Человек в Высоком Замке: как сериал развивает идеи Филиппа К. Дика

Поразмышляем, почему людям так нравится жанр альтернативной истории. Посмотрим как в третьем сезоне создатели сериала справились с экранизацией известного романа Филиппа К. Дика.

Человек в Высоком Замке: как сериал развивает идеи Филиппа К. Дика

Филипп К. Дик является одним из самых известных писателей-фантастов, творивших в 60-80-е годы двадцатого века. Много его произведений было экранизировано, причем довольно успешно. Первая экранизация - ставший культовым "Бегущий по лезвию", и последовавшие за ним экранизации фантастических произведений ("Вспомнить все", "Особое мнение", "Меняющие реальность" и т.д." стали примерами переносов качественного переноса книг на киноэкраны.

С ростом бюджетов, выделяемых на телевизионные сериалы, у шоураннеров появились возможности разрабатывать более масштабные и длинные проекты. В 2015 году вышло сразу два сериала по произведениям писателя - "Человек в высоком замке" и "Особое мнение". В 2017 году вышел сериал-антология "Электрические сны Филиппа К. Дика" , который мне очень понравился по трем причинам: каждая серия была снята по отдельному рассказу и являлись законченными историями, качественный продакшен, и каст актеров, подобранных для реализации персонажей книги.

Но теперь вернемся к "Человеку в высоком замке". Сама книга вышла в 1961 году и получила премию «Хьюго» (одна из самых престижных премий в мире фантастики)1963 года.

Хоть и согласно Википедии основоположником жанра альтернативной истории считается римский историк Тит Ливий, описавший возможную историю противостояния Римской империи и империи Александра Македонского, предположив, что Александр не умер в 323 году до н. э., а продолжил жить и править своей империей, я буду считать родоначальником классических альтернативных историй именно Филиппа К. Дика, так как именно его произведение возвело в абсолют самый крутой поворот в истории человечества - победу нацистов во Второй Мировой войне.

Произведения в которых все плохо всегда находили своего читателя, недаром постапокалиптика и антиутопии были так популярны у широких кругов населения. На постсоветском пространстве даже сформировался некого вида культ вокруг "Сталкера" и "Метро". Если первая книга Дмитрия Глуховского во время выхода и смотрелась свежо, то дальше начался просто паноптикум, Содом и Гоморра. Наряду с книгами Донцовой прилавки книжных магазинов заполонили "Попаданцы" и прочие высеры без идеи и контекста. Я на это сильно распыляться не буду, узнать, чем плохи "Попаданцы" вы можете в видео по этой ссылке. Там автор в видео на 45 минут показал творческое бессилие авторов подобного жанра и как вторичность сношает вторичность и получается вторичность в квадрате.

Качественно продуманный мир Филиппа К. Дика c единой структурой, не мог не привлечь внимание продюсеров, и для реализации масштабного проекта нужен сериальный формат. У половины героев сериала с самого начала есть какая то тактика и они ее придерживаются, вторая же половина действует под влиянием порывов, что часто не приводили ни к каким результатам.

Как и в книге повествование нелинейное и ведется несколько сюжетных историй с разными персонажами: Линия министра торговли Тагоми и Джулианны Крейн, Джо Блейка; линия торговца Чилдена, Фринка и Эда; линия главного инспектора полиции Такеши Кидо и, наконец, и, наконец, лучшая в этом сериал сюжетная линия Джона Смита.

В третьем сезоне мы увидим попытку выхода пропаганды Геббельса на новый уровень: стирание истории завоеванного государства под корень и перепись ее с чистого лица. В мировой истории это конечно же происходило, но занятно смотреть на сам процесс. Не обошли создатели еще и историю про однополые отношения, которая кстати, говоря выглядит абсолютно нелепо в мире, в котором победили нацисты, где секс-меньшинства оказывались в одной яме со всеми остальными врагами нации, ярким цветом открыто показаны взаимоотношение людей, с учетом того, что даже в нашем свободном мире Америки 60-х, толерантность к этому была практически нулевая. Понятно, с теперешними стандартами разнообразия, сериал этого не избежал. Но я бы обыграл такой сюжет по-другому, более скрытно.

На линии Смита хотелось бы остановится поподробнее. Ее в книге как раз не было, а у создателей сериала эта линия вышла лучше всего, при чем в третьем сезоне, эта ветвь раскрыла себя еще больше - в сериале уделяется около 30% экранного времени именно линии Джона Смита, в исполнении, Руфуса Съюэла, который смотрится в этой роли просто блестяще. Думаю, что буду прав, если скажу, что в третьем сезоне главным героем стал Джон Смит, а линия Джулианны Крэйн, хоть и не ушла на второй план, не смотрелась не настолько интересно, как в предыдущих сезонах.

Джон Смит
Джон Смит

Создатели выбрали для этого героя истинно американское имя - Джон Смит, тут мы должны почувствовать диссонанс в восприятии Джона Смита в полном нацистском облачении. Во время великого германского рейха Филиппа К. Дика, именно такой Джон Смит становится образцом настоящего американца. В начале сериала мотивация Смита была ясна как день: ничто не сдвигало его с намеченной цели, как ядерную бомбу, направленную Гитлером на Вашингтон. Прием срабатывает и в третьем сезоне, когда происходит изменение агента Смита и развитие персонажа под давлением нескольких факторов: власть, семейные проблемы и влияние Человека в Высоком Замке. Смита преследуют тяжёлые последствия неправильного выбора и настолько же тяжёлые последствия обстоятельств.

Интересным фактом становится присутствие Эдгара Гувера, который в нашем мире с 1935 года являлся директором ФБР. В 1936 году Франклин Рузвельт он в 1936 году дал указания Гуверу расследовать «подрывную деятельность в США, в особенности коммунизм». В сериальном мире он возглавляет организацию идентичную, и, надо сказать, справляется со своей работой он весьма неплохо. Также плюсую актеру.

Присутствие исторических личностей таких как Гувер и Менгеле, и их судьба в альтернативном мире привлекает внимание, и почему-то именно для меня добавляет изюминки всему сериалу. С учетом того, что сериал продлен на 4 сезон, хотелось бы увидеть еще альтернативных персонажей, например, что стало с Кеннеди, Мартином Лютером Кингом или Элвисом Пресли)

Еще мне показалось забавным, что Кемпейтай любит рассекать по Сан-Франциско на старых добрых уазиках, и мне показалось, что в пару раз в сериях мелькали "Уралы" и "Кразы", а в одной из серий показался танк Т-54.

Российский автопром на службе Кемпейтаи
Российский автопром на службе Кемпейтаи

Конечно, с учетом места действия (Северная Америка) мы так никогда не узнаем, что же произошло на территории СССР после войны. На страницах книги было несколько строчек, о том что советы были загнаны глубоко в Сибирь и вернулись в каменный Век. Но с точки зрения нас, жителей бывшего совка, было бы интересно посмотреть на то, что находится на месте Москвы и что происходило в течении 20 лет после войны. Но это уже совсем другая история...

Все герои сериала, так или иначе, действуют под влиянием сильных эмоций и единственный человек (инспектор Кидо не в счёт - им движет тоже чувство - чувство профессионального долга), на которого эти эмоции не действуют - сам Человек в Высоком Замке. Но количество его экранного времени крайне мало, что и отражается на его влиянии на сюжет. Сюжетные линии становятся независимыми и переплетаются только к концу сезона, чтобы вновь разойтись в разные стороны в следующем сезоне.

Теперь коснемся заваленной концовки третьего сезона. Складывается впечатление, что полноценный сезон должен состоять из 20 серий, а создатели оборвали сюжет ровно на половине. Последняя серия получилась перенасыщенной событиями, накиданными в одну кучу, чтобы закинуть наживку для четвертого сезона.

Итог: третий сезон "Человека в высоком замке" стал ярким примером качественного продакшена и жадности до сюжета сценаристов, которые вывалили крохи по настоящему важных событий в сериале, состоящем из 10 часовых серий. Тем не менее для меня сериал показался интересным. Сидим, ждем четвертого сезона.

6868 показов
4K4K открытий
11 репост
39 комментариев

Дропнул на первом сезоне.
Ответ на заголовок "Никак", сериал поверхностно сделан по мотивам сеттинга, и не более.
Если тема подлинности и копии в сериале дальше как-то раскрывается - дайте знать.

Ответить

Тема подлинности и копии?.. Мы, живя в мире победивших союзников, читаем книгу о мире победивших нацистов, в котором кто-то читает книгу о мире победивших союзников и думает, что ему открылась подлинная реальность. Но мы видим, что описанная там реальность фантастична ничуть не менее, чем мир победивших нацистов. Это просто варианты реальности - подлинников и копий среди них нет.

Впрочем, это лишь мой вариант прочтения. Книга замечательна тем, что каждый читатель домысливает её по-своему и при этом считает свой вариант единственно подлинным. Дик предвидел это. :) "Бьюсь об заклад, никто, кроме меня, не понял книгу. Людям просто кажется, что они поняли" (цитата из романа).

Сценаристы сериала сделали вот что: выкинули неоднозначность, сделали мир реалистичнее (никакой колонизации Марса нацистами в 1962 году), развили героев (большей частью слабо проработанных в книге) до полноценных личностей со своей историей, добавили множество подробностей и персонажей - за одного только обергруппенфюрера Джона Смита им уже можно дать медаль. И получился хороший фильм "по мотивам", который не нужно сравнивать с книгой, а нужно просто наслаждаться.

Кстати, герои сериала тоже воспринимают "альтернативный" мир победивших союзников как лучший мир, своего рода подлинник. Но нам о нём очень мало сообщается. Не исключено, что в будущих сезонах этот прекрасный подлинник окажется страшнее, чем Всемирный Рейх.

Ответить

Но ведь сериал намного глубже своего первоисточника!

Ответить
Комментарий удалён модератором

Пятиминутки ненависти по ТВ и особый путь. Плюс Роском.... Большой Брат следит за тобой

Ответить

Прямо как ты

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить