Очень плохое кино: экранизации видеоигр от Уве Болла

От «Дома мертвецов» до «Фар Край».

Видеоигры находится в сложных взаимоотношениях с кинематографом. Несмотря на очевидные родственные связи, за последние 20 лет удачных экранизаций вышло на порядок меньше, чем провальных. Печальную традицию в 2016-м продолжили киноинкарнации Warcraft и Assassin’s Creed. Многомиллионные бюджеты, поддержка разработчиков, крупные студии, привлекшие к съёмкам именитых режиссёров и звёздный актёрский состав, не спасли картины от критиков.

Если тенденция не изменится, то интерес Голливуда к видеоиграм рано или поздно угаснет. Слишком большие финансовые риски, которые подкрепляются недовольством то журналистов, то поклонников франшиз, а нередко и теми и другими. Репутация фильмов по играм небезупречная.

Очень плохое кино: экранизации видеоигр от Уве Болла

Большой вклад в её уничтожение внес Уве Болл. Поклонник бокса с вроде бы докторской степенью, одарённый тролль и матершинник, карьеру он начинал с треш-поэм, напоминавших ранние работы Дэвида Кроненберга и Питера Джексона — правда, не таких изобретательных. Но финансовые интересы и специфическая система налогообложения в Германии вывели его на тропу проектов по мотивам игр, и понеслось.

И вот спустя 13 лет после первой попытки перенести игру на большой экран скандальный постановщик уходит в отставку. Деньги закончились, инвесторы разбежались, рынок DVD и Blu-ray, державший режиссёра, сильно просел. Зато народная «любовь» с ним навсегда.

Очень плохое кино: экранизации видеоигр от Уве Болла

DTF провожает немецкого auteur в дальний путь и вспоминает, как он заработал репутацию «худшего режиссёра всех времён», загнал свои работы в топ худших фильмов по версии IMDB и удостоился сравнения с Эдом Вудом.

«Дом мертвецов» / House of the Dead (2003)

Бюджет: 12 млн долларов

Мировые сборы: 13,8 млн долларов

Средний рейтинг на Metacritic: 15 из 100

Средний рейтинг на RottenTomatoes: 1,9 из 10 (4% положительных рецензий)

К началу нулевых Уве Болл, бывший кинокритик с пунктиком о великом искусстве, находился в статусе не то чтобы перспективного, но и не бездарного ремесленника. Он создавал ленты категории «где-то из подвала латинского алфавита», обладавшие своеобразным шармом. В них же он обкатывал приёмы вроде замедленной частоты кадров и безумно вращающейся камеры, определившие его авторский почерк.

Увлечённость Болла видеоиграми мало изменила его подход и видение. Взяв за основу аркадный тир House of the Dead (не самый подходящий материал, мягко говоря), он снял хоррор о молодых оболтусах, ставших кормом для ходячих мертвецов. Действие из особняка перенесли на остров (дом, впрочем, тоже имеется), основные действующие лица другие.

«Дом мертвецов» — один из немногих рентабельных проектов Уве Болла. При бюджете в 12 миллионов долларов хоррор собрал по миру почти 14 миллионов
«Дом мертвецов» — один из немногих рентабельных проектов Уве Болла. При бюджете в 12 миллионов долларов хоррор собрал по миру почти 14 миллионов

Болл и позже будет известен своим мясницким подходом к сюжетам экранизируемых игр, но в случае с House of the Dead он пытался держать себя в руках. Поэтому в киноверсии на кровавую жатву заглядывают ключевые герои аркады, а некоторые планы, включая десятиминутную битву с зомби, чередуют с фрагментами оттуда же.

«Дом мертвецов» мог стать неплохим развлечением, будь у Болла чувство юмора. Вместо этого здесь каменная серьёзность, а шутки заменяют жестокие сцены и обнажающиеся актрисы. Насколько это равнозначная замена, каждый решает сам.

Урок: никогда не снимай фильм по дерьмовому сценарию.

Уве Болл о «Доме мертвецов»

«Один в темноте» / Alone in the Dark (2005)

Бюджет: 20 млн долларов

Мировые сборы: 10,4 млн долларов

Средний рейтинг на Metacritic: 9 из 100

Средний рейтинг на Rotten Tomatoes: 1,7 из 10 (1% положительных рецензий)

Относительный коммерческий успех «Дома мертвецов» вдохновил Болла на переосмысление другого игрового хоррора. Выбор пал на Alone in the Dark, одного из трёх прародителей жанра наряду с Silent Hill и Resident Evil. При адаптации кинематографист, как обычно, взял скелет первоисточника и нарастил на него новую плоть.

Вопреки названию, в темноте блуждают как минимум двое — взятый из игры частный детектив Эдвард Карнби, сыгранный Кристианом Слэйтером на излете славы, и миловидный антрополог в исполнении Тары Рид. Периодически между ними вклиниваются безумный учёный с планами о заселении Земли демонами, бойцы правительственного «Бюро 713» и прочая нечисть. Словом, проблематика здесь посерьёзнее, чем в первой Alone in the Dark, где вопросами мировой гармонии не задавались ни монстры, ни Карнби.

Кристиан Слэйтер признавался, что об истоках «Одного в темноте» узнал постфактум, когда уже подписал контракт
Кристиан Слэйтер признавался, что об истоках «Одного в темноте» узнал постфактум, когда уже подписал контракт

Если и смотреть «Один в темноте», то исключительно с позиции киномана, готового выискивать заимствования у классики. Вот демонические существа похожи на ксеноморфов, вот цитируются «Джеймс Бонд» и «Секретные материалы»; на худший эпизод последнего творение Болла вполне годится. Он неумеренно и неумело копирует чужие ходы и собирает сюжетный клубок из клише, всё с серьёзным лицом. В итоге достигается противоположный эффект — зрителю смешно, а не страшно.

Смешно было и учредителям антипремии «Золотая малина», за что они и номинировали «Один в темноте» за худшую режиссуру и худшую женскую роль. Награды, правда, ушли другим.

Не стоит снимать серьёзный фильм с пьяной комедийной актрисой.

Уве Болл о съёмках «Одного в темноте» и сотрудничестве с Тарой Рид

Трилогия «Бладрейн» / BloodRayne (2005, 2007, 2010)

Бюджеты: 25, 10 и 10 млн долларов

Мировые сборы: 3,6 млн долларов (первая часть)

Средний рейтинг на Metacritic: 18 из 100 (первая часть)

Средний рейтинг на Rotten Tomatoes: 2,3 из 10 (4% положительных рецензий, первая часть)

Оправившись от неудачи, Болл завязал с хоррорами и переключился на то, что всегда хорошо продается — красивых женщин и наготу. По этим критериям подходил BloodRayne, экшен об альтернативных 30-х, когда на пути нацистов к мировому господству встала девушка-полувампир. Демонстративно дикий сюжет хорошо накладывался на геймплей из акробатических этюдов и жестоких расправ над фашистами с помощью двух лезвий, закреплённых на запястьях героини.

Воплотить образ дампира с соблазнительными формами доверили Кристанне Локен, которая тогда едва оклемалась от провала третьего «Терминатора». Компанию ей составили Майкл Мэдсен и Мишель Родригес, в эпизоды как-то занесло уважаемых людей, Бена Кингсли и Удо Кира. На роли проституток позвали проституток.

Помимо очевидных причин, превращающих просмотр «Бладрейн» в пытку, мешает красный фильтр и уродливый парик Билли Зейна
Помимо очевидных причин, превращающих просмотр «Бладрейн» в пытку, мешает красный фильтр и уродливый парик Билли Зейна

С такой командой мечты Болл выдал, увы, типичный для себя продукт: сумбурный, нелогичный, с постыдными диалогами и такой же актёрской игрой. Его страсть к постоянным перемещениям камеры не выручала даже в экшен-сценах, где не было ни драматизма, ни динамики, не говоря уже о постановке. Даже Мэдсен назвал «Бладрейн» «мерзостью», а он в жизни многое повидал.

Спустя год, когда дурная слава немецкого таланта обогнала его продуктивность, сиквел снимали уже совсем с другими актёрами. События перенесли в Монтану, а в центре истории оказались ковбои-вампиры под предводительством Билли Кида (назван в честь преступника времен Дикого Запада). Продолжение получилось настолько дурным, что вместо проката его сразу отправили на физические носители.

Уве Болл в роли Адольфа Гитлера, кадр из «Блюбареллы»
Уве Болл в роли Адольфа Гитлера, кадр из «Блюбареллы»

Завершает странную киноэпопею про Рейн эпизод под заголовком «Третий Рейх». Пленку вновь отмотали до альтернативной Второй мировой, где нацисты задумали сделать из Адольфа Гитлера сверхчеловека через переливание крови полувампира. Картина, впрочем, примечательна больше тем, что породила пародию на всю трилогию — «Блюбарелла: Супервумен». Там много чего удивительного (и отвратительного), но главное — в качестве фюрера предстал сам герр Болл.

Я горд этим фильмом безотносительно его коммерческой привлекательности. Это мрачная и тревожная [история].

Мне не нравится «Бладрейн», как и «Один в темноте», — это дурацкие фильмы с отвратительными актёрскими работами.

Уве Болл, режиссёр

Трилогия «Во имя короля» / In the Name of the King (2007, 2011, 2014)

Бюджеты: 60, 4,5 и 3,5 млн долларов

Мировые сборы: 13 млн долларов (первая часть)

Средний рейтинг на Metacritic: 15 из 100 (первая часть)

Средний рейтинг на Rotten Tomatoes: 2,5 из 10 (4% положительных рецензий, первая часть)

Болл неоднократно признавался, что мечтает снять фэнтезийную сагу в духе «Властелина колец» и обязательно с тем же финансовым успехом. Шанс, несмотря на грехи прошлого, представился: переложение классической экшен-RPG Dungeon Siege, бюджет под 60 миллионов долларов, на ведущие роли подписались не последние актёры.

Джейсон Стэйтем перевоплотился в фермера по прозвищу Фермер (никогда прежде он не был так органичен на экране), которому судьба доверила спасение средневекового королевства. Заодно он проходит завидный карьерный путь от деревенского дурачка, обременённого семьёй (Болл изящно и, как всегда, цинично устраняет преграду), до сына короля. Также в программе: бои магов на мечах, трогательные прощания с отцами, бессмысленные скитания героев для удлинения хронометража, как у больших, настоящих приключений в жанре фэнтези.

На фоне прочих творений немецкого уникума «Во имя короля» приятно выделяется боями, поставленными Сю-Тун Чином, и музыкальным сопровождением. На что пошла остальная часть бюджета, не совсем понятно
На фоне прочих творений немецкого уникума «Во имя короля» приятно выделяется боями, поставленными Сю-Тун Чином, и музыкальным сопровождением. На что пошла остальная часть бюджета, не совсем понятно

Ну и конечно, цитаты с заимствованиями. У очевидной ролевой модели «Во имя короля» перенимает армию крагов, внешне и организацией напоминающих орков, и идею с противостоянием двум магов, хорошего и плохого. Откуда взято бессмертное «Я твой отец» и так понятно.

Выпущенное через четыре года продолжение постигла та же беда, что и «Бладрейн» — из изначального состава возвращаться не захотел никто. Тогда Болл прибегнул к старому трюку, отодвинув время действия на почтительное расстояние от первой серии (в некоторых интервью он утверждал, что картины вообще никак не связаны). Выделенных средств хватило только на Дольфа Лундгрена и актёров рангом ещё ниже. История строилась вокруг возрождения королевства Эб, пребывавшего в упадке из-за бесконечных войн.

Боллу так понравился компанейский Пёрселл, что их сотрудничество продолжилось в боевиках «Нападение на Уолл-стрит» и «Осада». А вот Дольфа Лундгрена он не жаловал, в интервью называя ленивым и обвиняя в нежелании выполнять опасные трюки
Боллу так понравился компанейский Пёрселл, что их сотрудничество продолжилось в боевиках «Нападение на Уолл-стрит» и «Осада». А вот Дольфа Лундгрена он не жаловал, в интервью называя ленивым и обвиняя в нежелании выполнять опасные трюки

В третьей серии вновь другой главный герой, исполненный Домиником Пёрселлом (сериалы «Побег», «Легенды завтрашнего дня»). Действие развивается уже в двух эпохах, Средневековье и наше время, которые пересекаются ближе к финалу. Не самая худшая часть (вторая на порядок скучнее), тем не менее она миновала широкий прокат и сразу вышла на видео.

Ну, хотя бы мечта Болла сбылась: у него появился свой «Властелин колец».

После крупного бюджета первой части идея была в том, чтобы с меньшими средствами рассказать новую историю и привнести в неё новых персонажей, в частности дракона.

Уве Болл о работе над вторым эпизодом «Во имя короля»

«Постал» / Postal (2007)

Бюджет: 15 млн долларов

Мировые сборы: 146 741 доллар

Средний рейтинг на Metacritic: 22 из 100

Средний рейтинг на RottenTomatoes: 3,1 из 10 (8% положительных рецензий)

Opus Magnum немецкого кинематографиста, вобравший в себя всё, что называют «фильмом Уве Болла». Расистский, шовинистский, мизогинистский, пошлый, бессвязный — «Посталу» можно подобрать много нелестных эпитетов, и почти все будут правдивы. Они же подходят для описания шутера Postal 2, известного провокативным содержанием и безудержным насилием, главного объекта нападок моралистов.

Болл совместно с создателем игры Винсом Дези сотворил, как он считал, сатиру на бушевскую Америку после 9/11 — отсюда и центровой мотив с распространением птичьего гриппа, и присутствие Усамы бен Ладена. В действительности получился скорее ремейк «С меня хватит», чей сценарий сочинили Бивис и Баттхед.

В результате вместо тонкого высмеивания внешнеполитического курса США зрителей накрывает потоком ругани, выпадами в адрес страдающей ожирением жены протагониста, а также террористов и борющихся с ними спецслужб (особенно этих). Плюс шутки про нацистов (за три года до «Блюбареллы» мастер прощупывал почву), фаллические символы, деланная жестокость.

В самой душераздирающей сцене артиста Верна Тройера (Мини-Мы из «Остина Пауэрса») вот-вот изнасилует стая обезьян. Учитывая давнюю проблему Болла со сценарной структурой, этот момент наверняка задуман как кульминационный. После него посмотревшим «Постал» и чёрт не страшен.

Мне кажется, «Постал» — моя лучшая работа. Она прекрасно написана, снята и сыграна, а также имеет важный подтекст. Фильм не только смешной, в нём есть второе дно — политическая сатира.

Уве Болл, режиссёр

«Фар Край» / Far Cry (2008)

Бюджет: 30 млн долларов

Мировые сборы: неизвестны

Средний рейтинг на Metacritic: отсутствует

Средний рейтинг на RottenTomatoes: отсутствует

Последний проект Болла по видеоигре, не считая продолжений уже запачканных им франшиз. Вновь он заполучил хороший бюджет и актёрский состав, а права на экранизацию предусмотрительно приобрел ещё до поступления Far Cry в продажу.

Формально лента следует сюжету первой части шутера от Crytek. Десантник в отставке Джек Карвер коротает время за алкоголем и развозом туристов, пока ему не поступает предложение — сопроводить журналистку на островную военную базу. По прибытии выясняется, что в местной лаборатории проводятся опыты по созданию суперсолдат, курируемые очередным маниакальным учёным (Удо Кир, которого опыт «Бладрейн» ничему не научил).

Сдержанную игру Тиля Швайгера можно объяснить типажом его персонажа, бывшего военного. Но, скорее всего, он просто понял, куда попал, после чего сузил свой актёрский диапазон до фирменной лукавой улыбки
Сдержанную игру Тиля Швайгера можно объяснить типажом его персонажа, бывшего военного. Но, скорее всего, он просто понял, куда попал, после чего сузил свой актёрский диапазон до фирменной лукавой улыбки

Болл, не отказываясь от своих принципов, сделал фильм категории B, оммаж боевикам 80-х, когда пуля героя всегда достигала цели, а в финале его награждали красивой девушкой. Снимать подобное в нулевых — поступок насколько самоубийственный, настолько и впечатляющий. Болл рискнул, и проиграл. И дело не в переходящих из проекта в проект проблем технического и постановочного характера — все давно привыкли к вялой режиссуре, квелым экшен-сценам и нестройности сюжетных линий.

Просто все устали от Болла. Критики, упражнявшиеся в остроумии на его лентах, коллективно проигнорировали «Фар Край», прокатывать который большинство стран отказались. Даже в родной для постановщика Германии боевик собрал всего 300 тысяч евро. После такого удара Болл переключился на другие проекты, пытаясь находить финансирование разными способами, включая краудфандинг. Но, как окончательно стало ясно под конец 2016 года, счастья ему это не принесло.

Вы можете прийти к инвестору и заявить: «У меня отличная идея для триллера» — на что он наверняка ответит: «Как и у остальных 15 тысяч человек». Но если сказать: «Я собираюсь сделать кино по Far Cry, так как он продался пятимиллионным тиражом», тогда получить финансирование гораздо проще.

Уве Болл, режиссёр
22 показа
16K16K открытий