Как сценаристы заставляют нас полюбить героев? Разбираемся на примерах

Чтобы зритель смотрел кино не отрываясь, в фильме должны сойтись три вещи: это должна быть интересная история, в ней должен быть интересный герой и авторы должны нам интересно рассказать эту историю. Сегодня про вторую часть: как авторы делают героя интересным.

У сценаристов и драматургов есть много приемов для создания вовлекающего классного героя.

Тут я расскажу про одно из правил для конструирования интересного героя, которое легко запоминается и помогает лучше понимать, как работает вовлечение.

Это правило сформулировал в своем учебнике "Букварь сценариста" Александр Молчанов (известный российский драматург и сценарист), также на него ссылается Александр Митта (режиссер "Экипажа") в своей книге "Кино между раем и адом".

Правило интересного героя

Это мнемоническое правило (поэтому его легко запомнить) и называется оно: посадите героя на СТаНЦию.

Заглавные буквы в этом акрониме расшифровываются как: Cокровище (Сила), Тайна, Недостаток, Цель.

Давайте разберем на примерах все эти четыре пункта.

Цель

Цель нужна буквально любому герою фильма, не только главному, чтобы в фильме не было персонажей-статистов.

Но главному она нужнее всего. Потому что нам интересно наблюдать именно за тем, как герой, преодолевая препятствия на пути, движется к своей цели.

Конечно, снять классный фильм, как вот недавние "Идеальные дни", с бесцельным героем, день за днем сидящим в парке на скамейке, тоже можно. Но для этого надо быть Вимом Вендерсом. Ну и такому фильму трудно претендовать на мощный зрительский успех, это скорее ниша авторского кино. Хотя фильм отличный, я в него влюбилась

Так что, у героя обязательно должна быть четко обозначенная и понятная зрителю цель. Простой пример: цель Терминатора в первом фильме убить Сару Коннор, цель Терминатора во втором фильме спасти Джона и Сару.

Сокровище

Сокровище (сила): мы подключаемся к герою, потому что он обладает чем-то ценным, либо у него есть особенная сила, выделяющая его из остальных.

Сила всегда выглядит привлекательно, нам хочется быть похожим на такого героя или мы им восхищаемся.

Например, сила власти над людьми, как у Майкла Корлеоне, или мощь и реакция, как у того же Терминатора, или ловкость и неумение сдаваться Джона Макклейна в "Крепком орешке".

Кстати, вот про "Терминатора-2" интересно. Я сама не сценарист, просто изучаю драматургию для киноклуба, который веду, чтобы лучше понимать фильмы. Поэтому я попросила посмотреть этот текст профессиональным взглядом подругу-сценаристку.

И она сказала, что пример с Терминатором плохой, ведь это не главный герой. Но во втором Терминаторе именно ему я сопереживаю больше всех, а не Джону и Саре. Возможно, как раз потому, что его цель и его сила гораздо четче обозначены и понятны. У вас так же или нет?)) Кого вы считаете главным героем и за кого болеете сильнее?

Недостаток

Недостаток делает героя более близким зрителю, разбавляет безупречность героя, чтобы он не стал плоским и картонным, показывает его уязвимость. Это может быть ограничение, проблема, фобия, не только черта характера. При этом, обычно недостаток завязан с целью героя. Он мешает герою достичь цели и его преодоление и составляет арку героя.

Молчанов пишет, что больше всего нас вовлекают два типа недостатков.

Первый — который легко исправить. Когда мы, условно, смотрим на героя и такие, ну ты чего такой растяпа/мямля/рохля, вот так нужно поступить и все у тебя будет классно!

Пример: Скотт Пилигрим и его робость
Пример: Скотт Пилигрим и его робость

А второй — когда недостаток, наоборот, невозможно устранить. И тут мы цепляемся за что-то такое трагичное, какую-то обречённость. Мне тут вспомнился "Грозовой перевал", который мы обсуждали на киноклубе. Где герои из-за тщеславия и гордости погубили и свою любовь, и себя.

Интересно, кто-нибудь напишет тут про повестку? 🙄

Тайна

Тайна у героя всегда интригует и заставляет ждать развития сюжета. Но это не обязательный элемент, многие герои не имели тайны, но все равно были нам интересны.

Но когда тайна есть, это может сработать очень круто, как например, тайна Тайлера в Бойцовском клубе.

Тут подруга-сценаристка опять сказала, что у Тайлера не такая тайна, которая характеризует персонажа и какую имеет в виду Молчанов, а такая тайна, которая плот-твист. Ну да, но таинственность все равно окружает Тайлера с самого появления в фильме и вовлекает нас.

А ее пример тут был — Доминик Кобб в "Начале", где нам непонятно, что с ним и его женой случилось в Лимбе или Тедди в "Острове проклятых".

Ди Каприо одинаково безэмоционально обнимает тут женщин. Это потому, что им больше 25? 😆

Кстати, вспомнилось вот из недавнего, мы с киноклубом проходим марафон "100 главных фильмов мирового кинематографа" и на этой неделе обсуждали "Иваново детство". Так вот, у Ивана как раз в начале фильма есть тайна, он просит доложить о себе в самый главный военный штаб, но не говорит, кто он такой и какая в нем важность.

Как сценаристы заставляют нас полюбить героев? Разбираемся на примерах

Оказывается, Тарковский в своих лекциях даже говорил, что герой должен быть вещью в себе, таким же непонятным, как сама жизнь. Звучит очень по-тарковски, да 😅

А если вам интересно читать про кинодраматургию, разбираться в киноязыке и обсуждать фильмы, присоединяйтесь к нашему киноклубу в телеграме 👇🏻

1111
30 комментариев

делаем персонажа который все умеет, такой он/она классный, вокруг него все идиоты, особенно старые персонажи если это продолжение франшизы, иногда персонаж немножко грустит, чтобы ему было, что преодолевать, чтобы опять быть лучше всех, тяп-ляп хуяк и в продакшн

4
Ответить

Интересная трчка зрения. Мне-то наоборот казалось что рэй ничего не умеет.

Ответить

Схеме тоже нужно с умом следовать, герой должен быть правдоподобным в первую очередь, конечно)

Ответить

Особенно меня возмутило, что пол первого фильма (э7) Рэй носится как угорелая по всей Галактике, ищет Люка Скайуокера, а когда находит - преподносит ему его первый световой меч, какбы в знак признательности и уважения. И что делает Люк во втором фильме - первым делом выкидывает его, как пустую безделушку, тем самым проявляя явное неуважение к незнакомому человеку!

Или пример с маской Кайло Рэна - в первом фильме получился рельно крутой образ #новогодартавейдера! Во втором фильме мы разбиваем маску и получаем лопоухого чебурашку! Поэтому в третьем фильме мы снова собираем и одеваем маску!

А всё почему? Потому что #тупаяпизда Кейтлин Кеннеди не смогла организовать единый нормальный сценарий для всех трёх эпизодов, к тому же доверила снимать эпизоды разным режиссёрам с их разным видением и пониманием лора и сюжета при полной свободой действий! Тьфу!

Ответить

Шварц сильно расслабился, машина же не может в эмоции, а тут увлёкся)

2
Ответить

стрелять и не моргать не просто, такое себе мог только Роберт Патрик позволить

7
Ответить

И она сказала, что пример с Терминатором плохой, ведь это не главный герой. Но во втором Терминаторе именно ему я сопереживаю больше всех, а не Джону и Саре. Возможно, как раз потому, что его цель и его сила гораздо четче обозначены и понятны. У вас так же или нет?)) Кого вы считаете главным героем и за кого болеете сильнее?

путь героя по Кэмбеллу на Терминатора никак не накладывается. главный герой именно Джон

1
Ответить