Эрик Ливолд "Ранее в "Людях Икс". История создания мультсериала" (глава 17, часть 7)

17. РАЗГОВОРЫ С АКТЁРАМИ!

Рон Рубин (Морф)

Актёр в более спокойном настроении (фото предоставлено Роном Рубином)
Актёр в более спокойном настроении (фото предоставлено Роном Рубином)
Раскадровка 14 серии – трудный день для Морфа (из личной коллекции автора)
Раскадровка 14 серии – трудный день для Морфа (из личной коллекции автора)

Мы отчаянно пытались убить персонажа Рона Рубина в первом сюжете «Людей Икс». Но он выжил.

РОН РУБИН: Я был рад, что получил эту роль, начал читать сценарий и «…Что это значит – Морфа оставили умирать?! Стражи его убили?! Это не опечатка? После второй серии меня в мультсериале не будет?». Для актёра нет ничего хуже, чем читать сценарий, где его персонажа валят.

ЭРИК ЛИВОЛД: Прости. Мы месяц пытались этого добиться.

РР: Нельзя так делать! В Канаде мультсериал был большим хитом. Мы все были как на иголках. Я был со всеми своими друзьями, которым повезло попасть в мультсериал, а потом я узнал, что моего персонажа убивают – я был очень расстроен, чуть не расплакался, потому что мне казалось, что я теряю роль в лучшем проекте. Потом появился Мистер Синистер, внедрил в меня какой-то паразитический рак или типа того, и я вернулся как «Тёмный Морф». Как я слышал, это Нью-Йоркские Пуристы Комиксов Marvel не приняли Морфа, так как он не был одним из «оригинальных» Людей Икс, и его решили пустить в расход. Фанатам персонаж очень понравился, я получал от них тонны писем.

ЭЛ: Благодаря письмам фанатов ты и вернулся. Мы постарались сделать тебя максимально симпатичным персонажем, чтобы разбить сердца зрителей, когда лучший друг Росомахи погибнет, потому мы и сделали тебя приятным и весёлым. Все остальные персонажи в 76 сериях были весьма серьёзными. Но мнение пуристов мы бы слушать не стали. Нам просто был нужен персонаж, который должен умереть.

РР: Вау, серьёзно?

ЭЛ: Да, нам нужен был кто-то, лучший друг Росомахи, чтобы зрители увидели, как Росомаха и все остальные, шокированные его смертью, скорбят по нему - чтобы зрители поняли с самого начала («Ночь Стражей», серии 1-2), что во вселенной Людей Икс насилие имеет последствия. Это была единственная причина для существования Морфа в сюжете: мы обрекли тебя на смерть.

РР: Жесть какая.

ЭЛ: Пуристы от мира комиксов тут были ни при чём. Однако ты прав насчёт фанатов. Между сезонами, когда мы выпустили 13 серий, мы все, к сожалению, разошлись и стали работать над другими проектами, пока Marvel и Fox и партнёры размышляли, можно ли будет выпустить новые серии. Мы подготовили сценарий последней серии сезона в конце июля, и примерно в конце января, увидев отличные рейтинги, они решили выпустить ещё один сезон. Мы спешно начали продумывать сюжеты для второго сезона, тогда фанаты начали писать письма, и мне позвонил Сидни (Айвантер, из Fox TV): «Эрик, ты убьёшь меня за эти слова, но ты знаешь, кто в первом сезоне особенно понравился зрителям?»

РР: Поверить не могу. Ты серьёзно?

ЭЛ: Да. Они провели опрос, и оказалось, что любимым персонажем у зрителей был Морф. Сидни сказал: «Слушай, моё начальство с меня не слезает по этому поводу, Морфа надо вернуть».

РР: Боже мой, Эрик, я впервые слышу из первых уст о том, что Морф был настолько популярен. Я слышал, что он был популярен, и фанаты сильно расстроились, когда его убили, но, по твоим словам, в первый год он был САМЫМ популярным персонажем?

ЭЛ: Да, иначе мы бы тебя никогда и ни за что не вернули. Мы решились на все эти хлопоты, знатно над этим попотели, у нас был революционный момент с гибелью одного из основных персонажей в детском мультсериале – а потом нам говорят, что нам надо вернуть его, и выкручивайтесь как хотите! Только ради фанатов…

РР: Как ты думаешь, почему зрители так полюбили Морфа?

ЭЛ: Возможно, потому, что ты прекрасный актёр – но я думаю, дело как минимум в двух или трёх факторах. Росомаха был центральным элементом пилотного сюжета. Всё внимание было на нём. И с ним был ты, его лучший друг, ты был забавным, зрители могли понять, что он любил тебя, и он тебя лишился. Между вами была эмоциональная связь. Но твоё возвращение в итоге пошло нам на руку, когда мы написали о том, как на тебе отразилось всё произошедшее.

РР: Возвращать его навсегда не стали - его использовали довольно редко.

ЭЛ: Когда нас попросили вернуть Морфа, мы уже продумали сюжеты для серий 14-26 и занялись их визуализацией, так что места для него было мало. А потом нам надо было работать над другими большими сюжетами (о Фениксе), где персонажей и без того было слишком много. Нам надо было как-то запихнуть тебя в сюжеты, но мы просто не планировали тебя возвращать, поэтому тебя использовали редко, где-то 20 раз за последующие 63 серии.

РР: Когда я был в первом сюжете, мне сказали, что надо было быть энергичным и весёлым. А потом, когда я обозлился, стал зловещим, мне дали указание: «Хорошо, теперь тебе надо играть противоположное тому, что было до этого, и теперь ты очень зол». Меня бросили умирать, я больше не был частью команды. Для меня это было интересно, так как я в основном играл в мультфильмах весёлых и позитивных персонажей. Для злого Морфа надо было подобрать другой смех, и вместо счастливого смеха, идущего по восходящей, теперь у него был смех со злой ноткой. Я видел иллюстрации, где он весь пожелтевший, с фиолетовыми мешками под глазами, и я отыгрывал две… Хотя, когда играешь Морфа, ты всё равно отыгрываешь 10 других личностей, столько ты и показываешь за серию. Во всяком случае, когда я был злым Морфом, я будто отыгрывал две личности в одном человеке. Я был так счастлив, что он вернулся, но я больше не был частью команды, я теперь работал на Мистера Синистера, а потом метался из стороны в сторону. Просто поразительно. Я сейчас часто на конвентах бываю, и из десятков персонажей, что я озвучил, Морфа всегда узнают. Все, кто подходят, говорят: «Боже мой, Морф, он был моим любимым персонажем!».

У меня есть дорогой друг, красивая индийская девушка, она училась в Гарварде и Йеле. Она политический аналитик, выступает на телевидении. Когда я рассказал ей, что был в «Людях Икс», она завизжала, как маленькая девочка: «Боже, вы не поверите, я смотрела его, когда была ребёнком!» Очень образованный академик превратилась в счастливую маленькую девочку, и мы стали лучшими друзьями. Ей нужно знать всё, что происходит. «Людей Икс» смотрели тысячи людей, и, каким бы путём по жизни они ни пошли, о них они вспоминают с радостью. Мне на конвентах чаще всего говорят: «Спасибо за детство, я рос, слушая вас».

ЭЛ: Они с таким пылом говорят об этом.

РР: В детали я вдаваться не буду, но скажу тебе, что вечеринка по случаю окончания «Людей Икс» была лучшей, самой разнузданной из всех, на которых я бывал. Надо быть внимательнее с тем, что выйдет в печать, но вечеринка была дома у Росомахи, и она длилась день или два.

ЭЛ: Скучной книга точно не выйдет.

РР: После «Людей Икс» я оказался в «Мстителях». Ты занимался «Мстителями»?

ЭЛ: Да, и приятного было мало. Нам приходилось разбираться с разными людьми - как в Marvel, так и в телесети. В мультсериале были Соколиный Глаз и Человек-Муравей, но не было ни Капитана Америки, ни Тора, ни Железного Человека, ни Халка. Самых важных Мстителей «приберегали».

Начальная заставка "Мстителей", которыми занимались Эрик и Джулия. Рон Рубин озвучил в этом мультсериале Вижена. Я не смотрел его, поэтому ничего не могу сказать по поводу сюжетов или персонажей, но меня уже воротит от их глянцевого вида (прим. пер.)

РР: Почему?

ЭЛ: Нам сказали: «Слушайте, мы хотим сольный мультсериал о Капитане Америке, мы хотим сольный мультсериал о Железном Человеке, мы хотим сольные мультсериалы о Халке и Торе, так что вам достанется команда Б». Сценаристы были те же, что и в «Людях Икс». Мы старались, как мы думали, сделать всё так хорошо, как мы могли, но мне не удалось уловить, чем особенным может выделиться этот проект, в отличие от «Людей Икс». Думаю, его нашей лучшей работой назвать не получится. Но с «Людьми Икс» каким-то образом у нас всё сложилось. Собрались все нужные люди - вы, актёры, сценаристы, художники, руководство, все понимали, что надо делать, все хотели добиться одного. Так «Люди Икс» и получились, всё сложилось как надо.

РР: Это правда. Должен тебе сказать, что в «Людях Икс» был собран лучший актёрский состав. Иногда, когда делают мультсериал, и он становится популярен, иногда это происходит благодаря сценариям, иногда благодаря игре актёров, а иногда всё вместе складывается воедино. Состав, который собрали для мультсериала, был поразительным. В комиксах ведь Людей Икс тоже называли «Поразительными»? Но это было действительно поразительно, потому что Джордж Буза и есть Зверь, здоровый, внушительный мужик с мягким голосом, он как байкер, он часто играл байкеров, он огромный, пусть он немного схуднул, но он всё ещё зверь. А Кэл, ну, с Кэлом ты разговаривал. У Кэла есть эта легкомысленность, у него отличный хриплый голос, и он любит скотч и сигары: Кэл похож на Росомаху. Я был Морфом, а Ленор была Шельмой. Это странно, так как обычно, когда ты работаешь над мультсериалами, ты совсем не похож на персонажей, ни голосом, ни внешностью, ни чувствами, ни всем остальным. Как правило, ты играешь злых учёных или каких-нибудь безумцев, но в этом мультсериале все те люди, кого я видел, характерами были неотличимы от персонажей, и я такого в анимации больше ни разу не наблюдал.

ЭЛ: Кстати, отбор ведь проходил дважды, в первый раз всё закончилось плохо, и, может, из-за этого они так старались во второй раз найти самые правильные голоса, потому что была паника. Думаю, и наблюдатели, и актёры, которых они собрали (в первый раз), сначала не совсем поняли, чего мы хотели.

РР: Вы собрали актёров на все роли, в том числе на Морфа?

ЭЛ: Мы собрали достаточно актёров, чтобы сделать записи по всем основным персонажам. Наверняка среди них был и Морф. Мы все послушали эти записи и решили: «О Боже, они звучат совсем не так, как надо, нам надо передать, что они должны звучать совершенно по-другому». К тому моменту, когда пригласили на роли тебя, Кэла и Джорджа, все уже были на одной волне.

РР: В этом мультсериале актёры начали отыгрывать по-другому, этим он отличался от всех остальных мультсериалов, в которых я до этого принимал участие. Я начал этим заниматься примерно в 85-86-м. До «Людей Икс» во всех мультсериалах были безумные, чокнутые персонажи. Но с «Людьми Икс» всё было иначе – на пробах мы отыгрывали так, как будто это была репетиция в театре. Я помню, что даже после того, как меня выбрали на роль Морфа, а у него были тяжёлые сцены, где он умирает, они потратили очень много времени на то, чтобы мы зазвучали как надо. Для озвучивания привлекли театральных актёров. В то время актёры, озвучивавшие мультфильмы, не замахивались на что-то серьёзное, и своего дела они, конечно, не стыдились, но и в мейнстрим, как сейчас, их работа не входила. Это была эволюция, большой переворот в мире анимации, так как мультсериалы типа «Людей Икс», «Мстителей» и «Серебряного Сёрфера» стали очень серьёзными. Я преподаю историю анимации, и я рассказываю слушателям о том, как мультсериалы на телевидении начались с Hanna-Barbera и Disney, с отвязных мультиков, но потом, с «Людьми Икс» и «Мстителями», с другими мультсериалами, всё изменилось. Аниме тоже оказало влияние, но эта эволюция случилась на «Людях Икс», и я думаю, она повлияла на все мультфильмы в Северной Америке.

ЭЛ: Разговаривая с актёрами и творческой командой, вспоминая о деталях, я иногда забываю обо всех конфликтах, которые у нас были. Сценаристы и художники хотели всё сделать по-своему, а Fox хотели по-другому – и все остальные в индустрии, рекламщики, маркетологи, финансовые партнёры, владельцы телевизионных станций, все те, кто видел этот новый проект, спрашивали: «Что это, чёрт возьми, такое? Он не смешной, персонажи в нём слишком взрослые, дети его не поймут, это будет полный провал!». Сейчас это сложно представить, но нам не давали продохнуть вплоть до премьеры: «Вы всё сделали не так, дети его смотреть не будут».

РР: Не сомневаюсь, вы ведь были новаторами. Кстати, нас, а не американских актёров, выбрали чисто из-за финансовых соображений?

ЭЛ: Да. «Люди Икс» были среднебюджетным проектом, бюджет был примерно в два раза меньше, чем, например, у «Бэтмена». Когда Disney и Warners, большие студии с многомиллиардными состояниями, занимаются каким-либо мультсериалом, они используют местных актёров, так как они могут платить налог Гильдии Киноактёров США, они могут платить актёрам отчисления 30 лет, если придётся. «Люди Икс» же были совместным детищем небольших независимых компаний, и денег было немного. Нам сразу сказали: «Битлджюс» хорошо себя показал в Канаде (он выиграл премию «Эмми»). Мы не хотим без конца заморачиваться над отчислениями, если этот проект тоже будет популярен».

РР: Ты сказал о небольших компаниях. Сейчас, если подумать, Marvel Comics, Люди Икс, Fox TV стали огромными империями. В этом странном деле перемены случаются часто. Было время, когда я озвучивал все эти мультфильмы, проводил много стенд-апов, много снимался, и я думал: «Может, перебраться в Лос-Анджелес?». Я всегда задумываюсь о том, что бы из этого вышло. Ты ведь знаешь Мориса Ламарша («Пинки и Брейн» и т.д.)?

ЭЛ: Конечно.

РР: Я начинал вместе с Морисом, мы оба выступали со стенд-апами в «Yuk Yuk’s» в Канаде. Он один из лучших в озвучивании, я его уже очень много лет не видел, но его имя остаётся на слуху. Это забавно, потому что кое-кто ушёл в Голливуд и обрёл там успех, стенд-аперы тех лет - Джим Керри, Хауи Мэндел, Майк Майерс ещё был в труппе, продолжать можно долго. Но на каждого успешного комика приходится 500 тех, кто пробовал добиться успеха, но до их уровня не дошёл. Когда я преподаю, меня всегда спрашивают, как попасть в эту профессию. Но я просто оказался в нужном месте в нужное время, и это было прекрасно. Но в сегодняшней индустрии от больших студий и больших агентств отдаляются: сейчас работают в домашних студиях, и конкуренция стала в 1000 раз суровее, чем раньше. Будь я новичком сейчас, не знаю, что бы я делал.

Выступление Джима Керри на комедийном фестивале "Смеха ради". Мне особенно понравилась его речь про сумасшествие: "В голове каждого из нас сидит человечек, который такой: "Не-не-не, выезжать на машине на встречную полосу непродуктивно!" (прим. пер.)
2
2 комментария