Джокер. Безумие на двоих со зрителем или Почему сиквел — лучшее событие киноиндустрии в 2024-ом году

Джокер. Безумие на двоих со зрителем или Почему сиквел — лучшее событие киноиндустрии в 2024-ом году

Внимание! Пост содержит спойлеры!

Весной 2019-го «Мстители: Финал» вышли в прокат и побили все кассовые рекорды, став апогеем жанра кинокомикса и студии Marvel, в частности. Летом того же года покорял кинотеатры «Джокер» Тодда Филлипса, сделавшись самым кассовым в мире фильмом с рейтингом R (в 2024-ом году первенство перешло «Дедпулу и Росомахе»). Фильм был высоко оценён зрителями. Критики во мнениях разделились. Психологический триллер об одном из главных суперзлодеев издательства DC Comics был номинирован на различные награды, а Хоакину Фениксу, сыгравшему главную роль, фильм принёс множество престижных премий.

Воспользовавшись популярностью жанра кинокомикса. Взяв персонажа из плоти и грима поп-культуры, наполнив его внутренности коктейлем из «Короля комедии» и «Таксиста». Добавив личных центристских воззрений (случайно ли оба фильма выходили в аккурат к президентским выборам в США?) Тодд Филлипс создал свой magnum opus, который многие неверно истолковали. И в этом кроется секрет его популярности.

Для зумеров и альфачей «Джокер» буквально повествует о мрачном ориджине персонажа, которому суждено стать принцем преступного мира Готэма и схлестнуться в схватке с Бэтменом. Ценители искусства же распознали социальное авторское высказывание. Иксы и миллениалы, в зависимости от политических взглядов, разглядели в Артуре Флеке инцела, анархиста, марксиста-лениниста, фашиста и даже трамписта. Из такой радуги мнений и намёков режиссёра, что Артур — ненадёжный рассказчик, проистекает интерес к фильму вкупе с возрастающей жаждой развития истории героя, которая и должна ответить на вопрос «кем же он всё-таки является?».

Джокер. Безумие на двоих со зрителем или Почему сиквел — лучшее событие киноиндустрии в 2024-ом году

«Джокер» задумывался как самостоятельное произведение, не нуждающееся в продолжении. Но после грандиозного успеха создатели картины всё чаще и менее осторожно стали говорить о сиквеле. И вот уже в сентябре 2024-го на 81-м Венецианском кинофестивале состоялась премьера продолжения «Джокера» с подзаголовком «Folie à Deux» или «Безумие на двоих». В начале октября лента отправилась в кинотеатры, где с треском провалилась. Критики и зрители остались недовольны картиной, не поддержав её монетой и выставив низкие оценки на различных агрегаторах рецензий. К концу того же месяца Уорнеры выбросили фильм в сеть, признав тем самым крах ленты.

Многие рецензенты и, к примеру, Квентин Тарантино пришли к выводу, что Тодд Филлипс сам стал Джокером, намеренно сняв «ужасный» сиквел. Мол, с улыбкой на лице совершил злодеяние: кинул на бабки продюсеров, компанию Warner Bros. и фанатов заодно. Ранее подобный трюк проделала Лана Вачовски. С присущим ей постмодернизмом создала симулякр собственных произведений, которые эти самые симулякры (по заветам Бодрийяра, пускай и без его благословения) критиковали. Сняла заведомо провальный фильм, накормив своих зрителей дерьмом. У Филлипса высказывание вышло поприличнее, с приставкой «мета».

Второй «Джокер» всё ещё неторопливый психологический триллер с вкраплёнными элементами «процедурала» и «мюзикла». Критиковать, насколько качественно создатели справились с задачей передачи жанровости, столь же бесполезно, сколь оценивать вокальные данные Артура Флека. Ведь, в сущности, «Безумие на двоих» — это в меньшей степени продолжение истории персонажа и в большей — метадиалог Филлипса со зрителем. С каждым порознь.

Джокер. Безумие на двоих со зрителем или Почему сиквел — лучшее событие киноиндустрии в 2024-ом году

Важные атрибуты присутствуют и для любителей комиксов: более безумный (не только танцующий, но и поющий) Джокер в компании Харли Квин; Харви Дент, получающий знаковые ранения при взрыве; лечебница Аркхем; улыбка Гуинплена Глазго тоже на месте. Для других: реверанс артхаусу, а именно ленте Ларса фон Триера, деконструирующей жанр мюзикла. Для остальных, более радикальных: пояснительная записка к первой части и заложенным в неё смыслам.

После череды непродолжительных кривляний, глумлений и пародий (а «Джокер» Артура — именно что подражание героям кино и телевизионных шоу) Артур провоцирует обратный эффект Макмёрфи, ужесточая систему. Охранники совершают над ним акт насилия, а после и вовсе, пускай и случайно, убивают вступившегося за Артура заключённого Рики Мелина. Флек ломается и делается маленьким человеком.

По Роберту Сапольски, поведение Артура Флека было детерминировано биологией, а по марксисткой диалектике — тем больше бы он становился человеком, чем сильнее сознанием довлел над инстинктами. В последнем слове перед вынесением приговора Артур противится мимесису поведения, прекращая строить из себя суперзлодея, анархиста, революционера. Но тут же признаётся в желании следовать банальному субъективизму.

Джокер. Безумие на двоих со зрителем или Почему сиквел — лучшее событие киноиндустрии в 2024-ом году

В то время как Скорсезе сделал Трэвиса Бикла политкорректным вигилантом, а Балабанов и вовсе, пойдя на поводу у зрителей, превратил Багрова в национального героя, Филлипс просто выбил из Джокера стержень, сделав его аполитичным индивидуалистом, жаждущим рая для себя, воздыхательницы и нерождённого сына (продолжателя существования собственного Я).

Оказалось, что никакого Джокера не существовало. Был простой человек с низким айкью и множеством психологических болезней, проистекающих из детских насильственных травм, вылившихся в серию убийств. Простой человек на которого на самом деле всем плевать.

Нивелированы были теории всех фанатов разом. Заключённые лечебницы, представляющие обездоленных, ранее певших о священном марше справедливости, гаснут вместе с последним вздохом, удушенного охранниками Рики. Харли Квин, олицетворяющая осознанную молодёжь, грезящую отстроить град на холме революции, покидает зал суда вместе с соратниками, а позже признаётся Артуру, что была ослеплена ореолом Джокера. Радикальные фанаты-анархисты, жаждущие лишь хаоса, буквально пробивают четвёртую стену и увозят своего кумира в пучину сумятицы. Осознав на фразе «это только начало», среди каких безумцев оказался, Артур улепётывает от них, сверкая пятками. В кульминации и вовсе является истинный Джокер и наносит ножевые ранения Флеку, оставляя его умирающим взглядом смотреть на зрителей. Причастных, как и все вышеперечисленные, к его кончине. Провал фильма и разгромные рецензии лишь констатировали смерть.

Джокер. Безумие на двоих со зрителем или Почему сиквел — лучшее событие киноиндустрии в 2024-ом году

Но, уходя, смерть оставляет за собой жизнь. Рождается новый дискурс, состоящий из антитез к противоречивым ответам Тодда Филлипса. Первым фильмом представитель истеблишмента, подобно авторам «Треугольника печали», клеймит бунт низов «бессмысленным и беспощадным» уделом «обезумевших честолюбцев», не оставляя и пикселя на дюйме для спланированной пролетарской роскомнадзор. Вторым фильмом режиссёр-демиург, очеловечив Артура, раскаявшегося в собственных ошибках, низвергает в безвольные люмпены. Такого человека можно только пожалеть. И это ничего не изменит. Разве что убьет его.

За всеми киношными нагромождениями, стоит только прищуриться, жирными жёлтыми буквами выпечатывается чёткий месседж автора. И он настолько антагоничен наблюдателю (трудящемуся), что делает «Джокер. Безумие на двоих» одним из самых интересных событий киноиндустрии в 2024-ом году. Ведь взывает нас, зрителей, к обсуждению, к протесту.

О диалоге Тодда Филлипса со зрителем можно подытожить, переиначив слова одного из персонажей фильма:

— Вы сделали это прямо с киноэкранов. Куда уж реальнее?

P.S. Чем чаще перечитываю написанный материал, тем четче понимаю, что не в полной мере раскрыл основную мыслю. Далее сухим текстом попытаюсь пояснить за базар.

Тодд Филлипс с экрана кинотеатров прямо сказал своим зрителям, что все они были не правы. В своих представлениях, желаниях и идеях. В этом высказывании заключается главная ценность фильма. Она рождает протест со стороны смотрящих. Любое возмущение — часть всеобщего протеста, мотивы которого у каждого свои.

«Джокер» не нуждался в сиквеле, но его получил. Так как спрос породил предложение. Те, кто не хотел продолжения истории, его получили. Тем, кто его требовал, подложили свинью. Артур Флек оказался не сошедшим со страниц комиксов Джокером, а поломанным человеком, слетевшим с катушек под давлением системы. Замените Готэм на Нью-Йорк, а Уэйнов на любую другую богатую семью. Суть истории вы не поменяете. Бэтмена в этом мире всё равно не появится.

Наряду с масками Гая Фокса на протестующих в разных странах стали появляться маски или грим Джокера. Но Джокер Артура Флека не может быть лидером протестного движения. Для борьбы с режимом он недостаточно образован, умён и движем иными мотивами: жаждой внимания, любви.

Ожидающих хаоса тоже обломили. Артур Флек оказался не совсем безумным. До конца умалишенный человек не предпочел бы покаяние протесту.

В «Безумии на двоих» нет и смысла выискивать косяки в логике повествования. Можно, как и с первым фильмом, прийти к выводу, что все происходящее на экране — плод воображения Артура Флека. И что с того?

Музыкальная часть, как я писал выше, лишь поклон «Танцующей в темноте» использующей жанр «мюзикла» с той же целью — смутить, запутать зрителя.

Для Филлипса всё решил 20-и миллионный аванс. Но я и не разделяю мнения, что Тодд, взяв деньги, просто решил поиздеваться над зрителями. Посудите сами.

Первый фильм содержал в себе те ответы, которые более развёрнуто, в том числе с помощью такого инструмента, как «мюзикл», раскрыл второй фильм: «Джокер» Тодда Филлипса — не кинокомикс. Посмотрите «Таксиста» и «Короля комедии». Смешайте их, а затем нанесите сверху клоунский грим.

Артур Флек недоразвит и болен из-за детских, в том числе и физических, травм. Какой из него революционер или гений приступного мира? Артур Флек — ненадёжный рассказчик. Вымышленный роман с соседкой Софи тому доказательство. В сухом остатке мы получили трагичную историю о сломанном человеке, который взорвался. Во втором фильме его сломали окончательно, отчего он стал маленьким человеком, как Рэндл Макмёрфи в конце «Пролетая над гнездом кукушки». Ничего, кроме смерти, его не ждало. Не будь он зарезан, стал бы овощем, бездумно бороздящим по коридорам клиники. Или после вынесения приговора был бы отправлен на электрический стул.

Моя личная претензия к первому фильму была в следующем: Тодд Филлипс показал массы людей, вышедших на протест после серии убийств, совершённых разукрашенным сумасшедшим. Эти толпы учиняли беспорядки и анархию как протест против накопившихся социальных проблем. В этом бунте не было ничего, кроме разрушений. А уж логики классовой борьбы — тем более.

Второй фильм ярче осмеял идеи революции, показав протестующих такими, что даже Артур Флек поспешил от них сбежать. Большинству зрителей не понравились совершенно другие аспекты: отсутствие экшена, наличие мюзикла, вокал Феникса, нелогичные действия и тд. Возмущений множество. И именно в этом я вижу возможность на руинах провалившейся ленты порассуждать о серьёзных вещах, которые выходят за пределы оценки фильма (простите за тавтологию) как фильма. Я бы хотел видеть больше таких лент. За что и благодарю Тодда Филлипса, пускай в главном я с ним не согласен.

Я из числа тех, как и сам режиссёр, кто считал «Джокер» фильмом, которому не требуется продолжение. Но, посмотрев вторую часть, я рад, что сиквел существует. Выше указал, по каким именно причинам. Если смотреть на проблему с точки зрения обманутого потребителя, то вот вам ещё одна: Действия Тодда Филлипса, а ранее Ланы Вачовски заставят кинокомпании с ещё большим опасением относиться к сиквелам, приквелам и ремейкам.

Проблема появления ремейков, сиквелов — обоюдная вина зрителей и студий. А Тодд и Лана, на мой взгляд, хорошенько так вдарили как по фанатам, так и по Уорнерам. Больше по последним, ведь кассовые сборы у каждого фильма меньше, чем их производственный бюджет. Зрители оказались смышлёнее.

4646
3535
1313
11
11
11
86 комментариев

Отличный фильм.В посте все по делу.

18
12
Ответить

Благодарю.

Ответить

Шо вы ржете,я не иронично

Ответить

заставят кинокомпании с ещё большим опасением относиться к сиквелам, приквелам и ремейкамНичего подобного, буквально сейчас всё так же снимают, выпускают или собираются снять продолжения, ремейки и прочее. Всё, что компании вынесут в качестве урока, так это то, с кем они хотят работать, а с кем нет.

19
Ответить

Не утверждал, что перестанут снимать. С большим опасением начнут относиться, как минимум из соображений коммерческой выгоды.

Ответить

Суть статьи: Филлипс показал, что Артур лох, зарезанный в дурке, азазаз затраллил лалок. Два или три раза аватор просто повторяет эту мысль в статье :(

12
Ответить

Одним глазом читал?

2
Ответить