Марафон Годзиллы. Глава 1 - эра Сёва. Часть 1 - Рождение и расцвет.

Марафон Годзиллы. Глава 1 - эра Сёва. Часть 1 - Рождение и расцвет.

Пожалуй, нет во всём мире человека, который по-любому не слышал о Годзилле. Гигантский монстр, порождённый в результате ядерных испытаний, наводил ужас на людей не один десяток лет. В этом году Годзилла отметил свой 70-летний юбилей, и по этому случаю я расскажу вам историю о том, как менялся радиоактивный ящер на протяжении этого долгого периода.

Годзилла (1954)

Марафон Годзиллы. Глава 1 - эра Сёва. Часть 1 - Рождение и расцвет.

Самый первый фильм о Годзилле увидел свет в далёком 1954 году. Ныне являющийся классикой, этот проект был крайне рискованным для японского кинематографа того времени.

Причина для этого была следующей: после атомной бомбардировки американскими ВВС городов Хиросимы и Нагасаки в 1945 году и последующей капитуляции Японии американское правительство объявило Японию своим союзником. В результате американцы заняли многие небольшие японские острова, включая Окинаву, и ввели на территории страны жёсткую цензуру, подразумевающую строжайший запрет на хоть какое-то упоминание атомных бомбардировок и причастность к этому делу американцев.

Американской пропаганде подвергались даже дети
Американской пропаганде подвергались даже дети

Но на этом история не закончилась: в начале 50-х американцы продолжали проводить в японских территориальных водах испытания оружия (в частности, атомного и водородного). И во время испытаний водородной бомбы в зоне облучения оказалось японское рыболовецкое судно "Счастливый дракон №5". Весь экипаж был заражён лучевой болезнью, а радист корабля и вовсе скончался. Этот инцидент произвёл громадное впечатление на всё японское общество, в том числе и на кинопродюсера Томоюки Танаку, незадолго до этого посмотревшему американский фильм "Чудовище с глубины 20000 саженей", основанный на одноимённом рассказе Рэя Брэдбери. Танака-сан решил, что раз напрямую о бомбардировках говорить нельзя, то можно создать создать образ, который бы рассказывал о пагубности применения атомного оружия. Так на свет и появился Годзилла.

Марафон Годзиллы. Глава 1 - эра Сёва. Часть 1 - Рождение и расцвет.

Заручившись поддержкой режиссёра Исиро Хонды и специалиста по спецэффектам Эидзи Цубурая, Танака приступил к созданию фильма. По изначальной задумке, для демонстрации монстра в кадре должна была применяться технология stop-motion, которая применялась во многих фильмах о монстрах (в частности, в "Затерянном мире" и "Кинг-Конге"). Однако подобная технология оказалась слишком затратной и в плане сроков, и в плане бюджета. Поэтому в фильме использовалась технология suit-motion (роль монстра исполнял актёр в костюме). Эту технологию впоследствии будут использовать вплоть до 2004 года. Костюм же самого первого Годзиллы был сделан из жёсткой резины и проволоки весил около 100 килограммов! По словам каскадёра Харуо Накадзимы, игравшего Годзиллу, его майка спустя всего две минуты нахождения в костюме становилась мокрой от пота, а сам он за время съёмок похудел на 10 килограммов.

Харуо Накадзима в роли Годзиллы
Харуо Накадзима в роли Годзиллы

Сюжет фильма достаточно простой: в японских морях начали массово пропадать корабли. Правительство Японии начало обвинять соседние страны, однако Америка и СССР всячески отрицали свою причастность. Так бы и продолжалось до бесконечности, но из моря выходит Годзилла, уничтожающий всё на своём пути. Оружие и танки против него бессильны. Попытка убить Годзиллу мощным электрическим зарядом также не увенчалась успехом. Отчаявшись, правительство и военные обращаются за помощью к химику Дайкиро Сэридзаве в исполнении Акихико Хираты.

Акихико Хирата и Момоко Коти в фильме "Годзилла"
Акихико Хирата и Момоко Коти в фильме "Годзилла"

Суть в том, что Сэридзава создал вещество, способное в водной среде с применением атомарного кислорода разрушать органику до молекулярного состояния и получившее название "кислород-разрушитель". Поначалу доктор отказывался, так как был убеждённым пацифистом и не хотел использовать своё изобретение в негуманных целях. Однако разрушения и жертвы, причинённые Годзиллой, продолжали расти, и Сэридзава согласился помочь. Годзиллу удалось заманить в море, где Сэридзава выпустил весь имеющийся запас "кислорода-разрушителя", тем самым убивая Годзиллу. После чего учёный покончил жизнь самоубийством, перерезав шланг для подачи воздуха.

Марафон Годзиллы. Глава 1 - эра Сёва. Часть 1 - Рождение и расцвет.

Для своего времени фильм выполнен на крайне высоком уровне. То, как Годзилла двигается, как разрушает Токио, как он выдыхает из пасти атомный луч, действительно выглядит впечатляюще по тем меркам. Сам фильм снят на чёрно-белую плёнку, что вкупе с мрачным саундтреком Акиры Ифукубэ добавляет большего нуара. Ещё одним плюсом фильма является то, что линии Годзиллы и персонажей-людей сбалансированы, и никакая из них не перетягивает на себя одеяло. А сцена смерти доктора Сэридзавы, без сомнения, является одной из самых сильных и эмоциональных сцен фильма.

Марафон Годзиллы. Глава 1 - эра Сёва. Часть 1 - Рождение и расцвет.

Забавно, но само имя "Годзилла" монстр получил из-за неправильного американского перевода. В оригинале на японском кайдзю звали "Годзира" (от слов "горира" - горилла и "кудзира" - кит). Да и вообще на Западе часто бытует мнение, что Годзилла - самка, хотя монстр всегда был самцом.

Годзилла снова нападает (1955)

Марафон Годзиллы. Глава 1 - эра Сёва. Часть 1 - Рождение и расцвет.

Как вы знаете, в своём первом фильме Годзилла был уничтожен. И покоился бы он с миром, если бы студия Toho не обнаружила, что фильм был феноменально успешным. Жажда наживы оказалась сильнее здравого смысла, а потому продолжение вышло лишь спустя год, в 1955 году. Ставил картину некто Мотоёси Ода, и на этого человека мне вообще всё равно, так как толковой карьеры у него не получилось.

Марафон Годзиллы. Глава 1 - эра Сёва. Часть 1 - Рождение и расцвет.

Сюжет такой: двое пилотов после крушения самолёта обнаруживают нового, живого Годзиллу. Более того, Годзилла - не единственный гигантский монстр: ему противостоит гигантский анкилозавр Ангирус, в пылу борьбы с которым Годзилла разносит Осаку. В конечном итоге Ангируса благополучно удалось отогнать, а Годзиллу заживо погребают во льдах.

Марафон Годзиллы. Глава 1 - эра Сёва. Часть 1 - Рождение и расцвет.

И знаете, заранее хочу предупредить: насколько сильно я хвалил самого первого "Годзиллу", настолько же сильно я буду плеваться от его сиквела. Потому что в нём сумбурно и нелогично было вообще всё. Из-за резкого монтажа и ускоренной съёмки схватка монстров выглядит как драка двух гопников в подворотне, и это вызывает откровенный смех. Линия людей начала превалировать над линией кайдзю, и это раздражает, потому что люди настолько безликие, что им сопереживать неохота.

Марафон Годзиллы. Глава 1 - эра Сёва. Часть 1 - Рождение и расцвет.

Несмотря на то, что фильм тоже был чёрно-белым, но никакой мрачной атмосферы при этом нет, потому что музыка потеряла всяческий шарм. И да, вы всё правильно поняли, Ифукубэ не писал музыку для этого фильма, новым композитором был назначен Масару Сато, музыка которого приобрела более лёгкий тон звучания. Не этого ждёшь от фильма про гигантских страшных монстров.

Марафон Годзиллы. Глава 1 - эра Сёва. Часть 1 - Рождение и расцвет.

Фильм в итоге стал чуть менее успешным, но сборы всё равно были отличными. Правда, следующий фильм по неизвестным причинам вышел лишь спустя 7 лет.

Кинг-Конг против Годзиллы (1962)

Марафон Годзиллы. Глава 1 - эра Сёва. Часть 1 - Рождение и расцвет.

Третий фильм был приурочен к 30-летию студии Toho и представлял собой эпичный по тем меркам кроссовер. Это был третий фильм как про Годзиллу, так и про Конга, а также первый с участием обоих, снятый на цветную плёнку. В режиссёрское кресло вновь вернулся Исиро Хонда, а музыку писать пригласили Акиру Ифукубэ. При таком составе должен получиться настоящий бриллиант, а не фильм.

Марафон Годзиллы. Глава 1 - эра Сёва. Часть 1 - Рождение и расцвет.

Сюжет такой: глава крупной фармацевтической компании хочет поднять продажи своей продукции. Для этого можно было сделать всё, что угодно (не знаю, звёзд для рекламы пригласить), но он пошёл дальше и отправился на остров Черепа, дабы усыпить Кинг-Конга и использовать его в рекламных целях. Тем временем из ледяного плена вырывается Годзилла, выходит на сушу и вновь начинает наводить суету.

Марафон Годзиллы. Глава 1 - эра Сёва. Часть 1 - Рождение и расцвет.

Как и в случае с "Голдфингером", фильм стал более развлекательным и направленным на более широкую аудиторию. Здесь присутствуют некоторые смешные моменты, но в рамках фильма это было уместно.

В какой-то момент Конг просыпается прямо на корабле, вырывается на свободу и приплывает в Токио, где орангутанг решил заняться своим излюбленным делом: похитить рандомную красотку и взобраться на верхотуру.

Марафон Годзиллы. Глава 1 - эра Сёва. Часть 1 - Рождение и расцвет.

Затем бибизяна снова усыпляют, перевозят и сбрасывают в лесу, где он сталкивается с Годзиллой. И вот сцена их битвы вообще самая шикарная, потому что смотреть на то, как они махаются аки гигантские алкаши, прям одно удовольствие.

Братишка, я тебе покушать принёс
Братишка, я тебе покушать принёс

Всё в этом фильме хорошо. Однако дизайн Конга у меня вызывает вопросы. Мне очень трудно представить состояние, в котором пребывали японцы, когда решили, что Конг должен выглядеть именно так.

Скуф эпохи 60-х
Скуф эпохи 60-х

Мотра против Годзиллы (1964)

Марафон Годзиллы. Глава 1 - эра Сёва. Часть 1 - Рождение и расцвет.

Фильм имел колоссальный успех, и продюсеры планировали столкнуть Годзиллу с гигантской версией монстра Франкенштейна. Но потом благоразумно решили, что зачем кому-то платить, когда есть свои кайдзю. Поэтому Годзи у нас сражается с Мотрой, дебютировавшей в собственной картине 1961 года.

Марафон Годзиллы. Глава 1 - эра Сёва. Часть 1 - Рождение и расцвет.

Сюжет в целом схож с предыдущей картиной: двое алчных бизнесменов находят яйцо Мотры и решают выставлять его напоказ за деньги. К ним приходят жрицы Мотры, феи-сёбидзин и предупреждают их, что ничем хорошим это не кончится. Но магнаты их не слушают, зато ловят.

Господи, только не говорите мне, что они собираются посадить их в банку
Господи, только не говорите мне, что они собираются посадить их в банку

Тем временем из моря опять выходит Годзилла, который тоже находит яйцо и решает им полакомиться. Но омлета или гоголь-моголя не получается, ибо прилетает Мотра и завязывается короткая битва. После неё Мотра тихо умирает, так как до всех этих событий была на грани. Из её яйца вылупляются две гусеницы и опутывают Годзиллу своей паутиной, после чего тот падает в море.

Помянем :(
Помянем :(

Это был последний фильм, в котором Годзилла выступает в роли осознанного антагониста. Начиная со следующей картины, в серию будут привнесены некоторые изменения.

Гидора, трёхголовый монстр (1964)

Марафон Годзиллы. Глава 1 - эра Сёва. Часть 1 - Рождение и расцвет.

Из глубин космоса на Землю нападает трёхголовый монстр Кинг Гидора (но мы-то с вами понимаем, что это просто японский Змей Горыныч) и начинает наводить суету. Об этом узнают сёбидзин и отправляют личинку Мотры обратиться за помощью к Годзилле и птеродактилю Родану. Однако те отказываются, потому что, видите ли, человечество всегда их обижало, и помогать они не хотят.

Марафон Годзиллы. Глава 1 - эра Сёва. Часть 1 - Рождение и расцвет.

Мотра вначале выступает первой. Хоть она и храбро сражается, но она явно в меньшинстве, поэтому Гидорыч уже готов праздновать победу. Но не тут то было: Годзи и Родан всё-таки идут малышке на помощь, и втроём им удаётся надавать люлей Гидоре, после чего его королейшее обиженно улетает обратно в космос.

Мстители нервно курят в сторонке
Мстители нервно курят в сторонке

Это был первый фильм, в котором Годзилла выступает сугубо положительным персонажем, а люди этому радуются. И я не могу понять, почему? Разве не Годзилла топил корабли? Не он ли разрушил Токио? Не он ли излучал губительную радиацию? Но нет, проблемы все решены, все счастливы и довольны, хороводы водят.

Годзилла против Монстра Зеро (1965)

Марафон Годзиллы. Глава 1 - эра Сёва. Часть 1 - Рождение и расцвет.

Следующий фильм продолжает эксплуатировать космическо-инопланетную тематику, и половина хронометража происходит вообще за пределами Земли. По сюжету два космонавта, японец и американец, в рамках космической миссии натыкаются на пришельцев, называющих себя Ксиленами. Они просят у землян Годзиллу и Родана для борьбы с Гидорой, а взамен предлагают лекарство от рака (хотя меня удивляет, почему американец не стал искать у них нефть).

Марафон Годзиллы. Глава 1 - эра Сёва. Часть 1 - Рождение и расцвет.

Ну и люди, как наивные дети, с радостью отдают монстров иноплатенянам (не исправлять!). А по итогу оказывается, что они взяли монстров под контроль, это был хитрый план Ксиленов по захвату Земли. Однако и у них есть слабое место: они не переносят звук на низких частотах (хотя непонятно, как они со своим уровнем развития не смогли додуматься до хоть какой-то системы безопасности). Годзилла и Родан выходят из-под контроля и добивают Гидорыча.

Марафон Годзиллы. Глава 1 - эра Сёва. Часть 1 - Рождение и расцвет.

Фильм в целом неплох. Ощущается конфликт по-своему межпланетного масштаба. Но запоминается он не этим, а в первую очередь своим танцующим Годзиллой.

Респект актёру, который в душном тяжелом костюме проделывал такие кульбиты.

Также этот фильм уже начал плодить избитые сюжеты. До донышка мы пока ещё не дошли, но о нём попозже.

Годзилла, Эбира, Мотра: Великое сражение в Южных морях (1966)

Марафон Годзиллы. Глава 1 - эра Сёва. Часть 1 - Рождение и расцвет.

Этот фильм всему миру известен как "Эбира, ужас глубин", но я буду использовать оригинальные японские названия чисто для экзотики. Вышел он в 1966 году, то есть спустя год. Привыкайте к тому, что конвейер уже не остановить. Режиссёром в этот раз выступил Дзюн Фукуда, и смена режиссёра как раз и прослеживается в смене тона повествования.

Фото со съёмок фильма.
Фото со съёмок фильма.

Хотя на первый взгляд всё вроде бы неплохо: группа туристов оказывается захвачена террористической группировкой "Красный бамбук", берущей под контроль гигантскую креветку Эбиру. В этот самый момент на острове пробуждается Годзилла и начинает бой с Эбирой. А в самом конце Годзи, как в боевиках 90-х, спасается в последний момент со взрывающегося острова.

Марафон Годзиллы. Глава 1 - эра Сёва. Часть 1 - Рождение и расцвет.

Но меня смущает другое: повадки Годзиллы стали какими-то странными: он всячески кривляется, пляшет, а ещё засматривается на девушек. Вы наверняка будете смеяться, но по изначальной задумке главным героем фильма должен был быть не Годзилла, а Кинг-Конг. В рамках его истории эти ужимки смотрелись бы уместно. Но жадность, как всегда, взяла верх, так как Конг, видите ли, не слишком популярен, а игрушки и мерч-то надо продавать.

Марафон Годзиллы. Глава 1 - эра Сёва. Часть 1 - Рождение и расцвет.

То есть перед нами фильм, который вроде бы про Годзиллу, но под самого Годзиллу он не прописан. Из-за чего фильм воспринимается, откровенно говоря, странно. Ведь смотреть на то, как Годзилла пляшет среди взрывов под джазовые мотивы (опять за авторством Масару Сато, ну сколько можно, бога ради?) смехотворно. Уже на этом фильме я начал испытывать приступы лёгкой истерии, но как же, чёрт подери, я мало знал...

Сын Годзиллы (1967)

Марафон Годзиллы. Глава 1 - эра Сёва. Часть 1 - Рождение и расцвет.

Вам дали шанс, а вы уже превратили Годзиллу в большую плюшевую игрушку. "Сын Годзиллы" является наглядным примером, почему не стоит делать фильмы о кайдзю для детей (это потом ещё аукнется, потерпите). Режиссёром вновь выступил Дзюн Фукуда, и тут он окончательно решил эмоционально добить Годзиллу. Ведь тут появляется его приёмный сын по имени Минилла.

Господи, какой же он урод
Господи, какой же он урод

Появился Минилла на свет и сразу же начал получать люлей от местной шпаны - кайдзю-богомолов Камакурасов. Благо, батька вовремя подоспел на помощь и унёс сынулю с собой. Вообще, Минилла по характеру отличается от своего отца: он более дружелюбен к людям и предпочитает есть не мясо, а фрукты.

Марафон Годзиллы. Глава 1 - эра Сёва. Часть 1 - Рождение и расцвет.

Практически весь фильм наполнен процессом воспитания Миниллы: Годзилла учит годзиллёныша рычать и испускать атомный луч. Вроде это добавлено с целью проникнуться милотой и идиллией семейной жизни, но скажу честно: примерно на половине фильма мне уже хотелось прибить этого ублюдка и не иметь с ним ничего общего.

Марафон Годзиллы. Глава 1 - эра Сёва. Часть 1 - Рождение и расцвет.

В конце концов отец и сын противостоят не только Камакурасам, но и кайдзю-пауку Кумонге, и в конечном итоге побеждают их. Но на острове начинается вечная зима, и Годзилла с Миниллой впадают в вечную спячку. Короче, мне сложно порекомендовать кому-нибудь этот фильм. Только на свой страх и риск.

Конец 1 части.

3232
22
22
6 комментариев

Люблю гаджиру

2
Ответить

Лайков тут будет мало, но я поставил !!!

2
Ответить

За Годзиллончика лукас сразу!

1
Ответить

В итоге только три японские Годзиллы смотрибельны: первая и две последних.

1
Ответить

Статья отличная, сам как раз с весны посмотрел все японские Годзиллы, остался только аниме 2021 и Минус 1. От себя скажу что многие фильмы мне понравились, особенно период Сёва, они смешные )

1
Ответить

Супер!!!
Отличный пост.
Улыбнулся не раз.

Ответить