Перспективы русской мультипликации. Часть 1: Проблемы и решения

Говоря «русскоязычная» или «русская», подразумеваю не только российские мультфильмы, но и мультфильмы стран бывшего СНГ. Естественно, это не значит, что они не будут переводиться на английский. Не стоит забывать, что в мультфильмах может и не быть много речи вообще (лучшая, расхваленная, награждённая серия сериала «Конь БоДжек» - практически полностью немая).

Перспективы русской мультипликации. Часть 1: Проблемы и решения

Текущие проблемы русской мультипликации и их возможные решения:

1) Мощная конкуренция.

С запада подпирает Дисней (там же теперь Пиксар), Дримворкс и прочие. С востока – аниме. А также сеть полнится бесчисленным количеством самых разных зарубежных мультсериалов.

Решение: бить такие карты можно только сходными по уровню шедеврами, которых совсем не видно. Не мелкими проектами для отчётности, не сезонными «богатырями», не очередными неумелыми ремейками, а абсолютными шедеврами.

Перспективы русской мультипликации. Часть 1: Проблемы и решения

2) Плохая репутация.

Люди реже пойдут на русский мультфильм в кинотеатр, чем на зарубежный. Слишком уж часто обжигались. То же касается мультсериалов. Исключением иногда является «Маша и Медведь», но это ведь только для той целевой аудитории, которая ещё верит в Деда Мороза. О возрастной проблеме поговорим позже.

Решение: опять же, создание хотя бы одного шедевра уже изменит ситуацию к лучшему. Также чисто в коммерческих целях репутацию проекта может вытащить грамотная пиар-кампания (но, как показывает практика российских блокбастеров, с каждым разом реклама будет терять в эффективности, если каждый раз будет оборачиваться разводом).

Перспективы русской мультипликации. Часть 1: Проблемы и решения

3) Экономический кризис.

Возможно, самая главная проблема, очень обширная, многоликая, часто является и первопричиной, и следствием всех остальных озвученных выше и ниже проблем, но постараюсь изложить в рамках пары абзацев все основные аспекты.

На переднем плане наблюдается недостаток финансирования от государства (особенно речь про авторское кино), также недостаток финансирования от частных продюсеров. Сюда же добавляем монополизм (кто кого будет выталкивать с афиши, с расписаний?), щепотку коррупции (почти как в большом кино, хоть и не в таких масштабах пока ещё). Есть целые студии, которые легко заподозрить в отмывании денег на очевидно неуспешных, но стабильно ежегодно выходящих проектах непонятно для кого (уже по отвратительным 3D-графическим постерам там всё понятно). А также у создателей продукции наблюдается полное непонимание реальных экономических перспектив: на самом деле, по факту, современные западные мультфильмы и мультсериалы в кинотеатрах и интернете зарабатывают столько же, сколько лучшие фильмы и сериалы (этот факт у нас почему-то в упор видеть не хотят). Ну и в итоге урезание всех возможных бюджетов, выбор более дешёвых технологий, погоня за более дешёвой рабочей силой…

Со стороны зрителя тоже не заставляет себя ждать «ответочка» - повсеместное пиратство в сети, нежелание/неспособность населения платить за просмотр в интернете. Почти полная неразвитость краудфандинга (авторы «Киберслава» в интервью говорили недавно, что краудфандингом в России нормальных денег не заработать).

Возможные решения: поддержка государством авторского кино, поддержка молодых специалистов (раз старые, как показывают десятилетия, абсолютно ни на что не способны), привлечение западных инвестиций за счёт общих международных проектов; снижение налогов и требований для этой сферы ради её скорейшего развития.

А также при наличии хотя бы одного очень успешного проекта, который заработает большие деньги в мировом прокате, не только начнётся самостоятельная окупаемость (как на западе), но и будет более привлекательно для инвесторов.

Однако, при всей важности экономики… На западе и на востоке полно примеров, когда при наличии хорошей идеи, хорошего сценария, ещё ряда удачных факторов, даже при минимальном бюджете удаётся сделать выдающийся мультфильм или мультсериал, который впоследствии приносит огромные деньги.

...отечественные комиксы...
...отечественные комиксы...

4) Культурный кризис, возрастной кризис.

«Мультфильмы – это несерьёзно, это для детей», «Маша и Медведь – это для всех возрастов» и прочие глупые закостенелые утверждения в головах, типа поэтому взрослые не идут на мультфильмы в кино, не смотрят мультсериалы. Ну или смотреть их не стыдно только со своими детьми.

А ведь все лучшие анимационные проекты запада и востока говорят об обратном – их смотрят не только дети; их смотрят взрослые; их смотрят подростки. У нас им попросту нечего смотреть – спорные «богатыри», «Маша и Медведь» и «Смешарики» - это только для маленьких детей (сложно представить современных подростков и взрослых, скачивающих эти мульты сугубо для себя). Огромная ниша целевой аудитории не занята! В итоге молодёжь смотрит западную и восточную анимацию, но только ни в коем случае не нашу – нашей нечего предложить.

Тут же стоит отметить, что на западе актуальны комиксы, а на востоке актуальна манга. Ничего подобного практически нет на нашей земле. Детям в постоветском пространстве доступно очень малое количество качественной рисовки. Здесь же можно упомянуть низкое качество уроков изобразительного искусства во многих школах, слабую программу вообще. Здесь же можно припомнить, что русские – уже давно не самая читающая нация. И если литература – это оффтоп сейчас, то в какой-то мере собственная комикс-индустрия могла бы компенсировать этот момент, прививать детям-подросткам любовь к искусству, к визуальным образам, да и радовать многих взрослых, которые обычно избегают «лонгридов», «многабукаф». Можно критиковать японцев за чрезмерное количество инфантильных взрослых, читающих мангу, только вот у нас тем же самым взрослым из отечественной продукции остаётся только пристраститься к бутылке.

Возможные решения:

Долгосрочно: развитие своей комикс-индустрии (комикс – не означает обязательное супергеройство; это художественная раскадровка любого сюжета, даже бытовой драмы; пропаганда патриотизма на зачаточной стадии только вредит комикс-индустрии – как в России, так и в Украине прямо сейчас).

Краткосрочно: больше универсальных проектов для всех возрастов или с уклоном в более старшие возрастные категории, ведь слишком много свободных незанятых возрастных ниш. Это даже с коммерческой точки зрения напрашивается в первую очередь!

"Масяня", "Мультличности", " Mr. Freeman"
"Масяня", "Мультличности", " Mr. Freeman"

5) Политический кризис, табуированные тематики.

Цензура до сих пор действует во всех культурных сферах деятельности. Вплоть до редактирования фильмов Marvel, фильма «Прибытие» и т.д.; здесь же вспоминаем все протесты и скандалы с релизами как западных, так и отечественных околополитических фильмов, например, «Матильда» и «Хантер Киллер».

По тем же причинам практически невозможен свободный стэнд-ап камеди в наших странах, а ведь многая взрослая анимация как раз основана на юморе «для взрослых», циничном "чёрном юморе". Собственно, неразвитость юмора в стране «КВНов», «КамедиКлаба» и Шнура – это снова в первую очередь культурная проблема, а не политическая, но всё взаимосвязано. Высмеивание политики, религии, социальных табу и т.д. не представляется возможным в определённой мере (вы сильно ошибаетесь, если уверены, что подобный юмор хотя бы наполовину допустим на ТВ; в КВНах и Камеди всё очень зажато, приторно и бородато в этом плане; любой знаток stand-up'а это подтвердит, хотя в последнее время вроде забрезжила надежда). Большая прослойка населения России и Украины будет плохо реагировать на темы или даже наличие персонажей определённых национальностей в сюжетах, на основе многих подобных мелочей могут раздуваться скандалы в СМИ (иногда может помочь такая вирусная популярность, но в основном только навредит).

Возможные решения: даже в СССР цензуру получалось обойти; время рассудит и вылечит, а пока стоит быть аккуратнее с подобными темами; сузить целевую аудиторию (не рассчитывать на доход и принятие от болезненных); глобального решения может и не быть никакого, проблема непростая. В конце концов, даже на западе опасаются шутить про ислам.

"Мы не можем жить без космоса"
"Мы не можем жить без космоса"

6) Проблема формата.

Не так давно государство выделило огромные ресурсы на возрождение отечественной мультипликации; результат спустя годы – несколько никому не известных короткометражек. Короткометражки никто не любит, верно? Даже если вы не согласны с этим, то с «короткометражки никто не смотрит» уже сложнее спорить, потому что их не смотрят даже при отборе короткометражек на фестивали! (полно известных случаев-скандалов, когда у номинантов к концу конкурса или фестиваля ноль просмотров по счетчику; и это при наличии обязательного судейства, жюри). А где, кроме фестивалей, ещё смотрят короткометражки? Точно не в кинотеатрах (исключения есть, но слишком мало), точно не по телевидению. Остаётся интернет, где короткометражки легко затеряются в блогосфере, ютюбах и т.д., тем более на фоне полнометражных работ и сериалов. Мало того, чтобы короткометражку увидели люди в интернете – ей нужна дорогая рекламная кампания, почти такая же, как для полного метра или сериала. Стоит ли тогда вообще делать короткометражки вместо более серьёзных проектов?

Добавлю ещё кое-что по теме формата. Что если короткометражки сравнить с самыми дешёвыми инди-играми, а полнометражки и сериалы – это ААА-проекты? (опустим на время примеры того, что инди-игры могут во многом значительно превосходить по качеству и мощи крупные тайтлы, сейчас речь о другом) В игровой индустрии ситуация такова, что какой-нибудь Steam позволяет одинаково зарабатывать как мелким играм, так и крупным проектам. А вот в киноиндустрии, в мультипликации у короткометражек практически никаких путей к деньгам не остаётся (нет никаких известных площадок для продаж). Зачем их вообще делать во время кризиса более полных метров? Это никому на пользу не идёт, ничего не развивает, ничего толкового не даёт ни создателям, ни обществу.

Решение: меньше анимационных короткометражек; пора уже активнее создавать полнометражные мультфильмы и мультсериалы! Только так можно заработать на мультипликации и поднять индустрию "с колен".

"Киберслав"
"Киберслав"

7) Кризис сценаристики/драматургии.

Тут можно начать с экономического оффтопа: сколько зарабатывают русские писатели? Очень мало. Только за счёт продаж своих книг им не выжить.

Мы хорошо наслышаны о забастовках и проблемах сценаристов в Голливуде только потому, что их оттуда действительно хорошо слышно (как вот по поводу пожаров в Калифорнии), у них сильный уверенный голос, они своими действиями реально влияют на ситуацию, на мировые СМИ даже из-за, казалось бы, самых мелких проблем в обществе. Наши сценаристы никому неизвестны и не видны вообще (поэтому и кризиса как бы нет? нет человека – нет проблемы): это молодые неопытные выпускники с одной короткометражкой в портфолио, у которых больше возможностей не в сценаристике, а в незаметном фрилансе и копирайтинге (тем самым не формируется адекватное портфолио для кино); или это старые матёрые волки, которые еле сводят концы с концами, зарабатывая тоже в основном где-то на стороне, решая мелкие технические вопросы, а не развивая глобально индустрию, не способные к чему-то новому...

Где крутые/сильные русские сценарии? Есть ли они вообще? В США иногда вытаскивают вполне удачные проекты даже из «чёрных списков», а у нас будто вся сценаристика заведомо в «чёрном списке», куда никто не хочет заглядывать. Можно выбрать любой из этих вариантов, который вам по душе: крутых сценариев нет; крутые сценарии «пишутся в стол», не востребованы.

Может, сценаристов вообще нет? Как же! Чуть ли не каждый второй. Достаточно посмотреть на более-менее открытые конкурсы сценаристов в рунете или при сборе синопсисов-сценариев поинтересоваться у каких-нибудь орг-ов, сколько работ к ним приходит по кличу в интернете: сотни, тысячи за считанные дни! Правда, чем такие сборы креатива обычно заканчиваются – не очень понятно, как-то глухо потом всё годами.

Умеют ли русские вообще качественно креативить? Спорный вопрос. Достаточно заглянуть в любой конкурс рассказов в интернете, в самые массовые из них. Самые оригинальные работы почти никогда не побеждают; побеждают самые хорошо (эпатажно?) написанные, самые классически-литературные, с простыми житейскими идеями, универсальные, так сказать, и простые, как две копейки. Часто с банальнейшими набившими оскомину сюжетами уровня «люби родину, мать твою», никакой дальнейшей проработки идеи, очень мало неожиданностей. Так может, дело не в умении креативить, а в умении читать? Спрос рождает предложение, и если это не новая религия/самообман издательств, то со спросом всё очень плохо сейчас на Руси – к примеру, очень востребованы в литературе «женские магические академии», «литрпг»; а уж что в кино творится! Но ведь это откровенный самообман, разве люди зарубежную продукцию потребляют в меньшем количестве? Они готовы больше платить за зарубежные мультфильмы, за определённый уровень качества, вот отсюда и надо начинать строить логическую цепочку о спросе и предложении.

Есть ли хорошие известные русские сценаристы? По пальцам одной руки с трудом сосчитаешь, да и то ситуация такова, что им то и дело приходится вляпываться в какие-нибудь неудачные проекты, которые могут это имя подпортить.

Как обстоят дела с обучением сценаристике? Ну, судя по тому, что видим на больших экранах и по ТВ, всё очень плохо – чем не повод полностью пересмотреть подобные обучающие программы? Что останавливает от реформ в области сценаристики? Чем не повод отказаться от вездесущих классических форм сценариев с их зачастую надуманными логлайнами и строжайшими двух-трёхактными структурами, под которые не укладывается минимум половина наиболее известных наиболее креативных фильмов, мультов и сериалов? Только если натягивать сову на глобус, можно подогнать сугубо ради спора. Несколько кульминаций (неожиданных поворотов, а то и катарсисов) в сюжете – для «старой гвардии» звучит, как моветон. И не дай бог нет одного ярко выраженного главного героя или двух! - это же не сценарий вовсе для приверженцев русской классической школы сценаристики. Адекватно ли это, с учётом того, что лучшие мировые сериалы (раннее HBO, например) как раз избегали одного центрального персонажа или вообще его быстро убивали в угоду суровому реализму?

Существуют ли адекватные пути для сценаристов в большую индустрию? Как обстоят дела с поиском работы? Когда заканчиваешь университет с каким-нибудь более банальным дипломом, то без особых проблем практически автоматически распределяешься в какую-нибудь компанию или на какое-нибудь предприятие, где начинаешь обучаться тому, что тут нужно делать. Сложности с поиском работы возникают, если пытаешься подыскать место работы получше, поближе, зарплату повыше и т.д. Но для сценаристов зачастую даже первый вариант не предусмотрен! И в другую страну бежать - не вариант, раз все ставки в жизни сделаны исключительно на великий и могучий русский язык. Заказов нет, рынок мультипликации практически мёртв, производство стоит, самые опытные сценаристы страны месяцами сидят в неоплачиваемом отпуске (всё это легко найти в новостях о крупнейших компаниях по созданию мультфильмов), кто будет в такой ситуации ещё и новичков без опыта набирать? И даже если возьмут… Мечтаешь писать сценарии фильмов, сериалов или мультфильмов по аналогии с любимыми? Напиши-ка лучше сотню-другую серий для сериалов для бывшей гопоты по НТВ и для домохозяек по Первому, а то наши прошлые сценаристы уволились/окончательно спились/повесились. А ещё позарез нужны истории для всяких «Пусть говорят» и «Битв экстрасенсов». Тыжсценарист!

Попробуйте на досуге поискать вакансии для сценаристов. Нужны ли хорошие сценаристы хоть кому-нибудь вообще? Может, в игровой индустрии? Может, где-то не попросят прислать готовые проекты, синопсисы по их актуальному ТЗ и всё без предоплаты, прежде чем вообще с вами начинать общаться? Копирайтеры за каждую тысячу знаков деньги получают по строгим тарифам, сценаристу тоже в такой ситуации стоять на своём? Качество рекламного описания пылесоса больше ценится, чем качественный диалог или набор идей синопсиса?

Если кто не знает, у создателей «Киберслава» готового сценария до сих пор нет. Они не трейлер готового мультфильма выпустили, а что-то вроде демо-сцены, сам их проект хорошо если к концу 2020ого выйдет, и то маловероятно. То есть они теперь подгоняют сценарий под то, что у них уже есть. Может, правильнее делать наоборот? Аналогичный подход не с той стороны наблюдается повсеместно, особенно в русскоязычной игровой сценаристике. Когда потыкаются в анриал энджин, насоздают модельки, декорации, некоторые геймплейные или физические системы, а потом понимают, что нужен сценарий, и автор вынужден собирать конфетку на основе противоречивых черновых элементов. Особенно сейчас любят нанимать сценариста не для всего проекта, а исключительно для стадии краудфандинга, накидать обещаний, сделать ролик и посмотреть, выстрелит ли. Ещё и оплату предлагают в 99% случаев – только если получится собрать сумму на каком-нибудь бумстартере/кикстартере, тогда будет процент от продаж.

Так может проблема со сценариями в первую очередь заключается в их полном игнорировании со стороны студий, создателей продукции, продюсеров?

Может, проект должен начинаться со сценария, а не заканчиваться им?

Как можно заметить по выделениям полужирным шрифтом выше, решение почти всех проблем – прямо перед носом. Просто нужно обратить серьёзное внимание на сценарии, сценаристов, и дать им дорогу, а не блокировать на каждом шагу, особенно на самом первом.

Решение:

Сценарий – основа любого проекта, от него обычно зависит львиная доля успеха и качества продукта, это факт, это догма; нужно не только уметь создать шедевр, но и давать сценаристам возможности для создания шедевра.

В первую очередь необходимо создать нормальные возможности для трудоустройства, как для выпускников вузов по данной специальности (и смежных), так и для любых специалистов-самоучек. В рамках любого конкретного проекта сценарий должен продумываться в первую очередь. Должны быть пути (вакансии), должны быть открытые двери для этой профессии, не только на уровне конкурсов с тысячами людей на одно место, проекты которых тоже в итоге до релиза так и не доходят, судя по новостям.

Заработок – поэтапно, сразу - это не значит, что обязательно по предоплате, но она тоже не помешала бы - с заключением контракта. Стабильность оплаты - как художникам и программистам (речь не о размере оплаты, а о стабильности), а не в отдалённом иллюзорном будущем с процентами от возможных продаж. Попробовали бы найти программиста с обещанием оплат в виде процентов от продаж! (если только это не его собственный проект в гараже, грубо говоря) Ну и в некоторой степени требуется не вставлять палки в колёса, не ограничивать по максимуму, сценарист изначально должен быть в проекте на равных условиях, а не наниматься, как какой-то адвокат/Winston Wolfe только в случае катастрофы/дедлайна. Страшный, почему-то отрицаемый многими, особенно новичками, факт: 90-99% проектов не доживает до релиза; поэтому не должно быть никаких оплат по очень большой отсрочке, всё должно честно оплачиваться изначально.

Перспективы русской мультипликации. Часть 1: Проблемы и решения

8) Общий кадровый кризис.

Возможно, наименьшая из проблем на фоне предыдущих, хотя, как посмотреть. Хорошие кадры есть. Но ими почему-то не пользуются (в сети полно сравнений российской анимации с зарубежной по годам; мы ещё уровня 90-ых не достигли! Вспомните лучшие мультфильмы того времени!). Для некоторых крупных отечественных проектов привлекали специалистов с запада, привлекали также китайцев. Возможно, недостаточно развита система обучения, система практики, раз проще/выгоднее нанимать сторонних профессионалов, когда действительно нужно запускать полный метр, а не цацкаться.

Если открыть сайты об отечественной мультипликации, то их новостные ленты больше напоминают некрологи. Или даже если там вместо какой-нибудь серьёзной новости – очередные поздравления известных советских аниматоров с днём рождения, то там возраст их варьируется от 60 до 90 лет. Такие новости о мультипликации в стране ежемесячно! Очень мотивирует! Ну, ещё иногда что-нибудь про короткометражки на фестивалях (редко).

В крупнейшей киностудии Беларуси – «Беларусьфильм» - годами обновлялись вакансии на сайте. Там всегда нужны были слесари, водители, уборщицы и прочие подобные. Кто угодно, кроме нормальных специалистов киноиндустрии. Сценаристы – никогда! Сейчас сайт закрыт на реконструкцию. Видимо, это поможет.

Решение: больше студенческой практики на реальных рабочих местах; больше рабочих мест в индустрии; больше заказов-проектов; меньше лишнего в обучении (например, если человек твёрдо настроен рисовать, так ли нужны занятия по лепке, по истории, нужно ли много натюрмортов, когда у человека уклон в композицию, графику, экшен и т.д.?). Аниматоры, художники – они как программисты в том плане, что им не нужны дипломы, им остро необходимы сами навыки, опыт работы, готовые проекты за плечами. И открытые двери для их навыков. Хотя у них больше открытых дверей, чем у сценаристов.

Перспективы русской мультипликации. Часть 1: Проблемы и решения

9) Жанровый кризис.

Эту проблему часто выделяют, но лично я считаю, что таковой проблемы нет; точнее – она надуманная.

Наиболее интересные работы могут просто не проходить проверку по каким-то непонятным критериям. Например, ещё совсем недавно в литературе (и кино) – русский хоррор десятилетиями не имел ни малейшей возможности быть опубликованным в известных издательствах, т.е. подобное строго не принималось, не рассматривалось, отклонялось. При этом спокойно и успешно публиковались переводы зарубежных хоррор-авторов, С. Кинг и многие другие, но совсем всё плохо было с русской литературой ужасов (исключения – «Сталкер», некоторые циклы о зомби; всё это не столько чистые хорроры, сколько боевики и постапокалипсис). Чем это обосновывалось? Да ничем толковым. А хорошие авторы встречались; и сейчас, если не сдались, то публикуются и постепенно наращивают популярность, когда рынок стал более открытым (благодаря их же собственным усилиям в самиздате, саморекламе). В кино точно так же, еле-еле развивается направление. А в мультипликации в этом плане по-прежнему совсем-совсем глухо. Ну, конечно, когда в головах «мультики – только для детей», то до анимационных хорроров ещё как до Луны… Сколько десятилетий ждать? И это ведь такая простая вещь, как «ужастики», там довольно простые концепции могут быть, примитивные сюжеты в основном; выходит, что более сложным вещам от искусства (какому-нибудь нетривиальному высокоинтеллектуальному хоррору) ещё сложнее пробиться, если у индустрии в этом плане не развиты даже самые азы?

Казалось бы, у русских нет таких жанров, как вестерн или про ниндзя/самураев/единоборства. Но ведь есть же «Белое солнце пустыни», есть немало азиатского культурного влияния, холодного оружия что ли не было в истории Руси? В чём проблема создавать подобные проекты? Экшен не в почёте у нас что ли?

Жанровый кризис не только для русских актуален. Многие известные в мире жанры то и дело подают признаки… вымирания. Например, стимпанк, киберпанк, «твёрдая» научная фантастика… Каждый пункт по-своему спорный. И всегда остаётся довольно большое количество любителей подобных жанров. Да и порой выходят очень качественные свежие произведения, которые оживляют подобный «вымирающий» жанр. Но такое ощущение, что у наших издателей/продюсеров в головах помещается только одна мысль по этому поводу – ну, раз хоть немного не востребовано тупыми массами, значит, не востребовано совсем. Лучше в такой ситуации «богатырей» продолжать клепать?

Решение: «Все жанры искусства хороши, кроме скучного». У каждого жанра найдутся защитники, но чтобы правильно прикинуть их число, достаточно хотя бы посмотреть на коллег по цеху – что востребовано самими русскими из западной и восточной продукции, то и будет востребовано из отечественной продукции. При должном уровне качества, конечно. Я думаю, даже трети этого качества и бюджета хватило бы. Всяко лучше полного нуля.

Перспективы русской мультипликации. Часть 1: Проблемы и решения

10) Проблема дедлайна.

Часто в сети и во всяких интервью высказывают ещё одну проблему – сроки. Говорят, на западе практически никогда не вынуждают срочно сдавать проект к концу года, за один год. Если и случается подобное, это потом значительным образом отражается на качестве продукта, и создатели потом оправдываются, что не хватило времени (ближайший пример - "Суперсемейка 2"). Есть такой термин «производственный ад», особенно в контексте, когда не раз меняется концепция произведения, меняется руководство, ключевые специалисты и т.д. Хорошие полнометражные мультфильмы делаются годами (минимум 2-3 года).

Решение: более лояльные сроки.

В качестве кратчайшего итога:

- Нужен хотя бы один шедевр не из разряда «для самых маленьких».

- Нужна поддержка, финансирование.

- Нужны хорошие сценаристы и условия для их появления (в каждом конкретном проекте, а не только вообще).

- Нужна разумная свобода для индустрии, чтобы дать ей развиться. Сейчас она в откровенно скверном зачаточном состоянии до сих пор.

- Нужно сосредоточиться на полнометражных и сериальных мультфильмах.

- Возможно, перспективным проектом было бы – создание какой-нибудь удобной платформы для российской мультипликации, что-то вроде Steam, где можно было бы монетизировать сериалы, короткометражки и полные метры. Быть может, достаточно это завернуть в какой-нибудь национальный ТВ-онлайн канал по анимации с платной подпиской а-ля Netflix. Для начала хоть так. Индустрии необходим какой-то рывок, всем нужно идти на уступки (только каким-то образом надо не давать распиливать бюджеты).

- Возможно, стоит повременить с ремейками, переделками западной продукции и экранизациями, раз не получается это нормально делать. Нужны свежие проекты, свежая кровь, оригинальные идеи.

По-моему, это самые насущные проблемы, остальные проблемы раскрыты в тексте выше.

Продолжение – Часть 2: Перспективные проекты – будет на днях позже…

1313 показов
8.2K8.2K открытий
195 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Все российские мультфильмы, кроме Маши и Смешариков, сосут МашиНет. Мультфильм Маша и Медведь был сделан в аду.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Вы как человек явно в теме, посоветуйте что было интересного и необычного в российской анимации за последние годы? Хотя бы и для детей

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Настолько сосут, что даже Нетфликс купил права на несколько тайтлов. Сосут, ога.

Ответить