Аналитика 3D Анимации в России и СНГ — факты и цифры

Год начался со жгучего спора вокруг киноанимации из РФ и СНГ. Аналитика от эксперта Константина Харитонова пролила на свет факты и события из отечественной индустрии. Предлагаем присоединиться к обсуждению!

В закладки

Это укороченная версия статьи Константина + куча комментариев читателей из соцсетей.

С чего начиналось

В группе MoPicture начался ср... "спор" вокруг вопроса: "Почему российские полнометражные 3D–мультики такое лютое г...?".

Константин написал ответную статью на всевозможные мнения, собрал накопленный опыт и подключил других экспертов для максимально объективного анализа.

Но прежде чем вступать в жаркую беседу, мы вспомним, откуда можно взять самую основную информацию о реальном состоянии дел. Например, на сайте Ассоциации анимационного кино можно найти почти все новости из мира анимации в РФ и каталог студий и анимационных проектов, особенно авторских. Новости индустрии можно читать и в группах Facebook CG Russia и в той же moPicture (как видите, там бывает частенько горячо!).

Мы в Cerebro ведем каталог коммерческих студий, проектов и школ в СНГ в виде Google таблицы. Если отфильтровать компании по категориям «Анимация» и «Статус», то получится около 45+ компаний в СНГ, в них работает порядка 2500 человек. Количество внешних фрилансеров или подрядчиков подсчитать пока невозможно. Почти все анимационные студии в СНГ, кроме двух, расположены в РФ. На вкладке Anim.Projects собрано 150+ проектов, как сериалов, так и полнометражных фильмов, вышедших после 2000 года. Для кинорелизов указаны бюджет и сборы в РФ, по данным Кинопоиска. Сборы в мире не указаны, так информации по ним практически нет.

Что с качеством?

Если говорить коротко, то качество 3D–анимационных сериалов в РФ хорошее.

Например, у трех сезонов сериала «Маша и Медведь» за 10 лет (2009–2019 годы) более 50 млрд просмотров только на Youtube на конец 2018–го, для них это серьезная статья дохода. При этом «в 2015 году выручка производителей от продажи товаров по лицензии «Анимаккорда» под брендами «Маши и Медведя» составила $225 млн». Более подробно — тут. Если хотите узнать узнать больше про анимационный бизнес, лицензионный рынок и защиту бренда, прочитайте конспект 30–минутного выступления генпродюсера студии «Анимаккорд» Дмитрия Ловейко перед 15 тысячами людей в «Олимпийском».

А вот данные вокруг бюджетов 3D Animation полного метра в РФ вызвали бурю комментариев. Бюджет начинается от 400–500 млн руб. (данные на 2018 год). Емкость рынка в РФ для анимации в кино (т.е. сборы) — от 150 до 500 млн руб. Окупаемость в лоб в принципе невозможна, так как половину суммы забирает кинотеатр. А еще есть расходы на маркетинг и рекламу, которые тоже нужно покрывать.

Некоторые с Константином не согласились:

" Бюджеты российских полных метров, уж простите, не 500 млн. и никогда такими не были".

Хотя мы не рискнем так говорить — всем источникам (Кинопоиск, Визард, Смешарики), на кого мы опирались, доверяем.

Возвращаясь к качеству: европейские продюсеры сильно завидуют продюсерам из РФ, кто делает анимационные сериалы. В России научились делать не просто «мультики», а бренды — персонажей, мерчендайз, игры, шот по лицензии, книжки и т.д. Например, в 2018 году было 10 больших сделок в этом поле с брендами из России. Для примера, в Netflix — «Маша и медведь» (с 2017 года), «Ми–ми–мишки», «Смешарики», «Лео и Тиг», «Буба», «Yoko».

3D Анимация — это «Прошу Внимания, Махач Пикселей» ©. «Дэдпул 2»

Про ЦА и Голливуд

Целевая аудитория анимации в РФ — это дети 4–8 лет, поэтому она априори не может нравиться вам, взрослым. Но это аудитория уже приносит деньги!

При этом психологически в РФ для аудитории 10–14–лет уже зазорно смотреть анимацию, а уж тем более идти на полный метр. Но надо хотя бы начать пробовать это делать, а сейчас основной ответ инвесторов: «Мы не знаем, как это продавать». Второй аргумент: аудитория слишком малочисленная. Риск — дело неблагородное, и безопаснее и прогнозируемо вложиться в средненький детский сериал, потому что дети смотрят без преувеличения всё. Получается, визуальное качество материала не играет почти никакой роли для юного зрителя. Да и качество сценария, диалогов, мотивации персонажей и логика событий их также мало волнует. И это, к сожалению, факт.

Мучения обучением

Тема профильного образования в сфере анимации для многих оказалась болезненной. Вот один из комментариев к статье:

"Я также скептичен по поводу "Преподавать в других госвузах, надеюсь, будут сотрудники студий, то есть те, кто совмещают с работой в студиях" и профстандартов. Я много работал с преподавателями и спикерами и не вижу мотиваций "преподавать в госвузах", особенно когда есть другие горячие задачи, съемки, дедлайны и просто не до того. Так что "появились новые возможности обучения в госвузах" — это скорее желаемое, чем реальное".

Мы собираем данные по тому, где можно учиться. Еще семь лет назад школ в области CG и Анимации в СНГ было около 10, почти все сотрудники были самоучками. С одной стороны, все стало хорошо: в нашей таблице с проектами есть и школы — целых 32 учебных заведения, которые учат как очно, так и онлайн.

Что говорят читатели об обучении в госвузах:

"В наших вузах сейчас банально работе с фотошопом и иллюстратором учат через задницу, если учат вообще. Большинство художников не в состоянии заставить себя перейти с масла на графический планшет. Вот и выходит, что подготовка специалиста встает во много лет. Уверенное рисование в цифре года два + на уверенную анимацию персонажей еще учиться тоже долго, это ж не одна анимация походки".

Тяжело не заметить огромный голод в специалистах индустрии. Нужен институт как для простых сотрудников (аниматоров или 3D–моделеров), так и для менеджеров и штучных специалистов — режиссеров и сценаристов.

Хватит кормить государство

Интересно посмотреть, как в других странах правительства помогают развивать анимацию и киноиндустрию. Очень много цифр и доводов было сказано в статье Константина. Приведем некоторые из них.

Широко развита система Rebate: правительство Канады возвращает студиям деньги (Rebate) от 35% до 55% (в зависимости от места расположения) от затрат на персонал внутри студии в стране. Также в Европе широко развита система грантов.

В РФ тоже есть поддержка, но другая. Фонд Кино в 2018 году потратил на поддержку игрового кино и анимации вместе около 65$ млн. Про налоги, освобождение от НДС на лицензии и что там с грантом Президента РФ на разработку ПО для анимации подробно — в аналитике Константина.

Вместо вывода процитируем вновь реакцию читателей:

"Я все надеюсь, что как игровые компании так и анимационные, накопив какой-никакой капитал будут давать себе волю и делать офигенный авторский высокобюджетный контент, хотя бы раз в пять лет. Розовые мечты, конечно".

Классные мечты, впрочем. Мы бы хотели того же самого :)

На самом деле, статья вызвала бурю эмоций: от похвалы до ругачек. Как говорится, на пустом месте спор не возникает, поэтому пишите, ругайте, хвалите нас! Константин ответит на все вопросы. Обсудить тему можно прямо здесь, в комментариях.

#long

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Татьяна Белова", "author_type": "self", "tags": ["long"], "comments": 29, "likes": 2, "favorites": 9, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 36518, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 15 Jan 2019 14:05:36 +0300" }
{ "id": 36518, "author_id": 111047, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/36518\/get","add":"\/comments\/36518\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/36518"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957 }

29 комментариев 29 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
4

Мне приходится смотреть все эти российские мультсериалы. Они почти все на удивление хорошего качества (Кроме Лунтика. Лунтик - херня). Удивляюсь откуда у нас взялось столько талантливого народу, чтобы делать такое большое количество хорошего контента. Вот бы в геймдеве так.

Ответить
3

у меня тоже дети смотрят, Бумажный лось или Аркадий Паровозов, по моему отличные мультики.

Даже если отбросить сценарии именно графика, очень стильная.

Ответить
2

"Почему российские полнометражные 3D–мультики такое лютое г...?"

Какой-то наброс. За 2018 год я видел 2 полнометражки: Фиксики и Смешарики. Обе - качественное детское кино.

Ответить
0

Мы тоже так считаем, просто выбрали такое специальное хейтерское название и заголовки ! Суть в текст )

Ответить
1

В СНГ в индустрии анимации всего 2500 человек, но все молодцы, вы правы!
В статье есть таблица со студиями и численностью.

Ответить

Комментарий удален

0

Вы точно полную статью читали ? ))

Ответить

Комментарий удален

1

а 3 кота, 3 кота то тоже ничего

Ответить
0

Да все хорошие, мы про это и пишем!

Ответить
0

Понятно, я тоже люблю Фиксиков, но лучше прочитать!

Ответить
0

Тима озвучь плиз своё место жительства. Ну что-бы "по понятиям" было
Ты-ж смелый?

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

0

а вы прочитайте статью и напишите мнение)

Ответить
0

может, стоило немного промониторить? узнать, какие есть проекты, что перечисленные проекты направлены на массового зрителя, а 3D анимация хорошая есть, да, есть случаи, когда она уходит на аутсорс за бугор. ну, или целиком за бугор. неудачное обобщение. плюс, СНГ приплели. несерьезно.

Ответить
0

Алексей в полной статье есть ссылка на все 240 студий и 150 проектов из СНГ.
Вообще то там только хорошее и положительное.

Ответить
0

А что тут читать? Сравнивают отстающую в развитии страну с самыми лучшими в мире художниками. ЛУЧШИМИ В МИРЕ. Это как если сравнивать сборную Канады по хоккею и сборную Франции: почему во Франции хоккей такое лютое говно.

Ответить
0

Статью полную, в сериалой анимации РФ одни из лучших в мире!

Ответить
0

А что по вашему не так можете объяснить ?

Ответить
0

выборка фактов и выводы, на них построенные. это все равно что:
"я вчера у вокзала съела шаурму. а потом у метро и в ТЦ - вся она была не очень, соответственно, вся шаурма в России и СНГ - плохая".

Ответить
0

А можно пример что именно мы ругаем в полной статье? Мы всех хвалим.

Ответить
1

Статья на DTF, в которой ссылка на фейсбук, в котором ссылка на третий ресурс.

Ответить
0

Вывод один: надевайте платочки и надейтесь что мусульманам понравится.

Ответить
0

Уже, для мусульманских стран в "Смешариках" и "Маша и медведь" пытаються убирать персонажей похожих на свинью на монтаже. Персонажа Панда для Азиатских стран добавляют. Это просто локализация, так же делает Дисней. Или вы про что другое? )

Ответить
0

Есть теория что маша набрала миллиард просмотров в ютубе, так как это единственный мультик где у девочки волосы прикрыты.

Ответить
0

Вы наверное небыли в мусульманских районах / странах ?
О волосах девочкам мамамы начинают говорить только лет с 12 думаю, а покрывать с 14-18.
ЦА Маши 2-6 лет, в этом возраст об этом даже не думают слава богу )
Это современно "Том и Джери" скажем так, оно прикольное, поэтом и 50 мдрд просмотров.

Ответить
0

"Мы в Cerebro ведем каталог коммерческих студий, проектов и школ в СНГ в виде Google таблицы."

Очень хочется написать язвительный комментарий, на тему "быстродействия" Cerebro, но так и не выбрал какой смешнее (никакой, на самом деле это очень грустно) .

А о чём статья в итоге? Для кого она? Какой вывод? Что обсуждать?

То что у нас умеют делать анимацию более или менее низкого/среднего уровня? Да умеют, но далеко не только у нас. Этих детских сериалов для малышей, пруд пруди и в других странах. Тот же проект "Yoko", который в статье позиционируется как Российский, делался в колоборации с испанской студией "Vodka", который сделала замечательный сериал "Jelly Jamm".

Опять же, когда мы говорим, о том что сериал "Российский", в начале 10х одна студия, полностью отдавала анимацию на аутсорс в индию. Дешевле, что тут скажешь. Возможно не только она одна, но за других говорить не буду. Да и вообще забугорные аутсорсеры используются, довольно часто. И чаще их применяют, когда нужно решить особенно сложную задачу, которую в России, могут решить лишь несколько человек.

В западных вузах, с обучением софта, тоже далеко не так гладко как хотелось бы. Индустрия слишком быстро меняется, что бы консервативно настроенное образование, поспевало за ней.

Обучить софту нет никакой проблемы.
Что бы скульптора посадить на zBrush, нужно пол года-год. Что бы из человека сделать скульптора, нужна вся жизнь. Дело именно в классическом художественном образовании, если оно хорошее, то обучить софту не проблема. Софт не более чем инструмент, как молоток или карандаш.

Проблема далеко не в обучении софту. Нужна сильная школа, именно производственников. У нас очень сильная авторская школа, и учат у нас в основном авторов. А нужна хорошая академическая и производственная база. Первое есть, со вторым проблема. Да у нас много хороших авторов, но очень мало именно ремесленников, которым дают производственную задачу, и они её выполняют.

Скажу так, причина по которой у нас нет своего Пиксара, не только в деньгах, а она кроется примерно в той же плоскости, что и в кино. Нет именно хорошей, школы, где обучают ремеслу. Да появляются всякие онлайн/оффлайн школы, но те кто там припадают в основном самоучки, что не делает их автоматически плохими, даже скорее наоборот, но всё равно это отсутствие какой-то структуры и базы, делает пробелы в знаниях у людей. нужно ещё пару поколений, что бы появилась именно ремесленная школа.

В общем как и сама статья, немного сумбурный комментарий получился.

Ответить
0

А о чём статья в итоге? Для кого она? Какой вывод? Что обсуждать?

В общем как и сама статья, немного сумбурный комментарий получился

Надеюсь вы читали полную версию?
https://cerebrohq.com/ru/2019/01/11/3-d-animation-in-cis/
Там все по разделам, есть выводы, а то как то глупо отвечать без этого знания.

P.S: на тему "быстродействия" Cerebro
Бесит что люди не пользуеться сапортом, очень прошу, запишите на видео капчер экрана, как у вас тормазит в Сerebro. Пришлите на почту khar@cerebrohq.com и в копию support@cerebrohq.com
Надеюсь у вас свежая версия ПО см. About - Cerebro de Cerca compiled 2018-12-24

Ответить
1

Прошу прощения, про полную версию пропустил, хотя даже пытался найти её)
Да полная статья, намного лучше, всё по полочкам и вывод хороший.
По поводу самого Cerebro в личку отвечу.

Ответить
0

тема интересная, статья рекламная
вот бы почитать материал от Umberto про современную мультипликацию, там наверняка было бы много интересного

Ответить
0

А что мы рекламируем по вашему? Анимацию РФ или как ))
Надеюсь, вы прочитали длинную версию статьи.

Ответить
0

Просмотрев "слегка поверхностно"
не вижу особенных проблем ( ну разве что постоянное вымывание работников )

Даже с небольшим опытом - специалисты пытаются уехать (
Очень печально.

ЗЫ. случайно увидел несколько постов от неадекватов.
Тут, точно - общение среди людей занимающихся ЦГ? или тут дегенератов набирают ?

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
10 самых лучших блюд
(согласно инстаграму Хидео Кодзимы)
Подписаться на push-уведомления