Эрик Ливолд "Ранее в "Людях Икс". История создания мультсериала" (глава 15, часть 5)

15. ФИЛЬМОГРАФИЯ

ПЯТЫЙ СЕЗОН

67-68. Объединение Фаланги

69-70. Грозовой фронт

71. Пятый всадник

72. Сказки Джубили

73. Старые солдаты

74. Тайные планы

75. Падение

76. Конец обучения

#67-68 (#63/64 на DVD) – ОБЪЕДИНЕНИЕ ФАЛАНГИ – 2 СЕРИИ (дата премьеры: 7 сентября 1996 (обе серии))

Авторы сценария – Стивен Мэлчинг и Дэвид Макдёрмотт

Редактор сценария – Эрик Ливолд

Режиссёр – Фрэнк Сквиллейс

Раскадровка 67 серии – Отступник с «другом Хэнком» (из личной коллекции автора)
Раскадровка 67 серии – Отступник с «другом Хэнком» (из личной коллекции автора)

До того, как я пересмотрел этот сюжет, я и не помнил, насколько он на самом деле плотный, комплексный и хорошо выстроенный. В большинстве лучших серий нашего мультсериала сюжеты не отличаются масштабностью, и количество персонажей в них ограничено – это упрощает нам работу, а зрителям становится проще следить за происходящим. В некоторых неудачных сериях фигурирует слишком много персонажей, из-за чего в итоге получается неразбериха. В этом двухсерийном сюжете немало персонажей, но каждый из них на своём месте, и хронометраж не забит ненужным экшеном. Каждый персонаж, хороший, плохой и инопланетный, делает в сюжете то, что должен, не выбиваясь из своего характера, а Зверь и его друг Отступник, приятный герой, идущий наперекор своей природе, служат во всём этом фундаментом – совсем как в «бадди-муви». Понятно, почему Fox показали обе серии сразу – они обеспечили хороший старт для телесезона 1996 года.

И эти серии хорошо смотрятся. Фаланги, ассимилирующие всех на своём пути, впечатляют своим дизайном, расцветкой и подвижностью – никто другой в «Людях Икс» не двигался так, как они (в отличие от Боргов в сериале «Звёздный путь: Следующее поколение», которые смотрелись интересно и необычно из-за несуразного вида ассимилированных существ, жертвы Фаланги выделяются привлекательной и одновременно пугающей пластичностью и скоростью движений). Зацепки и неожиданные повороты подаются в сюжете непрерывно - наблюдать за тем, как Мистер Синистер искренне умоляет о помощи, одно удовольствие - а клиффхэнгер в конце первой серии, возможно, получился лучшим во всём мультсериале.

С самого начала зрители могут понять, что сюжет будет особенным. Почти все Люди Икс быстро оказываются в плену у этого инопланетного создания - убежать удаётся только Зверю. К счастью, Хэнк сдружился с Отступником, «наследником Фаланги», отказавшимся от титула, принадлежащего ему по праву рождения, и оставившим потрясающее существо с коллективным разумом, чтобы спасти любимую и, как бонус, всё живое на Земле. Из Зверя и Отступника, двух эксцентричных мыслителей, выходит чудесный дуэт, и они принимают в свои ряды странных, но полезных союзников – Форджа? Ртуть? Синистера? Магнито? – в то время как мир быстро подвергается ассимиляции. Доверять нельзя никому – ни друзьям, ни президенту. Фаланги ассимилируют многих союзников Людей Икс – Мойру, Банши, - но это не останавливает Зверя и Отступника.

У меня есть только одна придирка к этому сюжету – она была неизбежной, учитывая трансляцию мультсериала утром по субботам. Отступник, приятнейший гостевой персонаж и приятель Зверя, в начале теряет свою любимую, поддавшись слабости и страху. В конце же он совершает необходимую героическую жертву, чтобы спасти не только её, но и весь мир. Увы, но мы не дали герою умереть красивой смертью, которую заслужил и он, и этот сюжет. Это несущественно (хотя мне кажется, что за последние 25 лет в Голливуде позабыли о некогда почитаемом искусстве героического самопожертвования), но мне хотелось бы это сделать. Я бы по нему скорбел.

#69/70 – ГРОЗОВОЙ ФРОНТ – 2 СЕРИИ (даты премьеры: 2 ноября 1996, 9 ноября 1996)

Авторы сценария – Мирит Колао (1), Брукс Уоктел (2)

Редактор сценария – Эрик Ливолд

Режиссёр – Фрэнк Сквиллейс

Когда мне предлагают выступить на уроках сценарной работы, я использую «Грозовой фронт» в качестве примера простой, действенной идеи, из которой вырос хороший и понятный сюжет. «Ваша лучшая подруга влюбилась в плохого парня – как ей об этом сказать?». Идея не оригинальная, но очень действенная. И поскольку речь идёт о Людях Икс, «плохой парень» (Аркон) оказывается похожим на Гитлера тираном, притесняющим жителей соседних планет. Сюжет грамотно разделён на две части – в первой у нас классическая научно-фантастическая история о межгалактическом путешественнике, ищущем спасителя для своего народа (Шторм), а во второй у нас драма, связанная с неудачным выбором жениха.

Этот сюжет – один из лучших примеров того, чем сильны личные истории. Мы привыкли видеть, что Люди Икс заботятся друг о друге, заботятся о большой семье, которой является их команда. Они сражаются против злодеев вместе, как это делают все команды. Но в этом сюжете Шторм обоснованно решает, что она должна оставить Людей Икс – и это крайне важно. Нам нужно понять её решение, которое идёт вразрез с тем, что мы и другие Люди Икс ждём от неё.

В Шторм отчаянно нуждаются в другом месте, где её будут воспринимать гораздо более положительно. Симпатичный «король» говорит ей, что она особенная, она – единственная в галактике, кто может спасти его народ (и отчасти это правда). На Земле Шторм вынуждена страдать каждый день, зная, что люди боятся и не любят её из-за её способностей. Но на планете Аркона она станет всеми любимой спасительницей. И красивый, могущественный мужчина убедительно притворяется, что благодарен ей за помощь и испытывает к ней сильные чувства. Он предлагает ей стать королевой планеты. Мы даже включили в сюжет часть истории персонажа из комиксов («Шторм, когда она была в Африке, где ей поклонялись как богине, порой теряла голову. Ксавьер помог ей с этим разобраться»). Мало кто смог бы сказать Аркону «нет». Шторм, учитывая историю её жизни, точно не смогла бы этого сделать.

Раскадровка 70 серии – статуи короля Аркона и королевы Шторм (из личной коллекции автора)
Раскадровка 70 серии – статуи короля Аркона и королевы Шторм (из личной коллекции автора)

В первой части Шторм разбирается с опасными погодными явлениями – сначала на Земле («Что это за чужеродные катаклизмы?»), потом на планете Аркона. Затем мы даём достаточно понятный намёк, что в мире Аркона не всё так хорошо, как может показаться, после чего оставляем шокирующий клиффхэнгер – Аркон предлагает Шторм оставить Людей Икс и стать его королевой.

Во второй части друзья героини, узнав страшные вещи об её супруге и о тоталитарных ужасах его общества, пытаются всеми силами не дать свадьбе состояться. Да, благодаря нечеловеческим усилиям Шторм планета исцелилась – но первопричиной её дестабилизации была зловещая машина Аркона, используемая для подавления воли населения. Местные жители порабощены Арконом и сопротивляются его правлению. Теперь благодаря Шторм у Аркона есть ресурсы, чтобы напасть на соседнюю планету и беспощадно её разграбить, набрав там рабов и трофеев.

Бедная Джубили, которая была вместе со Шторм во время радостной подготовки к свадьбе, понимает, что друзья Шторм должны донести до неё, кто её жених, тем самым разбив ей сердце. И они это делают. Силы Шторм, ранее спасшие Аркона, теперь обрушиваются на него, в то время как она кричит: «Ты манипулировал моими чувствами!». Она преподносит ему «свадебный подарок», уничтожив машину, на которой основывалась его власть, и освободив его народ.

#71 (#72 на DVD) – ПЯТЫЙ ВСАДНИК (дата премьеры: 8 февраля 1997)

Авторы сценария – Стивен Мэлчинг и Дэвид Макдёрмотт

Редактор сценария – Эрик Ливолд

Режиссёр – Фрэнк Сквиллейс

Я уже об этом упоминал, но изменения в визуале мультсериала в последнем сезоне радости мне не доставили. Как и изменение той самой начальной заставки в последних 10 сериях. Я знаю, телесети любят спустя какое-то время «освежать» и «обновлять» свои проекты, но зачем было портить одну из ключевых особенностей хита? Ну, тут уж ничего не поделаешь.

Раскадровка 71 серии – Джубили отбивается от Фабиана Кортеза (из личной коллекции автора)
Раскадровка 71 серии – Джубили отбивается от Фабиана Кортеза (из личной коллекции автора)

Сам сюжет совсем неплох – Зверь и Джубили путешествуют по южноамериканским джунглям с древними храмами и намёками на человеческие жертвоприношения – очень в стиле фильмов об Индиане Джонсе. В этих местах есть опасные культисты, желающие «высвободить Апокалипсиса из его оков», и они стремятся изловить для него жертвенный «сосуд», которым становится Джубили, что неплохо перекликается со старомодными приключенческими историями. Начало у серии довольно медленное, но, когда план злодея становится ясен, сюжет начинает разгоняться.

Фабиан Кортез – интересный злодей. Он настолько тщеславен, что во время появления Астероида М (серии 48-49) заработал доверие Магнито, а затем предал его. В этой серии ему хватает высокомерия считать, что он может работать на Апокалипсиса, - он предлагает освободить его, за что хочет стать его правой рукой. Дерзость этого парня не может не впечатлять.

Кортез заманивает Джубили и Зверя в джунгли у Анд, где наших героев хватают его «Ищейки» (усиленные мутанты). Он хочет принести Джубили в жертву, сделав из неё «вместилище» для освобождённого Апокалипсиса. И кажется, что его план сработает: Джубили прикована к алтарю, а небесные тела, необходимые для ритуала, скоро выстроятся в линию. Но, к несчастью для Кортеза, он был очень груб к одной из «Ищеек» (Морлоку Калибану), и Калибан вспоминает доброту Джубили (62 серия, «Весёлого Рождества с Морлоками»). Когда наступает момент истины, Калибан восстаёт против Кортеза и помогает Зверю и Джубили сбежать, а Кортеза постигает ужасающая участь - когда небесные тела выстраиваются в линию, его тело становится вместилищем для Апокалипсиса. Он получил, что заслужил.

#72 (#71 на DVD) – СКАЗКИ ДЖУБИЛИ (дата премьеры: 16 ноября 1996)

Автор сценария – Брукс Уоктел

Редактор сценария – Эрик Ливолд

Режиссёр – Фрэнк Сквиллейс

Мы хотели попробовать что-нибудь новенькое. Сделать юную Джубили, раздосадованную тем, что её на протяжении 70 серий воспринимали только как ребёнка, центральным персонажем. Разве не будет забавно и интересно увидеть знакомых Людей Икс и злодеев в других ролях, нарисованных подростковым воображением Джубили?

Кому как. Я надеюсь, что хотя бы наши более юные зрители поняли наши намерения, когда впервые увидели эту серию. Я знаю, что у большинства фанатов эта серия – одна из самых нелюбимых, и я понимаю, почему. Она чересчур милая, наивная, дурашливая и причудливая - не те прилагательные, которые обычно ассоциируются с нашим мультсериалом. Из-за проблем с дизайном и анимацией в последнем сезоне эта серия ещё и выглядит так, будто она вообще из другого мультсериала. Мне почти всегда казалось, что в оригинальном «Звёздном пути» комедийные серии были самыми слабыми, и у нас, я думаю, вышло то же самое.

#73 – СТАРЫЕ СОЛДАТЫ (дата премьеры: 22 февраля 1997)

Автор сценария – Лен Вин

Редактор сценария – Эрик Ливолд

Режиссёр – Фрэнк Сквиллейс

Последние серии вышли неоднозначными, но этот сюжет – одна из причин, почему я благодарен, что мы перешагнули стандартный порог из 65 серий. Мы смогли использовать культового персонажа комиксов (Капитана Америку, созданного Джо Саймоном и Джеком Кёрби в 1941 году) и рассказали очень личную историю Росомахи, которую написал один из его создателей, Лен Вин (прошу ознакомиться с мыслями Лена об этой серии в нашем интервью).

Раскадровка 73 серии – оружие соратника Логана возвращается к нему в руки (из личной коллекции автора)
Раскадровка 73 серии – оружие соратника Логана возвращается к нему в руки (из личной коллекции автора)

В результате получилась и интересная история о Росомахе, открыто показывающая, что ему пришлось пережить за почти сто лет жизни, и хорошее представление зрителям «Кэпа». Капитан Америка появился более чем за три десятилетия раньше Росомахи, и за прошедшее время тональность и стилистика супергеройских экшен-комиксов сильно изменилась. Из энтузиаста Кэпа и ворчуна Логана, борющихся вместе против Красного Черепа и нацистской тирании, вышло занятное сочетание старого и нового. Экшен в серии более традиционный, под стать Кэпу. Личные же переживания - предательство, жажда мести, превратности войны, неожиданное открытие, искупление, прощение - показаны в более современном ключе, под стать Росомахе.

Мне очень нравится эта серия – отчасти потому, что для обрамления сюжета мы использовали французское военное кладбище (за 2 года до «Спасти рядового Райана»). В начале эмоциональный Логан натыкается на состарившихся солдат, воевавших вместе с ним, и они, вглядевшись в него повнимательнее, говорят: «Ты, наверное, его сын или вроде того». «Вроде того» - отвечает Логан, выразив этими словами всю ношу, которая скопилась на его душе за долгую, тяжёлую жизнь. Здесь обычная в других ситуациях сцена с ветераном на кладбище принимает неожиданный оборот - он пришёл потому, что ненавидит погребённого здесь человека. Он пришёл не для того, чтобы отдать ему дань уважения, а высказаться о наболевшем. Но в конце, когда он понимает, насколько он был неправ по отношению к тому, кого он презирал, с его плеч словно сваливается гора. В жизни Логана такие приятные моменты бывают нечасто.

#74 (#75 на DVD) – ТАЙНЫЕ ПЛАНЫ (дата премьеры: 13 сентября 1997)

Авторы сценария – Стивен Мэлчинг и Дэвид Макдёрмотт

Редактор сценария – Эрик Ливолд

Режиссёр – Фрэнк Сквиллейс

Что ж, буду честен – мне об этой серии сказать практически нечего, и защищать её я не буду. Фанаты часто говорят о том, что последние серии не смогли удержать марку, и каждый аспект этой серии – явный тому пример.

Недостатки изменённого дизайна и моделей персонажей, неудачного темпа повествования, раскадровки и режиссуры проявили себя в этой серии в полной мере (над ней работала третьестепенная команда новой студии?). Противники Людей Икс малозначительны и неинтересны. Конфликт – нетерпимость местных по отношению к мутантам – до боли стандартен. Люди Икс появляются поздно. Личной истории нет. И мне, человеку, выросшему на востоке Теннесси, было очевидно, что нашим бедным канадским актёрам озвучания было тяжело изображать кентуккийский акцент.

Я беру на себя ответственность за слабый сюжет (в котором мы впервые показали мутанта из комиксов Пушечное ядро, не сделав его выразительным персонажем). Неудачной эта серия стала и для двух наших лучших сценаристов, Стива и Дэйва, написавших для мультсериала немало отличных сценариев. Это лишь показывает, что от ошибок не застрахован никто из нас. Эту серию я очень хотел бы переделать.

#75 (#74 на DVD) – ПАДЕНИЕ (дата премьеры: 6 сентября 1997)

Авторы сценария – Стивен Мэлчинг и Дэвид Макдёрмотт

Редактор сценария – Эрик Ливолд

Режиссёр – Фрэнк Сквиллейс

На этот раз мы точно переборщили – в этой серии Людей Икс практически нет, появляется только один, и то в конце, на 20 секунд! Один из сценаристов, Дэйв Макдёрмотт, мне недавно сказал: «Я всё ещё не совсем понимаю, почему нам разрешили выпустить эту серию».

Сюжет держится на истории открытия мутантов как научного явления, а также на истории происхождения одного из важнейших злодеев мира Людей Икс, Мистера Синистера, испытывающего особый интерес к генетике и размножению мутантов.

Он начинается в 90-е годы XIX века, в Лондоне, напоминающем о Джеке Потрошителе и «Докторе Джекилле и мистере Хайде». В городе кто-то нападает на людей, и пожилой учёный по имени Джон Ксавьер (явный предок Чарльза) уверен, что это дело рук человека, которого он знал в 50-е – и через его воспоминания мы быстро отправляемся в то время.

В годы его молодости в Лондоне было ещё хуже. В то время революционные теории Дарвина ещё не были приняты научным сообществом. Особенности необычных людей, «фриков», были источником дохода для других (намёк на «Человека-слона»).

В этом малоразвитом с медицинской точки зрения мире живёт учёный, Эссекс, который пытается помочь тяжело больной жене. Чтобы спасти любимую женщину, он выходит в своих экспериментах по человеческим мутациям за рамки, о которых ему говорил его друг, молодой врач Джон Ксавьер. Он экспериментирует на себе. Ему удаётся спасти свою жену, но он превращается в нечто ужасное – в существо, известное нам как Мистер Синистер.

Первые мутанты разбегаются по городу, и молодой Джон Ксавьер приходит в отчаяние. Сорок лет спустя старый Джон Ксавьер вынужден разбираться с последствиями действий бывшего друга Эссекса. Затем мы возвращаемся в настоящее, к лежащему без сна посреди ночи Чарльзу Ксавьеру - на его прикроватной тумбочке лежит подписанный Дарвином том «Происхождения видов», доставшийся ему от предка. Груз ответственности за последствия событий, произошедших 140 лет назад, приходится нести и Чарльзу.

Несмотря на необычный характер и ограничения дизайна/анимации, эта серия важна для мультсериала. Я рад, что «нам разрешили её выпустить».

(предка Чарльза Ксавьера в мультсериале зовут не Джон, а Джеймс – прим. пер.)

#76 – КОНЕЦ ОБУЧЕНИЯ (дата премьеры: 20 сентября 1997)

Автор сценария – Джеймс Криг

Редактор сценария – Эрик Ливолд

Режиссёр – Фрэнк Сквиллейс

Несмотря на производственные сложности, эта серия занимает в моём сердце особое место. Пережив великое множество трудностей, душевных терзаний и потерь, Люди Икс и Магнито навсегда прощаются с лидером и другом, Чарльзом Ксавьером, жизни которого угрожает смертельная опасность.

Раскадровка 76 серии – команда прощается с Чарльзом (из личной коллекции автора)
Раскадровка 76 серии – команда прощается с Чарльзом (из личной коллекции автора)

Начало кажется рутинным (всё начинается со слушаний по вопросам мутантов), но ситуация резко выходит из-под контроля: Гайрик начинает «расовую войну», которой он давно угрожал, выстрелив на виду у всех в Чарльза Ксавьера. Зверь, знающий своё дело, говорит, что Профессор Икс не выживет! Люди Икс приходят в замешательство, они не знают, что делать. Чарльз умирает, и все мутанты поднимаются на зов Магнито, желающего начать войну. Кажется, что всё, за что сражались Ксавьер и его Люди Икс, пошло прахом.

Зверь вспоминает о возлюбленной Чарльза, Лиландре, императрице Ши’ар. Есть шанс, что благодаря их продвинутым технологиям его можно будет спасти. Но есть проблема: помочь раненому Ксавьеру достучаться до Лиландры может только Магнито, который сейчас собирает армию для всемирного восстания мутантов.

Люди Икс пробиваются к Магнито и взывают к его дружеским чувствам к Чарльзу Ксавьеру: ты – его единственная надежда. Магнито обуревают сомнения, но в итоге он решает помочь другу.

Старания Магнито оказываются не напрасны. Ксавьеру остаётся всего несколько минут жизни, но он приходит в себя и видит, что он находится в окружении тех, кто любит его сильнее всего. Лиландра может забрать его угасающее тело и его «дух» с собой, в свой мир, где о нём всегда будут заботиться. Увы, но, возможно, он больше никогда не вернётся на Землю. Чарльз успевает искренне попрощаться по очереди со всеми Людьми Икс и с Магнито.

Лиландра улетает вместе с Ксавьером в космос, и мы видим, как их провожают взглядами те, кто любил его, кто мысленно отправился в его последнее путешествие вместе с ним. Что же будет дальше в мире без профессора Чарльза Ксавьера? На этом наш мультсериал заканчивается, и нам всем остаётся лишь гадать, каким будет ответ на этот вопрос.

55
10 комментариев

Всегда было противоречивое ощущение от последних серий)

Не знаю, но сценаристов в этом сезоне почему-то шатало от очень даже хороших сюжетов ("Старые Солдаты", "Падение" или тот что про Фалангу) до выглядящих как весьма и весьма проходные ("Грозовой Фронт", и "Тайные планы", чье название я бы ни в жисть не вспомнил без указания Ливолда))

наверное к 70+ сериям люди подустали уже пилить истории как пирожки (а темп написания там конечно жесть какой быстрый был)

Пятый Всадник - хотя в целом и не самая плохая серия, в которой особенно доставило что вспомнили про Кортеса и то что он исчез не "в пустоту" в сериях про Астероид М, но по мне как она была слишком уж нарочитым клиффхэнгером для финального сезона - фактически последствия этой серии мы только увидим во втором сезоне Х'97 почти 30 лет спустя, что забавно...)

Серия про Мистера Синистера - хотя она и довольно нестандартная, но по мне как получилась весьма добротной - атмосфера мрачноватых 1850-1890х годов в Англии прям хорошо была передана) Тут надо отдать должное сценаристам - они верно уловили что Злыдень так-то столь колоритный персонаж, что вполне может в соло тащить целую серию практически полностью на себе одном...

ну и финальная серия) пожалуй это тот редкий случай когда в мультсериале концовка оказалась не слитой а очень даже логично завершенной - если подумать сценаристы вовсе закольцевали сюжет связав финал с противостоянием Людей Икс, Гайрича и Магнето, что в какой-то степени даже красиво) ну, и хорошо написанные финальные реплики Профессора Х, конечно оказались очень удачным решением)

конечно, даже хорошие серии подпортил общий редизайн сериала, но тут остается только слать запоздалые проклятья экономящему на всем и вся Сабану - если бы оригинальную рисовку оставили как есть, думаю наиболее сильные серии сезона смотрелись бы еще лучше)

1

Честно говоря, когда я читал книгу впервые, то был уверен, что Ливолд выльет на последний сезон гораздо больше желчи и помоев, благо поводов было для этого предостаточно. Но нет, он разнёс в пух и прах только "Тайные планы".

В серии с Фалангами я заметил очень забавную вещь - в сцене с бушующим на улице Саблезубым авторы использовали кадры из самой первой серии, когда он швыряет машину в камеру.
Сразу становится понятно, что бюджеты уже не те, что раньше.
Или это тонкий намёк на его неисправимость?)
Кстати, когда я впервые его смотрел, я вообще забыл, кто такой Кэмерон Ходж, с которым Фаланги, собственно, объединились. Только потом, при пересмотре, понял, что он был ещё в 1 сезоне.

"Грозовой фронт" мне понравился.
Я был удивлён, когда узнал, что Аркон в комиксах сначала бодался с Мстителями, а уже потом с Людьми Икс.
Судя по его виду, ему бы в каком-нибудь фэнтези типа "Конана" были рады.
И озвучил его Пол Хаддад - Леон из Resident Evil 2. Как много актёров из "Людей Икс" в Ракун-Сити потом перекочевало, а?

Возвращение Апокалипсиса в новом теле меня не впечатлило. Не было в серии нужного эпика. Да и приём с небесными телами, которые должны выстроиться в линию для совершения чего-то совсем адового, мне показался дико клишированным. Где я его только не видел - в "Черепашках-Ниндзя" (и в мультсериале 80-х, и в неплохом полнометре 2007 года), в "Геркулесе", в других проектах...

Серия о Джубили с детьми - твёрдое, решительное НЕТ. Что она есть, что нет - разницы никакой. И она скуууучная до одури.
Если бы я выбирал, какие серии убрать из мультсериала, эту я бы вымарал без колебаний.

"Старые солдаты" зашли. Этакий "Первый Мститель" для детей. И там немцам хотя бы огнестрел дали, а не бластеры, чтобы не превращать происходящее в фарс.

Насчёт "Тайных планов" я с Ливолдом не согласен - серия не настолько плоха, как он её описывает.

Серия о Синистере понравилась.
По-моему, он был лучшим злодеем в мультсериале - и по дизайну, и по озвучке, и по злодейскости. Такому колоритному засранцу и сольную серию уделить было не стыдно. Даже в новом стиле он смотрелся очень даже прикольно.
И кадр с лежащим без сна Чарльзом, как по мне, вышел одним из лучших в мультсериале.
Не могу, кстати, называть Эссекса Злыднем - сразу возникает чувство, будто я говорю о злодее "С приветом по планетам", а не о долбанутом на всю голову генетике)

Ну и да, последняя серия правда удалась.
Но меня улыбнула анимация Гайрика, когда его полицейские выволакивали из зала - выглядело это так, будто друзья тащат домой перебравшего на вечеринке товарища.
И узнать его было бы нереально, если бы его не назвали.

Думаю, в контексте пятого сезона, печально известного сменой визуального стиля, будет уместно включить в коммент забавные ремарки авторов из книги по поводу анимации.

Вот пример от Ларри Хьюстона:
ЭЛ: Помнишь какие-нибудь забавные моменты, неизвестные широкой публике? Как, например, с анимированной грудью Леди Смертельный удар от PASI?
ЛХ: Была одна сценка, кажется, из серии со Счастливчиком и Моджо, где взрыв дырявит корпус космического корабля, и кто-то вылетает в космос через эту дыру. Художник нарисовал отметки – персонаж был здесь, затем он перемещается туда. Когда я получил плёнки, то увидел, что анимирован был не только персонаж, но и стрелочки, которые им нарисовали для указания направления его движений!

Пример от Скотта Томаса:
Видал когда-нибудь материал от корейцев, который мы отбраковывали? Свечки в виде пенисов, надписи «Идите на х*й» на афишах кинотеатров на заднем плане? Жаль, я плёнки не сохранил. Камера идёт слева направо, а тут на тебе – свечка в виде пениса.