Великий и ужасный Эд Вуд

Жизнь и творчество Эдварда Дэвиса Вуда - младшего.

Великий и ужасный Эд Вуд

Представьте сцену. Девушка идет по мрачному кладбищу, закадровый голос что-то бормочет и вдруг обрывается, не закончив фразу в момент, когда девушка обнаруживает трупы. Следом сменяется следующая сцена и приезжает полиция и уже следующая сцена старик заходит за дом, крик, вот мы уже наблюдаем похороны. И весь этот сумбур произошёл будто бы за секунды.

«Что это было?!» и «Как это можно смотреть?!» задается вопросом зритель, разводя руками.

Я расписал лишь маленький момент из фильма (План 9 из открытого космоса) 1959 года выпуска, за режиссурой, сценарием и монтажом феноменального и в тоже время грошового Эда Вуда младшего. Худшего режиссёра всех времен и народов по мнению «одних» и невероятного творца по мнению «других» споры о котором ведутся и по сей день.

Кстати, что бы вы знали откуда «повалились» все эти фразы «худший режиссер», «гений бездарности» и.т.д

Звание «худшего режиссёра всех времён» Эд получил уже спустя два года после своей кончины, а удостоил его этого титула некий кинокритик Майкл Мэдвед который, по-моему, субъективному мнению является очень спорной фигурой.

Вот что о Мэдведе говорил другой влиятельный и популярный американский кинокритик Роджер Эберд.

Этот человек долгое время был политическим ангажированным комментатором, а не кинокритиком.

Роджер Эберд, Кинокритик

Так же стоит не забывать то что сам Мэдвед был крайне религиозным и консервативным человеком, что собственно и подтверждал сам в своей книге «Правильные повороты: нетрадиционные уроки из противоречивой жизни». В ней он заявляет, что его приверженность религии привела к его консервативному взгляду на политику, культуру и искусство.

А учитывая экстравагантные выходки Эдварда Вуда при создании своих фильмов, да и не слишком пуристические «увлечения» в личной жизни, о которых я расскажу чуть ниже, для заскорузлого Мэдведа было делом принципа «вылить» тонны критики не столько на фильмы Вуда, сколько на него самого как автора, так и человека.

Но повторюсь это лишь мое субъективное мнение.

«Глен или Гленда» 1953 год.

Начнем из далека. Эдвард Дэвис Вуд-младший родился 10 октября 1924 года в Покипси, Нью-Йорк, из-за нездорового желания матери Эда иметь дочь, а не сына в доме Вудов сложилась традиция надевать на своего ребенка женское белье. Соответственно это сказалось на Эдварде в будущем, как в личной жизни, так и в творчестве. Об этом он сам не раз рассказывал своей жене и близким друзьям.

Пристрастие переодеваться в женское белье при наступление легкого стресса начало проявляться очень ярко во время армейской службы на фронтах Второй мировой войны. Трансвистивизм помогал Эдди бороться с самим фактом присутствия его в армии, да еще и во время военных действий и в тоже время его «съедала» паранойя от того что его могут убить на войне, а затем под его формой найдут женскую одежду. Ведь не будем забывать, что на дворе были 40-ые годы, время, когда процветали пуританство, консерватизм и «традиционные ценности» так что у Вуда были причины волноваться и рефлексировать.

И вот все это, а я имею ввиду проблему дуальности гендера, размышления на тему стоит ли продолжать скрывать свою тайну или рассказать о ней и каковы могут быть последствия того или иного решения, все эти вопросы Эд Вуд поднимает в своем дебютном фильме «Глен или Гленда». Ведь он лучше других понимает проблему трансвистивизма, эта тема ему близка, это часть его жизни.

Данное произведение по-настоящему серьезная работа, рассказывающая важную историю, личную горькую дилемму человека. Сие настоящая драма с не приевшимся еще тогда способом повествования от лица второстепенного или даже третьестепенного персонажа в форме двух новелл. Фильм «Глен или Гленда» это, обстоятельно и глубокомысленно очень весомое произведение, которое опередило свое время, сейчас фильмам со схожими тематиками раздают «Оскары» на право и на лево, а тогда над фильмом только посмеялись и застыдили автора. А дальше все логично, полный провал в прокате.

И я снова бы хотел апеллировать к тому времени когда был создан фильм. Вуд снял кино, которое было прогрессивным и в своём роде первым поднимающим подобные глубоко интимные вопросы, само это делает его исторически важным и значимым для всего мирового кинематографа. Я так же прекрасно понимаю, что фильм можно покритиковать за плохую техническую составляющую и ненужные и неуместные вставки с Лугоши, который оказался в фильме просто потому что Вуд был большим поклонником «кровопийцы», но факт остается фактом, «Глен или Гленда» имеет полное право на существование и признание его исторчески важным и значимым.

х.ф Глен или Гленда. 1953 год. Реж. Эд Вуд.

«Невеста монстра» 1955 год.

Тут стоит начать с того что это единственный фильм Эдварда Д. Вуд мл., имевший кассовый успех в прокате. Так же здесь одну из главных ролей играет Бела Лугоши, на котором хотелось бы «заострить» внимание.

Его роль, да и сам персонаж Эрик Ворнофф не просто злодей — это аллюзия на то, кем был Лугоши в моменты своей былой славы, а именно Дракулой, злодей из мрачного места (замок, поместье) что творит свои страшные дела. На закате своей карьеры и жизни Бела был некому не нужным морфиновым наркоманом и актером на «Голливудской свалке талантов» которая не пустует и по сей день, и именно его встреча с Вудом, давним почитателем его работ, стала главной на исходе его дней. И хоть Бела понимал, что снимается в не очень качественных фильмах, которые предлагает ему Вуд, это былое единственным шансом «расшевелить» свое актерское эго, которое казалось уже давно погибло.

Такова же история произошла и с «громилой» Тором Джонсоном. Эмигрантом из Швеции зарабатывающим борьбой, для которого роль в «Невеста монстра» стала первой серьезной работой в его кинокарьере и определила образ Джонсона в следующих фильмах с его участием. И вообще, Эд Вуд с этим фильмом мне представляется этаким «спасателем со спасательным кругом» который он бросил и Лугоши и Джонсону, а также исполнителю одной из главных ролей Тони МакКою, который снялся в фильме только потому, что это было условием его отца, владельца мясной лавки, который финансировал картину. Сюда же можно добавить начинающую актрису Лоретту Кинг, что приехала покорять Голливуд, а фильм «Невеста монстра» стал не большим, но все же трамплином для ее карьеры.

Что касается технической составляющей этого фильма, то тут Эдди был верен себе. Игра большинства актеров оставляла желать лучшего, монтаж был уже гораздо более приемлемый и оказывался не таким «дерганым и рваным» как это было в прошлом фильме, но все ровно не дотягивал до стандартов крупнобюджетного кино того времени. А вот когда речь заходит о спецэффектах, то тут лучше всего ситуацию опишет случай, который произошёл в время продакшена.

Чучело осьминога было сделано для съемок другого фильма и хранилось на студии на складе реквизита. Эд и сотоварищи выкрали его ночью, чтобы снять сцены с монстром, позабыв прихватить приводящий его в действие мотор, поэтому одному из актеров пришлось обматывать себя щупальцами и манипулировать ими, изображая нападение монстра что выглядело довольно таки забавно и не много нелепо.

фрагмент из фильма «Невеста монстра»

А по итогу, «Невеста монстра» вышел стандартным и проходным фантастическим хоррором того времени. Вуд не стал вкладывать какой-то авторский взгляд в этот фильм, что, наверное, и помогло ему окупится и собрать хоть какие-то деньги в прокате.

«План 9 из открытого космоса» 1959 год.

Об этом фильме сказано уже не мало, различными людьми на огромном количестве ресурсов. Я и сам его упоминал в прошлой своей подборке для DTF.

Но пройтись по основным фактам, связанным с фильмом все же стоит. Например, финансирование картины осуществляла баптистская церковь, а исполнители всех ролей добровольно стали баптистами. Вся съёмочная группа прошла процедуру крещения. Подобные «ходы» со стороны Вуда еще раз показывают его маниакальное желание творить, несмотря ни на что и искать средства где придется. Баптисты так же повлияли и на название фильма, изначально картина должна была называться «Грабители могил из открытого космоса», но представители церкви отвергли это название и Вуду пришлось придумать новое.

После окончания сьемок в 1956 году, Эдвард с друзьями потратили еще 3 года на поиски дистрибьютера для фильма, никто не хотел связываться с Вудом и рисковать деньгами. Вообще фильм снимался в постоянных скажем так «мучениях» и доходил до зрителя минуя огромные сложности и препятствия и там, где обычный человек сказал бы «с меня хватит» Эдвард не опускал руки и продолжал творить. Так же огромным мрачным «пятном» во время сьемок фильма стало то что незадолго до начала работ ушёл из жизни Бела Лугоши. Из - за чего Вуду пришлось использовать архивные записи Лугоши в плаще Дракулы, а за тем найти дублера по имени Том Мэйсон, который должен был изображать известного актёра.

х.ф «План 9 из открытого космоса» 1959 года. Реж. Эд Вуд

Занавес...

Вообще о дальнейшей жизни Вуда известно не так много. Серьезно, я покопался на различных ресурсах в том числе и англоязычных и везде встречал одну и ту же информацию.

Фильм «План 9 из открытого космоса» был пиком карьеры Эдварда Вуда, после которого снять что-то выдающееся или хотя бы фильм из разряда (настолько плохо что даже хорошо) ему уже не удалось. Конечно же были проходные и совсем незамеченные зрителем «Ночь упырей» 1959 года, «Зловещее желание» 1960 года которое кстати по концепции очень походило на другой хит 1960 года «Психо» Альфреда Хичкока. Но это уже был скорее коммерческий ход со стороны продюсера Роя Рейда, который хотел по максимуму выжать деньжат из идеи сексуально мотивированного психопата и поэтому на Вуда как на режиссёра и сценариста было снова оказано давление и сценарий был переписан что бы максимально походить на «Психо». Ну а с 60-ых по 70-ые годы, известно лишь то что Вуд погряз в алкоголизме и участвовал в сьемках порно. И почему-то мне кажется, что тут автор просто сдался и подобный образ жизни привел его к смерти от сердечной недостаточности в 1978 году, ему было 54 года.

Хотелось бы добавить и, наверное, повторится. По моему личному мнению, Эд Вуд был по-своему, талантливым автором и крайне упертым человеком и живи он в наше время в эпоху постмодернизма, во времена всех этих постправд и постироний и используя свой концептуальный взгляд при съемках фильмов он был бы звездой. Хотя можно быть уверенным и в наше время нашлись бы люди что назвали бы его работы «претенциозной чушью», но тут уже как говорится сколько людей столько и мнений.

1818
2 комментария

Чтото не заметил упоминания одноименного фильма, многим он наверное известен благодаря ему

Ответить

Дело в том что я писал о фильме Тима Бертона в свой прошлой подборке, ссылка есть в этой статье.

Ответить