Это не хоррор, это блюз
В 1932-м году, после долгого отсутствия, близнецы Смок и Стек возвращаются в родной городок. Их цель – открытие клуба для рабочих с плантации, чтобы дать им место для отдыха и заработать на продаже алкоголя. Открытие клуба омрачается неожиданными гостями.
Трейлер фильма должен быть сделан так, что кино сразу же хочется бежать и смотреть. Достигнуть этого эффекта можно минимум двумя способами: выложить половину козырей «на стол», показав эффектную постановку или же напустить атмосферы, не дав чёткого понятия, что же зритель увидит в будущем кино, но сделать это так, что посмотреть всё же захочется. Когда я посмотрел трейлер «Грешников», он меня не зацепил почти ничем. Тем удивительнее было слышать, что он собирает хвалебные отзывы и делает неплохую для своего бюджета (90 млн.) и жанра кассу. Что такого интересного можно снять про вампиров в Миссисипи 30-х годов? Как оказалось, вполне себе можно.
Режиссёром «Грешников» выступил Райан Куглер, человек, который давно продвигает культуру «чёрного мира» на киноэкранах. Из-под его руки вышли дилогия «Чёрной Пантеры», «Крид» 2015 и «Станция «Фрутвейл»», фильмы, которые так или иначе рассказывают о проблемах и превосходстве чернокожего населения в тех или иных декорациях. Следовательно, стоило ожидать, что «Грешники» будут заниматься тем же. Тем более, что действие картины происходит в начале тридцатых годов, когда в США расизм цвёл буйным цветом.
Но это не проблема. По крайней мере не была таковой для меня раньше. Как-то я писал, что на рубеже девяностых и двухтысячных выходили «чёрные» фильмы различных жанров и смотреть их было интересно. Да, там тоже была повестка и социальные высказывания, но это не было таким навязчивым и принудительным, каковым это является сейчас. Так что, был некоторый повод побеспокоится о причине хороших оценок последней работе Куглера. В конце концов, современное общество приучило к тому, что если что-то невероятно восхваляется этим самым обществом, это чаще всего означает работу по принуждению к толерантности, транслирующую невероятно мощный поток очень нужных социальных высказываний. И эти высказывания в «Грешниках» есть.
Актёрский состав «Грешников» доставил мне отдельное удовольствие. Майкл Б. Джордан в ролях близнецов получился достаточно фактурным персонажем. Ветеран кино Делрой Линдо так же прекрасно вписался в своего героя. Джек О`Коннелл в роли Реммика просто восхитителен. Вообще, у меня сложилось ощущение, что каждый персонаж в этом фильме находится на своём месте и это создаёт особую химию всего произведения в целом.
В самом начале нам показывают паренька, который является сыном местного проповедника, но мечтает играть блюз, а главное – умеет это делать достаточно хорошо. Около половины фильма мы видим интерлюдию. Нам представляют персонажей, декорации, расчерчивают карту конфликтов. Половина фильма! Не много ли это? Нет, тут есть тонкий расчёт.
Ритмы и мотивы блюза наигрываются постоянно. Блюз – вот главный персонаж «Грешников». И вся, практически часовая интерлюдия, снабжает зрителя всем необходимым, чтобы впустить в себя блюз, потому что он очень важен для понимания происходящего на экране. Блюз – музыка чёрных каторжников и рабов. Это музыка свободы, надежды, веры и любви. Мне повезло, я люблю блюз, а потому с удовольствием впитывал всё что давал мне режиссёр, подготавливая к главному золоту картины – сцены в клубе.
Ей богу, момент выступления паренька в клубе – это одна из лучших сцен, которые я видел в кино, настолько стильно и круто она снята. Отсюда выплывает ещё одно неоспоримое преимущество «Грешников» – стиль. Это очень стильное кино, от костюмов и декораций, до сцен, диалогов и музыки. Причём, стилистически фильм выдержан и верен сам себе от начала до конца. Я проникался атмосферой, музыкой, персонажами, отдельными сценами. Стиль «Грешников» вёл меня весь фильм, все два с лишним часа.
На этом моменте можно сказать: «Эй! Погоди! А где вампиры, хоррор? Почему до сих пор не было ни слова об этом?!». Справедливо, а потому скажу: я не считаю «Грешников» хоррором. Промариновав ощущения от картины несколько дней, я пришёл к выводу, что это кино с элементами хоррора. Да, номинально тут всё на месте: вампиры, убийства, сцены, нагнетающие напряжение. Технически всё указывает на хоррор, но для меня это не так. Те элементы жанра ужасов, которые есть в кино сделаны изумительно, но весь акцент, как и моё послевкусие от картины, направлен вовсе не на это.
Но, если всё же сказать несколько слов об этих вампирах, то у меня только положительные эмоции. Сам образ, логика поведения и существования этих гадов – это сборная солянка из всего, что мы уже знаем и видели, но это так неожиданно скомпилировано, что вызывает восторг и удивление. На сцене с Омаром Бенсоном Миллером я не смог сдержать удивления и восторга, настолько это было сделано просто и неожиданно. Таким образом да, нового придумать про вампиров не то чтобы невозможно, но сложно. А вот собрать этих существ из множества существующих частей и не переборщить, да ещё сделать это интересным вполне реально.
Упыри упиваются собой на экране. Они пляшут, музицируют, чувствуют своё совершенное превосходство и смотря кино, ты в это превосходство веришь. Райану Куглеру удалось сделать несколько довольно напряжённых сцен, нагоняющих саспенс. Ему удалось показать безжалостность и неотвратимость вампирской угрозы. Так почему же я не считаю «Грешников» полноценным хоррором?
Техническое наличие монстра на экране не делает кино приверженцем жанра. Монстры, в том числе и вампиры, были во многих картинах, которые не считались фильмами ужасов. А в «Грешниках», пусть и хорошо сделанные, вампиры являются лишь метафорой, пусть и воплощенной физически. Угрозой белых людей чёрной культуре и самобытности. Они как чума, что старается ворваться в дом, в котором пусть и временно, но живёт свобода, любовь и блюз, чтобы разрушить всё это.
Персонажам фильма хватает и внешних угроз, окружающий мир жесток и несправедлив с ними. Но это простые угрозы, которые понятны. Вампиры же – это новый уровень беспощадности и бессмысленности. Смерть ради смерти. Поглощение ради поглощения. Они являются метафорой на то время, в котором происходит действие фильма. Время, которое перемалывает чернокожего и выбрасывает его на обочину жизни. Либо подчиняет, лишая блюза, свободы, даруя ложную любовь.
Финальная сцена лишь подтверждает это. Она показывает нам камео Бадди Гая в лице самого музыканта, даёт понять, что чума никуда не делась. Но годы изменили её, как и изменилось само время. Но сквозь это время, неизменен остался блюз, как символ надежды.
Мне фильм очень понравился. Повестка и высказывание режиссёра были не бесконтрольными, а имели под собой основания, декорации и смысл. Густая атмосфера, неизменный стиль, несколько поистине потрясающих сцен оставили очень приятное послевкусие. Я не люблю «Чёрную пантеру» c её пафосом и карикатурностью, но «Грешники» откликнулись во мне шикарным саундтреком и лёгкостью просмотра.
Белые вампиры хотят попасть в клуб чёрных, но их не хотят там видеть – вот он пафос. Одна ко же, спустя десятилетия, элитарность движения стирается, а потому нет чётких правил на посещение, любовь, жизнь или смерть. «Грешники» как галстук-бабочка, начинаются с шикарного отреза ткани, в середине сжимаются в тугой узел, а в конце, показывают нам тот же отрез ткани, но с другого конца. Такая поэтичность мне по душе.
Абсолюта не бывает, а потому, за несколько нелогичных сценарных решений, я ставлю фильму шесть банджо из семи.