Борьба церкви с кинематографом в российской империи

Как я упоминал в предыдущем посте о зарождении кинематографа в Российской империи , первая хроникальная съёмка произошла в Москве в мае 1896 года, на коронации Николая второго.

Коронация Николая 2.

Съемку тогда производители операторы из Люмьеровского ателье, были попытки снять мероприятие и отечественной рукой, но из-за технических проблем это осуществлено не было. Однако ни французы, ни отечественные операторы не смогли снять момент непосредственной коронации, все из-за запретов на съемку в Успенском соборе введенный придворными цензорами, а все из-за законов о которых мы сейчас поговорим с вами подробнее.

Первые синодальные указы на изображение Христа и святых появились ещё в 19 веке.

Борьба церкви с кинематографом в российской империи

Синод - это ру­ко­во­дя­щий или со­ве­ща­тель­ный кол­ле­ги­аль­ный ор­ган по­ме­ст­ных пра­вослав­ных и других церк­вей. Так в указе от от декабря 1852 года, был наложен запрет на демонстрацию любых картин и изображений Спасителя, Богоматери, Тайной вечери и Апостолов. Уже на заре зарождения кинематографа, первым фильмов запрещенным к показу из-за религиозных запретов стала картина 1897 года “Рождение и жизнь Христа в картинах”.

Согласно этому указу запрещалось:

«показывать путем, так называемой, живой фотографии священные изображения Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и Угодников Божиих. Приняв во внимание, что живая фотография посредством быстрого движения показываемых лиц, производит сильное впечатление на зрителей, представляя изображаемые предметы как бы живыми и действующими, и что появление при подобных условиях изображений Христа Спаси- теля и Его Пречистой Матери, а также других священных лиц представляется крайне несоответствующим чувствам благоговейного уважения к святыне и может порождать соблазны, Святейший синод постановил воспретить на будущее время при устройстве зрелищ показывать путем живой фотографии означенные священные изображения...».

После публикации постановления о запрете в разные годы велась активная переписка с владельцами электротеатров и “временных кинотеатров”, в которой указывалось на невозможность демонстрации кинокартин, изображающих священные лица.

С 1914 года он стал называться «Электра» (в 1931 г. здесь был открыт первый звуковой кинотеатр Казани, с 1950 г. он известен как «Татарстан»).
С 1914 года он стал называться «Электра» (в 1931 г. здесь был открыт первый звуковой кинотеатр Казани, с 1950 г. он известен как «Татарстан»).

В Уфе владельцу театра «Аполло» Юрию Федоровичу Герингу запретили показ картины «Рождество и жизнь Господа нашего Иисуса Христа». В 1908 г. в Петербурге например владельцу кинотеатра Корнилию Кречмеру отказали в представлении на экране «Рождения, жития и смерти Иисуса Христа».

Жизнь и страдания Иисуса Христа La vie et la passion de Jésus-Christ ( 1898 год )

«…в течение трех дней евреи и магометане без всякого постороннего замечания или предупреждения сидели на представлении без шапок»

Несмотря на его аргументы, которые указывали на успешное коммерческое и культурное проведение подобных сеансов до синодального запрета синод все равно по итогу отклонил прошение.

Небезызвестному и упомянутому в предыдущей статьей Хаджонкову тоже был введен запрет на съёмку в 1914 году. Его студия собиралась: "снять в синемакартинах высокочтимые святыни нашей Святой родины, как-то лавры, монастыри, древние соборы и вообще все то, что имеет ценность в археологическом и культурном значении". В съёмках ему было отказано.

Были попытки перенести запрет в юридическое русло. Так в в обращении генерал-губернатору Приамурскому архиепископ Владивостокский и Камчатский описывал, как один из представителей благочиния присутствовал на кинопоказе, где на экране демонстрировались рождение, земная жизнь, страдание, смерть и воскресение Иисуса Христа. Его религиозные чувства были затронуты недостоверностью изображаемых событий, а также тем, что создатели картины сместили акцент с божественности Божьего Сына на его человеческую природу.

«Неудовлетворительное чувство возбуждает картина: поклонение волхвов, на которой Спаситель представлен движущим ручками беспрерывно, как бы радуясь стольким под- ношениям и как бы желая завладеть ими сейчас. Не соответствует исторической правде картина сон Божественного младенца, где Матерь Божья с распущенными волосами и непокрытой головой, агония Спасителя и смерть, когда была тьма по всей земле на картине тьма не показана». Ссылаясь на указ Святейшего синода от 1852 г., священнослужитель просит запретить демонстрацию картин на религиозные темы.

Однако в начале 20 века, запрет был слегка ослаблен. Так в 1907 году, на экраны вышла новая картина “Страстей”.

Жизнь и страсти Иисуса Христа 1907.

Зрители на сеансах должны смотреть фильм “Благочестиво” и обязательно со снятыми головными уборами, прям как в храме. За исполнением этих правил следила полиция.

«Публика, смотревшая этот фильм, неистовствовала. Женщины плакали, а во время сцены распятия почти на каждом сеансе происходили истерики.

Б.С Лихачев

В тоже время стали повсеместно нарушать синодальные запреты, пишет об этом А.В. Чернышев, указывая на массу афиш раскаленных на российских кинотеатрах, в которых показывали “Запрещённые к показу фильмы”.

Борьба церкви с кинематографом в российской империи

Характерным будет описание случая произошедшем в кино театре Петербурга под названием «Moulin rouge», случай в котором описывался в журнале «Сине-фоно» от 1 мая 1909.

«Во время демонстрирования того места картины «Блуждающая душа», где апостол Петр не допускает душу в рай, из мест для публики раздалась отборная ругань. «Это богохульство! Это издевательство над религией!»

Неизвестный назвал себя членом государственной думы и потребовал снять картину с проката. Дирекция театра вырезала то место картины, где появляется апостол Петр. Через несколько дней местный пристав, получивший по этому поводу предписание градоначальника, подтвердил требование и картина была изъята из программы.

По иронии, большинство картин к 1910 году, были так или иначе, но на библейскую тематику. “Иордана”, “Юдифь”, “Эсфирь”, “Даниил во рту львинном”. В это же время студия “Гомон”, анонсировала целую серию фильмов на основе ветхого и нового завета. Однако первая же картина из серии под названием “Отче наш”, была запрещена к показу во всей империи.

Контролировал и цензурировал выход лент в прокат отдельный надзорный орган который назывался “Главное управление по делам печати”, орган этот возглавлял Б.Б. Шереметев.

К 1910 году, запреты вновь стали усиливаться с новой силой. Так под запрет попали изображение всех святых, запрещалась съёмка священников, съёмка внутри церквей и съёмка декораций которые могут быть похожи на церковь. В кругах священников остро стоял вопрос о запрете посещения кинотеатров служителями церкви. Священный сенот стал контролировать продолжительность проката лент, управлял расположением кинотеатров и запрещал например открывать электротеатры в непосредственной близости от русских православных церквей. В 1912 году к примеру, все зрелища в первую и последнюю страстную недели великого поста были запрещены. Церковь постоянно пыталась ужесточить правила показа кинематографических лент. Она опасалась, что, посещая кинотеатры, молодежь отвыкнет от церковных богослужений, что кинематографы могут неблагоприятно повлиять на религиозное чувство верующих. Сейчас это кажется возмутительным, но помня качество лент выходивших в то время ,закон не кажется таким диким. Прокат картин откровенно порнографического характера, картин с физическим насилием и убийствами животных был нормой. Понимая, что кино становится громадной силой, что смотреть и усваивать его могут «малограмотные и совсем безграмотные», Святейший Синод просил МВД о «допущении к цензурному рассмотрению кинематографических лент представителя от духовного ведомства».

2 декабря 1916 г. 30 членов государственной думы, главным образом духовенство, внесли в комиссию по делам православной церкви законопроект о запрещении увеселений во время всенощного богослужения накануне воскресных и праздничных дней, что тоже повлияло на кинопоказы.

«В те часы, указывалось в законодательном предположении, когда церковный благовест созывает христиан на торжественную предпраздничную службу. ... многочисленные кинематографы игрой электрических лампочек и музыкой созывают население и взрослое, и весьма юное для смотрения и слушания каких-то «небывалых по юмору фарсов»

(например. «Кабачок веселых гризеток», «Отдай мне эту ночь»)». Думское духовенство было возмущено тем, что в православной стране было дозволено исполнение “сомнительных игрищ” в часы предпраздничного богослужения.

Не всегда цензура запрещала фильм полностью, были случаи, когда из кино удалялись некоторые сцены. Так, например, фильм Е. Бауэра «Дитя большого города» (1914) был пропущен цензурой за исключением сцены, где персонажи крестятся. В американском фильме “Шипы любви” 1915 года, был не вырезан кадр, в котором распятие находилось рядом с корытом. Случались конечно и исключения, так например в 1913 году, епископ Нарвский, разрешил на протяжении нескольких вечеров, демонстрацию фильма в храме, о вреде алкоголя. Это стало возможным благодаря инициативе Главного совета «Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников», обратившихся к деятелям русской культуры для объединения сил на борьбу с пьянством. В том году вышла кинокартина «Пьянство и его последствия» от Хаджонкова, которая оказалась полезной для идеологической работы и была допущена и одобрена.

Были и мнения, что кинотеатры, могли бы послужить для большей популяризации веры.

“По моему мнению, идея применения в церквах кинематографа очень ценна. События из священной истории или описания святых мест, иллюстрированные на экране, могут лишь усилить благоговейное настроение. Наглядность изображения событий позволит малоразвитым слушателям сильнее и более точно усвоить предлагаемое их вниманию”.

Но мнений таких было слишком мало, что бы они они могли на, что-то повлиять .

В общем отношения церкви и кинематографа в России в дореволюционную эпоху развивались по пути постоянного ограничения. Несмотря на то, что в истории религиозной цензуры были некоторые послабления, в целом церковь видела в кинематографе духовного врага, развращающего общественность. Такой пози ции поспособствовала уже многовековая догматическая осторожность церков- ной общественности в отношении театральных зрелищ, к которым в итоге и был отнесен кинематограф.

Ближе к революционным событиям отношение церкви к кинематографу стало меняться в лучшую сторону. Духовенство увидело в нем средство идеологического воздействия и царской пропаганды. По этой причине в церквях была разрешена демонстрация кинокартин просветительской направленности даже во время религиозных календарных праздников. И хотя многие запреты на изображение святых, религиозных предметов и обрядов не были сняты, религиозное сообщество уже успело по достоинству оценить практическую значимость нового вида искусства. Дальше была революция и религиозный вопрос уже не стоял остро, но были другие органы контролирующие цензуру в кино о которых мы поговорим как ни будь потом.

Всем спасибо за любую активность под постом, ваши лайки и критику. Буду благодарен вам, если подпишитесь на меня тут на DTF и в кинориуме. Всех обнял, до скорых встреч!

4545
44
22
23 комментария

Борьба церкви с кинематографом в российской империи

Борьба церкви с кинематографом ВСЕГДА

Исправил ;)

9
Ответить

Ура, новый лонг!

3
Ответить

Врятли он на Лонг тянет, наверно мидл... Или как оно там называется )

1
Ответить

Бога нет.

1
Ответить

Зато кино есть !

3
Ответить