«Турбо-пацан» и «Лето 84»: ответ скучной ностальгии

Как три канадских режиссёра переосмыслили подход к ностальгическим фильмам.

В закладки
Аудио

Где-то в середине 2010-х одержимость восьмидесятыми из узких кругов гиков внезапно распространилась на всё медиапространство. В музыке дикую популярность приобрёл ретровейв, стилистику восьмидесятых активно эксплуатировали в играх вроде Hotline Miami, фильмах от «Супер 8» до «Стражей Галактики» и сериалах по типу «Очень странных дел».

У кого-то эксплуатация выходила талантливой, у других — не очень. Но, в любом случае, этот медиатренд рос с невероятной скоростью: вскоре ностальгировать по восьмидесятым стало модно даже среди тех, кто никогда в восьмидесятых не жил. Неудивительно, что для многих ретроэстетика из приятной быстро превратилась в раздражающую.

То, что радовало зрителей в «Очень странных делах», в каких-нибудь «Очень тёмных временах» уже не работало — за несколько лет все успели устать от синтвейва и детей на велосипедах. Слишком многие авторы использовали дух восьмидесятых как прикрытие своей безыдейности, не принося в устоявшиеся клише ничего нового.

Ностальгии по восьмидесятым срочно требовалось новое слово. И больше, чем кто-либо, это слово способны сказать Roadkill Superstar — если не сказали уже.

Кто вообще такие Roadkill Superstar

Roadkill Superstar — трио кинематографистов из Канады: Анук Виссель, её брат Йоанн-Карл Виссель и муж Ануки Франсуа Симар. В каждой из своих работ они делят режиссёрские обязанности на троих — что сам по себе случай довольно уникальный.

История кино знает немало режиссёрских дуэтов: начиная с братьев Люмьеров и заканчивая братьями Коэн и, например, Дэниелами (авторы «Человека — швейцарского ножа»). Но вот с трио всё гораздо сложнее — кроме как Roadkill Superstar, таких режиссёрских коалиций практически не существует.

Слева направо: Йоан-Карл Виссель, Анук Виссель, Франсуа Симар

За годы у нас образовалось что-то вроде коллективного разума. Нам нравятся одни и те же вещи. Мы выросли на одном и том же. Втроём мы как музыкальная группа. Мы помогаем друг другу в хорошие и трудные времена.

Франсуа Симар
режиссёр, участник трио Roadkill Superstar

Roadkill Superstar начали снимать короткометражные фильмы ещё в начале нулевых — всего из-под их пера вышло около двадцати картин. Большинство ранних работ трио сконцентрировано на демонстрации впечатляющих практических эффектов — отрубленных конечностей, выпущенных кишок и раздавленных голов в них на порядок больше, чем диалогов и истории. Сюжет в короткометражках Roadkill Superstar отходит далеко на второй план и чаще весьма условен: он нужен только для того, чтобы дать хоть какое-то объяснение творящемуся на экране беспределу.

Первые работы режиссёров вроде короткометражки «Бэгмен: Легенда о кровавом убийце» или трейлера несуществующего фильма «Демонитрон: Шестое измерение» показали их любовь к старым фильмам, особенно хоррорам и боевикам категории «Б». В них графическое, эксплуатационное насилие всегда заметно перевешивало повествовательные элементы, актёры сильно переигрывали, а постановка часто выглядела нелепо — всё это Roadkill Superstar отлично передали в том же «Бэгмене».

«Бэгмен: Легенда о кровавом убийце»

Ранее творчество трио — сплошные оммажи фильмам, которыми сами режиссёры увлекались в юношестве. Это откровенно гиковское кино, не боящееся быть нелепым и непрофессиональным. И, как и фильмы, на которые они пытаются быть похожи, короткометражки Roadkill Superstar не заинтересованы в персонажах и сюжете — они полагаются исключительно на фантазию создателей и их изобретательность в вопросе красочного экранного насилия.

Осознание себя гиком очень раскрепощает. Потому что это значит, что у тебя есть страсть к чему-то, и ты занимаешься этим столько, сколько хочешь. Мы — большие гики, и я очень горжусь своей «гиковостью».

Франсуа Симар
режиссёр, участник трио Roadkill Superstar

Быть может, Roadkill Superstar до сих пор бы и снимали малозаметные фильмы, известные лишь узкому кругу фанатов трэша. Но в 2011 году в их творчестве наступил переломный момент.

В то время как раз проводился конкурс для альманаха «Азбука смерти» — фильма, состоящего из ряда короткометражек, которые на каждую букву алфавита представляют забавное и неординарное средство убийства. Roadkill не очень хотели принимать участие в конкурсе, но их друг Джейсон Айзенер, режиссёр нашумевшего «Бомжа с дробовиком», уверил ребят, что попробовать всё же стоит.

Он (Джейсон Айзенер — DTF) сказал, что нам стоит поучаствовать, потому что грядёт что-то очень серьёзное.

Анук Виссель
режиссёр, участница трио Roadkill Superstar

В Roadkill логично решили, что человеку, который снял свой фильм благодаря победе в конкурсе трейлеров к проекту Квентина Тарантино и Роберта Родригеса «Грайндхаус», можно верить в подобных вопросах.

«Бомж с дробовиком»

Так появился T is for Turbo («Т значит Турбо») — короткометражный фильм о парне из постапокалиптического будущего, который находит костюм супергероя по имени Турбо и идёт спасать девушку из лап грозного тирана Зевса.

Фильм мало чем отличается от прошлых работ трио — сюжет здесь всё ещё условен, и из пяти минут хронометража четыре занимает сама драка со злодеями, кровавая и очень изобретательная в своей жестокости.

Тем не менее, фильм высоко оценили на зрительском голосовании конкурса. В итоге он занял третье место и, хотя в «Азбуку смерти» не попал (его место заняла короткометражка «Т значит Туалет»), Roadkill Superstar заметил продюсер «Азбуки» Ант Тимпсон. Он и предложил сделать из «Т значит Турбо» полнометражный фильм. Roadkill Superstars схватились за идею и за пару недель написали первый черновик сценария под названием «Турбо-пацан».

Пустошь для эскаписта

Из оригинальной короткометражки в фильм перекочевали образы главного героя и злодеев, постапокалиптический сеттинг с BMX-велосипедами и нелепыми нарядами, а также мотив спасения девушки. Правда, если в коротком метре Турбо-пацан спасал случайного человека, в полном метре ему добавили романтический интерес — простодушную девушку Эппл.

У главного героя появилась и личная драма с сильной мотивацией противостоять злодею Зевсу — оказывается, грозный тиран пустоши убил родителей Турбо-пацана, когда тот был ещё ребёнком. Но самые главные изменения произошли не с сюжетом фильма и даже не с его техническим исполнением — хотя оно, несомненно, улучшилось — а с тем, как он обращается с ностальгией по восьмидесятым.

Внешне «Турбо-пацан» — сборник клише и знакомых образов, которые мы привыкли ассоциировать с кино и культурой восьмидесятых. Велосипеды BMX, синтвейв, яркая одежда главных героев и экстравагантные злодеи, старые комиксы, которыми вдохновляется парень. Тут даже есть герой-ковбой, а Эппл — типичная manic pixie dream girl, воплощение клише о «девушке мечты», которая помогает протагонисту достичь его целей, не пытаясь достичь своих.

Roadkill Superstar явно не сдерживали себя и добавили в фильм чуть ли не все возможные образы и сюжетные элементы, связанные с кино, которое они смотрели в детстве и юношестве. Сеттинг из «Безумного Макса» или, скорее даже, его бесконечных клонов. Общее настроение и яркая стилистика приключенческих подростковых фильмов вроде «Балбесов» на фоне немыслимой жестокости прямиком из старых дешёвых боевиков. Почти что спилберговская история об эскапизме рядом с эксплуатационным насилием, которому бы позавидовала даже студия Troma.

На роль злодея Зевса режиссёрам удалось пригласить Майкла Айронсайда, звезду жанрового кино и голос Сэма Фишера из Splinter Cell

Получились такие дистиллированные восьмидесятые, фильм, где эпоха — не только часть сеттинга, но и полноценный участник действия. Roadkill могли на этом остановиться, и у них получился бы вполне забавный оммаж к старому приключенческому кино и боевикам категории «Б». Но после стольких лет производства ностальгических короткометражек трио хотело добиться с «Турбо-пацаном» чего-то большего.

Мы сами не любим, когда люди будто просто кричат на экране что-то вроде «Вспомните восьмидесятые!»...

Анук Виссель
режиссёр, участница трио Roadkill Superstar

Мир «Турбо-пацана» не зря настолько абсурден, а его ностальгия — поверхностна и ограничивается одними образами-клише. Это не столько попытка воссоздать «ту самую эстетику», сколько постмодернисткий портрет того, как современные подростки — никогда в восьмидесятые не жившие — воспринимают ту эпоху. Симулякр, копия копии, где каждый образ и клише доведены до таких абсурдных значений, что работают больше не на ностальгию, а на сатиру. Почти как в «Кунг Фьюри», но с чуть менее комедийным уклоном и большим жанровым разнообразием.

С «Турбо-пацаном» Roadkill Superstar окончательно завершили «оммажный» этап творчества. Они сделали фильм, который одновременно отдаёт дань всему тому, что они любили в кино восьмидесятых, и отражает их недовольство тем, как бесхитростно ностальгию по эпохе используют другие.

Они взяли современный «миф о восьмидесятых» и выжали из него всё, что только можно было выжать. Казалось, что тема для них исчерпана, но нет — вслед за эксплуатацией Roadkill Superstar перешли в активное наступление. От осмысления — к окончательной деконструкции.

Мы очень хотим показать наш диапазон, показать людям, что мы можем справиться с серьёзным фильмом.

Анук Виссель
режиссёр, участница трио Roadkill Superstar

Последнее лето детства

После успеха «Турбо-пацана» Roadkill Superstar взялись за работу над триллером «Лето 84». Это первый их фильм, сценарий к которому трио не написали сами. Но, по словам Анук Виссель, разницы они почти не заметили. Сценарий Мэтта Лесли и Стивена Смита будто бы специально был написан для Roadkill Superstar.

Мы вроде как узнали себя в детях (главных героях «Лето 84» — DTF), и это было очень странно.

Анук Виссель
режиссёр, участница трио Roadkill Superstar

По стилистике «Лето 84» — поворот на 180 градусов от «Турбо-пацана». На смену ярким цветам и экстравагантности пришла приземлённая история о мальчике, который подозревает, что его сосед-полицейский — маньяк, убивший несколько десятков людей и до сих пор разгуливающий на свободе.

Роль маньяка потрясающе исполнил Рич Соммер, больше известный по ролям в сериалах «Безумцы» и «БЛЕСК»

Главный герой решает поймать убийцу, заручившись поддержкой трёх друзей. Но, что интересно, его мотивация состоит не в поиске справедливости или боязни того, что маньяк продолжит убивать людей. Герои вспоминают об этом, но лишь вскользь, их подобные проблемы не слишком заботят.

Они чуть ли не радуются тому, что рядом живёт опасный преступник — ведь раньше в их городе «ничего интересного не происходило». В попытке поймать убийцу ребята видят летнее приключение, шанс стать знаменитыми, которого у них может больше никогда и не быть.

Roadkill Superstar как бы сводят все истории о пригородных ужасах и детях, их раскрывающих, к некому общему знаменателю. Показывают, что какую бы мотивацию не придумали авторы подобным историям, в центре для зрителя всегда будет стоять дух приключения и надежда, что победа над злом сразу решит все проблемы главных героев.

Режиссёры прямолинейно, чуть ли не с морализаторской интонацией говорят, что поиски убийц — далеко не приключение, а семейные ужасы не разрешаются с исчезновением ужасов внешних. Вроде банальные вещи, но в контексте приключенческого подросткового кино звучат как минимум любопытно.

На протяжении всего своего действия «Лето 84» старательно соответствует тому самому «мифу о восьмидесятых». Герои представлены всем известными архетипами: «толстяк», «умник», «крутой», далее по списку. Есть бесконечные шутки про чужих мам, есть любовный интерес, добавленный просто, чтобы был. Есть семейные проблемы, скрытые почти в каждом уютном домике за закрытыми дверями. Ну и синтвейв, конечно, никуда не делся.

До поры до времени «Лето 84» играет «по правилам» — но лишь для того, чтобы в конце все эти правила нарушить, оставив зрителю вместо радости победы только отчаяние и опустошённость. Реальность в виде того самого маньяка — простого работяги с милым лицом, который, тем не менее, страшнее любых Демогоргонов и Пеннивайзов — словно врывается в пространство мифа и ломает его до основания, показывая, что миф этот давно уже несостоятельный и что-то в нём явно надо менять.

Финал «Лето 84» — один из самых страшных среди фильмов последних лет уж точно

Взяв архетипичную историю, Roadkill Superstar отказались от фетишизации восьмидесятых, на котором строятся те же «Очень странные дела» или «Первому игроку приготовиться». Получилась занимательная смесь: «Лето 84» как бы соответствует духу эпохи, но не романтизирует его, а обнажает самые тёмные стороны. И делает это даже жёстче, чем «Оно» или «Останься со мной».

Из людей, которые использовали эстетику кино восьмидесятых исключительно в развлекательных целях, Roadkill Superstar превратились в команду, которая всё глубже исследует тему ностальгии и пытается дать новый взгляд на устоявшиеся клише и образы.

Безумно интересно, что канадское трио предпримет дальше: в планах у них сиквел «Турбо-пацана» и ещё один фильм, о котором пока толком ничего не известно. Но Анук Виссель обещает, что это будет самое серьёзное и взрослое произведение Roadkill Superstar, непохожее на их прошлые работы. Звучит многообещающе.

#истории #месяц80х

{ "author_name": "Ефим Гугнин", "author_type": "self", "tags": ["\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438","\u043c\u0435\u0441\u044f\u044680\u0445"], "comments": 29, "likes": 112, "favorites": 156, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 30598, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 12 Nov 2018 12:31:36 +0300" }
{ "id": 30598, "author_id": 36827, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/30598\/get","add":"\/comments\/30598\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/30598"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957, "possessions": [] }

29 комментариев 29 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
4

...

Ответить
1

Спасибо. Даже не знал, что над этими фильмами работали одни и те же люди. Оба хороши. Есть повод теперь следить внимательно за этой командой.

Ответить
1

ТурбоКид в первую очередь поразил игрой актёров, при всей обсурдности окружения актёры вытянули фильм на должном уровне.

Ответить

1

Сцена с вытягиванием кишок на вилосипедном приводе в душе навсегда:) да и вообще, ТурбоПацан дико ламповый фильм

Ответить
1

Большое спасибо за статью. Обязательно гляну Лето84 на ближайших выхах.

Ответить
1

Хорошие ребята. Им бы спонсора, чтобы они сделали что-то классное и оригинальное для большого кино. Думаю, они бы справились.

Ответить
1

Роль маньяка потрясающе исполнил Рич Соммер, больше известный по ролям в сериалах «Безумцы» и «БЛЕСК

Неправда) я узнала в нем Генри, главного героя из Firewatch, причем, совершенно случайно. Просто в какой-то момент поняла, что знаю этот голос. А за статью спасибо, даже не знала об этом трио режиссеров, а Лето 84 очень понравился

Ответить
1

Лето 84 - лучший ностальгический фильм 2018 года.
Атмосфера просто превосходная, я почувствовал себя именно тем, кем чувствовал себя при просмотре Очень Странных Дел. Актёры чудесные, сценарий и монтаж абсолютно не давали заскучать ни на секунду. Наткнулся на этот фильм вообще случайно на каком-то из онлайн-кинотеатров(будем так называть эти сайты ^^), и обложка меня зацепила, трейлер подкрепил моё желание.
Я очень разочарован, что в этой статье автор расписал очень сильно этот фильм и рассказал, что он чувствовал после конкретной части фильма, я бы расписал иначе. После фильма действительно остаётся очень странный эффект, то, что давно не чувствовал от фильма. Особенно если ты вообще думал, что фильм о другом. Фильм недетский и это прекрасно, фильм реалистичный и это как верно подметил автор - показывает что расследования убийств и поиск улик, это явно не то, чем должны заниматься дети.
Прошу всех посмотреть этот фильм! Вы не пожалеете!

(Ну и вдобавок прикреплю милашку в которую сам влюбился по ходу фильма)

Ответить
1

А уже жду когда воссияет ностальгия по 90-м и началу 00-х - невероятно безвкусной и попсовой эпохе, когда техно и рейв смешивались с гламуром и образовывали блевотно-радостную атмосферу в блестяшках и коже с латексом.

Ответить
0

спойлер концовки Лета не испортит впечатление от просмотра теперь?

Ответить
3

мне бы испорил

Ответить
0

А чем он закончился?

напишите например на https://pastebin.com/ и оставьте короткую ссылку чтобы не палить спойлеры остальным

Ответить
–2

Поправка. Сестры Коэн.

Ответить
3

С сёстрами Вачовски не путаете?

Ответить
1

Сестры Люмьер

Ответить
2

Брат и сестра Эрих и Мария Ремарк.

Ответить

0

Ты из какого году будешь?

Ответить
0

Турбокида ждал еще с анонса и посмотрел сразу как вышел, взахлеб, так сказать)
Лето 84 - это пи***ц. Мне нравится всякая жуть и дичь, но я видимо просто не ожидал такого. Ну маньяки ну да, но весь фильм их не было! Может это и усыпило мою бдительность. Короче после концовки я был под таким впечатлением, что до сих пор жестокость и ужасы обхожу стороной. Это было очень уж натурально. И жутко! Как же жаль толстого парня то, боже. А все из-за проклятых клише!

Ответить
0

Turbo Kid просто охренительнейший фильм, всем советую, а за Лето-84 спасибо - обязательно гляну.

Ответить
0

О . Турбо Кид - это как Мэд Макс - только сюна велосипедах. Всем рекомендую.

А ретро вэйв стал популярен во многом благодаря тому , что в нем можно спрятать все те наивные желания и устремления, которые сегодня нельзя никому показывать что бы никого не обидеть (ага тех самых лгбт например)

Ответить

0

Думал, что на превью к статье новое промо к "Капитану Марвел".

Ответить
0

"Жаркие летние ночи" понравился больше, чем "лето84"

Ответить
0

Смотрел Бегмена тыщу лет назад еще на ftp, случайно найдя его среди кучи других роликов. Забавно, что его снимали те же люди, что и «Турбо-пацана».

Ответить
0

Чёрт. Спойлеры((((
Хорошо, что я хоть турбо кида уже посмотрел и могу подписаться под каждым словом в статье.
А вот половину текста про лето пришлось промотать, пока искал его на торрентах. Вечером дочитаю.

Ответить
0

S is for Spoiler.
"Лето 84" хорошее кино. Радует, что успел посмотреть до статьи. Концовка и правда крутая

Ответить
0

Какого года "Останься со мной"?

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Уве Болл вернулся в кино
и начал экранизировать flash-игры
Подписаться на push-уведомления