реклама
разместить

Астрал. Медиум (2024)

Астрал. Медиум (2024)

Заклятие, проклятие и звонки в отнюдь не тихом месте

Вместо предисловия

Хоррор всегда был одним из самых парадоксальных жанров. У него есть безумная народная любовь, которой нет наверное ни у одного из других жанров в виде настолько преданной, активной и главное стабильной фан-базы, готовой смотреть и голосовать рублем за все это безумное количество выходящих в год фильмов ужасов. Но одновременно с этим, если не брать в расчет состоявшуюся классику кинематографа, трудно найти хоррор с рейтингом выше 8 баллов. Хорроры могут быть как площадкой для серьезного разговора на глубоко болезненные личные или социальные темы, так и бессмысленной и беспощадной эксплуатацией примитивных страхов и сексуальных импульсов. Кинематограф обязан этому поверхностно "низкому жанру" небывалой креативностью, где Кабинет доктора Калигари, вышедший в 1920 году, и сейчас выглядит свежо, а снятые за копейки Ведьма из Блэр и Паранормальное явление не просто стали коммерческим успехом, но и породили тонну подражателей.

Если спуститься с жанровых высот до конкретики - фильмы с названием Астрал словно коробка шоколадных конфет. Никогда не знаешь что попадется. Только за этот год в локализации астрал был упомянут как минимум в 4 фильмах, и ни один из них не имеет никакого отношения к серии Джеймса Вана (собственного английское Insidious к астралу имеет такое же опосредованное отношение). Произошел своего рода рейдерский захват и сейчас гордо причисляют себя к линейке Астрала гораздо больше фильмов, чем те, что находятся в оригинальной франшизе. Пора смириться с тем, что заклятие, проклятие, тихое место и тому подобное стали уже просто тэгами для маркировки похожих фильмов, со схожей атмосферой, элементами или просто отдалённым намёком на родство. Астрал.Медиум (Oddity) один из таких фильмов - снятый в Ирландии камерный хоррор про жестокое убийство, медиума, расплату и прочий жанровый набор, прямо говоря не близкий родственник Insidious и ничего кроме наличия экстрасенса в сюжете его с ним не роднит. С другой же стороны, он скорее оправдывает свое оригинальное название и действительно является той диковинкой, которая вопреки тенденции скорее украшает тэг, чем пытается жить за его счёт.

Собственно, о фильме

Астрал. Медиум (2024)

Оригинальное название: Oddity

Год: 2024

Страна: Ирландия

В прокате с 28 ноября, традиционное спасибо Russian World Vision: расписание

Между предисловием и выводом

Астрал. Медиум (2024)

Oddity проворачивает со зрителем хитрый трюк. Пока слоубернеры срывают кассы и разделяют аудиторию на поклонников и хейтеров, Дэмиэн Маккарти делает шаг назад. Он не предлагает в фильме ничего нового формально, не пытается сделать его глубже чем он есть, но одновременно с этим и не сводит всё к банальной эксплуатации в попытке отработать дежурную программу и срубить небольшой куш перед уходом в закат. Дэмиэн совершает поистине алхимический опыт, когда берет классические элементы хоррора и пробует переплавить их в "золото".

Астрал. Медиум (2024)

Завязка сюжета и первые кадры выглядят до боли знакомыми, но у нас тут редкий случай, когда это не минус. Синопсис простой: семейная пара, Тэд и Дарси Тиммис (отлично кстати сыгранные Гвилим Ли и Кэролин Брэкен, у которой тут даже две роли) заселяются в дом посреди леса, и пока глава семьи, психиатр, отрабатывает смену в психбольнице - таинственный незнакомец посреди ночи объявляется на пороге дома и просит впустить его в дом, уверяя что Дарси грозит смертельная опасность. Можно ли довериться человеку, который явно является целевой аудиторией её мужа? Или он действительно хочет помочь и ей грозит неизвестная пока что опасность? Интересно, что фильм структурирован как детектив - от нас намеренно утаивают части информации, тем самым сгущая атмосферу и размывая источник ужаса. Oddity ставит вопросы не перед героиней (за исключением одного второстепенного героя, у всех остальных и так есть все ответы), но перед зрителем. Это фильм про призраков? Про маньяков? Этот жуткий голем живой? Или мы медленно сходим с ума?

Астрал. Медиум (2024)

Не скатиться в банальность помогает исполнение. Вопросы работают лишь потому, что нас не пичкают клише, нам скорее устраивают обзорную экскурсию по уже классическим тропам хорроров, но именно за счет "узнаваемости" ходов мы обманываемся и пытаемся определить источник ужаса. Дэмиэн Маккарти тут словно вступает в заочную дискуссию со своим более знаменитым однофамильцем и утверждает, что старикам тут место. Локации и элементы сеттинга словно отпечатаны на сетчатке у любого киномана, и парадоксально это тоже идёт в плюс фильму. Атмосфера создается скупыми мазками, мы знаем что МОЖЕТ случится, но не знаем какую именно карту в итоге разыграет Oddity. Вот вам психбольница напоминающая аутласт, вот вам мрачный дом посреди леса, вот вам криповые убийцы в масках. Может еще добавим призраков, что проявляются на фотографиях? А как насчет слепого близнеца героини, которая одновременно Медиум? Мало? Держите деревянного голема и инфернальный звуковой ряд, напоминающий про чёрные мессы в черном-черных доме (вайб страшилок, которые дети рассказывают другу другу под одеялом у фильма тоже есть).

Астрал. Медиум (2024)

В выборе инструментария Дэмиен соблюдает превосходный баланс. Фильм знает когда надавить на болевые точки и не гнушается скримерами, но не делает это единственным или даже основным приемом. Вот героиня прислушивается к скрипам в доме, который перестал быть пустым. Вот мы смотрим в темноту в попытках увидеть движение. Вот мы смотрим на фотографии помещения, которое с каждой секундой из убежища превращается в угрозу. Как и героиня (формально их несколько) мы готовы увидеть то, что не должны, но это появление все равно будет неожиданностью. Скримеры тут работают эффективно как раз счёт того, что они частый гость в таких фильмах и мы ждём их появления, а они к счастью или сожалению для моего сердца, не подводят и во время давят на болевые точки.

Астрал. Медиум (2024)

Ещё один забытый, но такой родной гость в современном хорроре - это прямолинейность сюжета. Дэмиен пытается повторить успех алхимиков и вторит им во всем - у него получается смешать элементы и своим тур де форсом зачаровать зрителей в процессе, но строго говоря философского камня у него тоже нет. Фильм обладает достоинством простой и понятной истории. На большинство (если не все) очевидных вопросов мы получим ответы, концовка однозначна и о всех сюжетных поворотах можно догадаться уже в начале. Не потому что фильм халтурно относится к своим обязанностям, но просто потому что фильм слишком бережно относится к элементам, которые инкорпорирует в себе. Это не постмодернистская Хижина в лесу или X с любовной насмешкой над устоявшимися тропами, но скорее оммаж где все развивается ровно так, как ожидается.

Вместо послесловия

Хорроры парадоксальны, и в этом плане Астрал.Медиум это образцовый пример всех противоречий. Это добротно и с любовью сделанный фильм, который с уважением напоминает нам про все, что мы любим в хоррорах, но который из-за этого теряет немного в другом - в духе невыразимого, неописуемого и главное неизведанного ужаса. В отличие от лучших и революционных хорроров Oddity сталкивается нас с уже известным, но это тоже своего рода подвиг - сделать по настоящему современным и одновременно классический оммаж, который нам напомнит то, за что мы когда-то полюбили этот жанр. И даже если не все ожидания все таки оправдались, фильму удается главное - доставить немного синефильского удовольствия и заинтересовать режиссером, его прошлым и будущим. Рекомендую обратить внимание вышедший до этого Предостережение. В котором уже чувствуется сформированный стиль режиссера (в Oddity в лучших традициях есть к нему отсылка). Надеюсь Дэмиен на этом не остановится и вдохновившись плеядой космохорроров снимет уже полностью своё и революционное Space Oddity - не пропадать же ещё одному продающему тегу, а талант у него явно есть.

88
реклама
разместить
8 комментариев

Жду Астрал. Астрал.

1

Боюсь тогда мультивселенная схлопнется

1

Заглавная картинка со звуком: "Вы кто такие? Я вас не звал".

1

На половине выключил, так и не досмотрел

Так много текста для этого ущербного фильма) это очень плохое кино с глупым сюжетом

Неплохой фильмец на раз. Локализаторы наши, как всегда...

Раскрывать всегда
«Ущелье»: почти идеальное развлекательное кино

Или краткий экскурс по тому, как подружить романтику с хоррор-боевиком.

«Ущелье»: почти идеальное развлекательное кино
4242
1717
33
33
22
Не ведитесь на хорошие отзывы. Фильм четырежды переваренный кал, жаль потраченного времени.
реклама
разместить
"Присутствие" Стивена Содерберга - новаторство и пустота
"Присутствие" Стивена Содерберга - новаторство и пустота

"Присутствие" - это экспериментальная хоррор-фэнтези драма режиссёра Стивена Содерберга. Стандартная завязка "семья заезжает в дом, а там какой-то дух" приправлена новаторской идеей - события показываются с перспективы духа.

3434
44
22
11
Соболезную людям, которые пошли в кино. Посмотрел на перемотке и то жаль потраченного времени.
“Собиратель душ” в деталях
Оригинальный постер “Longlegs” (2024)
88
11
“Субстанция” в деталях
Оригинальный постер “Субстанция” (2024)
1111
Носферату - это не фильм.
Носферату - это не фильм.

"Носферату" Эггерса - это метакультурный конструктор и игра в кино. Поэтому кругом фокусы и надо следить за руками.

1919
22
22
11
11
Ничего не понятно. Какая-то мешанина из интересных фактов, кринжовых шуток и странных тейков. О каких wtf моментах речь? При чём здесь Антихрист? Почему обсуждать интереснее, чем смотреть? Кому?
Замарафонил всю трилогию «Ужасающий»

Все три фильма посмотрел за один присест без перерывов, 5 с половиной часов веселья и задора.

Замарафонил всю трилогию «Ужасающий»
4848
44
33
22
11
11
11
Для меня первый Terrifier это феномен, это символ искренней неподдельной любви к ужастикам. Дэмиен Леоне за жалкие 35 тысяч долларов снял шикарный фильм. 35 тысяч это для съёмок фильма даже меньше, чем копейки. При этом он сам собственными руками создал весь мясной реквизит. Сам наносил весь грим. Все эффекты в фильме практические, там нет компьютерной графики, всё создано руками одного человека. Нашёл крутых актёров, один Дэвид Говард Торнтон чего стоит. Одна сцена в пиццерии это лучшее, что снято в жанре за последние чёрт его знает сколько лет, это самое по-настоящему криповое, что я видел за эти годы в фильмах этого жанра. Арт — пожалуй, самый харизматичный убийца в принципе, выдавать столько эмоций и настолько проявлять личность, не произнося ни звука — это уровень. Я честно не понимаю, как можно столько всего снять на жалкие 35 тысяч, сколько таланта и трудолюбия вложено в съёмки, в грим, в практические эффекты. Для меня режиссёр это некто вроде Тарантино в том смысле, что он сам дико фанатеет от того, что делает, он пересмотрел, наверное, вообще все фильмы жанра, он дикий фанат таких фильмов, сам снимает что и как хочет, он воплощает проект своей мечты. У второй части уже другие вайбы и даже немного другой жанр, но это всё ещё очень крутое кино, я его тоже очень сильно люблю. Жаль только, что третья часть меня безумно разочаровала, смена жанра с крипового слешера (и фентезийного крипового слешера в случае второй части) на 100% чёрную комедию это просто кринжатина как по мне. Посмотрим, какой новый жанр будет в Т4, надеюсь, что что-то посолиднее.
Немного мыслей об "Ужасающем" (Terrifier) — Почему трилогия нашла свою аудиторию и взлетела
Немного мыслей об "Ужасающем" (Terrifier) — Почему трилогия нашла свою аудиторию и взлетела

Выражаясь сленгом добропорядочного дтфера, я тут пробегал кабанчиком и решил между делом поделиться своим мнением о феномене "Ужасающего". В кой-то веки добил просмотр третьего фильма, пока рисую картину по номерам. Это расслабляет, рекомендую. Весь дофамин сливается на гринд-дрочильни на подобии Path of Exile 2, так что фильмы не доставляют. Не де…

44
Франшиза «Чужой»: от «Прометей» до «Ромул».

Действие «Прометея» начинается в 2093 году, когда экспедиция исследовательского корабля Прометей отправляется в глубокий космос, чтобы найти следы инопланетной цивилизации, которая, как предполагается, могла бы быть предшественниками человеческой расы. Открытие древних изображений и артефактов на Земле приводит команду к тому, чтобы искать в далеко…

66
55
11
11
11
реклама
разместить
Киноитоги года.
Киноитоги года.

Составлены по моему индивидуальному, крайне странному, предвзятому и необъективному мнению, и расписаны постольку поскольку мне как-то захотелось для себя осмыслить всё то, что я посмотрел в этом году.

1515
44
22
11
Рекомендую пост на интересную тему
Футуристический нейромегаполис мечты...
1414
22
Атмосферно собранная классика
Атмосферно собранная классика
77
[]