Как я неожиданно кайфанул от «Громовержцев»
Неужели Marvel в кои-то веки сняли неплохой фильм?
Перед премьерой вокруг фильма уже витал какой-то подозрительный оптимизм — пресса в восторге, а маркетинг гремел. Взять только прыжок Флоренс Пью со второго по высоте здания в мире. Обычно я на такие фокусы не ведусь, но тут сдался — всё-таки интересно, что может предложить студия, которая находится в полном мраке («Капитан Америка: Новый мир» передаёт привет).
И... Почти получилось. Это нечто более рискованное и остроумное, чем обычно у современных Marvel. Впервые за долгое время студия рискнула сделать кино (или так просто вышло) не про «спасение вселенной», а про спасение от самих себя. Здесь нет глобального злодея — только травмы, плохие решения и навязчивое чувство, что лучшие дни у наших оборванцев уже позади. Кстати, о них.
Наши «герои» — сборище неудачников: Елена Белова с депрессией, её комичный, но тоскующий по прошлому отец Красный Страж, избранный в сенат Баки Барнс, вечно злой Джон Уокер, потерянный Боб и Призрак, чьё появление заставило меня полезть в Википедию. Их сводит вместе Валентина де Фонтейн — циничная женщина, которая сначала использует эту разношёрстную компанию, а потом решает убрать за ненадобностью.
Персонажей объединяет не только мишень на спине, но и сожаление о своём прошлом и попытка убежать от проблем. К слову, тема перекликается с кризисом киновселенной, которая ищет новый путь для развития после «Финала». Что удивительно — это работает. Фильм неожиданно человечный: вместо эпичных драк — травмы, вместо злодея — внутренние демоны.
Джейк Шрейер, чей режиссёрский почерк сформировался в сериалах «Грызня» и «Шучу», мастерски перенёс свои навыки в полный метр. Ему удалось выдержать гнетущую атмосферу. Впечатляет, как он трансформировал свой сериальный опыт в кинематографичный язык. Похоже, Marvel наконец-то осознала потенциал режиссёров с подобным бэкграундом.
Ещё понравилось, что фильм сознательно избегает громоздкого CGI, делая ставку на камерный экшен — драки здесь грубоватые, но оттого более правдоподобные. Без эффектов, конечно, не обошлось. Особенно впечатляет психоделическая дуэль Боба с самим собой: его подсознание разрушает Нью-Йорк, будто в кошмарном сне. Этот приём — явная отсылка к «Началу» Нолана, но подано свежо: не просто зрелищно, а с болезненной психологической подоплёкой.
Но баланс хрупок. Сюжетные арки второстепенных героев номинальны: изначально было ясно, что Баки не задержится в политике, Уокер лишь раз вспомнил о своей семейной драме, Таскмастера молча «слили», а Призрак... Это, чёрт возьми, кто? Саундтрек невзрачный. Некоторые сцены вторичны — вспомнить только бой с Часовым, который покадрово слизан со стычки Лиги Справедливости и Супермена.
А концовка, вместо того чтобы завершить историю, услужливо открывает дверь для очередного «кроссовера». Если рассматривать события в контексте современного Marvel, то не совсем ясно, что делать с этим дальше. Вторая сцена после титров сказала о будущем вселенной куда больше, чем весь двучасовой фильм.
Несмотря на недостатки, эти оборванцы мне правда понравились. Может, я сошёл с ума, но мне удалось найти в фильме актуальную тему — утрату смысла и поиск себя. Жаль, что в КВМ — это скорее случайность, чем тренд.
АЯ — неожиданно кайфанул от «Громовержцев»
7/10. Не Новые Мстители, а групповая терапия антигероев, которые едва справляются с собой.