Большой обзор на 2 сезон Андора: Самые приземленные Звездные Войны

"Андор" – это тот редкий случай, когда сериал во вселенной Звездных войн можно смотреть даже не будучи фанатом саги. Почему он показывает, что Империя не так плоха как кажется? Что не так с главным героем? За что сериалу точно нужно дать Эмми? И стоило ли Восстание того?

Пам-пам, пара-па-па-пам... 
Пам-пам, пара-па-па-пам... 

Необходимая преамбула

Вы все уже знаете, что здесь нет джедаев с их световыми мечами, Силы как мистического элемента (почти), и даже космические битвы отходят на второй план, выступая как редкий аттракцион.

Вместо этого мы получаем напряженный политический триллер в духе Холодной войны, где основное действие разворачивается в серых зонах морали и темных переулках городов, а изнанка прекрасной жизни сильных мира сего становится полноценным участником повествования.

В тексте будут лёгкие спойлеры, но если вы хотите посмотреть сами, то вот вам схемы просмотра:

Для максимально оригинального восприятия:

  • 4-6 эпизод ЗВ
  • 1-3 эпизод
  • Изгой-Один
  • Андор 1-2 сезон
  • Снова Изгой-Один
  • Снова 4-6 эпизод...

Или если хочется последовательно:

  • 1-3 эпизод
  • Андор (1-2 сезон)
  • Изгой-Один
  • 4-6 эпизод

Но сериал так хорош, что, в целом, можно глянуть самостоятельно, и потом шлифануть фильмом, который, конечно, гораздо мягче.

Актерская игра и персонажи

В центре сюжета, как и положено хорошей шпионской драме – целая галерея блестяще прописанных персонажей.

Ну как живые! 
Ну как живые! 

Лютен и Клэя воплощают сложную природу сопротивления, где идеализм сталкивается с жестокой реальностью.

Стеллан Скарсгард блестяще передает обе грани своего персонажа — потрясающе изображая чудаковатого охотника на древности и одним выражением лица моментально превращаясь в жестокого и сурового лидера первых дней восстания.

Клэя, сыгранная начинающей актрисой Элизабет Дулау, долго находится где-то на периферии сюжета, пока не выходит солировать в финале — и отдается роли так, что я не верил, что актриса начинающая.

Мон Мотма раскрывается как никогда раньше – от публичного образа безупречного сенатора до женщины, балансирующей на грани личной катастрофы. Она трогательна и хрупка, но в ней чувствуешь стальной внутренний стержень, который и станет залогом победы

Сопротивления — но пока она еще не готова пожертвовать всем, как завещал в первом сезоне Лютен, отпустить все ради дела — и этой силы и решимости в ней не хватает.

Сирил и Дедра представляют новый взгляд на имперскую бюрократию – это не карикатурные злодеи, а амбициозные карьеристы, искренне верящие в систему. Денис Гоф и Кайлом Соллер выкладываются на полную, за ними интересно наблюдать было и в первом сезоне, но во втором их арки выходят на исключительно трагическую тропинку — система, которой они служат, безжалостно ломает их, выбрасывает, как только нужда в них исчезает, и этот слабый, но добрый мальчик и строгая, но хрупкая внутри девочка, которые были в шаге от того, чтобы найти свое маленькое счастье, оказываются обречены.

Я не узнал правила по которым они играют в саббак даже после многих часов в KOTOR
Я не узнал правила по которым они играют в саббак даже после многих часов в KOTOR

А вот сам Кассиан Андор... остается загадкой даже в собственном шоу

Он хороший парень, иногда нервничает, иногда утешает других нервничающих, он может юморить, а может быть безжалостным, душным и параноидальным, но, поймите меня правильно, арки он не проходит.

ЕСЛИ НЕ СЧИТАТЬ Изгоя-Один, где как раз арка Кассиана завершается очень изящно. Такой вот поворот, что понять сюжет без фильма можно, насладиться можно, а вот главный герой как будто слегка теряется.

Весь второй сезон персонажи задают по сути один вопрос. Какова цена борьбы? На что ты готов, ради своей цели?

И вот, если брать во внимание финал Изгоя, и пересмотреть все метания Кассиана и его окружения, все его потери и жертвы — ответ-то очень простой.

Цена борьбы — это пожертвовать всем, но попытаться сохранить в себе человечность. Пока ты не готов отказаться от всего, ты не добудешь победы, но если в ходе борьбы потеряешь то, что делает тебя

человеком — не заслужишь ее. Примерно про это все маленькие, и возможно не слишком значимые сюжетные линии вроде Со Гереры и бойких повстанческих лесбиянок, они просто складывают пазликом основной путь главного героя.

Он не столько проходит его сам, сколько становится проводником для зрителя — путь проходит через него, если позволите мне художественную вольность. И в финале… но к финалу позже.

Нетипичные Звездные войны

"Андор" безжалостно разбивает привычные шаблоны франшизы. Если в детском мультике "Rebels" герои с световыми рогатками гоняют бестолковых имперцев, то здесь над таким подходом даже иронизируют: "мы не будем раскрывать ваше участие, все будут думать, что сенатора спасли наши правильные и хорошие люди".

Особое внимание уделяется бытовым деталям: персонажи едят, ходят за покупками, смотрят пропагандистские передачи и даже, простите Энакин и Падме, ведут какую-то похожую на нормальных людей половую жизнь.

А мне эпизод с космическими дынями взрослее сцены изнасилования... 
А мне эпизод с космическими дынями взрослее сцены изнасилования... 

Персонажи живут полнокровной жизнью – они страдают от ПТСР, предают друг друга и не доверяют, борются с зависимостями, где-то за кадрами у них есть даже половая жизнь.

Работа в сопротивлении показана как изматывающая нервная, доводящая до исступленного сумасшествия, душевных и физических травм деятельность, где порой приходится застрелить хорошего друга просто потому, что он может сломаться под пытками.

Визуальный язык "Андора" радикально отличается от всего, что мы видели в саге раньше. Никаких пустынных пейзажей и слишком уж экзотических планет – вместо этого мы видим грязные индустриальные районы, тесные городские улицы и обшарпанные интерьеры.

И, конечно, потрясающе красивый Корусант. Каким-то образом жуткий даже со всей своей красотой и без попыток показывать его бесконечные подземные уровни
И, конечно, потрясающе красивый Корусант. Каким-то образом жуткий даже со всей своей красотой и без попыток показывать его бесконечные подземные уровни

Камера часто берет крупные планы, подчеркивая незначительность отдельных фигур на фоне громадных городских конструкций. Космос здесь почти отсутствует – если не считать пары аттракционов, чисто чтобы зритель не скучал, мы ни раз не посещаем ни одной космической станции, почти не видим космических кораблей, действие намеренно "приземленное".

Отдельно хочется выдать все Эмми костюмерам — когда показывают сенаторов и прочие сливки общества, ты наконец-то веришь, что это действительно общественная элита в дорогой одежде, а не сборище фриков из Панема.

Я кстати так и не понял, почему эта сцена стала таким мемом, потому что засмотрелся на работу костюмеров
Я кстати так и не понял, почему эта сцена стала таким мемом, потому что засмотрелся на работу костюмеров

Отдельный прикол, что в больших толпах уже сам (вторя персонажам?) начинаешь замечать людей в строгой белой военной форме — то мелькнут на вечеринке, то проходят на заднем плане. А значит, пришло время поговорить об Империи и Сопротивлении.

В Андоре рассуждают о природе власти

И я как политолог не могу мимо этого пройти

потому что "Андор" наконец-то показывает интересный взгляд на природу Империи.

В оригинальной трилогии Империя плохая потому что плохая, это как-то самоочевидно и не требует ненужных пояснений, она вообще планеты взрывает и у нее штурмовики, а в приквелах - империя плохая, потому что Палпатин победил, убив всех джедаев, и еще Падме говорит, что свобода умерла.

А в, прости господи, самой новой трилогии - плохие парни плохие, потому что вдохновлялись другими плохими парнями и там еще такая речь как у Гитлера.

Чтобы вы понимали, насколько тоньше здесь работает Андор — вместо речей перед парадом штурмовиков, здесь емкая сцена, где на закрытом заседании люди в хороших костюмах едят закуски и обсуждают окончательно решение вопроса с населением одной непокорной планеты.

Второй сезон начинается с почти дословной цитаты фильма "Заговор" 2001 года
Второй сезон начинается с почти дословной цитаты фильма "Заговор" 2001 года

Что в оригинальной трилогии, что во всех вбоквелах, приквелах, спин-оффах и книгах от нового канона до Расширенной Вселенной, авторам раз за разом приходится изобретать Империи дополнительные злодейства, чтобы обосновать необходимость сопротивления.

(В РВ в какой-то момент махнули рукой и через 100 лет после Битвы на Явине нам представляют совершенно спокойную, вполне сытую и бесконфликтную Галактическую Империю Фелов). В 90-ые в многочисленных книгах основной грех империи был обычно расистский — режим, не считая отдельных представителей, уж очень не любил инопланетян и поработил доблестных вуки.

Тогда как в "Андоре", где почти нет этих самых инопланетян (и даже ни одного вуки!) и не поднимается расовый вопрос, конфликт максимально приближен к серой зоне – насколько это вообще возможно в Звездных войнах. И повстанцы, и имперцы безжалостно расправляются со своими пешками, жертвуя незначительными людьми ради высокопоставленных и своих далеко идущих планов.

В ключевой сцене на Гормане, так и вообще очевидно насколько все было предрешено — даже без имперских снайперов, в толпе уже затаился повстанческий.

Империя в Андоре – это не столько тоталитарный режим (она даже толком не следит за простыми гражданами на родной планете), сколько классическая модернистская машина.

Ее сила не столько в штурмовиках и звездных разрушителях, а в бесконечно плетущейся паутине бюрократии, которая опутывает планеты прочнее силового захвата. Это именно паутинка обмана — работайте, в надежде на лучший исход, только чтобы получить еще больше работы.

Как тебе такое Разделение? 
Как тебе такое Разделение? 

Сериалу не нужен Палпатин и зловещее дыхание Дарта Вейдера, хватает кадров работы имперского бюро статистики и напыщенных речей Сирила по поводу найденных недоимок, чтобы понять всю силу этого режима.

Но самое любопытное, что в интерпретации Тони Гиллроя повстанцы борются не столько за абстрактную свободу против несвободы (хотя много и говорят про это вслух), сколько против очень конкретной колониальной системы. Лишь единицы где-то в высоких кабинетах вспоминают о какой-то там Республике – для большинства полевых агентов, Восстание — это противостояние местных маленьких обычаеви желания жить свою независимую тихую жизнь против потребностей огромной галактической машины, стремящейся все унифицировать и подчинить единому закону.

Правда, посыл "система боится нас, потому что она неестественна" лично циничному мне кажется слегка натянутым. Хотя и очень красивым.

Ну во-первых, боится, конечно, Империя три раза, да. Боюсь представить, что было бы, веди повстанцы твиттер. Скорее боится слишком мало, и от того получает несколько подряд люлей.

Но здесь все же наследие вселенной играет против красивого по глубине авторского замысла.

Представьте: что если бы Палпатин не был злобным ситхом, а Звезда Смерти действительно требовалась для создания новой системы энергетического баланса и называлась бы типа “Бесконечная Звезда”?

И вот ну никак не добыть ценный минерал без небольшого кирдыка маленькой планетке.

А Империя и так попробовала, и эдак, и синтезировать минерал, и еще где-то найти, и уж просила-просила, и планеты для переселения подсовывала, а те же горманцы ни в какую — не хотим, говорят, всеобщую электрификацию Галатики, хотим паучков выращивать и плащики красивые шить. Ну не хотите, как хотите, вздыхает прагматичная машина.

Такой поворот полностью разрушил бы невинную формулу Звездных Войн, но создал бы конфликт куда более высокого уровня.

Он бы заставил нас задуматься: а что, если главный злодей саги – это неспособность принять необходимость глобальных, болезненных перемен? Собственно, не сумасшедшие ли террористы наше доблестное сопротивление, которые даже не пытаются пойти на пути реформ и компромиссов? И может быть, настоящая трагедия галактики не в том, что Империя была слишком жестока, а в том, что она оказалась недостаточно прагматична и слишком много времени уделяла проджектам безумного ситха?

С твоим государством явно не все хорошо, когда глава гос. безопасности так и норовит разбить лоб ладонью
С твоим государством явно не все хорошо, когда глава гос. безопасности так и норовит разбить лоб ладонью

Мы из самой ткани Звездных войн знаем, что Империя стала ответом на хтонический бардак Республики, где власть смог захватить практически случайный мимокрокодил, а целые армии выращиваются без ведома государства. А после победы Повстанцев не понадобится и тридцати лет, чтобы выстроенная ими Новая Республика распалась с удивительным грохотом.

После "Андора" тем более не хочется вспоминать позор 7-9 эпизодов.

Все те жертвы, вся та доблесть и пожертвованные души, свои и чужие, которые принесли на алтарь свободы персонажи, требуют более удачного финала. Этих замызганных, окровавленных, измученных людей сменили светлоокие Люки Скайуокеры, профессиональных революционеров заменили идеалисты – и ни одни, ни другие не справились, потому что в итоге жажда людей порядка бывает, увы, гораздо сильнее желания свободы.

Большой обзор на 2 сезон Андора: Самые приземленные Звездные Войны

И все же, глядя на идущего навстречу своей неизбежной гибели Кассиана Андора, ты почему-то испытываешь надежду. Ты знаешь, что он погибнет, ты знаешь что потом все будет сначала хорошо, а потом все очень плохо, ты знаешь, что возможно это последний хороший сериал по твоей когда-то самой любимой Вселенной, и все же, он идет умирать, еще не зная этого, а ты, подключенный к этим героям, опустившись на тропинки этих далеких планет, идешь вместе с ним, замирая от восторга и ужаса.

Может быть, в этом и есть главное послание научной фантастики – не просто предупредить нас о чем-то, но и напомнить: даже когда победа невозможна, борьба все равно имеет смысл. Потому что иногда важно не то, чем все закончится, а то, как ты проживаешь свой путь к этому концу и какой выбор делаешь сам для себя.

8
7 комментариев