Почему Джек в конце "Ночного рейса" пытается убить Лизу?

Продолжаю рассказывать о недооцененных фильмах. И недооцененных парах.

Ставь лайк, если впервые заметил(а) Киллиана Мерфи именно в этом фильме
Ставь лайк, если впервые заметил(а) Киллиана Мерфи именно в этом фильме

В начале нам прямо говорят: Джек — не убийца, и даже не киллер. Он — организатор убийств, обычный менеджер, такой же как и Лиза. Уже потом, этот факт подтверждается в его действиях: брючный костюм, совсем неудобный для погонь или драк, обычный телефон для тех годов, чтобы просто смс-ку отправить или позвонить, да и в драках с Лизой он пытается уничтожить ее психологически, но совсем не физически. Пара трюков вроде удара головой как некая база для защиты, но когда начинается третий акт и игра в "кошки-мышки" хрупкая, на первый взгляд, девушка дает ему люлей.

Джек - не подготовленная машина для убийств, его задача — чтобы политик по имени Киф был убит, а задача Лизы — чтобы он выжил. Но так ли это на самом деле?

И почему после новости о том, что обычной девушке удалось обломать четко расписанный план Джека и его сообщников, парень не ушел в подполье, не скрылся, а решил добить жертву, которая изначально должна была просто пересилить цель из одного номера в другой?

мне нравится их вайб: оба с презрением смотрят на чудика, который достал менеджера аэропорта
мне нравится их вайб: оба с презрением смотрят на чудика, который достал менеджера аэропорта

В начале фильма, нам показывают как Джек знакомится с Лизой в очереди на рейс, пытается завоевать ее доверие с помощью неуравновешенного чудика, который стоит впереди и возмущается: "Почему всех людей вокруг меня обслуживают лучше, чем меня? Ну и что, что я с ними в одном положении?". Это злит Лизу, потому что она точно такой же менеджер как и женщина в аэропорту, на которую этот чудик наехал. Которая просто пытается развести всех пассажиров наконец по самолетам во время задержки нескольких рейсов — точно также как и Лиза, буквально пять минут назад, сидя в такси и опаздывая на самолет, пытается по телефону, через замещающую ее сотрудницу Синтию, решить проблему с возмущенными клиентами.

Казалось бы, лучшая ситуация проявить себя по-джентельменски и поддержать ту, с которой ты будешь и весь полет следующий сидеть (а Джек заранее знает, что они сядут вместе), и которой будешь угрожать жизнью ее же отца? Но это лишь на первый взгляд проявление галантности, Джек отнюдь не джентльмен: как он потом таскает за волосы и швыряет во все стены слабую, что снаружи, что и внутри девушку, морщится от просьбы неуклюжей блондинки в самолете помочь ей, и сбивает с пути стюардессу — нам говорят об этом. Все также, в действиях.

Ситуация в очереди не является и его первой построенной стратегией. Нет, Джек интуитивно вкатывается в историю с мужиком, который всех уже успел в очереди достать, именно по той причине, что он понимает Лизу. И ту бедную женщину-менеджера. Потому, что Джек — точно такой же менеджер. И также постоянно сталкивается с клиентами "с особыми запросами".

о, эти глаза
о, эти глаза

В самолете он ювелирно переходит от обычной заботы о Лизе во время взлета до прямого, даже слегка беззаботного и уж точно без эмоционального, шантажа. "Сделай так и никак иначе, или же твой папа умрет". Эту речь он явно репетировал перед зеркалом. Или с другими, такими же как и Лиза, жертвами. Важно отметить, что, при всех своих недостатках, Джек — хороший психолог, пусть и сексист: спокойно объясняет девушке, почему ею в данный момент овладели эмоции и как важно, именно в данный момент, обратиться к мужскому-логическому. Будь Лиза еще темнокожей, он бы без капли стеснения добавил что-то в роде: "Вашему народу простительно ошибаться, но вот моя раса...". Хотя, фильм был снят еще в 2005 году: в нем, конечно, присутствуют зачатки феминизма, но в общем и целом простительны такие высказывания для того времени.

Но почему "неизвестно-какая-но-точно-жуткая-и-опасная-контора", в которой работает Джек, посылает именно его — на вид обычного клерка, непримечательной внешности (тут отмечу, что сама актера Киллиана Мерфи считаю симпатичным и очень харизматичным, но в то время в моде были яркие Брэды Питты и жгучие Джонни Деппы — у Мерфи внешность интеллигентная, но холодная и, временами, суровая, да и популярность он обрел гораздо позже), багаж и телосложение которого тянет на "сходить в соседний бар выпить "морской бриз с грейпфрутом"... хотя нет, лучше чистый виски" — а не какого-нибудь обаятельного качка с ангельским голосом, который и первую попавшуюся на криминальное дело подобьет, и, если придется, одним движением мизинца убьет.

Все дело в самой Лизе.

А что мы знаем о ней?

Рейчел МакАдамс очень идет эта прическа — в стиле нулевых
Рейчел МакАдамс очень идет эта прическа — в стиле нулевых

Лиза — совершенно, как было сказано ранее, обычная девушка. Администратор отеля, которому доверяет большая шишка — вряд ли у них близкие отношения. Но, по какой-то причине, политик ей доверяет. Да так, что, без промедления и дополнительных мер безопасности, заселяется по ее велению в другой номер. При том, что он — заместитель секретаря национальной безопасности. Что, шатенка ему любовниц через тайные проходы отеля в номер проводит? Или единственная, кто знает где достать хорошие сигары и шампанское? Лиза буквально готова пожертвовать жизнью отца, пусть и не признается себе в этом, ради какого-то политика. Которого завтра может та же пара из отеля ударить кирпичом по голове за посыпанную штукатурку, и в злополучный номер 3825 будет кататься другой, кто сядет на его место. А кому вы первом делом позвоните, выйдя из самолета, которых до жути боитесь, после встречи с жутким парнем? Отцу? Или клиенту?

При этом Лиза имеет сама достаточно жуткую и ставящую в ступор даже организатора убийств историю из прошлого. Снова вспомним: середина нулевых, женщины только-только начинают строить карьеры и заявлять о себе, но ни одна девушка во всеуслышание не признается, что ее изнасиловали. Потому что тогда — это стыдно. Сейчас тоже стыдно, но уже (слава богам) меньше. Мы не знаем, как себя в тот момент чувствовала Лиза. Но знаем точно, что она "больше такого не допустит".

Как же не повезло Джеку, что бабушка в Техасе умерла не у миловидной и совсем еще молодой Синтии (которую он из-за медлительности и продолжительных истерик, задушил бы еще в туалете), а у бойкой и решительной Лизы.

И кстати сам Киллиан Мерфи обозвал этот фильм категорией "B"
И кстати сам Киллиан Мерфи обозвал этот фильм категорией "B"

Джексон наблюдает за девушкой 8 месяцев перед тем, как встретить в аэропорту. За это время он успевает ее узнать: что она пьет в ближайшем кафе, какие фильмы смотрит и что делает по утрам. Что она одиночка, помешанная на работе. Такая же, как и Джек. Возможно, личность Лизы изучили еще до того, как посылать за ней Риппнера. И решились на риск: какова вероятность, что один трудоголик, пытающийся угодить своему начальству, наставит на путь истинный другого трудоголика?

Думаете, речь сейчас шла о Джексоне? А что, если о Лизе?

Весь полет девушка зачем-то — вполне себе по причине все той же слепой верности клиентам — пытается спасти бедного Кифа. Будто за это ее постоянный клиент возьмет на службу в Госдепартамент... если она уже у него не на службе, и пытается завербовать в полете самого Джексона Риппнера? Но это все теории заговора, тянущие на отдельную статью. Вернемся все же к личному отношению Джека-Потрошителя к администраторше отеля.

Почему он? И почему ее?

Помню, как все зрители думали, что идут на "романтическую комедию"
Помню, как все зрители думали, что идут на "романтическую комедию"

Нам достаточно известно о главной героине, Лизе Райсерт, но мало известно о втором главном герое — Джексоне Риппнере. Кто он? Откуда родом? Почему выбрал такую профессию? Действительно ли убил своих родителей? Учитывая то, что он никогда не врет, вполне возможно. И что потом, решил стать "менеджером по работе с проблемными клиентами"? Если обобщать и говорить коротко, все, что мы знаем о Джеке — он террорист. Он профессионал своего дела и серьезно относится к работе, без эмоций и какого-либо личного отношения. Ему наплевать на Кифа, на его жену и детей. Скорее всего, его даже не интересует политика. Но что тогда?

Для большего понимания, проведем параллель с главным героем другого триллера — "Малыш на драйве". Молодой парень по имени Малыш занимается транспортировкой и помощью настоящим грабителям к местам преступления. Он никого не убивает, не носит оружия, а в свободное время слушает музыку и записывает без пяти минут хиты. Но он все равно преступник. И в конце (спойлер) его судят как соучастника. Виноват ли Малыш в преступлениях? По закону — да. Да и без закона, с его помощью было убито немало людей. Но Малыш находится в долгу перед главой преступной группировки... нет, никто не говорит, что бедный малыш Джек Риппнер угодил в детстве в похожую передрягу и теперь пытается освободиться от криминального мира, совершив последнее дело. Другой вопрос — есть ли у него, как и у Малыша такой шанс? Ведь глава группировки в том же "Малыше на драйве" говорит: из такого мира уходят только ногами вперед.

Уэс Крэйвен, режиссер фильма "Ночной рейс", упоминает несколько раз в своих интервью термин "Продать душу", описывая отношения двух главных героев — Джека и Лизу. Девушка "продает свою душу", когда выбирает своего отца вместо своего клиента и переселяет в подготовленный для удара номер. Парень "продал свою душу" уже давно и навечно, прекрасно осознавая, что с такой девушкой как Лиза ему быть не светит.

Да, Джексон Риппнер одержим своей жертвой Лизой Райсерт. И это главная причина того, почему его выбрали на роль переговорщика с администратором отеля, и почему он, узнав, что план провалился, погнался за девушкой из самолета и преследовал даже в ее собственном доме. Хотя в начале, парень не понимает этого: воспринимает как очередную "хорошенькую девушку, с которой случилась плохая история", как деталь в своем уже идеально разложенном пазле, до момента повесить на стену которого остается только... перестать ее бояться? Или восхищаться?

Кого теперь можно расставить по ролям в этом знаменитом диалоге: я буду рядом, пока этот кошмар не закончится — да из-за тебя вся эта фигня и происходит!

Пересмотрите эту легендарную сцену в туалете. А точнее — чем она заканчивается. Риппнер увидел шрам на груди Лизы, и обо всем догадывается. Казалось бы, идеальная возможность сломать ее, запугать своим сексуальным подтекстом настолько, что она не то, что политика из номера в номер переведет, сама же его замочит. Но Джексон этого не делает: он вновь агрессирует только потому, что она ему снова врет.

"Болезнью шутит тот, кто ран не ведал".

Главная героиня женщина в триллере — большая редкость в те времена
Главная героиня женщина в триллере — большая редкость в те времена

"Я три дня гналась за вами, чтобы сказать, как вы мне безразличны". Осознание того, что Лиза не дает ему исправить свою жизнь, протянув свою руку и вытащив из болота, и одновременно рушит эту же жизнь, выводит Риппнера из себя. Джексон, рационал по природе, приверженец стоицизма, поддается эмоциям, когда дело касается личного. Лиз, которая должна его понимать и сотрудничать — мы оба с тобой профессионалы, дорогуша, да и сидим в одной лодке, а точнее, самолете — врет, даже еще не зная о том, что этот парень не тот, за кого себя выдает: добрый, пригласивший выпить, которого тоже коробит несправедливость в мире. Пусть устойчивое, но все то же эго, задето. Может Джек и правда думал, что "когда все это закончится, возьму тебя к себе на работу?". Просто задумайтесь на минутку какая бы из них вышла пара "Мистер и Миссис Смит Риппнер, версия 2.0". Но Лиза бьет первой: эмоционально, в конце и физически. Воткнутый каблук в ногу как удар по патриархальным устоям, с которыми больше не готова мириться девушка. И приобретенный контроль над эмоциями, в то время как Джексон проигрывает — по всем фронтам.

Джек и Лиза — две одновременно похожие и разные по выбранному пути личности. Оба являются светом и тенью друг для друга, меняясь в конце истории местами. И в нормальной жизни, смогли бы построить крепкую пару (в текущей — только если Лиз падет жертвой "Стокгольмского синдрома"). Старший брат и старшая сестра, единственные нормальные в ненормальной семье, в соло решающие все взрослые проблемы. С одной лишь разницей.

А вы тоже заметили, как у них в 2005 году отлично работали телефоны в самолете?
А вы тоже заметили, как у них в 2005 году отлично работали телефоны в самолете?

Джек, в отличие от Лизы, понимает как устроен мир. Что твое начальство, как и твои клиенты, не спасут тебя, а убьют первыми.

Вспомните что говорит спасенный Клиф при встрече с Лизой.

"Спасибо, но мне пора идти".

Спасенный — на минуточку — ею же! Какой другой бы менеджер другого отеля, поедь они не в Люкс Атлантик... да та же Синтия! Не спасла бы его под угрозой не то, что жизни родного человека, своей жизни! И была бы при этом абсолютно нормальной. Но не Лиза!

"Спасение утопающих — дело рук самих утопающих". Когда мы спасаем других, это прежде всего говорит о том, что когда-то не спасли нас. И Лиза, что сидя в одиночестве и замкнутом пространстве рядом с убийцей, что встречая того, ради которого готова была рискнуть всем, понимает это. Долго идет к этому, но доходит. Крадет вещи, врет, пытается привлечь внимание, приходит в себя, снова врет, наносит удар в шею, угоняет машину... как-то это не похоже на ответственного и играющего по правилам человека. Смотря на упавшего с пулей в груди Джека, про себя она думает:

А ведь мы могли прикончить этого сраного Кифа вместе.

Почему Джек в конце "Ночного рейса" пытается убить Лизу?

Что могло бы измениться в фильме, пойдя сценаристы не в сторону пугающего музыкой и скримерами триллера, а в сторону психологического, даже, боевика?

Мне нравится идея того, что Джек в конце погиб. Этакая темная версия Джека из Титаника — умер ради свободы любимой девушки. Лиз, я надеюсь, уволилась, приобрела домой оружие и до конца жизни глушила виски. В память о человеке, который открыл ей глаза, и которому она — в буквальном и переносном смысле — закрыла рот. Весьма метафорично получилось.

Но я бы не отказалась и от совершенно другого финала, в котором бы выяснилось, что отец Лиз и есть тот самый лидер террористической организации, в которой работает Джексон. И что уже он, надеясь, как промыли ребенку мозги из смеси страха и толики ирландского обаяния, протягивает в ее руки оружие. Убить лично Кифа, да и Джека заодно — "вот еще удумал из криминала слиться... и ты там в самолете что, лапал мою дочурку?" А Лиз берет и стреляет в собственного отца — за жизнью которого и боролась весь чертов Ночной рейс. И уходит, не забыв подлатать, вместе с раненным Джеком в заказ. Куда подальше от всех этих заказов, разборок и дешевых коктейлей.

Потому что не бывает хороших и плохих начальников. Как и менеджеров тоже. И людей, в конце-то концов.

4
2
3 комментария