«Visages Villages» — лицо провинциальной Франции

Документальный роуд-муви от одной из основоположниц французской «новой волны» и молодого уличного художника.

«Visages Villages» — лицо провинциальной Франции

Свидетелем их знакомства был не сонный ресторанчик, чьи стены лениво посматривают на посетителей; и не крохотный бассейн, мирно волнующийся на самой верхушке лайнера, что стремится в очередной раз пересечь Атлантику; даже модная картинная галерея, раскинувшаяся на останках некогда могучего сталелитейного завода, тут ни при чем.

Все было гораздо прозаичнее — первым делом она повстречала «его» огромные глаза, с любопытством взиравшие на мир с соседних цистерн. Он же узнал о ней благодаря многочисленным фотографиям и фильмам, которые давным-давно, словно в иной жизни, предвосхитили французскую «новую волну» и впоследствии стали ее неотъемлемой частью. Их интерес друг к другу родился задолго до личного знакомства.

«Visages Villages» — лицо провинциальной Франции

Она — миниатюрная дама с белоснежной «шапочкой», «натянутой» поверх волос, он — загадочный молодой человек, не покидающий дома без солнцезащитных очков и шляпы. Вскоре она отпразднует девяностолетие, он же не столь давно разменял четвертый десяток. Она, Аньес Варда, гордо несет свое имя сквозь года, а он скрывается под лаконичным псевдонимом JR. И их, столь ярких и непохожих, объединяет любовь к людям, фотографии и кино.

Пару лет назад на фоне взаимного интереса друг к другу они отправились в совместное путешествие по провинциальной Франции, по ходу которого знакомились с новыми людьми, общались между собой, а JR попутно создавал картины и украшал ими окружение. Именно запись этого путешествия стала их совместным документальным фильмом — «Visages Villages».

В начале съемок, растянувшихся на 18 месяцев, герои едва знакомы— на первых порах их связывает не личное общение, а заочный интерес, рожденный ярким творчеством. Словно в подтверждение этой детали JR, несмотря на многочисленные уговоры Аньес Варда, и на мгновение не желает расстаться с солнцезащитными очками. А ведь даже своенравный Жан-Люк Годар когда-то пошел на это ради нее.

Работы JR представляют собой своеобразное смешение фотографии и стрит-арта. Для начала он делает черно-белые снимки интересных ему людей или мест, а после распечатывает их на огромных постерах, которыми обклеивает парижские жилые дома, ветхие сарайчики и даже известные архитектурные объекты. Так, два года назад он умудрился «спрятать» сам Лувр.

«Visages Villages» — лицо провинциальной Франции

Одной из первых остановок героев оказывается шахтерский городок с довольно банальной историей. Несмотря на то, что запасы угля, когда-то кормившие всю округу, давно истощены, многие жители остаются верны родным местам. Но не здешние власти, которые готовятся снести небольшой поселок, состоящий из незамысловатых двухэтажных домиков. Практически все, кто некогда прятался за этими стенами из красного кирпича, расчерченного серыми жилами, разъехались по другим районам города.

Из-за этого поселок превратился в одинокую улицу, приветствующую прохожих пустыми окнами и заколоченными дверями. Лишь один дом сохранил обжитый вид — белоснежная дверь, кружевные занавески на окнах. Все благодаря пожилой дочери шахтера, Жанин, которая не желает отказываться от родного дома и богатой истории здешних мест.

Данный эпизод, как и фильм в целом, указывает на одну из важнейших проблем современной Европы и Франции в частности — маленькие европейские города, несмотря на многовековую историю и прекрасную архитектуру, постепенно пустеют. Виной всему естественный отток населения в крупные города, который ранее удавалось сгладить довольно высоким, по мировым меркам, уровнем дохода. Но вместе с оттоком жителей из французских деревень выветривается их прошлое. Так и вслед за Жанин в Лету канет крохотный шахтерский поселок с весомой долей его прошлого.

«Visages Villages» — лицо провинциальной Франции

Тем не менее фильм не зацикливается на увядании провинциальной Франции. Главной достопримечательностью картины являются люди, которых герои встречают в поездках. Именно они и их судьбы становятся основой для картин JR. В одном из городов они знакомятся с молодой работницей кафе, в другом встречают почтальона, которого Аньес Варда знает не меньше двадцати лет, а ближе к финалу и вовсе отправляются проведать Годара.

«JR осуществляет мою главную мечту — знакомиться с новыми людьми и фотографировать их, чтобы они не затерялись в провалах моей памяти».

— «Visages Villages», Аньес Варда

Первопричиной фильма послужило желание двух художников из разных поколений познакомиться поближе и отдать дань уважения друг другу. Но в итоге данное желание переросло в обзорную экскурсию по истинной Франции, затаившейся в тени Эйфелевой башни, а общение с простыми французами, полное взаимного уважения и ненавязчивого юмора, оказалось главным достоинством «Visages Villages». Все потому, что оно предельно емко характеризует как почтенную Аньес Варда, так и колкого JR.

«Visages Villages» — лицо провинциальной Франции

Нетривиальная для документального фильма структура, акцентирующая внимание на общении главных героев и их искусстве, оказалась столь удачной еще и потому, что эти самые герои отличаются ярким характером. Аньес Варда, несмотря на регалии и преклонный возраст, общается с постоянно подкалывающим ее JR на равных. Иной раз раскинувшаяся между ними пропасть шириной в несколько поколений растворяется, и тогда на экране остаются два равнозначных художника — «мудрая бабуля» и «жизнерадостное дитя».

Также стоит отметить, что «Visages Villages» — это не пресный документальный фильм, в котором преобладают кадры хроники и «говорящие головы», а неординарное и находящееся в постоянном движении произведение. Оно сочетает в себе важный гуманистический посыл, привнесенный творчеством JR, и красоту прожитой Аньес Варда жизни, которые в отрыве друг от друга не были бы столь проникновенными. А многочисленные диалоги, выстроенные по заветам художественного кино, не позволяют отнести конечный результат к какому-то конкретному жанру.

Прежде всего, «Visages Villages» — это портрет французской глубинки, обаятельной, но стремительно мельчающей, и история двух художников из разных поколений, пытающихся повлиять на окружающий мир. Но также это и безобидный жанровый эксперимент, навевающий воспоминания о французской «новой волне», и остроумный рассказ о рождении настоящей дружбы, ради которой не грех снять солнцезащитные очки.

PS. Если понравился текст - ищите нас в VK и Telegram.

2020
Начать дискуссию