Красота и жестокость. Пара слов о южнокорейском кинематографе

А также о его самых ярких представителях

В какой-то момент устоявшиеся лекала т.н. «западного кино» начинают приедаться, и мозг требует сменить рацион культурной пищи. Лучший способ разнообразить меню — обратить внимание на продукцию восточных рынков, и начинать следует именно с Южной Кореи, так как именно фильмы этой страны наиболее приспособлены для неподготовленных западных зрителей.

Красота и жестокость. Пара слов о южнокорейском кинематографе

Южнокорейское кино прекрасно своим невероятным многообразием. Поклонники практически каждого жанра найдут себе здесь фильмы по душе. К сожалению, большая часть фильмов подается с ужасным дубляжом, поэтому придется либо учить корейский, либо постоянно отвлекаться на титры, но даже в таком изломанном виде с некоторыми фильмами просто необходимо ознакомиться.

Немного истории

Подробно описывать историю южнокорейского кинематографа нудно и не совсем обязательно, стоит лишь отметить ключевые эпохи. Первые фильмы в Корее появились в 20-х годах XX века, дальше, как и во многих странах, наступила эра немого кино. Под конец 30-х в кино появляется звук, но в 40-е индустрия становится заложником военных действий, и абсолютно все картины выходят исключительно в пропагандистских целях.

Красота и жестокость. Пара слов о южнокорейском кинематографе

Спасение пришло лишь в 1954 году, когда президент Южнокорейской республики Ли Сын Ман вводит льготы на налогообложение кинематографа. Снимать фильмы становится выгодно, и уже к концу 60-х в стране ежегодно снимают более 200 фильмов, а билеты разлетаются с потрясающей скоростью. Увы, в 70-х на фоне усиления цензуры «золотой период» сменяется эпохой великого упадка и запустения, которая прекратится лишь в 90-х.

Именно в последнюю декаду прошлого столетия южнокорейский кинематограф разворачивается на полную и начинает захватывать рынки близлежащих стран. Именно в этот период появляются картины, которые пользуются гигантским коммерческим успехом в том числе и на Западе, а сам южнокорейский кинематограф, наконец, определяется со своим положением в мире.

Особенности фильмов

Перед тем, как рассказывать о лучших представителях этой страны, стоит упомянуть о некоторых характерных чертах большинства южнокорейских картин. Во-первых, нельзя не отметить склонность к излишней «гиперболизации» всего, что только можно. Если демонстрируем страдания, так на всю катушку, чтоб с режущими слух воплями и вселенской болью.

Если нужно показать физические повреждения человеческого организма, так обязательно крупным планом, со смакованием самых неприятных и пикантных подробностей. Ну, и актерские переигрывания также не являются исключением: чем больше эмоций из себя выдавит тот или иной персонаж, тем лучше!

Красота и жестокость. Пара слов о южнокорейском кинематографе

Также корейцы обожают сложных персонажей, так что не стоит удивляться, если прекрасный и благородный принц по степени отмороженности и жестокости не будет уступать самым отвратительными и подлым существам вселенной.

Разумеется, подобным страдают далеко не все картины, но определенную тенденцию, все же, стоит отметить. Подобное сперва может отпугнуть, но стоит лишь немного привыкнуть к особенностям повествования, и уже через пару десятков минут от фильмов будет не оторваться.

Ну, а теперь приступим к чествованию самых ярких представителей южнокорейского кинематографа. Пройдемся по хронологическому порядку.

Объединенная зона безопасности

Режиссер Пак Чхан-ук. 2000 г.

Чертовски трогательная история о пограничниках, находящихся по разные стороны т.н. «зоны безопасности» — границы между Северной и Южной Кореей. Что примечательно, картина вышла в год 50-летия Корейской войны, в ходе которой было убито и ранено порядка 5 млн человек — на тот момент 1/6 населения всей страны.

Красота и жестокость. Пара слов о южнокорейском кинематографе

Несмотря на несколько стереотипное изображение жителей обоих государств, фильм действительно стоящий, хотя бы потому что режиссер не встает ни на чью сторону при описании конфликта между некогда братскими народами.

Сочувствие господину Месть

Режиссер Пак Чхан-ук. 2002 г.

Первая часть легендарной «трилогии о мести», повесть о глухонемом рабочем, пытающемся найти деньги на операцию для своей сестры, страдающей от заболевания почек. После коммерческого успеха «Объединенной безопасности» режиссеру выделили карт-бланш на съемки фильма абсолютно на любую тематику, и тот решил обратиться к излюбленной теме мести.

Красота и жестокость. Пара слов о южнокорейском кинематографе

Что примечательно, с каждой минутой фильма градус происходящего $%@&еца в картине неумолимо растет. Говорят, изначально Пак Чхан Ук хотел, чтобы цвета постепенно пропадали, и фильм превращался в чёрно-белый к финальной сцене. Что однозначно смотрелось бы очень органично.

Воспоминания об убийстве

Режиссер Пон Джун-хо. 2003 г.

Фильм вроде как основан на реальных событиях, хотя в таких случаях всегда стоит делать скидку на художественный вымысел. Двое провинциальных полицейских (весьма бестолковых и при этом весьма жестоких, стоит признать) расследуют серию убийств и пытаются найти маньяка, терроризирующего округу.

Красота и жестокость. Пара слов о южнокорейском кинематографе

На помощь к товарищам отправляют куда более компетентного столичного сотрудника, что делу, к слову, не очень помогает, и в результате персонаж звереет и становится ничем не лучше своих коллег. Очень яркое и сильное высказывание на тему жестокости и человечности.

Олдбой

Режиссер Пак Чхан-ук. 2003 г.

Второй фильм из «трилогии о мести», а также первая ассоциация у любого человека на тему «южнокорейское кино». Самый известный представитель этой страны, причем настолько, что в 2013 году, спустя всего 10 лет после выхода фильма на кой-то черт в Америке сняли ремейк картины.

Красота и жестокость. Пара слов о южнокорейском кинематографе

Фильм прекрасен во многих аспектах. Есть знаменитая сцена схватки главного персонажа с парой десятков негодяев, снятая «в профиль», качественная сюжетная линия с яркой развязкой, а также отличный актерский перфоманс Чхве Мин-сика. Также нельзя не отметить достойный дубляж картины с участием Максима Суханова и Гоши Куценко, проделавших отличную работу.

38-я параллель

Режиссер Кан Джэ-гю. 2004 г.

Самый масштабный фильм о Корейской войне и один из самых ярких фильмов на военную тематику в принципе. В центре повествования история молодых и необученных юношей, которых бросают на передовую, используя как пушечное мясо.

Красота и жестокость. Пара слов о южнокорейском кинематографе

Шокирующие кадры здесь соседствуют с отличной драматической линией, создатели стараются избежать карикатурных образов, концентрируясь исключительно на описании ужасов военных действий. Сильное и смелое высказывание.

Горечь и сладость

Режиссер Ким Джи-ун. 2005 г.

Невероятно красивая и необычная история о буднях правой руки босса криминального мира. Достоинства картины можно описывать долго, но сосредоточимся на главных характеристиках. В первую очередь стоит отметить потрясающую операторскую работу, благодаря которой некоторые сцены действительно хочется пересматривать сотни раз.

Красота и жестокость. Пара слов о южнокорейском кинематографе

Во-вторых, фильм изобилует харизматичными персонажами, за каждым из которых действительно интересно наблюдать. К слову, российских зрителей в середине картины ждет довольно необычный сюрприз в лице двух колоритных соотечественников. Ну, и, в-третьих, музыкальное оформление фильма практически безупречно и великолепно погружает в атмосферу повествования.

Сочувствие госпоже Месть

Режиссер Пак Чхан-ук. 2005 г.

Заключительная часть трилогии, на этот раз рассуждения о мести ведутся от имени девушки, которую жестоко подставил возлюбленный. В фильме практически нет привычных шокирующих сцен, но от этого картина не становится хуже.

Красота и жестокость. Пара слов о южнокорейском кинематографе

Фильм наградили «Малым Золотым львом» на Веницианском кинофестивале, а также рядом других премий. Нельзя не отметить, что в режиссерской версии, как и в «Сочувствии господину Месть» изначально цветной фильм постепенно переходит в чёрно-белый.

Преследователь

Режиссер На Хон-джин, 2008 г.

Тема сошедших с ума маньяков — весьма благодатная для южнокорейского кинематографа, в котором обожают поднимать темы жестокости, безумия и границы между человеком и зверем. Картина, опять же, вроде как основана на реальных событиях, ведь в 2004 году был изловлен маньяк и каннибал, совершавший убийства куртизанок и состоятельных пожилых людей.

Красота и жестокость. Пара слов о южнокорейском кинематографе

Главный герой — сутенер и бывший полицейский, который замечает, что у него стали пропадать работницы. В поисках своих подопечных натыкается на существо, давно потерявшее человеческий облик.

Человек из ниоткуда

Режиссер Ли Джон-бом, 2010 г.

Южнокорейский протеже Джона Уика, который вроде как завязал, но ради спасения маленькой девочки готов нашпиговать свинцом сотни врагов, собственно, и шпигует свинцом сотни врагов. Сюжетная линия – далеко не самая сильная часть картины, зато все с лихвой компенсирует потрясающее исполнение.

Красота и жестокость. Пара слов о южнокорейском кинематографе

Операторская работа в фильме превосходит все разумные представления о красоте кадра, чего стоит один только прыжок главного героя из окна (обязательно посмотрите, на что пошли создатели фильма ради яркого фрагмента). Ну, и как не отметить главного героя, что брутален настолько, насколько это в принципе возможно.

Я видел дьявола

Режиссер Ким Джи-ун, 2010 г.

Наверное, самое яркое и бойкое высказывание на тему человеческой жестокости за всю историю мирового кинематографа. Противостояние двух любимых персонажей южнокорейского фольклора: ублюдка-маньяка, что не испытывает никаких человеческих эмоций и молодого сотрудника спецслужб, что в жестокости абсолютно не уступает своему противнику.

Красота и жестокость. Пара слов о южнокорейском кинематографе

И именно тут пресловутая «гиперболизация всего и вся» приходится как никогда к месту. Обрамляет картину прекрасный визуальный ряд и великолепный саундлист, который обязательно надолго засядет в ваших смартфонах. Невероятно сильное кино.

Вместо послесловия

Список прекрасных южнокорейских картин действительно можно продолжать едва ли не бесконечно. Нельзя отдельно не отметить такие фильмы, как «Служанка» (любовный треугольник с щупальцами, отрезанными пальцами и убивающими сигаретами), «Хороший, плохой, долбанутый» (вестерн (!) на корейской почве (sic!)), «Я – убийца» (рассказ о симпатичном парнишке, что издает книгу про собственные убийства) и многие другие прекрасные картины, на описание которых попросту не хватило времени.

Многие любители южнокорейского кинематографа и артхауса в принципе воскликнут: «А где же Ким Ки Дук, томный властитель сердец дам с философских факультетов?». Отвечу: кино этого товарища далеко не для всех. Одни смогут насладиться атмосферой его фильмов, другие же - лишь получить возгорание очага от поведения актеров, вялотекущего сюжета, а также от того, что абсолютно все на всевозможных форумах поют оды и дифирамбы столь странному персонажу.

Красота и жестокость. Пара слов о южнокорейском кинематографе

Также стоит предупредить всех, кто рискнет погрузиться в дебри южнокорейского кинематографа: стоит знакомиться исключительно с фильмами, ни в коем случае нельзя обращать свое внимание на корейские сериалы или, упаси вас боги, аниме. Ад, погибель и кровь из глаз ждет всех тех, кто рискнет нарушить запрет.

Ну, и не нужно возлагать большие надежды на творческие перфомансы корейских актеров и режиссеров, помещенных в голливудские условия. Да, такие картины, как «Сквозь снег» или «Порочные игры» , возможно, дарят западному кино некоторую свежесть, но законы рынка все равно не позволяют корейским творцам развернуться на полную.

p.s. Пишите в комментариях, на какие южнокорейские фильмы еще стоит обратить внимание.

99 показов
8K8K открытий
105 комментариев

Отдельный респект за "Воспоминание об убийстве" в списке. Наверное ниодна лента не вводила меня по итогу просмотра в такое состояние.

Ответить

конфликта между некогда братскими народамиЭто не братские народы, а один народ. Последствия разделения после Второй Мировой, как ГДР и ФРГ.

Ответить

Тема дискуссионная, многие южные товарищи считают, что у них нет ничего общего с "северными рабами" и наоборот. Тут как с украинцами и русскими, нет одной единой истины для всех

Ответить

либо постоянно отвлекаться на титрыДа что все время про эти субтитры говорят, будто это чума. За лет 15, что я смотрю аниме/фильмы/сериалы с субтитрами и играю в игры, у меня такая проблема возникала от силы пару раз, и то, потому что отвлекалась. Хватит уже гнать. От них не развивается косоглазие, за сюжетом спокойно можно следить.

Ответить

+, единственные игры, где сабы отвлекали, эт серия gta, rdr, и watch dogs. Потому что во время езды приходилось просто останавливаться и читать, а потом продолжать движение. Иначе было редко

Ответить

Я так язык выучил. Хотя началось всё из-за того, что меня просто бесили переводы, что любительские для аниме, что "профессиональный дубляж" для кино.

Ответить