Плохой байопик, но хороший развлекательный фильм и отличный Зал славы

Данная рецензия была написана в ноябре через несколько дней после похода в кинотеатр.

Личность легендарного музыканта

Плохой байопик, но хороший развлекательный фильм и отличный Зал славы

Фронтмен группы Queen — это одна из ключевых фигур музыкальной индустрии. Он является отличным примером фразы «Человек жив, пока его помнят». Вокалиста не стало более четверти века назад, но любителей его творчества с каждым годом становится больше, он всё так же вдохновляет людей, захватывает внимание многочисленной публики и стадионов.

Помимо влияния на бесчисленное количество людей по всему миру, Queen под предводительством Меркьюри оказали влияние и на немалое число исполнителей. Например, невооружённым глазом заметно воздействие их творчества на The Darkness, Def Leppard, Dream Theatre, Judas priest, Megadeth, Metallica и Трента Резнора с Nine Inch Nails.

По своим же признаниям, попали под влияние британского коллектива и такие мастодонты музыкальной сферы нашего времени, как: Katty Perry, Red Hot Chili Peppers, Slipknot, The Killers, My Chemical Romance, Fall Out Boy, Adele, Grimes, Kasabian, Foo Fighters, Trivium, Muse, Panic! at the Disco, Psy, Troye Sivan, Michael Jackson, Radiohead, Lady Gaga. Последняя, кстати, никогда не скрывала, что взяла псевдоним в честь песни «Radio Gaga».

А поведение Меркьюри на сцене многими считается эталонным.

Большинство людей, включая, по всей видимости, и сценаристов фильма, считают, что великий музыкант в жизни был тем же человеком, что и на сцене. Отнюдь, Меркьюри являлся великим притворщиком, и я сейчас не про его кавер на одноименную песню The Platters.

Плохой байопик, но хороший развлекательный фильм и отличный Зал славы

Сложный, неординарный, противоречивый и многоликий — именно так можно его охарактеризовать. Фредди был разным на сцене и в клипах, конференциях и интервью, тем более в обыденной жизни. Он никогда не скрывал своего притворства, по-разному характеризуя себя время от времени:

• «Я меняюсь каждый день, как хамелеон. Я не хочу быть все время одинаковым»

• «Если говорить о себе, то я человек-экстремум. Каждая личность состоит из множества составляющих - я одновременно очень мягкий и очень жёсткий»

• «На сцене я экстраверт, ну а каков я в жизни — это совсем другая история»

• «Я хочу, чтобы газеты никогда не написали про меня: «О, он действительно замечательный человек», — ведь моя душа имеет две стороны: светлую и темную»

• «Многие из тех, кого средства массовой информации представляют очень сильными, на самом деле совсем не такие»

И эта постоянная игра и сменяемость созданных им образов поистине поражает, ведь даже спустя многие годы и немалое количество мемуаров/воспоминаний современников нельзя точно сказать, каким же по-настоящему он был человеком.

Люди, считающие великого музыканта абсолютным романтиком, что написал своей музе одну из самых лирических песен за всю историю музыки «Love of My Life», будут сильно удивлены, когда узнают, насколько вульгарно Фредди начинал флиртовать с незнакомыми людьми.

«Купить тебе выпить? А у тебя член-то большой?» - так, по словам Джима Хаттона, прошло их знакомство.

Джим Хаттон и Фредди Меркьюри
Джим Хаттон и Фредди Меркьюри

Музыкант тщательно разделял не только работу и жизнь, но и людей. Перед каждым он был несколько другим человеком, и только единицам он открывался полностью.

Вместе с тем Фредди был и «нежным». Его мягкость всегда граничила с застенчивостью и ранимостью, и эти качества он воплощал как в своём творчестве, так и в имидже.

Меркьюри в байопике

Плохой байопик, но хороший развлекательный фильм и отличный Зал славы

На сцене магическим образом он превращался в звезду недосягаемой величины, настоящую богемную персону. Поэтому момент в фильме, когда главного героя носят на руках, вызывает у меня настоящий диссонанс. Меркьюри пытался как можно дальше уйти от физического контакта с публикой, предпочитая ментальную связь. Его умение «зажечь» любого человека из многотысячной толпы родило всем известное «Ay-Oh», но вместо этого создатели фильма уходят в вышеупомянутую неправдивую банальщину.

Про внешнее сходство актёра с прототипом говорить желания нет, за исключением одной детали — зубы. Меркьюри обладал плохим прикусом зубов, он этого стеснялся — давно известный факт, но авторы байопика слишком гиперболизируют данную болячку, и порой смотрится это фальшиво.

Но одна из главных проблем данного долгостроя состоит в том, что Фредди предстаёт простым, однозначным и понятным персонажем абсолютно для каждого зрителя. Получилась некая солянка из той неповторимой многоликости. Главный герой в картине везде один и тот же (имею в виду не актёрскую игру), не важно перед кем, где и когда.

Из-за этого во время просмотра испытываешь противоречивые эмоции: то искреннюю радость и счастье, ведь на экране порой появляется чуть ли не настоящий Фредди, настолько веришь в происходящее, а иногда проскакивает и сильное разочарование, когда видишь, как из него в некоторых сценах лепят максимально наивного простофилю, который, видимо, еще и страдает юношеским максимализмом.

Да, порой такое идиотское решение сценаристов помогает отразить тот экзистенциализм, который поглотил Меркьюри, но я боюсь даже представить, сколько людей смогут поверить в такую спорную версию вокалиста Queen.

Несомненно, в сценах с музыкальными выступлениями Фредди вышел потрясающим на фоне всего остального (об этом чуть позже).

Плохой байопик, но хороший развлекательный фильм и отличный Зал славы

Помимо любви к музыке, по ходу ленты может создаться впечатление, что посещение главным героем заведений неоднозначной тематики, в которых на квадратный метр находится максимальное количество усатых мужчин в коже, — это одно из главных увлечений неповторимого фронтмена Queen.

Лента фактически не отображает его творческие способности, обожание балета и оперы, и это очень странно, так как именно эти жанры очень сильно повлияли на творчество музыканта.

Плюс ко всему тема гениальности, так же как и резкая смена имиджа из патлатого бунтаря в незабываемого усатого короля музыки, не раскрыта.

Ещё хочется добавить, что я не имею ни малейшего представления, почему в фильме нет даже хоть каких-то намёков о сотрудничестве главного героя с Дэвидом Боуи, Майклом Джексоном или Монсеррат Кабалье.

Дэвид мелькает на секунду и его упоминают при перечислении участников Live Aid, но больше в фильме о нём ни слова
Дэвид мелькает на секунду и его упоминают при перечислении участников Live Aid, но больше в фильме о нём ни слова

А ведь именно с Боуи Queen за пару дней свершили одну из лучших коллабораций того времени. Майкл Джексон так вообще являлся неистовым фанатом Меркьюри и их дружба вылилась в совместные песни, которые увидели свет совсем недавно.

С Монсеррат Кабалье официальное знакомство хоть и состоялось в 1987 году, однако ещё в 1983 году певец ходил на оперу Верди, где впервые вживую смог услышать Кабалье, а потом он часто признавался в любви к творчеству оперной певицы.

Есть ли на свете фотография эпичнее этой?
Есть ли на свете фотография эпичнее этой?

Фильм игнорирует существование как австрийской актрисы Барбары Валентайн (она снялась в клипе «It’s a Hard Life»), которой приписывали продолжительные романтические отношения с Меркьюри, так и десятков других любовников и любовниц вокалиста.

Такое чувство, будто кинокартина живёт в своём мире, полностью закрывая глаза на целые куски биографии великого музыканта.

Роджер Тейлор и Брайан Мэй
Роджер Тейлор и Брайан Мэй

Удивительно, но Роджер Тейлор и Брайан Мэй в картине тоже показаны совсем не ахти.

И если после просмотра фильма про первого ещё можно составить некоторое обобщённое мнение, то понять, каким Мэй является на самом деле, просто невозможно. А ведь он является одним из главных поэтов (автор более 60 песен группы) и лидеров своего музыкального коллектива, уже не говоря про его высокий уровень интеллекта и заметные успехи в образовании.

Плохой байопик, но хороший развлекательный фильм и отличный Зал славы

Четвёртый участник группы, тихоня Джон Дикон, — не менее важная фигура ансамбля. В годы активности он вёл все финансовые дела Queen, а также написал несколько хитов, которые можно назвать одними из лучших композиций среди всей дискографии группы.

К сожалению, в фильме ему уделено мизерное количество времени, да и представлен он совсем не тихоней, а каким-то немного агрессивным и отстраненным человеком, в адрес которого порой летят насмешки и подколы.

О хронологических неточностях

Фредди Меркьюри в клипе «We Will Rock You» 1978 года.
Фредди Меркьюри в клипе «We Will Rock You» 1978 года.

От создателей ленты исходит немало вольностей по ходу действия, особенно это касается последовательности событий. Авторы этого не скрывают, заявляя, что хронология напутана нарочито, чтобы картина была более эмоциональной, динамичной и интересной.

И если события «Богемской рапсодии» не воспринимать за чистую монету, а, например, как «произведение по мотивам», то сложно быть привередой и не согласиться, что художественный приём «клали болт на хронологию, зато динамичненько» пошёл фильму на пользу. Хотя очевидно, что часть зрителей воспримет это как плевок в лицо.

Лента без режиссёрского почерка

Плохой байопик, но хороший развлекательный фильм и отличный Зал славы

Несмотря на множество талантливых людей, которые создавали «Богемскую рапсодию», фильм вышел абсолютно студийным, без режиссёрского почерка и какой-либо смелости в повествовании.

Брайан Сингер — одарённый малый, карьера которого временами идёт под откос.

Его дебютные «Подозрительные лица» сквозь года получили признание как один из самых совершенных фильмов 90-х в рамках своего жанра.

«Подозрительные лица»
«Подозрительные лица»

Поставив две части «Людей Икс» он фактически переосмыслил супергероику на большом экране, сделав этот жанр одним из самых востребованных в наше время, а чуть позже занял должность одного из главных продюсеров всеми любимого «Доктора Хауса», агитируя взять Хью Лори на главную роль.

Как только карьера пошла в гору, Сингер сразу же оступился — сделал объективно плохое и унылое «Возвращение Супермена» за баснословные по тем временам $270 млн.

Да и «Операцию «Валькирия»» достойным продуктом назвать сложно.

Плохой байопик, но хороший развлекательный фильм и отличный Зал славы

Однако ситуация несколько изменилась, когда он вернулся к мутантам, сняв финансово успешные «Дни минувшего будущего», да и критики весьма благосклонно отнеслись к супергеройской ленте.

Так Сингер вновь стал любимчиком студии 20th Century Fox и от их предложения занять режиссёрское кресло «Богемной рапсодии», которое пустовало после ухода Декстера Флетчера, отказаться он просто не смог.

Но не стоит забывать, что Брайан Сингер, если верить слухам, имеет довольно неладный характер и непростительные отклонения — на протяжении всей карьеры его не раз обвиняли в сексуальных домогательствах, причём большинство этих обвинений исходили от несовершеннолетних подростков мужского пола.

Процесс производства

Перед началом съёмочного процесса Сингер получил уже переписанный сценарий.

В первоначальном же варианте гибель Фредди Меркьюри приходилась на первую часть картины, в то время как вторая была посвящена остальным участникам Queen, которые справляются с утратой. Изначальная версия сценария и стала причиной разногласий между студией и Сашей Бароном Коэном, за которым более 3-х лет числилась главная роль.

Саша Барон Коэн и Бен Уишоу
Саша Барон Коэн и Бен Уишоу

Переписывание сценария оказалось процессом достаточно медленным, поэтому проект покинул и нетерпеливый Бен Уишоу, который был нанят вместо Барона Коэна.

Новый вариант скрипта, который и использован в вышедшем фильме, поставил перед собой сложную задачу. Нужно показать и становление Фредди Меркьюри и главные факты из жизни музыканта, а ещё поставить жирную точку в многолетних спорах об ориентации великого вокалиста, не говоря уже о показе «рождения» бессмертных хитов группы.

Скажу очевидность, создание кинопроизведения — это кропотливый, очень сложный и ответственный процесс. Чтобы фильм стал впечатляющим, одного сценария недостаточно, множество аспектов должны быть по-настоящему достойными, они должны работать, причём не только вкупе, но и по отдельности.

Операторская работа и звук

Для того чтобы картина визуально не вызывала никаких вопросов, одних режиссёрских решений мало, для этого нужен хороший оператор, который будет помогать в постановке кадра и композиции. Именно работа оператора позволяет реализовать все идеи и желания режиссёра.

Брайан Сингер всю свою кинокарьеру сотрудничает с Ньютоном Томасом Сигелом, и «Богемская рапсодия» не стала исключением.

Помимо постоянных коллабораций с Сингером, этот оператор отвечал за камеру и в «Драйве» Николаса Виндинга Рёфна. И пусть сам фильм датчанина многие считают переоценённым, отрицать наличие сильной, чуть ли не идеальной, операторской работы глупо.

Неудивительно, почему лента о Queen выглядит по-настоящему стильно и великолепно, глаза без спроса радуются большинству кадров на протяжении всего просмотра.

Про звуковое сопровождение и говорить бессмысленно - оно просто шикарно. Речь не только об идеальном саундтреке, коим можно во всю наслаждаться и отдельно от фильма, но и о скрупулёзно проделанной работе над звуком в принципе.

Больше всего поражает, конечно, как голоса Рами Малека, Фредди Меркьюри и Марка Мартела, вокалиста группы Queen Extravaganza, сменяют друг друга и отличить их по ходу фильма становится практически невозможно. Фантастический труд!

Талант Мартела по достоинству оценили участники Queen.

Жаль, что в картине отсутствует «Stone Cold Crazy» — песня, оказавшая сильное влияние на трэш-металл. На неё записывали каверы Трент Резнор и Metallica, последняя и вовсе получила за такое исполнение «Грэмми».

Студийный продукт

Плохой байопик, но хороший развлекательный фильм и отличный Зал славы

По логике вещей за шаблонность, клише и всё остальное нужно ругать именно Сингера. Однако в такую глупость я вдаваться не буду — уже каждый знает про то, как студия вышвырнула его с режиссёрского поста в самый разгар съёмок.

Причина увольнения— неподобающее поведение (прогулы и конфликты с главным актёром). Да и движение #MeToo, которое осуждает и борется с сексуальными домогательствами, к тому времени уже набрало бешеные обороты. До увольнения Сингер успел снять около 2/3 фильма (по слухам), над остальной частью трудился Декстер Флетчер, а финальным монтажом, очевидно, занималась студия.

Кстати, судя по всему, недавно режиссёра снова обвинили в харрасменте.

Монтаж картины - последний и чуть ли не самый важный шаг в кинопроизводстве.

Съёмочный процесс очень времязатратный. Только одна сцена фильма может сниматься несколько дней. Помимо неудачных дублей, нужно брать во внимание, что каждую сцену обычно снимают чаще всего с нескольких ракурсов, с разного расстояния и на разные объективы.

На телевидении и в кино каждую сцену снимают с разных ракурсов.
На телевидении и в кино каждую сцену снимают с разных ракурсов.

Поэтому по окончании съёмок у создателей картины имеются тонны материала, и дай этот контент разным режиссёрам — получатся два разных произведения. Фильм не только необходимо хорошо снять, нужно его ещё и достойно «собрать».

Сингер, скорее всего, не имел и малейшего отношения к финальному монтажу, и оттого странно видеть, как все грехи и оплошности ленты сваливают на отстранённого постановщика.

Великое множество контента не попало в заключительный вариант картины, включая мою любимую «'39».

А также «Crazy Little Thing Called Love» на «Live Aid», которую вернули только в дополнительных материалах.

Киностудии как огня боятся кассового провала. Чаще всего их не волнует художественная ценность продукта, поэтому если их лапы прямо во время производства продукта добираются до редактирования ленты, то пиши пропало.

Из недавних жертв студийных решений можно с ходу вспомнить сиквел «Amazing Spider-Man» с Эндрю Гарфилдом, «Отряд Самоубийц» и «Лигу Справедливости» от WB, «Хана Соло» от Disney, да и сами 20th Century Fox через такое проходили — вспомните перезапуск «Фантастической четвёрки».

Бывают, конечно, и исключения. Например, Marvel побоялись творческой свободы Эдгара Райта и убрали его с режиссёрского поста «Человека-Муравья» за пару месяцев до начала съёмок, но фильм вышел не таким плохим, как от него ожидали. Однако по большей части это произошло из-за сценария Райта и особенностей героя.

Очевидные проблемы компенсируются сильными сторонами ленты

Плохой байопик, но хороший развлекательный фильм и отличный Зал славы

А вот воплощение сценария «Богемской рапсодии» на экране уж точно не достоинство фильма.

Помимо его очевидных проблем — плохо раскрытые персонажи, местами сумбурная смена действий, нарушение хронологии и художественные вольности — он также обладает и местами очень неправдоподобными диалогами, словно участники группы не живые люди, а пафосные персонажи, только что созданные пером голливудских киноделов.

Джордж Лукас: «Не стоит избегать клише. Они стали клише потому, что они работают».

Схематичное построение сюжета и уже всем знакомая фабула сами по себе мало кого могут впечатлить, но вышеупомянутые технические стороны картины (визуальная и звуковые части) вместе с хорошей, а в случае с Малеком отличной, актёрской игрой оборачивают, казалось бы, проигрышную ситуацию если не в победу, то по крайней мере в ничью.

Даже клишированные эпизоды в фильме не вызывают рвотных позывов. Взять хоть шаблонную ситуацию, когда жизнь главного героя разваливается, а он тоскует под дождём. Превосходная «Under Pressure» в корне меняет такую банальность. Это правило касается и неожиданно заигравшей «Who Wants To Live Forever».

По ходу фильма великая музыка на большом экране вызывает только положительные эмоции, более того — она меняет восприятие шаблонов и стереотипов.

Рами Малек

Наконечником достоинств фильма являются вполне убедительные актёрские работы.

Отдельную благодарность хочется выразить Гвилиму Ли, который похож на Брайана Мэя, как Брюс Уэйн на Бэтмена. Фантастика!

Главное слово, конечно, за исполнителем главной роли. Рами Малеку сценарий не позволил и близко раскрыть всю глубину легендарного музыканта.

Но звезда «Мистера Робота» взял «своё» усердием и упорством — изучил невероятное количество материалов, связанных с Фредди Меркьюри. Актёр подготовился основательно, поэтому мимика, привычки и повадки, голос и интонация — всё смотрится по-настоящему реалистично и правдоподобно. Особенно это касается сцен с музыкальными выступлениями, воспринимаются они словно вырезки из документальных хроник, только с поддержкой HD.

Плохой байопик, но хороший развлекательный фильм и отличный Зал славы

При всей той внешней несхожести, которая ещё усугубляется плохими бутафорными зубными протезами, Малек просто потрясающе передаёт присутствие гениального вокалиста. Возможно, перформанс хоть и не уровень кубка Вольпи, но безукоризненная имитация — будто бы сродни волшебству.

Итог

Плохой байопик, но хороший развлекательный фильм и отличный Зал славы

При всех явных недостатках лента от 20th Century Fox оставляет положительные впечатления. Это по-настоящему хороший развлекательный аттракцион — попкорновый летний фильм, который почему-то решил выйти в ноябре.

В целом финальный продукт можно охарактеризовать как гимн творчеству неповторимого и исключительного коллектива, некий манифест величию гениальной музыки. И справляется он с поставленной задачей отлично —знакомит новое поколение с удивительной историей и бессмертным наследием неповторимых людей, а любителям Queen напоминает, что шоу продолжается.

7/10.

Плохой байопик, но хороший развлекательный фильм и отличный Зал славы

Рецензия была написана в ноябре специально для ТЛП.

1.9K1.9K открытий
11 комментариев