Angst – один из самых недооценённых фильмов в истории кино

Ksyusha gewidmet

Angst – один из самых недооценённых фильмов в истории кино

В 1983 году австрийский режиссёр Геральд Каргль снял свой первый и последний художественный фильм «Angst» (с немецкого: страх, экзистенциальная тревога). Это несправедливо недооценённое и полузабытое знаковое кино, позволяющее погрузиться в горячечный бред серийного убийцы и, благодаря революционной операторской работе, стать как бы соучастником его преступлений.

В основу фильма заложена реальная история серийного убийцы Вернера Книзека, выпущенного за примерное поведение в январе 1980 года из австрийской тюрьмы на 3 дня для поиска работы (его должны были полностью освободить через 2 недели). Вместо хождения по собеседованиям Вернер купил газовый пистолет на деньги, заработанные от нелегального производства и продажи алкоголя в тюрьме, и убил семью из трёх человек. На момент освобождения у Вернера за плечами было несколько краж со взломом, убийство пожилой женщины и 15 лет тюрьмы. «Angst» стал одновременно исследованием феномена социопатии и упрёком австрийской правоохранительной системе.

Angst – один из самых недооценённых фильмов в истории кино

Подлинным украшением фильма стали внутренние монологи главного антигероя фильма, всегда монотонные, путанные и отстранённые. Гаспар Ноэ при съёмках своего первого полнометражного фильма «Один против всех» вдохновлялся именно «Страхом». Примечательно, что данные монологи – цитаты из интервью и показаний другого серийного убийцы Петера Кюртена, прозванного Вампиром из Дюссельдорфа. На его счету, по признанию самого Петера, 69 убийств. Именно монологи погружают зрителя в спутанное сознание психопата, параноидального нарцисса, строящего сложные планы по убийству очередной жертвы, в своей голове. При этом все эти планы воплощаются в жизнь совсем не так, как маньяк их представляет, ибо в момент убийства он себя не контролирует.

«Страх» — это визуальный шедевр, один из тех фильмов, которые переворачивают ваш мир. «Страх» запретили во Франции за чрезмерную жесткость, но я нашел его на видеокассете и посмотрел раз сорок — каждый раз, когда ко мне приходили друзья, я ставил им этот фильм. В «Страхе» постоянно звучит гипнотизирующий закадровый голос, мы всё время слышим, что происходит в голове маньяка, — вдохновившись, я потом тоже использовал закадровый голос в своей первой картине.

Гаспар Ноэ, Режиссёр

Эрвину Ледеру («Das Boot», «Список Шиндлера», «Спецотряд Кобра») своей актёрской игрой отлично удалось передать невротичность, социопатию и хаос сознания серийного убийцы. Он словно был рождён для этой роли, выглядя в свои 32 (на момент съёмок) более чем безумно и отталкивающе. Холодные рыбьи глаза, торчащие волосы, кривые зубы, ужимки, жесты, дёрганная ходьба, чавканье – всё до отвращения натуралистично. Отец Эрвина занимал руководящую должность в администрации психиатрических лечебниц Австрии, поэтому у него под боком всегда был эксперт, помогающий вжиться в роль. «Angst» – это не глянцевый голливудский остросюжетный триллер про утончённых и интеллектуальных серийных убийц вроде Ганнибала Лектора. Это правдивый полудокументальный фильм про реального психопата и именно своей реалистичностью он вызывает настоящий страх.

Я не боялся их. Единственное, к чему я испытывал страх – это я и моё существование.

Angst

Сценарий Геральду Карглю помогал писать польский режиссёр, сценарист и оператор Збигнев Рыбчинский, обладатель Оскара 1983-го года за лучший короткий анимированый фильм. Оба сценариста постарались не только рассказать о трёх днях жизни Вернера Книзека, но и объяснить, какие события в детстве и юности маньяка подтолкнули его к убийствам и когда впервые проявилась его склонность к садизму. В связи с этим рекомендую найти полную 87-минутную версию фильма, вышедшую на Blu-Ray в 2017 году, а не обрезанную 79-минутную версию для кинотеатров, ибо в последней вырезано вступление.

Angst – один из самых недооценённых фильмов в истории кино

Операторская работа всё того же Збигнева до сих пор является революционной, а для начала восьмидесятых выглядела попросту запредельно. При весьма скромном бюджете в 400 000 евро, он использовал дорогостоящее оборудование и нестандартные подходы к управлению камерой. Значительная часть съемок производилась при помощи ручной камеры, число статичных моментов минимально, при этом кино отнюдь не выглядит как «Ведьма из Блэр». Фильм динамично, профессионально и красиво снят.

В напряжённые моменты камера максимально фокусируется на маньяке, передавая его внутреннее состояние, жажду убийства, тревогу. В спокойные моменты план, напротив, максимально общий, камера с высоты птичьего полёта облетает маньяка. Таким образом создается уникальный эффект присутствия. Оператор передаёт ощущения убийцы, когда тот спокоен, передвижения камеры медленны и частота смены ракурсов невысока. Как только преступник начинает нервничать или входить в раж, сходит с ума и камера. Зритель как бы становится частью внутреннего мира серийного убийцы, соучастником его преступлений.

При этом маньяк не машина убийств из «Хэллоуина». В самый ответственный момент он мечется между жертвами, его поступки хаотичны, ему не хватает сил даже на то, чтобы быстро прикончить пожилую женщину и парализованного инвалида, поэтому их убийства надолго запомнятся впечатлительному зрителю. Для максимального погружения в липкий психопатический кошмар серийного маньяка некоторые сцены сняты нарочито документально, практически без склеек. Например, зритель будет десять минут наблюдать за тем, как серийный убийца с трудом переносит трупы из разных частей особняка в багажник машины. Неудивительно, что этот местами странный, болезненный, ненормальный фильм был запрещён в нескольких странах.

Финальным штрихом, позволяющим ещё лучше прочувствовать атмосферу фильма, является саундтрек одного из основателей Берлинской школы электронной музыки Клауса Шульце. Клаус специально для этого фильма записал состоящий из 5 треков альбом с одноимённым названием. В 2005 году этот альбом был переиздан и дополнен получасовым «Silent Survivor», не вошедшим в оригинальную версию альбома. Его почти медитативный «Freeze» и тревожный «Surrender» особенно хороши в контексте фильма.

Angst – один из самых недооценённых фильмов в истории кино

Фильм, дарящий зрителю своим новаторским подходом незабываемый эмоциональный опыт, даже не окупил свой производственный бюджет и незаслуженно почти забыт. Надеюсь, моя рецензия вдохновит кого-нибудь на его просмотр, ибо он того стоит.

8989
46 комментариев

Подумал, что Говорун на картинке.

3
Ответить

Хотя, Вы правы, вот старый постер к фильму:

7
Ответить

Совсем не похожа, на мой взгляд.

1
Ответить

Зашёл увидеть этот коммент

1
Ответить

Спасибо. Качаю. Будем смотреть с друзьями. :D

9
Ответить

Идеально для новогодних праздников, проверенно. )

6
Ответить

Только с мужем.

Ответить