать главной звездой фильма не актёра, а персонажа, чья история к тому же завершилась не так давно по канону, не сыграла. Получилась такая ситуация, что в сегодняшних реалиях даже такой сверхмощный франчайз с полувековой историей все равно не гарантирует прибыли. А что же тогда гарантирует? Как ни странно хорроры.

Выскажу спорную мысль о том, что мы живём в золотое время для хорроров. Можете не соглашаться, но я не припомню такого десятилетия, чтобы навскидку сразу набиралось до дюжины фильмов не то чтобы даже высокого уровня, а прямо-таки близких к эталону жанра.

Удивительно другое - снять все эти фильмы вместе взятые стоило 103 миллиона долларов. Если мы продолжим брать Звёздные войны за точку отсчета, то одни только "Последние джедаи" стоили в три раза дороже чем эти 12 фильмов ужасов. Более того бюджет 8 из них не превышал даже 5 миллионов, а суммарные сборы как у тех же Мстителей - без малого два миллиарда долларов.

История, конечно, знает случаи когда скромные бюджеты приносили в итоге сверхприбыли и началось это всё как раз с хорроров в далеком шестьдесят восьмом году. "Ночь живых мертвецов" обошлась Джорджу Ромеро в 114 тысяч долларов, а принесла 30 миллионов. Впоследствии схема срабатывала и в других жанрах, и тут снова замешаны "Звёздные войны", потому что снять самый первый фильм саги Джорджу Лукасу позволил безумный успех его молодёжной комедии "Американские граффити" с бюджетом 777 тысяч и сборами 140 миллионов долларов. Год спустя похожее чудо случилось с фильмом про храбрую дворнягу. Картина "Бенджи", придуманная, снятая и выпущенная по сути всего одним человеком, собрала огромные по тем временам 45 миллионов, имея в бюджете всего лишь 500 тысяч долларов. Ещё через два года выстрелил всем хорошо известный авторский проект Сильвестра Сталлоне. Полностью им написанный и сыгранный "Рокки" снят за миллион, но принёс почти четверть миллиарда и в придачу ещё ухватил три Оскара, в том числе за лучший фильм года.

В конце концов круг замкнулся и сверхприбыль ещё несколько раз возвращалась к хоррорам. В частности, очень эффектно свои вложения отбила "Пятница 13-ое" (бюджет - 550 тысяч $, сборы почти 60 миллионов $) и спустя почти 20 лет совершенно великая "Ведьма из Блэр" (бюджет - 60 тысяч $, сборы почти 250 миллионов $), которая до последнего прикидывалась документальным кино, что создавало некий эффект сарафанного радио.

Но настоящий тектонический сдвиг все-таки произошел в 2007 году. 15 тысяч долларов бюджета и 193 миллиона сборов - именно "Паранормальное явление" стало первым шагом к тому, чтобы превратить феномен этой спорадической сверхприбыли хорроров в стабильную жизнеспособную бизнес модель. Компания, которая придумала и использует эту бизнес-модель по-прежнему активна. Это Blumhouse Productions Джейсона Блума, кстати некогда подчинённого того самого Харви Вайнштейна. Уже совсем скоро - в середине октября Blumhouse выпускают своё прочтение легендарного "Хэллоуина", причём снятого по всем канонам: Джейми Ли Кёртис в главной роли, Джон Карпентер в статусе продюсера. Если я правильно всё посчитал, то со времен "Паранормального явления" это уже будет их 60-й хоррор.

Хотя существенная часть этого репертуара вам хорошо знакомо или хотя бы привлекалась киноафишами, всё равно стоит вопрос - как компания, которая на протяжении 11 лет штампуют один за другим фильмы одного жанра, осталась на плаву? Ответ здесь достаточно впечатляющий, потому что Blumhouse Productions та редкая компания, которая смогла полностью себя обезопасить от коммерческого права.

Даже те многочисленные фильмы Blumhouse, о которых вы никогда не слышали тоже отбили свой бюджет, просто потому что все проекты этой продюсерской компании стоит дешево и получаются всё равно приличного качества. Blumhouse принципиально не берутся за оригинальный сценарий, если его экранизация обойдется дороже 5 миллионов долларов. Исключения делаются только для сиквелов уже успешных проектов. В большом голливудском кинопроизводстве 5 миллионов долларов может уйти только на одну питание актёров, а здесь снят весь фильм. Такое возможно, если взломать систему и экономить на всём.

Правило №1. Безмолвная массовка.

Первое на чём можно выручить лишнюю копейку это персонал. Речь не столько про съёмочную группу, хотя здесь тоже пытаются ограничиться минимальным составом, не тратясь на личных гримеров, но скорее речь про актёров второстепенных ролей и массовки. Важно не только чтобы их было мало, а то чтобы они не разговаривали в кадре, потому что если актёр по сценарию что-то говорит, его гонорар автоматически вырастает на 400 долларов - так установлено профсоюзом. Поэтому если вдруг все люди в фильме как на подбор молча ходят в масках - поверьте, так надо.

Правило №2. Минимум локаций.

В идеале, если в фильме задействуется всего один дом - это всегда по карману.

Правило №3. Минимум спецэффектов и звёздных актёров.

Это как раз объясняет почему специализация Blumhouse именно хорроры, ведь это уникальный жанр, который только выигрывает от отсутствия привлекавшихся знаменитостей в кадре. Если творится вдруг какая-то чертовщина, то гораздо правдоподобнее, когда оказывается, что замешен в ней какой-нибудь простой человек из народа. Но что касается спецэффектов, то еще первый "Астрал" доказал, что можно просто взять композитора фильма, разукрасить его гуашью и будет страшно.

Правило №4. Плати после премьеры.

Чтобы не рисковать самим Blumhouse перекладывать финансовые риски на авторов фильма. Если в большом кинопроизводстве, даже у цифровых площадок вроде Netflix, гонорар оговаривается заранее и выплачивается до съёмок, то Blumhouse сначала платит съёмочной группе минимально разрешённую профсоюзом сумму. Так, например, даже исполнитель главной роли не может получать больше трёх тысяч долларов за неделю работы. Но это своего рода такое казино с равной вероятностью как негативного, так и позитивного исхода. Если фильм выстреливает, режиссёр может в одночасье стать миллионером, потому что в контракте прописан довольно щедрый процент с кассовых сборов.

Поэтому именно режиссёры в первую очередь заинтересованы в качестве финального продукта, а чтобы груз ответственности был еще весомее Blumhouse гарантирует, что именно за режиссёром будет решающее слово в каждом спорном моменте. Таким образом Blumhouse применяют к кинопроизводству стратегию венчурных инвесторов - когда фильмов снимается много и каждый является маленьким стартапом. Даже если партнеры Blumhouse - студии Universal возьмут в широкий кинопрокат только условные две трети всех релизов, и только одна треть выстрелит, прибыль от этой трети всё равно покроет расходы на все остальные более-менее провальные проекты. Хотя они тоже могут постоять за себя, потому что их продают Netflix, Amazon Prime или даже зарубежным прокатчикам, где они тоже отбиваются, как ни странно. Но главная суть даже не в этом, а в том что это тот редкий случай, когда грамотно выстроенная бизнес-модель положительно влияет на творческий момент. Джейсон Блум - человек принципиальный и выделяет ни цента сверх прописанного бюджета. Режиссёры, которые с ним работали, знают об этом не понаслышке, и в условиях когда твои средства ограничены тебе остается полагаться только на основу основ - на крепко сбитый сценарий, на хорошо прописанных персонажей и на собственную режиссуру. Это как раз тот случай когда жёсткие рамки провоцируют на термоядерный креатив.

Во вторых, диверсификация на множество малозатратных проектов сильно развязывает руки продюсером и те могут браться за смелые новаторские концепции особо даже не волнуясь, потому что большие студии только в одном случае могут дать зелёный свет проекту на 100 миллионов долларов - если за последние пять лет было как минимум 3 похожих фильма, которые в прокате смогли отбить свои 100 миллионов. Отсюда растут ноги бесконечных тематических повторов блокбастеров год за годом.

Eсли верить порталу The Numbers, который подбивает все известные опубликованные цифры, Blumhouse за все время, не считая грядущего "Хэллоуина", потратил на производство фильмов 218 миллионов долларов. Даже если столько же ушло на их продвижение, прибыль получилась просто космической из-за суммарных сборов 3,5 миллиарда, то есть в 16 раз больше. Для сравнения в Киновселенной Марвел этот показатель составляет 4,6. Хотя, конечно, здесь идет речь немножко о цифрах другого порядка.

  • $ 3 556 609 480 / $ 218 766 000 = 16,25 (Blumhouse Productions)
  • $ 17 473 721 102 / $ 3 759 100 000 = 4,6 (Marvel Studios)

Тем не менее стоит вопрос - "Почему эту бизнес-модель никто не принимает, если в ней по сути нет ничего сложного - просто меньше тратить?"

Один из кейсов, которые изучают в Гарвардской школе бизнеса - это стратегия Blumhouse, чем я сильно горжусь.

В рамках исследования они беседуют с менеджментом компании Blumhouse. Я только что читал их текст, и там один высокопоставленный сотрудник, не буду говорить кто, отвечая на вопрос "Почему никто больше не использует вашу модель? Это же легко!", сказал: "Да вообще, сам не понимаю, это ведь не ракеты в космос запускать!"

Я вычеркнул это оттуда (смеётся).

Главная причина, почему нас не копируют, в том, Голливуд о себе очень высокого мнения. Их эго не позволит им снять кино задёшево. Это не круто.

Прискорбная ситуация, на мой взгляд, которая, конечно, на руку нашей компании, но в целом вредит кинематографу. Тем фильмам, которые мы с вами ходим смотреть.

Никто не может разувериться в мифе, что если ты снял хит, то надо снимать дорогое кино. Или то, что чем больше денег, тем лучше.

Уму непостижимо, что компания, выпустившая "Прочь" и вообще кучу хитов за последнее время, не хочет снять фильм за сотню миллионов долларов!

Да, я не хочу - и на это есть много причин. Хотя, разумеется, у нас есть такая возможность. Но я просто не хочу, потому что...

Это просто не так весело. Много рисков и раздумий над каждым решением, их принимают коллективно... А с маленьким бюджетом работаешь быстро.

Можешь где-то ошибиться, но не страшно, фильмов у тебя много - а много их потому что они дешёвые.

Джейсон Блум
основатель Blumhouse Productions

Справедливости ради, есть компании, которые используют опыт Blumhouse, например, A24, которая специализируется на инди-киноматографе. Она, конечно, целиком себя хоррором не посвящает, но именно у неё за последние годы вышла такая серия громких релизов - начиная c "Ведьмы" (The Witch, 2016), "Оно приходит ночью" (It Comes at Night, 2017), "Зелёная комната" (Green Room, 2015), заканчивая "Hereditary", которая у нас прокате называлась "Реинкарнация".

Оригинальное видео автора. Предупреждение: автор троллит насчёт звёздных войн, нужно знать контекст. Не нужно срачей. Помните: тема этого поста - хорроры.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "safeway", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 23, "likes": 64, "favorites": 54, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 29086, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 15 Oct 2018 09:18:24 +0300" }
{ "id": 29086, "author_id": 21676, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/29086\/get","add":"\/comments\/29086\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/29086"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957 }

23 комментария 23 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
10

Хорроры зашли потому что:

а) на рынке пусто
б) ностальгия/возврат к 80тым
в) дёшево и проеб не ударит по карману как проеб блокбастера
г) дорогие актеры никогда не были нужны
д) у аудитории нет завышенных ожиданий
е) они всегда собирали аудиторию даже не будучи культовыми

Ответить
0

ё) 18+ по дефолту дает возможность добавлять сиськи

Ответить
0

наличие сисек не делает фильм лучше, оно просто есть

Ответить
8

Настоятельно рекомендую ознакомиться с оригиналом, Федор Тимофеев крутой. И заодно зацепить его "Ночные эфиры" с гиктв. Возможно не всегда прям информативно, но всегда очень атмосферно.

Ответить
4

Согласен, давно его тоже смотрю ещё с ГикТВ.

Ответить
4

Даже несмотря на аномально тёплый сентябрь

Сейчас середина октября ( ͡° ͜ʖ ͡°)

Ответить
0

Данный пост является оформленной текстовой расшифровкой видео

Ответить
0

Так и видео в октябре залито.

Ответить
0

3 октября. Видимо, монтировал в выходные и не успел.

Ответить
0

Кинобизнес - в первую очередь бизнес, а только потом кино. Нет ничего удивительного, что студии оптимизируют расходы. А зрители несут свои деньги на хорроры потому что в мире айфона и гугла не осталось ничего страшного и надо пощекотать нервы

Ответить
7

В мире айфона и гугла очень много по-настоящему страшных реальных вещей. Хорроры это безопасный способ вкинуть себе дозу адреналина ;)

Ответить
2

Ага, а в восьмидесятые зрители несли свои деньги на хорроры, значит, потому, что в мире холодной войны и СПИДА не осталось ничего страшного и надо было пощекотать нервы?

Ответить
1

Холодная война и СПИД не бегают с бензопилой и не распиливают людей с литрами кетчупа в старом доме, в глуши Луизианы

Ответить
0

Спасибо за информацию. Еще очевидные факты есть?

Ответить
1

тут есть скрин из первого Астрала, с появлением красного мужика днем - самый страшный киномомент во время походов в кино.
Первый и пока последний раз в жизни у меня волосы дыбом встали на руках!

Ответить
1

Хорроры не люблю, но было бы круто, если бы создатели комедий, мелодрам и семейных фильмов воспользовались этой моделью.

Ответить
0

Частично. Роман Каримов снимает комедии за копейки ("Неадекватные люди", "Все и сразу", "Гуляй, Вася"). Правда сомневаюсь, что он доходами делится. Да и есть крутые фильмы, снятые за копейки, принесшие большую прибыль и обогатившие создателей. Full Monty (Мужской стриптиз) с Карлайлом, Клерки (сами знаете кого), Халявщик. Если поискать, то довольно много :)

Ответить
0

Вряд ли "Судная ночь" хоррор

Ответить
0

Первая часть не страшный но все же хоррор. А дальше как в дед спейсе, с каждой частью все больше екшона

Ответить
0

Главная причина, почему нас не копируют, в том, Голливуд о себе очень высокого мнения.

А ведь в игровой индустрии также.
Minecraft выстрелил, но крупные компании подождали, пока он не достиг капитализации в 1 млрд.
Blizzard игнорировали DotA, пока не подсуетилась Valve.
Корейцы забрали Грина, PUBG стал бить рекорды продаж, и только после этого крупные западные компании решили действовать.

Ответить
0

Самый примитивный жанр.
Но вдруг есть что то крутое?
Посоветуйте что нибудь хорошее в жанре

Ответить
0

Не совсем так, просто жанр очень дружит с малобюджетным кино и трешем :)
Что-то хорошее:
The Conjuring 1-2
It Follows
Busanhaeng (Поезд в Пусан)
The Cabin in the Woods

Ответить
0

Современные хорроры - посредственность в подавляющем большинстве случаев (за все не могу сказать, не все смотрел). Финансовый успех. мне кажется, совсем не показатель качества.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Новая игра Ubisoft на релизе выглядит
точно так же, как и на E3
Подписаться на push-уведомления