DTF смотрит: хорроры про интернет и триллер о волках

За прошедшие недели я посмотрел три хоррора про ужасы в интернете. Можно было бы сделать подборку из них одних, но канадский «Селфи из ада» настолько плох, что я не могу его рекомендовать даже для смеха. Так что я выбрал два действительно хороших фильма, снятых с помощью скринкастинга, и один необычный и чертовски атмосферный триллер, который засветился в нашем топе 40 лучших картин 2018-го.

DTF смотрит: хорроры про интернет и триллер о волках

«Убрать из друзей» (Unfriended)

Один из тех хорроров, в которых всё, что видит зритель — это рабочий стол компьютеров главных героев. Экономя на производстве и ограничивая себя в выразительных средствах, авторы таких фильмов должны особенно тщательно подходить к проработке персонажей и самой истории. Режиссёру Левану Габриадзе удалось и то, и другое. По крайней мере, его картина органично и достойно смотрится в ряду других молодёжных хорроров.

В центре повествования группа подростков, которые общаются в Skype. К ним в конфу подключается неизвестный под ником Billy227, который сеет раздор среди друзей и заставляет их совершать самоубийства. Всё для того, чтобы узнать — кто выложил в сеть видео с их одноклассницей, Лорой Барнс, из-за которого та покончила с собой.

DTF смотрит: хорроры про интернет и триллер о волках

Своей фабулой «Убрать из друзей» напоминает какой-нибудь «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», но в отличие от картины 1997 года, этот хоррор умело держит интригу. Отношения между персонажами, по понятным причинам, уже сформированы, но зрителя вводят в курс дела постепенно, не вываливая сразу кучу информации о героях. Из-за этого экспозиция может показаться слегка затянутой, однако медлительность первой трети фильма с лихвой окупается.

К этим подросткам достаточно быстро привыкаешь, а в тот момент, когда тебе кажется, что ты уже всё о ком-то из них знаешь, сюжет преподносит сюрприз. При этом все тёмные секреты героев не выглядят как «рояли в кустах» и тебе легко поверить, что тот или иной персонаж совершил тот или иной поступок.

Важно и то, как сценаристы держат основную интригу. В начале фильма нам показывают небольшой отрывок того самого видео, из-за которого Лора покончила с собой. Но мы до самого конца не знаем, что же именно в этом ролике заставило девушку совершить суицид. Зритель строит догадки, но реальность оказывается куда прозаичнее, глупее и от того ещё более страшной.

«Смерть в сети» (The Den)

Ещё одна картина, почти полностью снятая при помощи скринкастинга, но на этот раз это уже не подростковый хоррор. В центре сюжета здесь молодая социолог, которая получила грант на изучение поведения людей в интернете. В рамках своего исследования она целыми днями сидит в некоем подобии Chatroulette и общается с пользователями сервиса. По законам жанра, главная героиня становится свидетелем убийства.

DTF смотрит: хорроры про интернет и триллер о волках

Впрочем, несмотря на тривиальную завязку, «Смерть в сети» нельзя назвать банальным. Главное его отличие от множества подобных фильмов в том, что персонажи здесь ведут себя на удивление разумно и не тупят, как это принято в хоррорах.

Главная героиня активна, при первых признаках опасности сообщает в полицию и не пытается ни от кого скрыть то, что с ней происходит, да и в целом её поступки вполне логичны. В последний раз я так восхищался персонажами хоррора при просмотре «Одного пропущенного звона» Такаси Миике.

Радует и развязка картины. Она ещё более приземлённая, чем в «Убрать из друзей», но от того и более жуткая. Несмотря на некоторую наивность основного сценарного поворота, после просмотра остаётся тревожное ощущение и ты, как и главная героиня, не чувствуешь себя в безопасности в собственном доме.

Но главная проблема «Смерти в сети» кроется не в спорной кульминации, а в самой подаче. Авторам фильмов, снятых при помощи скринкастинга, нужно всегда думать о том, при каких условиях зритель становится свидетелем происходящего, ведь это глупо, если персонажи повсюду таскают с собой ноутбук или снимают себя на камеру мобильного телефона. К сожалению, при просмотре «Смерти в сети» не раз и не два в голове возникает вопрос: «Почему я это вижу?».

Метод подачи заставляет персонажей звонить друг другу исключительно по видеосвязи, постоянно таскать в руках телефон и не закрывать крышку ноутбука ночами. Всё это, конечно, условности, но они сильно выбивают из повествования и рушат то ощущение реальности происходящего, которые стремятся создать такие хорроры.

«Придержи тьму» (Hold the Dark)

Триллер Джереми Солнье («Зелёная комната»), основанный на одноимённом романе Уильяма Джиральди. Действие картины развивается в небольшом городке на Аляске. Здесь сына молодой женщины, чей муж воюет в Ираке, похищают волки. Уверенная в том, что её ребёнок не выжил, она пишет письмо специалисту по волкам Расселу Кору с просьбой найти и убить животных, ответственных за смерть сына. Однако ей движет не месть, но желание предоставить хоть что-то супругу, когда тот вернётся с войны.

DTF смотрит: хорроры про интернет и триллер о волках

Изначально Кор в исполнении Джеффри Райта представляется этаким пафосным профессионалом, много повидавшим на своём веку, таким, которого ничто не может удивить. Однако этот крайне распространённый в кинематографе (да и в литературе тоже) типаж быстро деконструируется — главный герой оказывается попросту не готовым к тому, что его ждёт на Аляске.

Не готов и зритель. Всю первую половину «Придержи тьму» старательно прикидывается этаким тягучим триллером о жестокости в духе «Старикам тут не место». Однако на деле — это высказывание о природе самого текста, об историях, которые люди рассказывают друг другу и о том, как они меняются в зависимости от восприятия рассказчика.

Сам сюжет картины — это такой неомиф. Окутанная суевериями и почти мистическим флёром, это история о современных легендарных героях, олицетворяющих собой силы природы. Каждый персонаж в фильме по-разному к ним относится: кто-то видит в них чуть ли не божественные сущности, а кто-то, исповедуя прагматичный подход — простых маньяков и убийц.

Важно и то, что «Придержи тьму» оставляет простор и для зрительской интерпретации. Многие сюжетные моменты здесь либо не раскрываются вовсе, либо о них говорится вскользь и как бы между делом. Поэтому изучать и обсуждать эту картину очень интересно.

5555
35 комментариев

Из фильмов, снятых при помощи скринкастинга, могу посоветовать Searching - очень годный триллер. Я даже не ожидал, что это окажется такая годнота.

4
Ответить
Комментарий удалён модератором

По поводу концовки, пожалуй, соглашусь даже. В своём стремлении заставить зрителя домысливать, авторы слишком много недосказанности оставили и получилось несколько скомаканно. И всё равно копаться во всём этом интересно.

5
Ответить

Да, давненько у меня так не бомбило от фильма. Перед просмотром прочёл, что фильм "непонятный", ну, думаю, как обычно, недалёкие не вкурили. Весь фильм жадно впитывал сюжет, а в конце мне просто поводили вялым по извилинам.

-дальше спойлеры, но пожалуйста, прочитайте их, чтобы не смотреть это кино.-

На самом деле гореть я начал ещё со сцены расстрела полицейских. Двадцать?Тридцать? человек ложатся от одного пулемётчика со второго этажа деревянного амбара. Да, в фильме говорили, что среди приехавших много новичков, но может быть не стоило набирать людей в полицию сразу из дома реабилитации частично парализованных. Я ждал, что когда его полезут штурмовать изнутри, он ещё ножом человек десять положит, меня бы уже не удивило. (Я так полагаю, что два человека с пулемётами могут вообще всю полицию в штате выкосить) Эта сцена, вообще, перекликается с подобной в "Ветреной реке", которая мне понравилась как очень крепкий триллер, с которой, собственно, этот фильм и сравнивали, что и подвигло к просмотру, на самом деле; но там похожая перестрелка снята так, что вопросов по ней не возникает. Ну и сюжет, да. ЗАЧЕМ ВООБЩЕ нужен был персонаж Фишбёрна, кроме как за посмотреть на волков - совершенно не понятно. Тут ниже пишут "брат и сестра, относятся как к скоту" - окей, но зачем тогда все эти сложности? Афган с какого-то бока - он должен был раскрыть маньяка, но по сути, это лишние сцены, там он показан как и любой другой солдат, от изнасилования бабу спас, вообще молодец. Короче "сюжет такой":

-Рассказываю фильм, чтобы вы его не смотрели.-

Рожает баба.
Пишет "писателю про волков": приезжайте тут короч))
Писатель приезжает и ловит галюнов.
Баба: убивает дитё и пропадает (ОЙ МУЖ ПИЗДЫ ДАСТ, КОСЯК ЖЕ).
Писатель идёт к главполицаю.
Писатель: Пиздец!
Главполицай: Пиздец, чё.
Приезжает с войны её муж (брат блять (откуда такие сведения - непонятно))
С корешем убивают полицейских и забирают труп ребёнка из морга.
чуть не забыл - НАМ ПОСТОЯННО ПОКАЗЫВАЮТ ВОЛКОВ.
Муж\брат "я пошол кароч)))"
Приезжает рота полиции.
Кореш: расстреливает роту полиции из амбара.
Главполицай: залезает в амбар и ведёт душеспасительную беседу.
Кореш: идина (умирает).
Выживают главполицай и писатель короче.
МАНЬЯК НАДЕВАЕТ МАСКУ ВОЛКА И В НЕЙ ЗЛОВЕЩЕ УБИВАЕТ БАБКУ.
Главполицай летит с писателем на вертолёте НА МЕСТО РАЗВЯЗКИ.
Главполицай: Опа, вот муж\брат. Умирает.
Писатель - заходит в пещеру со стрелой в боку, видит маску и ПОНИМАЕТ ВСЁ.
У тупого зрителя вроде меня вышибает дно.
Появляется жена\сестра.
Жена\сестра: ^___^
Появляется муж\брат
Муж: )) Душит жену.
Жена:))) Не умирает. Целуются.
Идут по заснеженной тундре таща за собой санки с трупом ребёнка. У тупого зрителя вроде меня отваливается перед. Конец.

5
Ответить

Неистово удваиваю. Смотрел. Красиво, да. Маразм неимоверный. Логика персонажей, ммм... ээээ... кокая логека)))000
Но снято местами очень клёво, да.

4
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Hold the dark - это фильм про этнос кореного населения центральной аляски
Все обычаи и события напрямую коррелируют с тем, во что верят Юпик, а именно тема масок.

3
Ответить