Самый недооценённый режиссёр – Джонни То.

Создатель гонконгского Крёстного отца и одного из самых лучших экшенов 21 века.

Самый недооценённый режиссёр – Джонни То.

Предисловие

Если спросить обычных зрителей об известных гонконгских кинодеятелях, то большинству сразу приходит на ум Джеки Чан со своими кунг-фу комедииями или Брюс Ли с более серьёзными. Более продвинутые назовут боевики Джона Ву с Чоу Юнь-Фатом или Джета Ли с Ип-маном. Эстеты и кинокритики же с придыханием расскажут о необычайно эстетичном и чувственном Вонг Кар-Вае. И увы, лишь единицы, вспомнят о Джонни То. Но почему так?

Увы, но проблема непопулярности Джонни То предельна проста – жанр и авторский стиль. Критики обычно относятся к жанровым фильмам, особенно к боевикам, с пренебрежением, считая их низким жанром, «развлекаловым» на разок. Массовому же зрителю его кино покажется нереалистичным, странным и даже артхаусным.

Мастер собственной персоной
Мастер собственной персоной

В чём же кроется особенность его режиссёрского стиля? Джонни То успешно совмещает дуэльные паузы, неспешность и пафосность Серджио Леоне с холодностью и крутостью Мельвиля. Что обычно в голливудских фильмах тщательно проговаривается зрителю в лицо, в фильмах Джонни То не нуждается в словесном представлении, а все показано с помощью визуальной составляющей или парой метко брошенных фраз. При этом режиссёр делает акценты не на рациональности, а на эмоциональности. Нескупый на эмоции снаружи, но глубоко чувственный внутри – так кратко можно сказать и о персонажах в его фильмах и о самих его фильмах. Более того, в некоторых фильмах режиссёра нет положительных героев, и нам предлагается наблюдать за деяниями антагонистов, и даже в этом случае То удаётся вызвать симпатию.

Некоторые его фильмы могут страдать сценарно, но про экшен-сцены такое сказать нельзя. Если в фильме То есть экшен – то он будет поставлен с невероятной изюминкой, изобретательно, красиво и изящно. Если попробовать одним словом описать фильмы режиссёра, то это слово – стиль.

Самый недооценённый режиссёр – Джонни То.

Ещё одна небольшая деталь – актёрский состав. В своих фильмах Джонни то предпочитает использовать практически одни и тех же актёров. Во многих лентах у него снялись известные гонконгские актёры Саймон Ям, Энтони Вонг, Лау Чинг Ван, Френсис Нг, Энди Лау и т.д. Кроме того, в конкретно каждом из представленных фильмов в данной статье сыграл актёр – Лам Сует. Поэтому, порой когда начинаешь смотреть какой-нибудь фильм Джонни То, и видишь родные лица, появляется уютное ощущение будто смотришь кино друзей или знакомых.

Самый недооценённый режиссёр – Джонни То.

Однако, кроме своего авторского кино, Джонни То также делал и чисто мейнстримные проекты, рассчитанные на массовую публику. Это касается практически всех фильмов, сделанных в жанре чистой мелодрамы и комедии. Их я обойду стороной (за исключением одной ленты).

Ради того, чтобы о его творчестве узнало как можно больше людей, я и решился написать эту маленькую статью. В ней не будет много фактов биографии, подробных разборов фильмов. Чукча не писатель, чукча читатель. Поэтому я попробую рассказать о тех фильмах Джонни То, которые я посмотрел и дать вам краткое впечатление.

P.S. Также извиняюсь за плохое качество некоторых изображений, ибо не все фильмы у меня есть в хорошем качестве, и за музыку, потому что звук прямиком из фильмов, отдельно выпущенной её нет, в особенности в ранних фильмах режиссёра.

Краткая биография

Краткую сводку всё же необходимо дать. Джонни То начал свою карьеру в начале 1980-ых как обычный ремесленник, снимая фильмы во всех популярных жанрах гонконгского кино того времени. Но вот, когда ближе ко второй половине 90-ых, все популярные и известные режиссёры Гонконга, от Джеки Чана до Джона Ву, уезжают в Голливуд пробовать свои силы, Джонни То остаётся и вместе со своим другом Вай Ка-Фаем создает студию Milkyway. Именно отсюда начинается точка отсчёта, когда второсортный ремесленник вдруг становится одним из главных авторов арт-экшена и начинает создавать свои собственные уникальные и неповторимые по стилю фильмы. В 2000-ые То достигает пика своей режиссёрской формы, снимая один шедевр за другим.

Это лого вы будете видеть в каждом фильме.
Это лого вы будете видеть в каждом фильме.

Но увы, данный период продлился недолго. С ужесточением китайской цензуры, продуктивность, как и качество фильмов Джонни То, начало стремительно падать. Хоть режиссёр и планировал снять ещё несколько фильмов (ремейк Красного круга Мельвиля, например), но очевидно, что его лучшее время уже прошло, и жанровых шедевров ждать не стоит. Поэтому, давайте перейдём к временам, когда трава была зеленее, ну и всё остальное.

Герои не умирают (A Hero Never Dies/Chan sam ying hung) 1998

Самый недооценённый режиссёр – Джонни То.

Обычно, когда речь заходит о таком жанре как героическое кровопролитие, вершиной жанра и финальной точкой принято считать "Круто сваренных" Джона Ву. Если насчёт вершины я готов согласиться, но вот над финалом – нет. Так что к вашему вниманию фильм, который, как я считаю, действительно ставит жирную точку в данном жанре.

Пафос с первых секунд

Коротко описать этот фильм можно одним словом – крутость. Причём она порой граничит с абсурдностью, и может невольно вызвать смешок. Но режиссёр умудряется балансировать буквально на краю, чтобы кино оставалось серьёзным, при этом слегка деконструируя жанровые тропы, но всё же оставаясь в рамках.

Самый недооценённый режиссёр – Джонни То.

Джонни То выкручивает пафос на максимум, чтобы рассказать нам историю о взаимоотношениях двух крутых боевиков враждующих гонконгских группировок – Мартина (Леон Лай) и Джека (Лау Чинг Ван). Начиная практически с кровных врагов, постепенно, объединённые одним горем – предательством со стороны своих боссов, они встают на одну сторону, дабы совершить вендетту. И поверьте, эта месть вам запомнится. При этом, сценарий в данном случае я не могу назвать примитивным, однако видно, что режиссёра он волнует в меньшей степени. Именно соперничество двух сорвиголов – вот на чем концентрируется Джонни То. Не хочется спойлерить, но финальная перестрелка действительно отвал челюсти.

Как понтуются реальные пацаны

Что касается визуальной частью, я неиронично считаю, что это один из самых красивых фильмов 90-ых. Весь фильм насквозь пропитан запахом сигаретного дыма и неоновых огней. Во время перестрелок камера словно летает по сцене. А какая же здесь восхитительная музыка. Кавер-версия Sukiaki навсегда в моём сердечке. И очень печально, что данной музыки отдельно нет нигде.

Самый недооценённый режиссёр – Джонни То.

Кроме этого, данное кино буквально пронизано какой-то галлюциногенной, пограничной атмосферой. Можно сказать, что это реквием по героическому кровопролитию. В фильме буквально всё на пределе, на максимальном пафосе – групповое мочеиспускание на пальмы, «игра в монетку», стрельба друг в друга без попыток хоть как-то уклониться. При этом, нельзя сказать, что данное кино совсем уж оторвано от реальности и превращено в супергероику. К тому же, что касается экшена, здесь Джонни То очень удачно совмещает старую школу ган-фу Джона Ву со своей, более холодной и отстранённой.

Самый недооценённый режиссёр – Джонни То.

Лично для меня этот фильм – №2 во всех фильмографии Джонни То, и его лучший фильм 90-х.

Будь готов к неожиданностям (Expect the Unexpected/Fai seung dat yin) 1998

Самый недооценённый режиссёр – Джонни То.

Хоть режиссёром и значится Патрик Яу, не обманывайтесь – это на 100% фильм Джонни То. В этот раз режиссёр решает спуститься с небес на землю, и снять более приземлённый фильм о нелёгких буднях гонконгской полиции.

Элитный полицейский отряд под руководством лейтенанта Кена – настоящие профессионалы . Но два дела, касающиеся ограбления ювелирного магазина тремя бандитами-новичками из материкового Китая, и обезвреживания четверки опаснейших маньяков, грабящих, насилующих и убивающих людей десятками, оказываются непростыми даже для таких асов, как они.

Самый недооценённый режиссёр – Джонни То.

Ленте удаётся уверенно маневрировать между полицейским боевиком и мелодраматической комедией. В этом фильме отличный сценарий, великолепные актёрские работы – дуэт Лау Чинг Ван и Саймона Яма шикарен. Хороший OST также в наличии. А финал данной киноленты заставит вас вспомнить название фильма

Самый недооценённый режиссёр – Джонни То.

Не знаю, что ещё можно тут написать – не фанат данной киноленты, но фильм определённо хорош и я настоятельно рекомендую его к просмотру.

Самая длинная ночь (The Longest Nite/Aam fa) 1998

Самый недооценённый режиссёр – Джонни То.

Ещё один фильм, где в графе режиссёра написано Патрик Яу, но опять же – это фильм Джонни То. На этот раз, режиссёр скрестил героическое кровопролитие с запутанным неонуарным детективом, и получилось просто великолепно.

В этот раз в главной роли Тони Люн Чу-Вай, играющий продажного полицейского Сэма, пытающегося найти тех, кто хочет нарушить приближающее перемирие между двумя гонконгскими группировками. Сэм, занимается тем, что калечит всех новоприбывших в город, но пропускает таинственного незнакомца (Лау Чинг-Ван), который определенно что-то знает.

C 4:31 тряска нереальная

Меланхоличный и таинственный, но при этом кровавый и бодрый, фильм способен доставить нереальное удовольствие. В этот раз, То делает большую ставку на сценарий, но не стоит забывать, что больше всего любит режиссёр – великолепные перестрелки. И они здесь на высоте. Более того, в финале режиссёр и вовсе отсылается к такой нуарной классике, как Леди из Шанхая Орсона Уэллса. А какой же здесь саундтрек – мрачный и таинственный и при этом драйвовый. В общем, моя однозначная рекомендация.

Самый недооценённый режиссёр – Джонни То.
Самый недооценённый режиссёр – Джонни То.

Миссия (The Mission/Cheung foh) 1999

Самый недооценённый режиссёр – Джонни То.
Не вдохновитель ли Бумера случайно...

А вот про этот фильм, возможно, некоторые и слышали. Именно в данной киноленте режиссёр окончательно сформировал свой режиссёрский стиль.

Сюжет Миссии не блещет особой оригинальностью. На влиятельного босса мафии совершают покушения, и его сынок нанимает пятерых крутых гангстеров для защиты и для поиска того, кто причастен к покушению. При этом, нанятые товарищи пройдут путь от незнакомых и чуть ли не презирающих друг друга людей до братьев, готовых пожертвовать собой ради другого. В общем, всё стандартно. Но выполнено опять же на высшем уровне. На место яростным перестрелкам, вдохновлённым Джоном Ву, приходят мельвилевские – холодные и стоические. При этом Джонни То не забывает разбавить их своими юмористически-бытовыми сценами. И всё это под крутую музыку. Коротко говоря – классика жанра.

Вот вам немножко перестрелок (одна)

Совсем мало времени (Running Out of Time/Am zin) 1999

Самый недооценённый режиссёр – Джонни То.

А теперь перейдём к мейнстримовскому проекту Джонни То. Чун (Энди Лау) умирает от рака — по словам врачей, ему осталось жить всего несколько недель. Вместо того чтобы проводить последние дни в постели, он затаривается мощными болеутоляющими и запускает в действие сложнейшую аферу, одним из главных действующих лиц в которой должен стать гениальный детектив Хо (Лау Чинг-Ван). Сказать мне особо нечего – это обычный мейнстрим с вот-это-поворотами, коих в Голливуде снимали немало. Но что подкупает - с какой лёгкостью и изяществом снята данная кинолента. А так же в очередной раз присутствует великолепный OST. Если вы не любите гангстерские фильмы, или хотите чего-то более простого и легкомысленного, данный фильм – идеальная точка для входа.

Нарезка кадров из фильма + best opening theme ever

Полицейский спецназ (PTU) 2003

Самый недооценённый режиссёр – Джонни То.

А вот этот уже настоящий фильм Джонни То. В этот раз режиссёр делает больше акцента на триллерную и детективную часть. В кафе жестоко убивают бандита, а в переулке на коррумпированного полицейского нападают, в результате чего он теряет свое оружие. И вот полицейский отряд во главе с Саймоном Ямом должен выяснить до утра, как эти дела связаны и помочь сослуживцу. При этом параллельно женщина-детектив из отдела внутренних расследований ведёт своё, собственное дело.

Самый недооценённый режиссёр – Джонни То.

Грань между преступниками и законом практически стирается. Режиссёр неспешно отправляет нас по злачным местам инфернального ночного Гонконга, где непонятно, кого лучше встретить – головореза или копа, которому нужно срочно раскрыть дело. Герои спокойны и меланхоличны и общаются лишь обрывками фраз, словно ковбои из вестернов Серджио Леоне. Крепкое жанровое кино, которое я однозначно рекомендую к просмотру.

Не играйте по ночам, пацаны, вы матерям ещё нужны!

Горячие новости (Breaking news/Daai si gin) 2004

Самый недооценённый режиссёр – Джонни То.

Во время перестрелки грабителей и полиции происходит неприятный инцидент: бандиты скрываются с места преступления, а репортерам удается заснять на видео полицейского, умоляющего его не убивать. Чтобы реабилитироваться в глазах общественности, руководство полиции решает провести пиар-акцию.

Самый недооценённый режиссёр – Джонни То.

Фильм стал одним из первых популярных фильмов режиссера в мире. Более того, в России на него был снят ремейк. Что иронично, ведь данную ленту я не могу назвать одним из лучших фильмов Джонни То. Конечно, здесь есть отличные вещи, например, 7-минутная вступительная сцена, снятая без единой склейки, а также несколько хороших экшен-сцен.

Качество конечно жесть.

Но режиссёр сделал слишком сильный акцент на сценарную часть, и как по мне, не смог полностью раскрыть её. Конфликт выглядит слишком надуманным и наивным, и даже для меня, любителя гангстерских фильмов всех сортов, романтизация преступников показалась чересчур неуместной. Но всё же, я рекомендую посмотреть данный фильм, ибо что касается режиссуры и операторской работы – это высший уровень.

Бросок вниз (Throw Down/Yau doh lung fu bong) 2004

Самый недооценённый режиссёр – Джонни То.

Ещё один, можно сказать, популярный фильм Джонни То – именно данную киноленту перевыпустило Criterion. В этот раз режиссёр снял жизнеутверждающее и романтичное кино о дзюдо, а также о трёх людях, которые случайно встретились и которые изменят судьбы друг друга в кардинальную сторону. Сентиментальное и в какой-то степени наивное кино точно не оставит вас равнодушным. Но я не назову себя фанатом этого кино по одной простой причине – я не люблю спортивные драмы и дзюдо. Однако, кто такое любит, милости простим. Плюсиком, Джонни То посвятил данную ленту Акире Куросаве – а это уже заслуживает просмотра.

Обычная сцена, но как же снято...

Выборы 1,2 (Election/Hak se wui) 2005-2006

Самый недооценённый режиссёр – Джонни То.

А вот это уже авторский шедевр. Джонни То окончательно формируется не просто как автор арт-мейнстрима, но и просто автор драматический и ставит криминальную дилогию, которую не грех поставить в один ряд с Крёстным отцом и фильмами Мартина Скорсезе.

Самый недооценённый режиссёр – Джонни То.

Сюжет обоих фильмов вертится вокруг выборов в гонконгской триаде. Есть два кандидата (Луис Ку и Саймон Ям) и обоим нужна власть, и они не готовы отдать её кому-то. Джонни То скрупулезно подходит к исследованию преступной деятельности, а ко второй части ещё более углубляет и расширяет тему. Если в первой части ещё можно найти остатки человечности, то второй только ужасы, на которые готов пойти человек, которому есть что терять.

Вроде простой, но цепляет.

Что касается режиссуры, не думаю, что надо что-то расписывать. Джонни То здесь на высоте. При этом, несмотря на серьёзность поднятых тем, фильм все же способен развлечь, а по темпу превосходит ленты Копполы и практически дотягивается до Скорсезе. В общем, шедевр гангстерских фильмов, который однозначно недооценён. Джонни То планировал снять Выборы 3, но вряд ли сейчас ему это удастся.

Отверженные (Exiled/Fong juk) 2006

Самый недооценённый режиссёр – Джонни То.
Вайбы Морриконе на месте

Magnum Opus. Masterpiece. Шедевр. Ещё много лестных слов я могу написать о данной киноленте, но они не способны описать всю мощь данного произведения. Как-то я о ней уже отзывался в челлендже от Лебедя топ 10 лучших фильмов. Джонни То достигает абсолютного предела своего стиля. Всё, круче уже не может быть. Он по максимум миксует все жанровые фишки вышеупомянутых Серджио Леоне и Жан-Пьера Мельвиля и создаёт своё, уникальное произведение неовестерна-героического кровопролития. Серьёзно – это эталонный жанровый фильм. Например, если брать неовестерн братьев Коэнов: "Старикам тут не место", то всё же он немного отходит от жанровых канонов и является более авторским произведением.

Самый недооценённый режиссёр – Джонни То.

В Отверженных сюжет предельно простой - двое гонконгских киллеров прибывают в Макао, чтобы по заданию босса расправиться с вышедшим из дела бывшим членом банды. Там они неожиданно встречают ещё двоих своих товарищей — те приехали, чтобы защитить друга любой ценой.

С какой лёгкостью, мастерством и изяществом снят данный фильм. Великолепно поставленные экшен-сцены, где режиссёр превращает хаотичную стрельбу чуть ли не в геометрическую поэзию, благодаря операторской работе. Каждый кадр в фильме хоть на стену вешай. А какой здесь классный саундтрек, очевидно отсылающий к величайшим работам Эннио Морриконе. Хоть сюжет и абсолютно читается, но при этом фильм способен удивлять, а финал – чистый всплеск эмоций.

Лучшая мексиканская дуэль

В общем, я думаю уже понятно, что для меня этот фильм №1. Возможно, у кого-то я поднял планку ожиданий до небес, поэтому советую вам понизить её и приступить к просмотру, не ожидая ничего сверхъестественного. И тогда, возможно, вы полюбите фильм так же, как и я.

Воробей (Sparrow/Man jeuk) 2008

Самый недооценённый режиссёр – Джонни То.

Джонни То успешно объединяет романтику, криминал и комедию в очередной хороший фильм. В данной киноленте рассказывается о четырех карманниках, которые внезапно оказываются в серьезном затруднительном положении после того, как женщина по имени Чун-Лэй (Келли Линь) просит их помочь ей освободиться от вынужденных отношений с главарем мафии. На место злачному и мрачному ночному Гонконгу из Полицейского отряда приходит светлый и радостный. Обаятельный Саймон Ям, шикарный саундтрек, великолепная режиссура (особенно финал под дождём) – всё это даст вам полтора часа чистого наслаждения и удовольствия.

Волшебный саунд + небольшая нарезка из фильма.

Месть (Vengeance/Fuk sau) 2009

Самый недооценённый режиссёр – Джонни То.

В этот раз Джонни То делает полный оммаж Мельвилю (в главной роли должен был сниматься Ален Делон, но он отказался, и фильм должен был быть продолжением Самурая), и снимает простую историю о мести. В главной роли – француз Костелло (Джонни Холлидей), у которого хладнокровно убивают семью, и он отправляется на поиски убийц. При этом, ему помогают трое наёмных гонконгских киллеров.

Самый недооценённый режиссёр – Джонни То.

Так как круче Отверженных было снять просто невозможно, перед нами предстаёт стандартный фильм о мести, но как обычно, виртуозно снятый, с несколькими запоминающимися боевыми сценами. В принципе, все составляющие на месте, но я не люблю этот фильм по одной причине – сценарий. Главный герой страдает амнезией и данный факт, как по мне, совершенно неуместно обыгран. Хотя финал способен вызвать сильнейшие эмоции, но для меня он не работает. Но всё же я рекомендую его к просмотру, потому что фактически это последний стилистический шедевр Джонни То в лучшей форме, и следующая его работа уже будет выглядеть иначе.

Самый недооценённый режиссёр – Джонни То.

Нарковойна (Drug War/Du zhan) 2011

Самый недооценённый режиссёр – Джонни То.

Лебединая песня Джонни То. Не сумев вписаться в китайскую киноиндустрию, режиссёр всё же снимает один шедевр. Теперь никакой симпатии к бандитам – фильм не о гангстерском братстве и мести. Перед нами простой как две копейки полицейский триллер. Весь фильм буквально "в прямом эфире" – про одну операцию по поимке наркомафии. Здесь То больше времени уделяет триллеру и комедии, чем экшену. А сами экшен-сцены, хоть и выглядят немного инородно для стиля и жанра, в котором снята данная картина, всё же способны доставить наслаждение. Но самая соль, как по мне - концовка, невероятно сильная и жёсткая. Джонни То показал, что даже с цензурой способен снять жанровый шедевр.

Самый недооценённый режиссёр – Джонни То.

Также, я ещё не упомянул о двух фильмах Джонни То - Безумный следователь (Mad Detective/San taam) 2007 – черной комедии, повествующий о детективе-шизофренике, сыгранным Лау Чинг-Ваном, умеющим буквально видеть «внутренние сущности» людей, и Слепой детектив (Blind Detective/Maang taam) 2013 – гибриде ромкома и детектива с Энди Лау, который играет (а вот сейчас приготовьтесь) СЛЕПОГО ДЕТЕКТИВА… Но на данный момент я не смотрел эти фильмы, но поклонники Джонни То положительно отзываются об обеих кинолентах.

Самый недооценённый режиссёр – Джонни То.

Заключение

Как я уже упомянул в предисловии – Джонни То преступно недооценённый режиссёр, и возможно, сними он свои фильмы в наше время, стал бы более популярным. Но, увы.

Конечно, всё сказанное в статье сугубо субъективно, но я надеюсь, что своей статьёй я смог хоть кого-то заинтересовать творчеством данного режиссёра.

Самый недооценённый режиссёр – Джонни То.
1717
55
28 комментариев

Мне больше нравится Джонни Сё

2

Они оба ни То ни Сё

2

А как это Джонни Это?

Лучшие на мой вкус у Джонни То: The Mission, Exiled, Vengeance - все три пересматривал по несколько раз.

Ну я бы не согласился с его якобы недооценённостью: те, кому нравится подобный стиль, оценивают его на одном уровне с Джоном Ву и Ринго Ламом, а те, кто его ценит недостаточно, просто не любят такие фильмы.

1

Я подразумевал под недооценённостью его малую популярность среди зрителей, даже среди фанатов жанра. Тот же Джон Ву гораздо популярнее, да и Ринго Лам, мне кажется, будет популярнее То, хотя до Ву далеко, конечно. Я вот вообще, можно сказать, случайно наткнулся на него.

Спасибо за лонг. "Выборы" заинтересовали, буду смотреть.
А про Кар Вая правда, первым делом его вспомнил)

1

В принципе, в Героях не умирают чувствуются нотки Кар-Вая.