Человек в Высоком Замке: как сериал развивает идеи Филиппа К. Дика

Поразмышляем, почему людям так нравится жанр альтернативной истории. Посмотрим как в третьем сезоне создатели сериала справились с экранизацией известного романа Филиппа К. Дика.

В закладки

Филипп К. Дик является одним из самых известных писателей-фантастов, творивших в 60-80-е годы двадцатого века. Много его произведений было экранизировано, причем довольно успешно. Первая экранизация - ставший культовым "Бегущий по лезвию", и последовавшие за ним экранизации фантастических произведений ("Вспомнить все", "Особое мнение", "Меняющие реальность" и т.д." стали примерами переносов качественного переноса книг на киноэкраны.

С ростом бюджетов, выделяемых на телевизионные сериалы, у шоураннеров появились возможности разрабатывать более масштабные и длинные проекты. В 2015 году вышло сразу два сериала по произведениям писателя - "Человек в высоком замке" и "Особое мнение". В 2017 году вышел сериал-антология "Электрические сны Филиппа К. Дика" , который мне очень понравился по трем причинам: каждая серия была снята по отдельному рассказу и являлись законченными историями, качественный продакшен, и каст актеров, подобранных для реализации персонажей книги.

Но теперь вернемся к "Человеку в высоком замке". Сама книга вышла в 1961 году и получила премию «Хьюго» (одна из самых престижных премий в мире фантастики)1963 года.

Хоть и согласно Википедии основоположником жанра альтернативной истории считается римский историк Тит Ливий, описавший возможную историю противостояния Римской империи и империи Александра Македонского, предположив, что Александр не умер в 323 году до н. э., а продолжил жить и править своей империей, я буду считать родоначальником классических альтернативных историй именно Филиппа К. Дика, так как именно его произведение возвело в абсолют самый крутой поворот в истории человечества - победу нацистов во Второй Мировой войне.

Произведения в которых все плохо всегда находили своего читателя, недаром постапокалиптика и антиутопии были так популярны у широких кругов населения. На постсоветском пространстве даже сформировался некого вида культ вокруг "Сталкера" и "Метро". Если первая книга Дмитрия Глуховского во время выхода и смотрелась свежо, то дальше начался просто паноптикум, Содом и Гоморра. Наряду с книгами Донцовой прилавки книжных магазинов заполонили "Попаданцы" и прочие высеры без идеи и контекста. Я на это сильно распыляться не буду, узнать, чем плохи "Попаданцы" вы можете в видео по этой ссылке. Там автор в видео на 45 минут показал творческое бессилие авторов подобного жанра и как вторичность сношает вторичность и получается вторичность в квадрате.

Качественно продуманный мир Филиппа К. Дика c единой структурой, не мог не привлечь внимание продюсеров, и для реализации масштабного проекта нужен сериальный формат. У половины героев сериала с самого начала есть какая то тактика и они ее придерживаются, вторая же половина действует под влиянием порывов, что часто не приводили ни к каким результатам.

Как и в книге повествование нелинейное и ведется несколько сюжетных историй с разными персонажами: Линия министра торговли Тагоми и Джулианны Крейн, Джо Блейка; линия торговца Чилдена, Фринка и Эда; линия главного инспектора полиции Такеши Кидо и, наконец, и, наконец, лучшая в этом сериал сюжетная линия Джона Смита.

В третьем сезоне мы увидим попытку выхода пропаганды Геббельса на новый уровень: стирание истории завоеванного государства под корень и перепись ее с чистого лица. В мировой истории это конечно же происходило, но занятно смотреть на сам процесс. Не обошли создатели еще и историю про однополые отношения, которая кстати, говоря выглядит абсолютно нелепо в мире, в котором победили нацисты, где секс-меньшинства оказывались в одной яме со всеми остальными врагами нации, ярким цветом открыто показаны взаимоотношение людей, с учетом того, что даже в нашем свободном мире Америки 60-х, толерантность к этому была практически нулевая. Понятно, с теперешними стандартами разнообразия, сериал этого не избежал. Но я бы обыграл такой сюжет по-другому, более скрытно.

На линии Смита хотелось бы остановится поподробнее. Ее в книге как раз не было, а у создателей сериала эта линия вышла лучше всего, при чем в третьем сезоне, эта ветвь раскрыла себя еще больше - в сериале уделяется около 30% экранного времени именно линии Джона Смита, в исполнении, Руфуса Съюэла, который смотрится в этой роли просто блестяще. Думаю, что буду прав, если скажу, что в третьем сезоне главным героем стал Джон Смит, а линия Джулианны Крэйн, хоть и не ушла на второй план, не смотрелась не настолько интересно, как в предыдущих сезонах.

Джон Смит

Создатели выбрали для этого героя истинно американское имя - Джон Смит, тут мы должны почувствовать диссонанс в восприятии Джона Смита в полном нацистском облачении. Во время великого германского рейха Филиппа К. Дика, именно такой Джон Смит становится образцом настоящего американца. В начале сериала мотивация Смита была ясна как день: ничто не сдвигало его с намеченной цели, как ядерную бомбу, направленную Гитлером на Вашингтон. Прием срабатывает и в третьем сезоне, когда происходит изменение агента Смита и развитие персонажа под давлением нескольких факторов: власть, семейные проблемы и влияние Человека в Высоком Замке. Смита преследуют тяжёлые последствия неправильного выбора и настолько же тяжёлые последствия обстоятельств.

Интересным фактом становится присутствие Эдгара Гувера, который в нашем мире с 1935 года являлся директором ФБР. В 1936 году Франклин Рузвельт он в 1936 году дал указания Гуверу расследовать «подрывную деятельность в США, в особенности коммунизм». В сериальном мире он возглавляет организацию идентичную, и, надо сказать, справляется со своей работой он весьма неплохо. Также плюсую актеру.

Присутствие исторических личностей таких как Гувер и Менгеле, и их судьба в альтернативном мире привлекает внимание, и почему-то именно для меня добавляет изюминки всему сериалу. С учетом того, что сериал продлен на 4 сезон, хотелось бы увидеть еще альтернативных персонажей, например, что стало с Кеннеди, Мартином Лютером Кингом или Элвисом Пресли)

Еще мне показалось забавным, что Кемпейтай любит рассекать по Сан-Франциско на старых добрых уазиках, и мне показалось, что в пару раз в сериях мелькали "Уралы" и "Кразы", а в одной из серий показался танк Т-54.

Российский автопром на службе Кемпейтаи

Конечно, с учетом места действия (Северная Америка) мы так никогда не узнаем, что же произошло на территории СССР после войны. На страницах книги было несколько строчек, о том что советы были загнаны глубоко в Сибирь и вернулись в каменный Век. Но с точки зрения нас, жителей бывшего совка, было бы интересно посмотреть на то, что находится на месте Москвы и что происходило в течении 20 лет после войны. Но это уже совсем другая история...

Все герои сериала, так или иначе, действуют под влиянием сильных эмоций и единственный человек (инспектор Кидо не в счёт - им движет тоже чувство - чувство профессионального долга), на которого эти эмоции не действуют - сам Человек в Высоком Замке. Но количество его экранного времени крайне мало, что и отражается на его влиянии на сюжет. Сюжетные линии становятся независимыми и переплетаются только к концу сезона, чтобы вновь разойтись в разные стороны в следующем сезоне.

Теперь коснемся заваленной концовки третьего сезона. Складывается впечатление, что полноценный сезон должен состоять из 20 серий, а создатели оборвали сюжет ровно на половине. Последняя серия получилась перенасыщенной событиями, накиданными в одну кучу, чтобы закинуть наживку для четвертого сезона.

Итог: третий сезон "Человека в высоком замке" стал ярким примером качественного продакшена и жадности до сюжета сценаристов, которые вывалили крохи по настоящему важных событий в сериале, состоящем из 10 часовых серий. Тем не менее для меня сериал показался интересным. Сидим, ждем четвертого сезона.

{ "author_name": "Сергей Титок", "author_type": "self", "tags": ["long"], "comments": 39, "likes": 37, "favorites": 49, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 29966, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 01 Nov 2018 10:55:04 +0300", "is_special": false }
0
39 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
7

Дропнул на первом сезоне.
Ответ на заголовок "Никак", сериал поверхностно сделан по мотивам сеттинга, и не более.
Если тема подлинности и копии в сериале дальше как-то раскрывается - дайте знать.

Ответить
4

Тема подлинности и копии?.. Мы, живя в мире победивших союзников, читаем книгу о мире победивших нацистов, в котором кто-то читает книгу о мире победивших союзников и думает, что ему открылась подлинная реальность. Но мы видим, что описанная там реальность фантастична ничуть не менее, чем мир победивших нацистов. Это просто варианты реальности - подлинников и копий среди них нет.

Впрочем, это лишь мой вариант прочтения. Книга замечательна тем, что каждый читатель домысливает её по-своему и при этом считает свой вариант единственно подлинным. Дик предвидел это. :) "Бьюсь об заклад, никто, кроме меня, не понял книгу. Людям просто кажется, что они поняли" (цитата из романа).

Сценаристы сериала сделали вот что: выкинули неоднозначность, сделали мир реалистичнее (никакой колонизации Марса нацистами в 1962 году), развили героев (большей частью слабо проработанных в книге) до полноценных личностей со своей историей, добавили множество подробностей и персонажей - за одного только обергруппенфюрера Джона Смита им уже можно дать медаль. И получился хороший фильм "по мотивам", который не нужно сравнивать с книгой, а нужно просто наслаждаться.

Кстати, герои сериала тоже воспринимают "альтернативный" мир победивших союзников как лучший мир, своего рода подлинник. Но нам о нём очень мало сообщается. Не исключено, что в будущих сезонах этот прекрасный подлинник окажется страшнее, чем Всемирный Рейх.

Ответить
0

Но ведь сериал намного глубже своего первоисточника!

Ответить
0

В раскрытии конкретно нацистской темы - возможно.
Но он в общем-то и длится уже гораздо дольше чем время, за которое можно книжку прочитать.

Ответить
2

Тут дело не в размере, ведь ничто не мешало Дику написать роман в 10 томах, но он этого не захотел. Поэтому мы и получаем, что сериал раскрыл и показал некоторые (если не все) моменты подробнее и реалистичнее.

Ответить

Комментарий удален

4

Пятиминутки ненависти по ТВ и особый путь. Плюс Роском.... Большой Брат следит за тобой

Ответить
1

Прямо как ты

Ответить
1

Тебе еще повеситься не охота с такой желчью внутри?

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

4

Помню как я мучился на первом сезоне, тогда казалось, что это самый скучный сериал, который я когда либо видел. И как же было здорово потом, когда это окупилось во втором и третьем сезонах. (:

Ответить
3

Дик даже не первый, кто победу нацистов описал. Вообще сейчас страшное скажу, но я уже давно не могу понять почему с Диком так все носятся. Нет, ну понятно что на английском там какие-то недоступные иностранцу глубины стиля и высоты прозы. Но ведь сюжетно это просто история как женщина в оккупированных США едет из точки А в Б, переживает предательство попутчика и пару абзацев в конце книги говорит о теории струн и других мирах. Никаких глубинных идей и смыслов там больше нет. А как почитаешь обсуждения его произведений (что "Человек в замке", что "Овцы") то создается впечатление, что там эпопея масштаба "Дюны" Герберта. Ребят, вы сами его читаете-то или просто повторяете штампы и метафразы которые с придыханием нужно говорить упоминая ВЕЛИКОГО Филиппа К. Дика.?

Ответить
2

Я не понимаю, чо все так с этим Бахом носятся? Там те же 7 нот, что и у моих любимых "Руки Вверх" и Сквиртонита, ничего нового я не вижу.

Ответить
2

Какой предсказуемый ответ. Стоит только просто задать вопрос "что вы там такого увидели?" как сразу подымается шум на тему "ты дебил, не ценишь классику". Я, повторюсь, специально написал:
ну понятно что на английском там какие-то недоступные иностранцу глубины стиля и высоты прозы

Поэтому сравнения с Бахом как минимум странные.

Другое дело, что никаких гениальных идей про параллельные миры и теорию струн в книге нет. Если есть - покажите мне где.

Ответить
0

Выше ответил.

Ответить
0

Я часто себя для этого тестирую. Особенно после большого перерыва: тэк-сс, и что все так с этим Диком\Лавкрафтом носятся, щас перепроверим.
Почитаю и... всё на свои места сразу становится, великий, да, офигенно же.

Ответить
0

Дик один из любимейших как фантастов, так и писателей. Как по масштабу таланта, так и по масштабу пиздеца у него в голове и произведениях. Да и в его жизни тоже.
Думаю, осознание его величия возможно придёт к вам после 5-7 романа, как и у большинства.

Ответить
0

Ну в чем вот "масштабный пиздец" в идеях и исполнении "ЧВЗ"? Ну приехала она к этому писателю, ну поговорили про миры, ну оказался попутчик агентом нацистов. Интересно? Интересно. Но почему это уже которое десятилетие с придыханием обсуждают я хоть убей не пойму. Такое вот я бездуховное быдло.

Ответить
0

Ну почему бездуховное, я написал уже, просто прочтите 5-7 его романов и жел-но разных этапов, там слепой не заметит его великость и масштаб личности.

Ответить
0

Да я не спорю с масштабом личности и вклада в культуру. Просто вот заголовок статьи "как сериал развивает идеи книги". А какие там идеи? То, что существуют альтернативные миры? Что сериал развивать-то должен?

Ответить
0

Ты определись, недоволен ты Диком и его книгами или статьёй. :)
А то вначале одно, теперь другое.

Ответить
1

Я вообще всем доволен. Просто то ли я чего-то не понимаю, то ли вся хвала Дику в любом материале где он упоминается это просто стандартная мантра.

Ответить
0

>Да я не спорю с масштабом личности и вклада в культуру.

>Просто то ли я чего-то не понимаю,

вся хвала Дику это просто стандартная мантра.

>Да я не спорю с масштабом личности и вклада в культуру.

:-D

Ответить
0

он не просто победу нацистов описал, а победу просвещённых, гуманных, ниибаца культурных и цивилизованных японцев. на которых через несколько лет наверняка нападут жуткие безжалостные арийцы, уже осушившие Средиземное море и вырезавшие буквально всех негров в Африке.
как-то уже давно принято считать, что больше всего во Второй мировой пострадал не Китай, участвующий в войне с самого её начала в 1931 году, не Советский Союз с его дикими потерями мирного населения и даже не какая-нибудь Франция, а несчастная миролюбивая Япония, на которую мерзкий Рузвельт (!) по приказу Сталина (или наоборот - кто там этих леваков-упырей разберёт) сбросил целых ДВЕ ядрёных бонбы. с тех пор весь мир должен платить и каяться перед няшными самураями.
поэтому в основном и дрочат так на ЧВВЗ, ибо японофилия. хотя Дик действительно интересный писатель. конкретно в этой книге он реально глубоко закопался в материал, все эти верования, ритуалы с гаданиями, этикет и прочие культурные особенности.

Ответить
2

Как по мне единственным недостатком третьего сезона, является идея с созданием нацистами машины. Не знаю, как эту арку будут развивать в 4 сезоне, но чувствую, что логичной она точно не будет.

Ну и имхо, но если бы Джулианну в финале убили, а в новом сезоне гг стал бы ее новый спутник, то это тоже было бы круто.

В остальном, сериал по-прежнему остается на уровне.

Ответить
0

Еще Джо Блейка слили очень бесцельно и лебенсборн

Ответить
2

Ну сам поворот был неожиданным. И то, что Джулс в прошлые разы его постоянно отпускала, в итоге приносило ей только беды.

Ответить
0

Текст читать невозможно - вычитайте его кто-нибудь

Ответить
–1

Граммар наци? Я писал пока что про обычных наци. Про Вас еще сериал не сняли

Ответить
7

Ну правильно - вместо исправления ошибок лучше напасть на комментатора.
Речь не о грамматике, а о куче потерянных, брошенных, незавершённых фраз. Как будто текст написан с первого раза и не прочитывался - сразу отправлен.
Например:
"стали примерами переносов качественного переноса книг на киноэкраны."
"В 1936 году Франклин Рузвельт он в 1936 году дал указания Гуверу расследовать..."

Ответить
0

Ок, принимается, мой косяк, плохо вычитал. В след раз буду вычитывать в тишине, или вообще скину почитать кому. Знает кто, можно ли тут черновики людям скидывать? а то у меня что то не получилось

Ответить
1

Уж на что я граммар-наци, но даже не обращаю сейчас на это внимание, т.к гораздо важнее прочитать и что-то вынести из текста (да хоть пойти скачать), чем выуживать ошибки и ждать идеального текста.
Уже давно не эпоха романов и газетных новостей, которые пишутся неделями. Сейчас новость через час устаревает.
Поэтому важен разумный компромисс между формой и содержанием.

Ответить
1

Вся это линия с параллельными мирами это конечно хорошо, но выставлять её на первый план это не пошло на пользу сериалу, да и все это типа сопротивление ни туда и не сюда. Линия со Смитом хороша и судя по намекам его готовят на высокую должность.

Ответить
1

Пришел почитать новость, а в комментах спойлеры к новому сезону. Заебись)

Ответить
–4

Филлип К Дик.
Подумал что это Киркоров -_-

Ответить
0

Когда только узнал о начале съёмок, казалось полной фантастикой, что такое произв-е будут экранизировать и с таким кастингом. Дождался, с удовольствием посмотрел.
И даже не знал, что будет продолжение! :)
Оказывается, смотрел только 1й сезон, думая, что на нём закончится всё. Спасибо, теперь я знаю, что я буду смотреть всю неделю ;)

Ответить
0

(Я просто читал книгу ещё в 90-е, поэтому плохо уже помню тонкости сюжета и чем оно должно закончиться)

Ответить
0

Пожалуйста) Вообще после второго сезона, чтобы не разочаровываться в третьем, можно смотреть 3 и 4 сразу, только четвертого дождаться еще надо

Ответить

Механический холод

0

Wolfenstein The New Order от мира сериалов.

Ответить
0

По идее все совсем наоборот

Ответить

Механический холод

Сергей
0

Я это несерьёзно )

Ответить

Комментарий удален

Прямой эфир

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }