Леденящие Душу приключения Сабрины; Феминизм, который Мы заслужили

Это сериал, который стоит посмотреть... если Вам 12, или если Вы готовы пойти на огромный компромисс с эстетом внутри Себя.

Как определить уровень развития общества? И это не то 1-е предложение, которое Вы ожидали увидеть в обзоре на подростковый сериал, да? Дело в том, что на Мой взгляд достаточно глупо оценивать Наши вкусовые запросы по каким - то верхним или даже усреднённым параметрам. Я отлично помню, как год назад Мы с девушкой сидели в полупустом зале в 20 (!) посадочных мест на "Три билборда", в то время, как на проходной ужастик, названия которого Я даже не запомнил, был солд-аут, но разве это является действительно правильным методом оценки массовой культуры? Качественное и умное кино требует зрителя, разбирающегося в нюансах языка искусства, понимающего контекст темы и часто готового вкладывать в фильм интеллектуальную энергию. Очевидно, что это не то, что ждёт от просмотра большинство из Нас, а потому Мне больше нравится измерение по "нижнему пределу", ведь чем лучше качество того, что производят для людей самых простых, и не разбирающихся в искусстве, тем очевидно, выше и качество культуры в целом. Новая Сабрина - важный показатель того, что общество не только выросло, но и готово пускай и с опаской, но всё же критиковать само себя, и тем ироничней, что критика эта исходит из самых неожиданных уст. Это сериал, который Вам стоит посмотреть... если Вам 12, или если Вы готовы пойти на огромный компромисс с эстетом внутри Себя.

Ребьют - это игрушка дьявола.

Ностальгия стала очевидным основным приёмом любой крупной студии, люди любят уже известные Им вселенные, а запоминающиеся и знакомые персонажи гарантированно отобьют кассу, даже если сам проект окажется весьма посредственен. Следствием подобного подхода является то, что шоураннеры проектов ориентируются скорее на фанатские ожидания или мнение фокус-групп, которые часто уводят проект можно дальше от оригинального авторского виденья. Дальше идут пересъёмки, и все Вы знаете чем заканчивается эта история. И тем удивительнее, что мрачный сеттинг и гротескная цветокоррекция заставили Меня сперва досмотреть трейлер, а затем и весь сериал "Леденящие душу приключения Сабрины"

Случайность, благодаря которой Я досмотрел сериал полностью и общая оценка

В течении первых двух пунктов Я довольно абстрактно, но всё же положительно и какое же беспросветное разочарование будет ждать Вас от просмотра перовой серии, если Вы прямо сейчас отправитесь смотреть сериал, по странному стечению обстоятельств Мне повезло, и Яндекс проиграл последнюю серию вместо 1-й. Хорошо построенная внутренняя экспозиция и нарастающие ритм и сложность не отпускали Меня в течении просмотра, и... ну Вы знаете, как это бывает: "Ещё одну минутку и всё... о, конец". И каково же было Моё удивление, когда вместо интересного преподнесения персонажей или какого - то оригинального решения, первая серия оказалась скучной, пресной и совершенно ненужной. Единственное, что действительно Мне понравилось - маленькая пасхалка на "Сумерки", где за счёт операторской работы и нескольких едва заметных фраз, Мне дали понять, что сериал иронизирует сам над собой, чётко обозначая целевую аудиторию (девочки-подростки) и как бы говоря всем остальным "Бегите, глупцы!", что Я сделать уже не мог, заинтересованный тем, как же будут поданы все те сюжетные события, которые были в конце.

Медленно, но эмоционально сериал играет с откровенно Диснеевским сюжетом: "Обаятельная неудачница находит в Себе силы стать круче, но именно эти изменения и доставляют Ей те проблемы, которые Она решит в конце, обретя новую Себя". Хорошо ли это? Это никак. Да, мотив избитый, но даже самые "Интеллектуальные" сериалы Нашего времени, такие, как "Чёрное зеркало", "Во все тяжкие" и "Фарго" постоянно используют эту схему, и вроде бы как ничего, в то время как отличные операторские и режиссёрские решения (об этом позже), равно как и отлично прописанная общая канва сценария почему - то заставляют Тебя ждать чего - то большего, и вот, когда это большее должно наступить, выходит не то что бы плохо, но нормально, нормально, хотя Ты уже почему - то настроился, что выйдет просто отлично, и Ты такой "ну ок, посмотрю ещё серию", смотришь, а там опять то же самое, опять милая тётя Хильда, которая Тебя заставляет улыбаться, опять обаятельный шутник Амброуз (местная замена Салема из оригинального ситкома), с шуток которого Ты смеёшься, опять тётя Зельда, которая строгая, но Ты Её понимаешь, опять, опять, опять. Всю 1-ю половину сериал дико буксует на месте, давая и сразу же решая локальные задачи, которые, вроде как, должны раскрывать персонажей, но на самом деле, просто заставляют Тебя смотреть дальше, оставляя ряд ружей, часть из которых развесил, видимо, Бондарчук, ибо они просто остаются на стене, и зачем, спрашивается, было вешать? Но вот ещё несколько внезапно разряжаются канонадой хаоса, которая обрушивается на Тебя в течении последних 3-х серий, и в этот момент Ты получаешь истинное удовольствие от просмотра, в этот момент, Ты понимаешь, "Да, это было круто, да, Я не зря потратил на это... 8 часов Моей Жизни? Нет, всё таки оно того не стоило... О, 2-й сезон подоспел!"

Персонажи

Здесь будет коротко, но очень эмоционально: Netflix, да, спасибо, Вы красавчики. Да. Да, блин, просто да! Вот так нужно работать с актёрами, и даже с актёрами 2-го плана. Сравнимо с легендарным "Убить дракона" Марка Захарова, где именно массовка и нагоняла такой беспросветный ужас, от которого хотелось лезть на стенку. Конечно далеко не Захаров, но достаточно хорошо что бы Я вставил Его как пример.

А вот и спойлеры. Если Вы зачем - то их избегаете, то лучше закрывайте статью, но тогда Вы совсем не поймёте, зачем смотреть сериал. Да и вообще, кто Вы такой, если боитесь спойлеров в 2018. Иронично, не правда?

Основной конфликт Сабрины строится вокруг того, что Она не хочет становиться адепткой церкви Мрака, дарующей Ей великие возможности, но наглухо отбирающей Свободу, ибо в любой момент Сатана сможет призвать Тебя к Себе в услужение. Да, Мы это уже видели примерно в каждом сериале такого толка, да, это банально, да, да, да, НО. Игра актёров, как Я уже говорил, просто безупречна (смотрите только с субтитрами или в оригинале). Те эмоциональные горки, по которым Нас ведёт сериал, обычно довольно стандартны: "Цель, означение ценности, неудача, успех, большая неудача, больший успех, самая большая неудача, самый большой успех". Всё. Но вот то, с какой искренностью ведут Себя герои, то, как Мы вспоминаем Себя в годы Брины и жалкий неудачник, которым Ты 100% был в школе, если читаешь эту статью, начинает внимательно следить за всеми теми ошибками и неловкими моментами, которые совершает героиня, и вот уже почти получилось, и вот уже он, успех, НО ЧЁРТ, ФАК! ЗАЧЕМ?! НЕТ, ЗАЧЕМ ТЫ ЭТО ДЕЛАЕШЬ?! НЕТ, СТОЙ, НУ ЗАЧЕМ?!!?! чёрт. И все Твои две прочитанные книжки о киноязыке, вся Твоя любовь к Крамер против Крамера или Мертвецу внезапно куда - то исчезают, интеллектуальный критик стыдливо шаркает ножкой и говорит "Ну ладно, Я пойду пока, у Меня дела есть, ничего, Ты смотри, смотри, Я потом вернусь, завтра".

Из персонажных минусов могу выделить только два (и оба серьёзные, если честно)

1. Брина очень много плачет, страдает, и потом в конце серии Ей всегда буквально везёт (пускай и приходится преодолеть Себя). Абсолютнейшая Мери-Сью, правда в конце всё идёт совсем не так, Брина переносит много жертв, много теряет и делает действительно важный и серьёзный поступок, что вроде бы и нивелирует дурацкое начало, но Ты почему - то помнишь его, и помнишь, как Ты переживал, и Тебе стыдно.

2. Персонаж парня Брины, настолько невыразительное существо, что это единственный персонаж, чьё имя Я не запомнил. Весь сериал Он называет Себя "Чикен" (цыплёнок), возможно, как бы намекая, что скоро индустрия кино сожрёт с потрохами беднягу, который Его играет, весь сериал Нас готовят к одному единственному драматическому моменту, главной эмоциональной развязке сезона, единственному моменту, когда герой проявляет смелость. Но Нам настолько безразлично, что просто передать невозможно. В течении всего сериала Мистер-Курочка говорит о том, какой Он трусишка, и ... и всё. Ни одного трусливого поступка, сюжет строится так, что парню просто нет времени и возможностей трусить. Вот Он говорит "Я так боюсь этих шахт, Я не могу тут работать", и что Он делает? Да, идёт на шахты с Бриной! Вот Он опять говорит "Я так боюсь этих шахт, да-да-да", и что Он делает, ОПЯТЬ ИДЁТ В ЧЁРТОВЫ ШАХТЫ, и повторяется это так много раз, что в определённый момент Ты понимаешь, что на этих шахтах что - то произойдёт, и вот оно происходит, и Ты такой "ну да, Я знал". Работает это как надо? НЕТ, жалко ли Тебе персонажа? Да, но только потому что Тебе жаль Брину, к которой успел привязаться.

Эффект Кулешова, тот самый феминизм и самые большие спойлеры

Краткое содержание комментов под любой новостью о Сабрине: "Мне понравился этот сериал", "Мне тоже", "Феминизм!", "Долбанные феминистки!" "Хватит уже совать везде Свой феминизм!"

Е
М
Е
Н
И
З
М
!
"

(будто трейлер батлы пересмотрел)

Присутствует ли он в сериале, этот призыватель негодования истинного патриота? Да, конечно. Много ли его... да как бы пара сцен, если честно, да и подано всё хорошо и логично, к тому же сериал является открытой критикой феминистического общества, напоказ заявляющего о Свободе, но заставляющего жить по определённому своду правил и стандартов, отличающего правильное и неправильное. ... стоп, что?!

В начале сериала Нам показывают, как Брина должна пройти обряд Тёмных Крестин, который на словах даст Ей Свободу, но на деле заберёт. Естественно, Она отказывается, и естественно в конце, после ряда неудач и осознания всей Своей беспомощности Наша Брина-Сью, всё же делает это, Она вносит имя в книгу Зверя (от чего Нам грустно), и вот тут возникает интересный момент. Момент, обладающий удивительной парадоксальностью, момент, прочесть который можно только в случае если Вы человек, уже научившийся (хотя бы минимально) анализировать язык кино или если Вы чистый лист, неподготовленный и готовый делать самые смелые и неожиданные для замыленного взгляда типичного зрителя ассоциации (иными словами - целевая аудитория сериала). Но для начала - эффект Кулешова.

Эффект Кулешова - это совершенно базовый принцип киноязыка, заключающейся в том, что если дать человеку нарезку независимых друг от друга кадров, то мозг сам выстроит логическую цепочку, вне зависимости от того, как было на деле, для примера вот Вам изображение с одним ноунеймом-старичком.

эффект Кулешова
эффект Кулешова

Интересной особенностью монтажа (именно монтажа, ибо речь идёт о независимых и не пересекающихся сюжетных линиях), так вот интересной частью монтажа Брины, заключается то что, после каждой сцены завязанной на феминизме идёт сцена с церковью мрака или кем - то из её адептов, а это уже совершенно другой контекст.

В начале сериала Нам показывают учительницу, в которую вселяется пособница дьявола (который, конечно же, хочет захватить Брину к Себе). Немного позже в той же серии, другой второстепенный персонаж, агендерная одноклассница Сабрины, подвергается нападкам футболистов, после чего главная героиня создаёт собственное общество защиты женщин (с парой милых отсылок к зарождению феминизма и обществу суфражисток), куратором общества становится та самая пособница, запоминаем. Дальше основными темами сериала становятся "Свобода" и "Жертва", все герои так или иначе жертвуют чем либо, все они жаждут счастья и Свободы и все никак не могут заполучить банального человеческого счастья, но в конце концов перед Ними встаёт выбор: счастье личное либо благополучие Их общины. Герои старшего поколения ставят Себя выше существующего долга, герои младшего - идут на жертву и спасают близких для Них людей. В конце сезона Брина (буквально за руку ведомая куратором фем. общества, и более того, через Ею же подстроенные события) вынуждена лишиться Свободы Истинной, Свободы принимать решения, ради свободы формальной, но дающей Ей огромные возможности, в то время, как поступки старшего поколения явно указывают на ошибочных данного поступка, не выдерживающего проверку временем. А что это ещё, как не критика современного общества, где Свобода (и в данном случае - конкретно феминизм) стала лишь орудием людей, давно потерявших саму Идею тех ценностей, которые Они представляют, и заменивших их на пустышки, формальные законы, ограничивающую самую главную Свободу Человека: Свободу быть никем в государствах, разделённых на тысячи формальных неформальных кланов, воющих за право называть Себя истинными борцами за Свободу.

М... А Ты точно всё верно понял? И стоит ли Мне это смотреть?

Ну, честно говоря не уверен, но скорее да, чем нет. Сериал полон отсылок, пасхалок, и часто к довольно крутым проектам, к примеру, хозяин книжной лавки просто один в один похож на Тайка Вайтити, все шутят что Он - вампир, и в конце он оказывается вампиром, по телеку (и в кино) постоянно крутят классические ужастики, начальная сцена пасхалит Сумерки, после чего смеётся над ними же (Парень говорит "Что за бред?", и Брина стирает Ему память), и вот этого всего очень и очень много. Отличный сценарий, заставляющий Наши эмоциональные качели скакать вверх-вниз по очень правильной амплитуде, даже к операторской работе подошли либо продуманно, либо нетривиально (зависит от сцен), к примеру есть задача показать удивление героев, используется банальный приём, где они смотрят друг на друга, но при этом для разграничения персонажей взята такая локация, где каждому из них можно задать свой фон: разделительные вертикальные линии (шкаф, пустое пространство и опять шкаф) и ведущая горизонтальная (спинка дивана), или линза, самая обычная объективная линза с усиленным расфокусом по краям, дающая эффект "таинственности" там, где шоуранерам захотелось сэкономить денег, но придать мистический эффект всё это вроде и банально, но часто забываемо даже в кино более высокого уровня, а именно такие детали заставляют Нас чуть глубже сопереживать героям и чуть серьёзней относиться к авторам, добавившим подобное, ну и ещё Амброуз, чёрный гей, один в один заменивший домашнее животное из оригинала, номинант премии "Расизм года", благополучно незамеченный SJW-тусовкой* по причине заглавной темы сериала.

К тому же местами сериал не боится быть взрослее чем должен быть (как бы понимая, что аккаунт на PornHub заводят раньше чем на Netflix) Секс? Есть. Каннибализм? Есть. Главные герои, совершающие убийства? Есть. Неоднозначные финальные злодеи и отзвук горечи от Их поражения? Тоже есть. Новая Сабрина - это Сабрина 2.0, отлично отражающая подростка нового времени и Его базовые переживания, но не более того, да и далеко Ей до "Клуб завтрак" или "Что гложет Гилберта Грейпа".

*Social justice warrior - "Воины социальной справедливости" уничижительное название "тёмной стороны" феминистического и антирасистского общества. (Знатоки скажут, что 3-я волна феминизма объединила все виды угнетаемых групп и феминизм теперь максимально полно защищает всё и всех, но знатоки вряд ли будут читать сноску про SJW)

Так смотреть ли сериал? Нет, если честно, Моя итоговая оценка - 6\10 (IMDb - 7,9\10, Кинопоиск - 7,2) Сюжет весьма плосок, неплохо разгоняется к концу, но оно того не стоит, персонажи действительно круты, но часто факапят и поступают банально, многие вещи просто рассказываются на словах, хотя действия противоречат им, и да, игра актёров это всё выправляет, но в конечном итоге даже при учёте того что Я обязательно посмотрю 2-й сезон, до Очень Странных Дел или Коня БоДжека или любого другого серьёзного хита от тех же Netflix, сериалу далеко. В лучшем случае, основной актёрский состав расползётся по более серьёзным проектам и Мы сможем посмотреть на Них ещё раз, в худшем Брина пойдёт по стопам предшественников: Сумерек и Голодных Игр, выпустив 1-ю часть с сильными персонажами, хорошей режиссурой (для массового кино, конечно) и плохим сюжетом и потом... ну Вы все знаете, что потом. (Всё меняется если Вы хотите посоветовать сериал Своей дочери\младшей сестре, которой лет 12, тогда да, это вот пям точное попадание в целевую аудиторию, 10\10, Ваша дочурка будет рыдать). Не ожидаю, но надеюсь, что будущие сезоны всё же будут куда лучше.

Сериал интересен как прецедент, как акции Пуси Райт или Павленского, не имеющие никакой эмоциональной ценности в вакууме, но затрагивающие важные и актуальные темы. Как сам факт повышения спроса на качество даже у самых молодых зрителей, как некую идею или символ, но не как конечный продукт. Нужно ли ценить искусство за такое? Нет, если честно, ведь если бы всё было именно так, то "Джанго Освобождённый" никогда бы не отобрал Оскар у "12 лет рабства", а "Три билборда на границе Эббинга, Миссури" у "Формы воды" ... ах, да, точно.

p.s. автор обеими руками за базовые идеи феминизма и относится к прослойке населения, считающейся "угнетённой" на прогрессивном (нет) Западе если Вы подумали, что принижение феминизма - самоцель данной статьи, пожалуйста, не надо так думать.

66
19 комментариев

Комментарий недоступен

6
Ответить

Это такой прикол - писать все местоимения с заглавной буквы? И так читать тяжело, ещё и это вот. Жуть какая-то.

95% нечитаемой воды и 5% про феминизм - вот и вся рецензия. Смысл?

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

насчет обзоров не видел, хотя догадывался что они есть, насчет оформления - согласен, вышло так себе, в комменте ниже объяснил почему. насчет Ривердейла - не люблю подобные сравнения, просто)

Ответить

Очень Много Заглавных Букв.
Мы ж вроде не в Америке.

1
Ответить

привычка)

Ответить

После этой статьи чувствуется какой-то неприятный привкус во рту... китч собственной «эрудицией» и упоминания сомнительных личностей и событий, все лишь для того чтобы обратить на себя внимание, мол, я тоже это знаю, а ещё я вот это смотрел?
Хотелось бы ошибаться.

Ответить