Писать о Томасе Рипли — авантюра. По нескольким причинам.
Это все равно что пытаться описать объект, который отражает от себя весь свет, падающий на его грани. Томас Рипли ослепляет. Чертовски обаятельный, как холодное лезвие. Говорит с паузами, потому что не доверяет даже себе. Как не доверяет тьме, которая таится под водой. Его реплики пшик и отсутствие содержания. Согласен на все, не задает лишних вопросов, как орудие убийства. Внимателен к любому взгляду, который изучает его со стороны. Потому что верит, что возможно увидеть суть человека. Как драматург — он берет от мира лишь необходимые тексту реплики. Он доверяет своему слуху и читает по губам. Лишь бы не уйти в сторону от плана. Даже если этот план — обман и убийство. Снести, что обманул и убил легче, когда есть план. План оправдает всё.
Если план может рухнуть — это выводит из себя. По этой причине знакомство в Неаполе с Фредди Майлзом вызывает у Томаса Рипли первую настоящую эмоцию. Майлз — драматург и поразительно похож на Патрицию Хайсмит, автора серии романов о «Талантливом Мистере Рипли». Смотрит Майлз на Рипли с интересом не потому, что подозревает его в чем-то. Он видит его насквозь. Как лики с фронтонов и кровель домов. Недаром драматург знает, как устроен внутренний мир персонажа — он помнит, кем главный герой был до того, как надел маску. Он был пустотой и зиянием в искрящейся воде. Но действующее лицо бьется, как зверек под лупой. Его не остановить. Добавим тень, невзрачное кафе на улице Неаполя, — говорит Стивен Зеллиан. У вас выйдет не просто хороший саспенс. Наружу выйдет подлинная эмоция персонажа, который подделывает чувства не хуже, чем долговые письма. Маска приоткрывается. Пустота со свистом просачивается в мир. Рука тянется за предметом потяжелее. Главное, чтобы удар пришелся в то место, где в глазах жертвы вспыхнет свет. Подойдет голова. Томас Рипли, как камни на Аппиевой дороге — не хочет терять свой блеск.
Томас Рипли Зеллиана — пустошь, безлюдная раковина, полость, расстояние между строками текста. Пустоты позволяют ему носить маски. Потому что у него нет собственного лица.
Наглости хватает даже на то, чтобы примерить на себя маску «Караваджо». Всего-то стоит бросить монетку в аппарат, чтобы услышать от святого отца: «Свет. Всегда этот свет». И принять на свой счет. Пока в Капелле Контарелли рассматриваешь изображения сцен из жизни Святого Апостола Матфея. Что говорить о примерке чужого нижнего белья и костюма. Голосе, повадках и лицах. Томас любит наряжаться. В хорошем костюме легче прийти к заветной цели – обмануть и избежать наказания. Разве можно его упрекать в том, что он хочет жить в роскоши. Он как сахарная муха. Близок к сладкому и смерти. Его профессия — профессиональный лжец.
Томас Рипли Зеллиана — призрак, силуэт, небытие и нуль.
Как и знаменитый французский убийца Анри Ландрю в одноименном фильме Клода Шаброля. Лысина подчеркнута софитом. Свет не проникает в него. По двум причинам. Первая: он носит маску семьянина и добропорядочного гражданина. Вторая: в нем слишком много темноты. После добрых застолий и прогулок на свежем воздухе Ландрю убивает. У него тоже есть план. А) соблазнить. Б) украсть. В) убить. Но основной мотив в другом: Ландрю верит, что убивает людскую пустоту. Он считает, что видит человека насквозь. Как Томас Рипли обманывает и убивает своих жертв, потому что считает, что в них нет никакой индивидуальности. Personality. Вы видели картины Дики Гринлифа? Читали рукопись Мардж? И добродушно улыбались безвкусной композиции и безыдейности? Поздравляю, вы соучастник преступления. Здесь Томас Рипли и Стивен Зеллиан вас провели. Социопат верит в то, что знает всё о своей жертве. Ему хватит нескольких деталей, чтобы убедить себя вписать вас в свой план. Вы плохо варите кофе? Носите невыглаженную одежду? Считайте, что все выводы сделаны.