Смотрите на Кинопоиске с подпиской 
Условия: clck.ru/FMQND Условия: clck.ru/FMQND. 18+

Почему интерактивный эпизод «Чёрного зеркала» невозможно критиковать Статьи редакции

Постмодернизм как защита от любых претензий.

В 2017 году Netflix впервые провёл эксперимент с интерактивным форматом, выпустив мультфильм Puss in Book: Trapped in an Epic Tale. Посмотрев его, я задался вопросом о том, можно ли называть мультфильм халтурным, если он постоянно использует постмодернистские приёмы и всячески намекает на то, что его многочисленные огрехи — вроде как часть авторского замысла. На эту тему я написал целую колонку.

С одной стороны, интерактивный мультфильм не выдерживал никакой критики: нелинейность в нём была очень условной, решения «игрока» почти ни на что не влияли, а куски истории были пришиты друг к другу крайне неряшливо. С другой — всему этому можно было найти оправдание в повествовании.

Дело в том, что главный герой, Кот в сапогах, на протяжении всего сюжета пытается вырваться из книги, то есть, из произведения — потому что оно ему не нравится. Кот постоянно обращает внимание зрителя на огрехи мультфильма, высмеивая их: то он жалуется на то, что его выбор ни на что ни влияет, то называет нелепыми отдельные сюжетные повороты. Puss in Book — мультфильм, который не хочет быть интерактивным, или игра, которая осознаёт, что она плохая.

Puss in Book: Trapped in an Epic Tale неожиданно оказался идеальным воплощением постиронии. Мне было трудно понять, чего хотели добиться его создатели — снять хороший интерактивный мультфильм или поиздеваться над самой концепцией интерактивности.

В декабре 2018 Netflix выпустил нечто гораздо более амбициозное, чем детский мультфильм: интерактивный эпизод сериала «Чёрное зеркало» под названием Bandersnatch. Я ждал от него чего угодно, но только не того, что он окажется своего рода ремейком Puss in Book — ровно с той же концепцией в основе и ровно с такими же вопросами, остающимися после просмотра. Возможно, мы имеем дело не со случайностью, а с осознанной политикой компании в отношении интерактивных фильмов.

Основная задумка в том, что на любую критику, замечание или претензию у авторов Bandersnatch готов ответ — ровно такой же, как и у авторов Puss in Book. Звучит он так: «Мы это специально».

Кому-то не нравится, что многие ветки ведут не к дальнейшему развитию сюжета, а в тупик, после которого просто придётся возвращаться к предыдущей развилке? Такое смотрелось бы странно в любом интерактивном кино, — если уж экономите ресурсы, попытайтесь это хоть как-то замаскировать. Но Bandersnatch превращает поражение в победу, недвусмысленно намекая, что так и нужно.

Сначала персонажи, разговаривая о компьютерной игре, напрямую упоминают сюжетные ветки, которые разработчики не успели доделать, и тупиковые выборы. А затем один из персонажей говорит главному герою: «Прости, приятель, неверная ветка». Маленькая фраза — и вот ты уже чувствуешь себя идиотом, критикуя Bandersnatch за неудачное решение с «тупиками». Ведь они это специально.

Какая-то часть ваших решений ни на что не влияет — никто не будет спорить с тем, что интерактивному кино такое на руку не играет. Но как только ты открываешь рот, чтобы пожаловаться на иллюзорность выбора, как на неё жалуется главный герой — причём примерно в тех же выражениях, в каких это сделал бы ты. И ты снова чувствуешь себя идиотом, — как же можно жаловаться на малозначимые решения, если сам фильм, оказывается, об иллюзорности выбора? Ведь они это специально, а ты и не понял.

Ещё одно решение, перекочевавшее из Puss in Book: вместо того, чтобы завершить историю там, где она должна закончиться, Bandersnatch немедленно предлагает зрителю ознакомиться с контентом, оставшимся за кадром при первом «прохождении», и посмотреть, что бы получилось, если бы он принял другие решения. Выглядит так, как будто Netflix стало жалко сил и средств, вложенных в создание нескольких часов видеоматериала, и теперь ему хочется, чтобы вы обязательно отсмотрели всё — несмотря на то, что кино, вроде как, интерактивное.

Но проходит ещё несколько минут, и в сценарии появляется обоснование и для этого. И я снова чувствую себя идиотом: я-то наивно подумал, что создатели просто довольно примитивным способом знакомят меня со всем отснятым для Bandersnatch контентом, чтобы у меня не возникло мысли о том, что эпизод слишком короткий. А оказывается это художественная задумка; метафора, обусловленная сюжетом. Они это специально!

Ну и самый главный финт, который, наверное, уже никому не переплюнуть. Ты готовишься раскритиковать Bandersnatch за то, что в нём нет никакой глубокой мысли или посыла, как в лучших сериях «Чёрного зеркала». Что весь сюжет здесь — лишь оправдание интерактивного формата. Что эпизод явно пытается быть чем-то вроде Stanley Parable, но у него не получается.

И в этот момент тебе прямо с экрана заявляют, что Bandersnatch, оказывается — просто бессмысленное развлечение. Просто способ чем-то занять на пару часов зрителя, жадного до зрелищ и адреналина. Любая критика — бессмысленна. Любые рассуждения об отсутствии смысла — смешны.

Если в случае с Puss in Book я искренне задавался вопросом о том, халтура это или постмодернизм, то в случае с Bandersnatch всё предельно ясно: конечно, постмодернизм. И именно поэтому выбирая между этими двумя очень схожими произведениями, я отдам предпочтение Puss in Book. Авторы «Чёрного зеркала» подают эту концепцию в лоб — смотрите, самоирония, постмодернизм, выбор без выбора, произведение о самом себе, осознающее свои недостатки, вот это да.

А Puss in Book прячет все те же приёмы под личиной глупого детского мультика — и это делает его действительно интересным. Если уж играть со зрителем в метатекстуальные игры, то лучше не делать при этом сложное и загадочное лицо. Ведь от активно продвигаемого интерактивного эпизода «Чёрного зеркала» зритель изначально ждёт чего-то подобного, и получает примерно то, что и ожидал. Это не так интересно.

Поскольку авторы Bandersnatch обезопасили себя практически от любой возможной критики по существу, вывод будет максимально общим — постараюсь не попасться в их постмодернистскую ловушку. Это отличный интерактивный опыт, который хочется порекомендовать — но от него не стоит ждать слишком многого. Он не заставляет задуматься и не двигает вперёд жанр интерактивного кино. Это лишь развлечение.

Чёрт, кажется, всё-таки попался.

0
77 комментариев
Написать комментарий...
фсо

Нетфликс, вы зачем Сорвиголову закрыли?
«Мы это специально»
Спасибо, до свидания.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Воронов

это не нетфликс закрыли, а марвел (дисней), поскольку они собираются пускать свой стрим сервис, но Карателя и Джесику Джонс думаю вряд ли закроют, поскольку эти оба проекта выходят за рамки диснейевской цензуры

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Максим Борисов

На дтф две статьи и про эту серию и обе критикуют ее примерно одинаково. И мое мнение - оба человека чудовищным образом пропустили всю магию и гениальность этой серии. Скажу сразу - смотрел с планшетом, уютным вечером, на нетфликсе, без каких-либо спойлеров впринципе, все в первый раз. И господа, это ГЕНИАЛЬНО.
Чёрное зеркало, как произведение искусства, всегда было про примерно похожую эмоцию - смесь страха, непонимания, возбуждения борьбы с всем миром. И это серия перешагивает все предыдущие эпизоды разом, напрямую загоняю вам это ощущение в мозг. Это полный левел ап экспериенса, где ты сам становишься участником кино/Книги/игры/истории.
Серия не зря про компьютерные игры, так как затрагивает очень глубокий архетип, присущий конкретно геймерам - желание отмотать назад и переиграть, идею того, что где-то есть ПРАВИЛЬНЫЙ выбор, который ты хочешь найти, раз за разом проматывая все сначала. И ты проматываешь и ты бегаешь. С мной серию смотрела девушка и она немного испугалась меня под конец, так как я не смог выбить правильную концовку из-за кривого перевода ( даже обладая разговорным английским сложно за 15 секунд успеть понять, что слово «тоже» означает 2, потому что это too на инглише, блять!) и был полон решимости потратить ещё час-два своей жизни на поиск истины, которая где-то рядом. То есть я буквально стал ещё одним героем серии, так же поглащенным дилеммой выбора и страстью поиска чего-то там, настоящего, выхода из проклятого лабиринта! И пусть это чувства может не всем показать нормальным/комфортным, но это, сука, ЧУВСТВО! Оно живое и оно мне подарено этой серии! И я пережил этот опыт, который запомнится!
Я обязательно досмотрю остальные концовки( включая правильную) и буду всем советовать. Но - только на платформе нетфликса и без спойлеров, уютным вечером, имею от 3 до 5 часов свободного времени. Чего и вам рекомендую, не слушайте критиков, они не всасывают вообще.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Khankin

Боже мой, а я, например, ничего не испытал. Может, потому что за неделю до этого прошёл Detroit?
Всего две ветки выбора, которые либо ни на что не влияют, либо ведут в тупик.
А если смотреть на сюжет без контекста интерактивности, то это самая непримечательная серия шоу.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Воронов

у дтф и интерактивности, вечный конфликт, им и игра Детройт не понравилась своей интерактивностью, так что ничего удивительного

Ответить
Развернуть ветку
Илья

За положительными комментариями про Бандерснетча иди на тж

Ответить
Развернуть ветку
Строительный калькулятор

Зачем, имея "разговорный английский", смотреть с русскими сабами?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Fedor Dvinyatin

Ты просто неприхотлив, недальновиден и скучен. Гениальности в серии примерно столько же, сколько в твоём бессмысленном графоманском посте.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Саша Хвост
Ответить
Развернуть ветку
Alex Cross

🦋
Правда жаль, что бабочка не голубая)

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Tapych Konishev

Зомби-шутаны-сурвайвы для америкосов это запомнят

Ответить
Развернуть ветку
Korvin El

Насчет постмодернизма. Этот фильм по своей сути очень близок к таким произведениям Борхеса, как "Сад расходящихся тропок" и "Тлён, Укбар, Орбис Терциус". Я удивлен, что никто этого не заметил.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Артемий Леонов
Автор

Про Борхеса у меня зато в тексте про «Кота в сапогах» есть.
Согласен, логичнее бы было наоборот!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Биллирубин

Ну, конечно, только вы один такой начитанный, а кроме Борхеса-то никто такого больше не делал.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Эл Хэлфрид

Как символично, первый комментарий в статье про постмодерн и тот от умберто эко. Это уже какой-то постпостмодернизм

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Тимур Шарафутдинов

Ага. Я вас понял! Всё, что угодно можно оправдать "постмодернизмом", если употреблять этот термин со сложной мордой. Почти также в каждом материале на любом информационном портале можно ощутить, что тебе "втюхивают рекламу", если достаточно долго вглядываться.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Cino
Всё, что угодно можно оправдать "постмодернизмом", если употреблять этот термин со сложной мордой.

Так по сути и есть. Постмодернизм маскирует свою вторичность через чрезмерное усложнение диалога с потребителем, создающего иллюзию наличия смысла там, где его никогда не было, нет и не будет. Это что-то вроде искусной иллюзии, обмана - ты видишь то, что кажется тебе знакомым, но подойдя ближе обнаруживаешь, что это лишь мутное отражение чего-то другого, которое твой воспаленный мозг интерпретировал как знакомую тебе вещь. Искать смысл, что-то настоящее в мире постмодерна - это как в темной пещере бесконечно бродить от одного зеркала к другому, но так и не суметь найти выход из тьмы к свету.

Ответить
Развернуть ветку
Тимур Шарафутдинов

Прошу понять правильно - я говорю не о рецензенте, а об авторах. Я искренне не понимаю "как авторы могут брать подобные сюжеты. Признаюсь, это уж совсем непостижимо, это точно... нет, нет, совсем не понимаю. Во-первых, пользы отечеству решительно никакой; во-вторых... но и во-вторых тоже нет пользы. "

Так и у этих, лепящих свой вариант "игры в классики", но уже без какого-либо плана хотя бы на первое прочтение.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Кани Лэнг

Открою небольшой секрет - людей можно легко убеждать абсолютно во всём, что угодно, если ты делаешь это правильно или умело со сложной мордой) Практически всё устройство мира и бОльшая часть истории стоит на этом - на банальном пиздеже, который однажды преподнесли так, что для неокрепших умов это до сих пор и близко не пиздёж)

Ответить
Развернуть ветку
Илья

Хм, странно что автору не понравился момент с дракой в кабинете психолога (при выборе бега в окно внезапно ломается четвертая стена - оказывается, что кабинет психолога является кинопавильоном, а режиссер говорит, что сейчас сцена с дракой, а окно не открывается. Простите за спойлеры)

Ответить
Развернуть ветку
Зарубежный Слава

О спойлерах стоит предупреждать в начале комментария. Так, на будущее.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Шубко
Поскольку авторы Bandersnatch обезопасили себя практически от любой возможной критики по существу, вывод будет максимально общим — постараюсь не попасться в их постмодернистскую ловушку. Это отличный интерактивный опыт, который хочется порекомендовать — но от него не стоит ждать слишком многого. Он не заставляет задуматься и не двигает вперёд жанр интерактивного кино. Это лишь развлечение.

Постмодернистское произведение обезопасило себя в эпоху метамодернизма? Ухуху. Вот вам и первая зацепочка для критики - оно просто не работает.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Slava P

Ну. начнем с того, что это отдельный фильм, а не эпизод сериала «Чёрное зеркало». Во-вторых, каждая «тупиковая» ветвь это конец отдельной истории и можно начать смотреть титры. То что ты возвращаешься во времени и меняешь ответ - твоя проблема :)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Khankin

Сам Netflix называет это Black Mirror: Bandersnatch

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Макаров

Буду всегда хвалить такие проекты только из-за попыток использования метаповествования и ломания четвёртой стены. DDLC, Stanley Parable, Undertale, Pony Island, The Hex и другие (теперь ещё и этот эпизод) будут моими любимыми медиа-проектами. Дело не в интерактивности, к которой почему-то тут цепляются, а именно в идеи персонаж vs читатель/автор. Ну да, постмодернизм короче.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Цувап Ыыы

Сериал с самого начала кроме как постмодернизм воспринимать нельзя. Первая серия первого сезона была полной фигнёй, если рассматривать ее всерьез. И только если понимать, что весь сюжет является иронией на самого себя, становится даже интересно. Ведь реально же, кроме кричащей вывески про секс со свиньёй там ничего и нет. Логики повествования нет, концовка идиотична, а пару прикольных моментов про журналистов в полной мере можно отнести к создателям сериала

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
jackyres

По твоему комментарию складывается ощущение, что ты видел только первую серию.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Евгений Луканов

Tt, мы вас узнали, признавайтесь.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Ledentsov

Я хз, но мне кажется они спецом такое делают что б я их сериалы с торрентов не качал, а если бы и качал то дальше первой ветки посмотреть не мог

Ответить
Развернуть ветку
XTheme

В сети уже есть все 5 часов, правда просто одним видосом.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Воронов

я тебе даже больше скажу нетфликс впервые завезли и русскую озвучку (может и не впервые, просто среди тех проектов которые я смотрю от них это первый где есть официальная русская озвучка)

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
IDK

Я правда так и не понял какая "концовка" правильная?
Там где девушка в современности разбивает/поливает компьютер?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Милонов

Думаю да, ведь там игра получает максимальный рейтинг

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Кудрявцев

Александр Гельевич, помогите пожалуйста

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Ушаков

Meanwhile in netflix

Ответить
Развернуть ветку
Romanoss

Да мне пох, кто сказал что я не могу критиковать, — хрень серия ( я ее даже не смотрел, - а что, я же не просто черканул комментарий, это посткоментарий, который не может быть закритикован), антихайп 😂🧐

Ответить
Развернуть ветку
Gamet Space

А что? The Bunker всё ещё неплохое интерактивное кино. Жаль, что ничего подобного от Нетфликса мы пока что не увидели.

Ответить
Развернуть ветку
Bo

Нет. Если плохо, то плохо и никакие дешмовые отмазки из закрытых тусовочек не прокатят. Плохо.

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Lebedev

Minecraft: Story Mode тоже доступен на Netflix.

Ответить
Развернуть ветку
teo

Они это специально, а ты и не понял.

Ответить
Развернуть ветку
kagey bee

Все так просто. оказывается, чтобы произведение перестало быть дерьмом, автору достаточно регулярно озвучивать: "я знаю, что это дерьмо". Потребитель потом все равно отмажет все мои провалы, прибавив к каждому слову в рецензии приставку "пост-".

Ответить
Развернуть ветку
Эн Кей

Не смотрел (пока еще), но осуждаю =)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Арышев

Значит, авторы "Метрона" просто опередили своё время?

Ответить
Развернуть ветку
Fedor Dvinyatin

Не читал статью, т.к. одно её название смывает автора в помойку. Мало того, что это самый неудачный эпизод Black Mirror, совершенно не проработан и все такое, он начинается с того, что тебе предлагают выбрать ХЛОПЬЯ НА ЗАВТРАК. Вот она, интерактивность, вот оно, будущее.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Биллирубин

Спасибо, хорошая статья.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 77 комментариев
null