Кино и сериалы Absurd
3 907

Angst – один из самых недооценённых фильмов в истории кино

Ksyusha gewidmet

В закладки

В 1983 году австрийский режиссёр Геральд Каргль снял свой первый и последний художественный фильм «Angst» (с немецкого: страх, экзистенциальная тревога). Это несправедливо недооценённое и полузабытое знаковое кино, позволяющее погрузиться в горячечный бред серийного убийцы и, благодаря революционной операторской работе, стать как бы соучастником его преступлений.

В основу фильма заложена реальная история серийного убийцы Вернера Книзека, выпущенного за примерное поведение в январе 1980 года из австрийской тюрьмы на 3 дня для поиска работы (его должны были полностью освободить через 2 недели). Вместо хождения по собеседованиям Вернер купил газовый пистолет на деньги, заработанные от нелегального производства и продажи алкоголя в тюрьме, и убил семью из трёх человек. На момент освобождения у Вернера за плечами было несколько краж со взломом, убийство пожилой женщины и 15 лет тюрьмы. «Angst» стал одновременно исследованием феномена социопатии и упрёком австрийской правоохранительной системе.

Подлинным украшением фильма стали внутренние монологи главного антигероя фильма, всегда монотонные, путанные и отстранённые. Гаспар Ноэ при съёмках своего первого полнометражного фильма «Один против всех» вдохновлялся именно «Страхом». Примечательно, что данные монологи – цитаты из интервью и показаний другого серийного убийцы Петера Кюртена, прозванного Вампиром из Дюссельдорфа. На его счету, по признанию самого Петера, 69 убийств. Именно монологи погружают зрителя в спутанное сознание психопата, параноидального нарцисса, строящего сложные планы по убийству очередной жертвы, в своей голове. При этом все эти планы воплощаются в жизнь совсем не так, как маньяк их представляет, ибо в момент убийства он себя не контролирует.

«Страх» — это визуальный шедевр, один из тех фильмов, которые переворачивают ваш мир. «Страх» запретили во Франции за чрезмерную жесткость, но я нашел его на видеокассете и посмотрел раз сорок — каждый раз, когда ко мне приходили друзья, я ставил им этот фильм. В «Страхе» постоянно звучит гипнотизирующий закадровый голос, мы всё время слышим, что происходит в голове маньяка, — вдохновившись, я потом тоже использовал закадровый голос в своей первой картине.

Гаспар Ноэ
Режиссёр

Эрвину Ледеру («Das Boot», «Список Шиндлера», «Спецотряд Кобра») своей актёрской игрой отлично удалось передать невротичность, социопатию и хаос сознания серийного убийцы. Он словно был рождён для этой роли, выглядя в свои 32 (на момент съёмок) более чем безумно и отталкивающе. Холодные рыбьи глаза, торчащие волосы, кривые зубы, ужимки, жесты, дёрганная ходьба, чавканье – всё до отвращения натуралистично. Отец Эрвина занимал руководящую должность в администрации психиатрических лечебниц Австрии, поэтому у него под боком всегда был эксперт, помогающий вжиться в роль. «Angst» – это не глянцевый голливудский остросюжетный триллер про утончённых и интеллектуальных серийных убийц вроде Ганнибала Лектора. Это правдивый полудокументальный фильм про реального психопата и именно своей реалистичностью он вызывает настоящий страх.

Я не боялся их. Единственное, к чему я испытывал страх – это я и моё существование.

Angst

Сценарий Геральду Карглю помогал писать польский режиссёр, сценарист и оператор Збигнев Рыбчинский, обладатель Оскара 1983-го года за лучший короткий анимированый фильм. Оба сценариста постарались не только рассказать о трёх днях жизни Вернера Книзека, но и объяснить, какие события в детстве и юности маньяка подтолкнули его к убийствам и когда впервые проявилась его склонность к садизму. В связи с этим рекомендую найти полную 87-минутную версию фильма, вышедшую на Blu-Ray в 2017 году, а не обрезанную 79-минутную версию для кинотеатров, ибо в последней вырезано вступление.

Операторская работа всё того же Збигнева до сих пор является революционной, а для начала восьмидесятых выглядела попросту запредельно. При весьма скромном бюджете в 400 000 евро, он использовал дорогостоящее оборудование и нестандартные подходы к управлению камерой. Значительная часть съемок производилась при помощи ручной камеры, число статичных моментов минимально, при этом кино отнюдь не выглядит как «Ведьма из Блэр». Фильм динамично, профессионально и красиво снят.

В напряжённые моменты камера максимально фокусируется на маньяке, передавая его внутреннее состояние, жажду убийства, тревогу. В спокойные моменты план, напротив, максимально общий, камера с высоты птичьего полёта облетает маньяка. Таким образом создается уникальный эффект присутствия. Оператор передаёт ощущения убийцы, когда тот спокоен, передвижения камеры медленны и частота смены ракурсов невысока. Как только преступник начинает нервничать или входить в раж, сходит с ума и камера. Зритель как бы становится частью внутреннего мира серийного убийцы, соучастником его преступлений.

При этом маньяк не машина убийств из «Хэллоуина». В самый ответственный момент он мечется между жертвами, его поступки хаотичны, ему не хватает сил даже на то, чтобы быстро прикончить пожилую женщину и парализованного инвалида, поэтому их убийства надолго запомнятся впечатлительному зрителю. Для максимального погружения в липкий психопатический кошмар серийного маньяка некоторые сцены сняты нарочито документально, практически без склеек. Например, зритель будет десять минут наблюдать за тем, как серийный убийца с трудом переносит трупы из разных частей особняка в багажник машины. Неудивительно, что этот местами странный, болезненный, ненормальный фильм был запрещён в нескольких странах.

Финальным штрихом, позволяющим ещё лучше прочувствовать атмосферу фильма, является саундтрек одного из основателей Берлинской школы электронной музыки Клауса Шульце. Клаус специально для этого фильма записал состоящий из 5 треков альбом с одноимённым названием. В 2005 году этот альбом был переиздан и дополнен получасовым «Silent Survivor», не вошедшим в оригинальную версию альбома. Его почти медитативный «Freeze» и тревожный «Surrender» особенно хороши в контексте фильма.

Фильм, дарящий зрителю своим новаторским подходом незабываемый эмоциональный опыт, даже не окупил свой производственный бюджет и незаслуженно почти забыт. Надеюсь, моя рецензия вдохновит кого-нибудь на его просмотр, ибо он того стоит.

#angst #кино #long

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Absurd", "author_type": "self", "tags": ["long","angst","\u043a\u0438\u043d\u043e"], "comments": 45, "likes": 84, "favorites": 164, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 35746, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 03 Jan 2019 23:44:55 +0300" }
{ "id": 35746, "author_id": 46745, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/35746\/get","add":"\/comments\/35746\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/35746"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957, "last_count_and_date": null }

45 комментариев 45 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
9

Спасибо. Качаю. Будем смотреть с друзьями. :D

Ответить
6

Идеально для новогодних праздников, проверенно. )

Ответить
5

Лучше до Путина смотреть или сразу после?

Ответить
16

Вместо!

Ответить
0

Только с мужем.

Ответить
11

Очень интересно, но смотреть я это конечно не буду...
Страшно, блять!

Ответить
1

Огненный комментарий. )

Ответить
2

Да я вообще огонь)

Ответить
9

Некоторые фильмы не хочется смотреть, насколько хорошими бы они ни были.

Ответить
0

Понимаю...

Ответить
3

Одной только заглавной картинки достаточно чтобы отпало всякое желание это смотреть.

Ответить
0

Да, картинка противоречивая. )

Ответить
3

Подумал, что Говорун на картинке.

Ответить
6

Хотя, Вы правы, вот старый постер к фильму:

Ответить
1

Совсем не похожа, на мой взгляд.

Ответить
3

Константин Говорун. Но я понял твой прикол )

Ответить
1

Зашёл увидеть этот коммент

Ответить
5

Гаспар Ноэ плохих фильмов не посоветует!

Ответить
4

недооценённый
недооценённый
недооценённый
недооценённый
недооценённый

почему так часто пишут "недооценённый" на DTF? даже "самый недооценённый".
если большинство оценит недооценёного как плохого, то будет ли он плохим? или просто большинству нужно иное?
может писать "малоизвестный" ?

Ответить
1

недооценённый
недооценённый
недооценённый

Ответить
3

"При весьма скромном бюджете в 400 000 евро" Так евро ж ещё не было. Или просто принято переводить на современную валюту?

Ответить
3

На самом деле, это кассовые сборы, я уже отредактировал, спасибо, что обратили внимание.
И, да, принято в доллары или евро всё пересчитывать во избежание путаницы.

Ответить
2

Спасибо, посмотрел.
На самом деле, это типичный нишевый фильм, которые отличаются от нормальных фильмов бесконечными тянущими время вещами (ходьба, например), тупыми диалогами, идиотскими действиями и вообще, простые вещи в этих фильмах всегда какие-то... странные.
А еще в них ГГ всегда помешаны на потрахаться. И сюжет в них заканчивается тогда, когда в нормальном фильме бы он только начинался.
Но, в принципе, фильм понравился. Может потому, что много-то не ждал, а может из-за хорошего цветкорра и атмосферы фильма в целом. А может, я просто люблю Германию тех годов и меня прет от вида машин того времени, разъезжающих мимо этих обалденных домов...
P.S. Поржал от "как страшно, я это смотреть не буду" в комментах. Я думал, на этом сайте сидят не только дети...

Ответить
1

Бесконечно тянущиеся вещи - это фича, а не баг. ))
Диалогов в фильме почти нет, только внутренние монологи.

Ответить
1

В данном случае под диалогами я имел в виду окружающие гг вещи. Например, когда (СПОЙЛЕР!!!) он убивал дочку с мамой в доме, мы смотрели на это и слушали его мысли (весьма интересная задумка), вот только между мыслями было слышно то, что происходило в доме. Очень мне понравилось, как дочка не кричала, не визжала, а наоборот, вполне сексуально постанывала) И вообще, он их там убивает, а никто не кричит, не шумит, все так тихо проходит. Нелепо.
Но вообще надо сказать, что фильм получился удивительно реалистичным (не считая вышеописанного). Я в какой-то момент словил себя на мысли, что наблюдаю за реальными убийствами, а не за фильмом, в котором никто не пострадал

Ответить
0

" Я в какой-то момент словил себя на мысли, что наблюдаю за реальными убийствами, а не за фильмом, в котором никто не пострадал" - вот. Те же ощущения.

Ответить

Комментарий удален

2

Надо отвыкать от привычки идти гуглить фильм не дочитывая комментарий до конца ... сюка

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

4

Ноэ даже близко не пытается быть Триером и тем более Линчем.
Ноэ старается шокировать зрителя, вызвать у него эмоции.
Триер - это интеллектуальный вызов зрителю (пусть и не самый сложный), полный культурных отсылок.
Линч - это вообще сюрреалистичное кино, где у Ноэ сюрреализм (кроме "Входа в Пустоту", там он есть немного)?

Ответить
2

типичный комментарий чувака, который вчера открыл список топ-10 кино не для всех и посмотрел первые три фильма

Ответить

Комментарий удален

0

Поделитесь рецензиями, пожалуйста, интересно прочесть будет.

Ответить
0

да даже если тебя и вправду зовут на пресс-показы, то это никак не оправдывает твоего профанства по этой теме, кинокритика сейчас в полном очке - тем более российская, хотя за такие сравнения тебя даже антон долин бы опустил

Ответить
1

самый

в истории кино

Михалков плачет в углу. Даже ему не понять такого абсолютизма.

Ответить
0

есть хитрость в слове "самый".
"самый" это может еще значит как "сам".
т.е. если не сравнивать его с другими, то он лучший.

Ответить
0

Один из самых ))

Ответить
1

Ага. The room тоже.

Ответить
0

Согласен.

Ответить
1

Не вижу ничего недооцененного в нем. Да поставлен он в целом неплохо, есть интересные операторские моменты, но вторая часть фильма настолько сильно провисает, что фильм с натяжкой хорошим можно назвать.

Ответить
0

Так нарочито реалистичная и приземлённая финальная четверть (не половина) фильма - это отличная режиссёрская находка. Маньяк возвращается утром в дом, где совершил убийства, чтобы собрать все трупы. Всё это снимается почти без склеек, чем ещё больше погружает зрителя в липкий невротический кошмар социопата, делая фильм ещё более реалистичным. На мой взгляд, это очень сильный момент.

Ответить
0

Не знаю, ничего сильного в этом не увидел. Когда два часа снимают, как маньяк тащит труп - ну это реально скучно, и есть куда более интересные средства, чтобы все это выразить. Особенно если он делает это под такую ужасную музыку как в "Страхе".
Возможно, если бы это был первый фильм такого плана, который я видел, это бы меня действительно завлекло, но здесь складывается впечатление, что режиссеру нужно было просто убить оставшийся хронометраж. Так что не думаю, что это какая-то супернаходка - скорее всего все куда прозаичнее. Да и сам маньяк от этого не выглядит психологичнее, скорее наоборот вся эта клоунада последней трети рушит весь образ (который тоже не особо сильный, благо маньяк, с которого списаны все внутренние монологи, был несколько умнее в своих действиях. Тут же персонаж задается философскими изысканиями, а потом максимально тупо лажает в концовке. И да, при этом он психологически здоров, о чем в конце говорится.)
Вопросов нет, есть режиссеры, которые могут делать кадры интересными, если в них почти ничего не происходит (тот же австриец Ханеке), но здесь это просто не работает. Тут есть неплохая операторская работа, интересные идеи режиссуры, но самого сюжета просто не хватает на этот хронометраж, а точнее сценаристу и режиссеру не хватило сил его органично растянуть. В целом, фильм нормальный, но в чем его недооцененность? Объективно, это не шедевр, свою долю известности он получил, а так же повлиял на других режиссеров. Что еще нужно? Окупиться он в принципе не мог, потому что его запретили к прокату по всей Европе. А если бы и не запретили, то он бы высоко шибко не взлетел, потому что фильм не на массовую аудиторию

Ответить

Комментарий удален

1

О, годнота подъехала. От души.

Ответить
0

Благодарю.

Ответить
1

Спасибо, да твоя рецензия оказалась в нужном месте и в нужное время.

Ответить
0

Спасибо!

Ответить
0

83-год, 400 000 евро, - хм ))

Ответить
0

IMDB всё в евро пересчитывает. Глобалисты-хулиганы. ))

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Уве Болл вернулся в кино
и начал экранизировать flash-игры
Подписаться на push-уведомления