«Мелочи жизни»: тихая и сдержанная драма о внутренней борьбе человека, впервые столкнувшегося с тьмой

Рождественский фильм на нерождественские темы.

«Мелочи жизни»: тихая и сдержанная драма о внутренней борьбе человека, впервые столкнувшегося с тьмой

За десятки лет мною было просмотрено слишком мало фильмов с прекрасным Киллианом Мерфи, который органично смотрится в любой роли на любом плане. И некоторое время назад решил исправить это досадное упущение, когда в онлайн-кинотеатре на глаза попался постер картины «Мелочи жизни». На просмотр подтолкнули два факта: неплохая оценка на IMDb в 6,9 баллов и Мерфи на главной роли. Этого было достаточно.

Перед нами ирландская драма от режиссера Тима Милантса, который по большей части снимал сериалы, в том числе «Острые козырьки». В основу сценария за авторством драматурга Энда Уолша («Этот дом») лег одноименной роман Клер Кигэн, отмеченный национальными премиями и попавший в шорт-лист Букеровской премии. Всего этого я, конечно же, не знал, когда сел за фильм, поэтому не ждал от него ровным счетом ничего.

«Мелочи жизни»: тихая и сдержанная драма о внутренней борьбе человека, впервые столкнувшегося с тьмой

Основной сюжет картины можно спокойно описать одним предложением, если не вдаваться в подробности:

В преддверии Рождества 1985 года торговец углем Билл Ферлонг делает открытие, которое заставляет его столкнуться с тайнами в его маленьком ирландском городке.

Возможно после прочтения приведенного синопсиса ваш «киноманский» опыт нарисовал в голове социальную драму, где главный герой сталкивается с какой-то ужасной тайной, от которой волосы дыбом встанут и противостоит обществу, замалчивающим её. И да, и нет. Несмотря на то, что в фильме поднимают серьезную тему, она не является главенствующей, а скорее выступает в роли благодатной почвы для маленького, почти интимного конфликта, протекающего на лице и в глазах Билла в исполнении талантливого Киллиана Мерфи.

От местной истории не стоит ждать чего-то сверхвыдающегося, но она точно лишена грубой прямолинейности в стиле фильмов от Netflix, когда персонажи проговаривают вслух свои чувства, эмоции и даже действия, чтобы между зрителями и произведение не осталось недопонимания. Также создатели не прибегают к дешевым голливудским трюкам — здесь нет «слезовыжимательных» сцен, надрывных композиций или пафосной драмы. Даже морализаторства, как такового, нет. Всего в меру, во всем чувствуется приятная сдержанность и отстраненная подача.

В последнее время мой муд — Киллиан Мерфи
В последнее время мой муд — Киллиан Мерфи

Но без талантливого актера на главной роли вся эта история прошла бы мимо любого зрителя. Это в большей степени авторские кино, чем развлекательное: все чувства, эмоции, мысли и переживания Билла демонстрируются «яркой» актерской игрой Мерфи с помощью взглядов, мимики, жестов, языка тела и поз. Слова, как говорится, излишне (они тоже есть, не волнуйтесь). Очень часто достаточно просто посмотреть на Киллиана, чтобы все стало понятно, из-за чего при невнимательном просмотре можно не уловить «суть» истории.

Не менее впечатляющей была актриса Эмили Уотсон (Валя Харконенн из «Дюны: Пророчество», «Воровка книг»). Она тоже ни разу не скажет о своих истинных намерениях словами, зато красноречиво продемонстрирует натуру своего персонажа через «невербальное общение». Такой классический подход к актерству позволяет лучше прочувствовать сцены с ней и производит куда более сильное впечатление, чем если бы она все это ТОЛЬКО сказала.

Уотсон
Уотсон

В технических аспектах к фильму тоже особо не придраться, но есть нюансы, способные оттолкнуть. Выверенная операторская работа отлично погружает в происходящее, а музыкальное сопровождение не перетягивает на себя одеяло, вкрадчиво вплетаясь в нить повествования, что только усиливает эффект присутствия. Некоторые кадры так вообще завораживают и провоцируют пуститься в философские размышления с отрешенным видом, словно в своем познании ты настолько преисполнился, что этот мир тебе уже абсолютно понятен.

Один из нюансов, которые может оттолкнуть — медленный темп. У меня с этим нет никаких проблем, особенно здесь, потому что, как мне кажется, создатели осознанно пошли на это, чтобы лучше раскрыть внутреннюю драму Билла, спровоцированную встречей с темной стороной его маленького ирландского городка. Так действительно выходит лучше проникнуться конфликтом.

Другой нюанс — финал. Он может оттолкнуть некоторых зрителей своей «недосказанностью», а точнее тем, что ломает привычную сюжетную формулу. Нет, концовка однозначная, но создатели ставят точку не там, где вы хотите, оставляя внушительный простор для трактовок, что не всем понравится.

Гигачад
Гигачад

Так вот, «Мелочи жизни» — тихая и сдержанная неторопливая драма, которая требует от зрителя внимательного просмотра взамен предлагая прекрасную актерскую игру талантливого Киллиана Мерфи. Это взрослое кино, в котором нет дешевых трюков, пафосной драмы, слезовыжимательных сцен и персонажей, разговаривающих философскими цитатами из пабликов в ВКонтакте.

Однозначно рекомендую тем, кто любит, когда фильм «показывает, а не рассказывает», кого не пугает медленное повествование и по душе вдумчивые картины. Остальным оно покажется скучным, вязким и бесхитростным.

Это моя последняя рецензия в уходящем 2024. Всех с наступающим Новым годом, всем всего прекрасного и наилучшего. Надеюсь для каждого из нас 2025 окажется лучше, чем прошлые года. Всех люблю, всех обнял.

2424
11
10 комментариев

взамен предлагая прекрасную актерскую игру талантливого Киллиана Мерфи.А большего мне и не надо

3

Что ж, прекрасно понимаю :)

Надо будет посмотреть, вместе с "Рождество, опять" (про грустного торговца ёлками). Судя по описанию, что-то близкое.

1

О, точно, надо будет глянуть, всё хотелось ознакомиться с этой картиной

О спасибо за хорошую рекомендацию

1

Люблю Киллиана, надо будет заценить. Спасибо.

1

Скачал его и надо обязательно глянуть, но, как нибудь в другой жизни наверное)