Реальная война с вымышленными злодеями: обзор фильма «Оверлорд»

Серьёзные темы и драки с зомби-фашистами.

3 ноября в кинотеатрах стартовал фильм «Оверлорд» — история о зомби-фашистах во времена Нормандской операции во Второй Мировой войне. Картину подавали как очередной трэш-хоррор, однако, как оказалось, это гораздо более неоднозначный фильм, который не только развлекает, но и даёт пищу для размышлений.

Реальная война с вымышленными злодеями: обзор фильма «Оверлорд»

Изначально говорили, что новое творение студии Дж. Дж. Абрамса Bad Robot могло оказаться частью вселенной «Кловерфилд». Учитывая события «Парадокса Кловерфилда», сделать это было совсем несложно. Однако авторы опровергли эту информацию. И теперь можно точно сказать, что «Оверлорду» лучше существовать отдельно.

Итак, команда американских военных во время Второй Мировой войны планирует высадку в Нормандии. Их задача — уничтожить вышку с передатчиком, который создаёт радиопомехи. Высадка идёт не по плану и большая часть отряда гибнет почти сразу. Несколько выживших добираются до пункта назначения, но сталкиваются с превосходящими силами фашистов, а также с тайными экспериментами нацистских врачей, которые пытаются вывести суперсолдат.

Часть первая: серьёзный фильм о войне

Фильм продвигали как яркий трэш-аттракцион с зомби-фашистами в духе «Операции “Мёртвый снег”». Но те, кто ждёт от него именно хоррора будут удивлены — первый час авторы показывают жёсткое и серьёзное кино об ужасах войны. Даже вступительная сцена очень реалистично передаёт хаос и панику, которая творится во время высадки и обстрела.

Реальная война с вымышленными злодеями: обзор фильма «Оверлорд»

Здесь даже не хочется критиковать качество спецэффектов, ведь очень быстро всё внимание захватывает само действие, снятое несколькими длинными кадрами. Этот приём создаёт эффект присутствия и позволяет полностью прочувствовать весь накал ситуации. Кроме того, в дальнейшем сюжете сделан акцент на ещё одной важной теме: многие солдаты, брошенные на серьёзное задание — неопытные юнцы, только что выпустившиеся из учебки, а некоторым из них вообще чуждо насилие.

Да и атмосфера городка, куда попадают герои, тоже скорее напоминает военные фильмы, чем хорроры. Нищета, мародёрство, сотрудничество с нацистами и всеобщее молчание, под которое забирают местных жителей. И даже эксперименты над людьми показаны скорее как отсылка к реальным бесчесловечным опытам нацистских врачей и массовому уничтожению мирного населения.

Реальная война с вымышленными злодеями: обзор фильма «Оверлорд»

Если всё-таки искать минусы первой части, можно лишь посетовать на посредственного главного героя. Рядовой Бойс, которого сыграл не очень известный актёр Джован Адеп — типичный персонаж без особых примет и недостатков. Он всё делает правильно, защищает товарищей и мирных жителей, противится излишнему насилию, в общем — положительный со всех сторон, а потому не очень интересный.

Но иногда кажется, что создатели сознательно выбрали самого обычного персонажа, просто чтобы сделать действие равномерным. Почти все сцены за него отыгрывают остальные герои, они выглядят ярче, фактурнее, и каждый из них воплощает какой-то интересный образ. Бойс просто выглядит этаким эталоном, который должен оттенять капрала Форда, готового дойти до жестокости сродни нацистам, или грубого рядового Гомеса, хамящего своим же.

Реальная война с вымышленными злодеями: обзор фильма «Оверлорд»

Часть вторая: трэш-хоррор

Но примерно с середины фильма жанр радикально меняется, и на сцену выходят те самые зомби-фашисты, которых обещали в трейлерах и описаниях. И, несмотря на некую клишированность, есть и чего испугаться, и над чем посмеяться.

Реальная война с вымышленными злодеями: обзор фильма «Оверлорд»

Причём радикально нового в сюжете ничего не предлагают. Всё те же эксперименты по выведению бессмертных солдат, тайные лаборатории и шприцы со светящейся жидкостью. Сознательно или нет — создатели регулярно ссылаются на классику жанра. Подвешивание человека на крюк, героиня с огнемётом, напоминающая Рипли из «Чужого» и многое другое — отсылки к классике ужасов и фантастики видны невооружённым взглядом.

Реальная война с вымышленными злодеями: обзор фильма «Оверлорд»

Но для подобного фильма и не обязательны какие-то откровения. Главное — динамика и удачные скримеры. И этого в «Оверлорде» достаточно. Монстры выглядят не слишком впечатляюще, но резкое появление и неестественные движения компенсируют впечатление. И авторы, похоже, специально балансируют на грани страшного и смешного, разряжая атмосферу текстовыми и ситуационными шутками, чтобы потом подкинуть очередной скример или излишне кровавую сцену.

Несмотря на то, что «Оверлорд» сочетает два разных жанра, в нём нет диссонанса, и он выглядит совершенно целостным. Вступление и финал действительно захватывающие, они создают динамику и добавляют экшена. А центральная часть поднимает серьёзные темы и заставляет задуматься или даже поискать информацию о реальной операции «Оверлорд».

Реальная война с вымышленными злодеями: обзор фильма «Оверлорд»

К тому же, в фильме собрали не самых известных актёров, ещё не надоевших однообразными ролями — понятно, что это скорее из-за небольшого бюджета, но свежие лица идут только на пользу такому проекту. В нём много клише и предсказуемых сцен, но все они обыграны очень остроумно и из-за удачно выбранного темпа не успевают наскучить.

И по традиции современных фильмов финал оставляет лёгкий намёк на возможность сиквела, но с тем же успехом это может оказаться и просто шуткой авторов — история, по идее, полностью закончена.

11 показ
10K10K открытий
24 комментария

история о зомби-фашистах фильм, который не только развлекает, но и даёт пищу

людо-нарративный резонанс, ммм.

Ответить

Резонанс - частота колебания маятника или струны в физике, а то, что ты написал называется диссонанс. Не один ты умеешь пользоваться википедией :)

Ответить

Вам монокль не жмет?

Ответить
Комментарий удалён модератором

Если это не тонкая шутка, то вы лажанули. Если тонкая шутки, то даже не знаю :)

Ответить

Это не он

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить