Недавно посмотрел: Субстанция/The Substance (2024)

Недавно посмотрел: Субстанция/The Substance (2024)

Периодически в Каннах показывают довольно годные картины, в особенности в плане неких остросоциальных хорроров - сегодня разговор пойдет о фильме "Субстанция" от Корали Фаржа. Предыдущую ее работу (Выжившая) не смотрел, знаю что там что навроде "Я плюю на ваши могилы", но "Субстанция" заинтересовала меня сравнениями с фильмами Дэвида Кроненберга. А это что то, да значит. Фильм посмотрел буквально вчера, и мне есть что сказать по данному поводу.

Недавно посмотрел: Субстанция/The Substance (2024)

Сюжет

Элизабет Спаркл (Деми Мур - все еще хороша для своих лет) в свое время много снималась в кино, даже получила "Оскар" и именную звезду на "Аллее славы". Но с годами слава несколько померкла. Теперь она ведет на телевидении популярное фитнес-шоу, но и здесь в скором времени придется потесниться. Элизабет случайно узнает, что мерзкий босс-продюсер Харви (Деннис Куэйд - и да, имя Харви довольно нарицательное в этом плане) спешит отправить ее на пенсию и уже ищет замену помоложе. Спаркл впадает в депрессию, а потому решается на отчаянный шаг и вводит себе загадочный экспериментальный препарат "Субстанция". Из позвоночника женщины появляется ее "лучшая версия" Сью (Маргарет Куэлли) — юная красотка с идеальной фигурой. Естественно, молодой аналог Элизабет заменяет стареющую звезду в эфире. Двум версиям нужно помнить, что они всё равно остаются единым целом. Одна подпитывает другую. Каждую неделю Элизабет и Сью нужно меняться. Пока Сью отплясывает в эфире и встречается с молодыми бойфрендами, оболочка Элизабет безвольно лежит на полу ванной и кормится белесой жидкостью из пакета. Пока семь дней «лучшая версия» отдыхает, заходящая звезда объедается курицей перед телевизором. Разумеется, сохранить баланс непросто. Версии помоложе для увеселительных мероприятий и карьерного взлета не хватает жалкой недели, но последствия несоблюдения правил будут печальными.

Собственно в этом весь сюжет, если совсем уж без спойлеров - естественно потом все идет по одному женскому половому признаку, и две версии одной женщины начинают соперничать друг с другом, забывая про лозунг, что они "одно целое". Все это приводит к одной из самых спорных, но визуально шикарных кровавых сцен в конце.

Недавно посмотрел: Субстанция/The Substance (2024)

Мысли после просмотра

Фильм Фаржа в целом не впечатляет принципиально новыми идеями, но завораживает формой и подачей. "Субстанция" критикует не только Голливуд или любую индустрию, где красота и молодость возведены в абсолют, но и современное общество в целом. Сегодня в погоне за лучшей версией себя, в отчаянных попытках уцепиться за последний вагон якобы уходящего поезда женщины готовы пойти на самые рискованные эксперименты. В этой схватке со временем, увы, так легко потерять себя и остаться ни с чем. На помощь режиссеру приходят визуальные метафоры: Элизабет словно бы снимает старую кожу, чтобы принять новый облик Сью. Однако возникает вопрос - ты ли это до сих пор, не отнимет ли твое "другое я" твою собственную жизнь, не отбросит ли назад и не спрячет в потайную комнату (буквально) твое тело и твою идентичность?

Кино-теле-индустрия показана довольно стереотипно, в особенности, для женщины-режиссера - все продюсеры сплошь мерзкие белые мужчины, единственное что им важно, чтобы продукт, который они продают был покрасивее, грудь побольше и задница поаппетитнее. Фильм буквально пестрит слоумо кадрами сверкающих задниц и трясущихся грудей (плохо чтоль - хорошо).

Недавно посмотрел: Субстанция/The Substance (2024)

Что действительно хорошо показано, это то, с каким спокойствием Элизабет принимает титульный препарат - ей буквально каждую неделю присылают коробку "я у мамы героиновый наркоман" с мутной зеленой жидкостью в пробирке, а она без лишних раздумий ее колет. Звучит и выглядит уже пугающе. Все пункты инструкции из этой коробки регулярно всплывают на экране, зрителям бы тоже стоило их усвоить, хотя, очевидно, все предостережения и уроки никому не помогут.

В самой страшной (для мужчин - вот почему женщины вечно опаздывают) и реалистичной сцене картины Элизабет готовится идти на свидание, несколько раз меняет лук и никак не может выйти на улицу, поскольку недостаточно хороша. Фильм тут же с узкой темы индустрии кино и телевидения переходит на обобщение и показывает, что ценность любой женщины ставится в зависимость от возраста и внешности. Никому не хочется стареть, терять свою красоту и терять ту самую ценность, что для себя, что для окружающих.

Недавно посмотрел: Субстанция/The Substance (2024)

Раз уж я в начале вспомнил Кроненберга - где то в последние 40 минут картины, фильм начинает превращаться в боди-хоррор. Крайне болезненно отношусь к сценам с выпадающими зубами и отваливающимися ногтям, поэтому на этих моментах сидел как на иголках. Фаржа не упускает ни единой возможности шокировать зрителей и намеренно выбирает причудливые ракурсы широкоугольного объектива. Сам процесс появления Сью на свет может вызвать рвотный рефлекс, а уж в конце, почти что в сцене выпускного бала из "Кэрри", мы наблюдаем явление того, во что превращается главная героиня (или другая она). Все это под довольно бодрый саунд (саундтрек в фильме вообще очень хороший, под стать происходящему на экране). Тот случай, когда картина довольно приятна и с точки зрения визуала, и с точки зрения аудиоподачи.

Недавно посмотрел: Субстанция/The Substance (2024)

Вывод

Получился по итогу хороший остросоциальный, в некотором роде сатирический фильм, который в конце превращается в кровавый аттракцион, плохо ли это, скучно ли - тут уж решать каждому для себя самому. Вторичности в этом кино достаточно, но как по мне это мощная, красивая, авторская картина, которая в очередной раз поднимает тему самоидентичности человека, проблему потери себя, а также дешевой сексуализации женской стороны кино-индустрии. Все это завернуто в неприятный боди-хоррор, и это здорово. 8/10 для меня - буду следить за творчеством Корали Фаржа, может даже гляну ее предыдущий фильм.

Недавно посмотрел: Субстанция/The Substance (2024)
4444
77
33
11
48 комментариев

Посмотрели с женой на выходных, сошлись во мнении, что хуета притециозная. Я вообще надеялся на годный боди-хоррор, тут его по сути нет.

20
4
1
1
Ответить

Ты пишешь "претенциозная" с двумя ошибками. Точно знаешь, что означает это слово?

30
Ответить

Посмотрели с женой на выходных, сошлись во мнении, что годный боди-хоррор. Я вообще думал хуета претенциозная будет, тут её по сути нет.
Фильм по сути эпизод Черного Зеркала длиной в 2 часа.

19
Ответить

Такое же мнение, только вот претенциозности не заметил. Ощущение что человеку, который всю жизнь снимал клипы, дали снять клип на 2 часа. Ну так же как в клипах не важен сюжет, мотивации персонажей и тп. в этом фильме так же на это наплевали. Даже допустим что я принимаю условность что персонаж пустой, втыкает в себя неизвестные шприцы и единственная её мотивация жить, это продолжать трястись перед камерой. Окей, то может идея в фильме будет интересная или посыл... Настолько бездарного фильма я до этого не смотрел.

8
1
Ответить

сошлись во мнении, что хуета притециознаяИ включили Уральские пельмени 🤡

5
1
Ответить

Все так

2
Ответить

В каком месте картина претенциозная? Никаких сложных метафор тут нет - все критикуется прям в лоб. Фильм и арт хаусом с натяжкой можно назвать.

2
Ответить