Как «Хэллоуин» открыл золотой век слэшеров и стал сердцем подростковых хорроров

Разбираемся, как создавалась вечная классика слэшеров, открывшая золотой век жанра. И что на самом деле олицетворяет Майкл Майерс.

Как «Хэллоуин» открыл золотой век слэшеров и стал сердцем подростковых хорроров

В 1978 году «Хэллоуин» Джона Карпентера открыл золотой век слэшеров. В 2006 году фильм вошел в национальный реестр фильмов США, как фильм, имеющий культурное историческое или эстетическое значение. Как вы понимаете, влияние и наследия картины огромное, оно прослеживается и по сей день.

Сегодня фильм Карпентера активно изучают как в университетах кино, так и в культурологических и психологических исследованиях. Но чем же заслужил этот, казалось бы, вполне рядовой слэшер такую всемирную признанность?

Во всём виноваты женщины

Принято считать, что Джон Карпентер придумал и создал «Хэллоуин» с нуля сам. Однако это большое заблуждение. Ни один культовый фильм, особенно снятый за копейки, не рождается в одиночку. Такие фильмы это всегда результат долгой, изнуряющей и невероятно слаженной работы команды энтузиастов, готовых вкалывать день и ночь за идею.

Так было и в случае с «Хэллоуином». И начать эту историю стоит не с Карпентера, а с продюсера Ирвина Ябланса.

Ирвин Ябланс
Ирвин Ябланс

Именно он придумал саму идею фильма. Будучи работником Warner Bros., Ябланс был разочарован своей карьерой. Его жена, часто работавшая с ним и изрядно уставшая слушать бесконечные жалобы мужа на судьбу в WB, однажды днём сказала ему:

Если ты так много знаешь о создании кино, почему бы тебе не снять свой фильм?

Недолго думая, Ирвин согласился и сразу принялся за дело. Вскоре его независимая компания получила права на прокат первого полноценного фильма Джона Карпентера — «Нападение на 13-й участок» (1976).

«Нападение на 13-й участок» (1976)
«Нападение на 13-й участок» (1976)

Однако картина с треском провалилась в прокате. Тем не менее, во время работы над фильмом Ябланс и Карпентер не только сработались как команда, но и собрали вокруг себя группу единомышленников.

Джон Карпентер вместе с Деброй Хилл
Джон Карпентер вместе с Деброй Хилл

Параллельно Карпентер знакомится с Деброй Хилл. В дальнейшем именно с ней он и напишет сценарий «Хэллоуина».

Волшебное «а что если?»

Ябланс жаждал снова поработать с Карпентером. День за днём он ломал голову над идеей для нового фильма. И вот однажды его осенило.

Вдохновлённый недавним просмотром канадского хоррора «Чёрное Рождество», Ябланс задал себе простой вопрос:

А что если снять фильм о нянях, которых преследует убийца в течение одной ночи? Почему бы не сделать это в Хэллоуин — самую страшную ночь в году?

Как «Хэллоуин» открыл золотой век слэшеров и стал сердцем подростковых хорроров

Сразу же, не дожидаясь утра, он позвонил Карпентеру. Тот, находившийся в поиске работы, пожал плечами и ответил коротко:

Ладно. Но только если моё имя будет в названии.

Это была довольно дерзкая просьба от никому не известного режиссёра. Но Ябланс согласился. И, сам того не осознавая, навсегда вписал имя Джона Карпентера в историю мирового кино.

Ябланс, выросший на радиопостановках ужастиков, с самого начала не хотел обилия крови и жестокости. Его теория была проста:

Страх — это театр разума.

Зритель сам дорисует в голове нечто куда более ужасающее, чем любой спецэффект. Вдобавок отказ от обилия крови и насилия в кадре избавил создателей от необходимости выделять деньги на дополнительные спецэффекты.

Ябланс пообещал выделить Карпентеру на съёмки $300 000 долларов (смехотворная сумма даже по меркам конца 70-х). Но и тут была загвоздка: этих денег у Яблонса на самом деле не было. И инвестора, готового вложиться в проект, тоже.

Как «Хэллоуин» открыл золотой век слэшеров и стал сердцем подростковых хорроров

В итоге бюджет пришлось буквально выбивать «на спор»: Ябланс уговорил одного опытного киноинвестора вложиться в проект. Ценой стало 51% акций собственной компании.

Съёмка кино — дело семейное

Из-за крайне скромного бюджета производство фильма быстро превратилось в семейное дело каждого.

Всем на съёмочной площадке было 19, 20, 21 год, и в основном это были парни. Просто какие-то ребята, а их девушки занимались макияжем, костюмами, декорациями…

По вспоминаниям Джейми Ли Кёртис

Большинство участников съёмок были студентами или просто любителями, которые о кино знали лишь по книгам. Но у Карпентера был один козырь — съёмки проходили в Калифорнии, в самом сердце Голливуда. А это означало, что творческих, амбициозных талантов поблизости хватало с избытком.

Как «Хэллоуин» открыл золотой век слэшеров и стал сердцем подростковых хорроров

Часть съёмочной группы работала вообще бесплатно, вкалывая по 12–14 часов в день просто ради опыта. Молодая Джейми Ли Кёртис, тогда ещё почти неизвестная актриса, между дублями помогала таскать коробки с камерой.

Просто найди маску

Из-за ограниченного бюджета съёмочной группе пришлось проявить изрядную долю креатива, чтобы создать культовый образ Майкла Майерса. Сценарий Джона Карпентера и Дебры Хилл описывал его внешний вид предельно просто, без какой-либо конкретики: «Он носит резиновую маску для Хэллоуина с гротескными человеческими чертами». Задача художника-постановщика Томми Ли Уоллеса звучала просто:

«Найди маску».

Томми отправился в магазин на Голливудском бульваре, где продавались маски грустных клоунов, оборотней. Но его взгляд зацепился за маску капитана Кирка из «Звёздного пути». Она стоила всего два доллара.

Как «Хэллоуин» открыл золотой век слэшеров и стал сердцем подростковых хорроров

Будучи художником, он расширил ножницами отверстия для глаз, затем сбрил бакенбарды и брови. Наконец, распылил на лицо белую краску, а волосы покрасил в тёмно-коричневый цвет.

Когда Уоллес показал результат команде, реакция была мгновенной: в капитане Кирке было что-то мгновенно пугающее.

«Как только вторая маска появилась из примерочной, в комнате пробежала дрожь, и мы поняли — у нас есть нечто особенное».

По воспоминаниям Джона Карпентера

Стедикам наше всё

Прилично сэкономив на декорациях, съёмочной группе и даже облике злодея, значительную часть бюджета фильма (около $70 000 из $300 000) команда вложила в съёмочную технику. В частности, в Panavision Panaglide — на тот момент вершину кинотехнологий.

Как «Хэллоуин» открыл золотой век слэшеров и стал сердцем подростковых хорроров

Для Карпентера это было принципиально. Он считал, что если фильм выглядит как высокобюджетный, то картинка, снятая на профессиональное оборудование, по его логике, должна была "обмануть" зрителя, отвлекая внимание от дешёвых декораций, костюмов и неизвестных актёров.

«Хэллоуин» стал всего лишь второй картиной, снятой с применением технологии стедикам (первопроходцем стал не менее культовый «Рокки»). Операторы надевали систему, как бронежилет: тяжёлый механизм, современный предшественник стабилизаторов, тянул плечи вниз, а камера, набитая настоящими рулонами плёнки, весила непомерных размеров. Но результат того стоил.

Особенно эффектно технология сработала в культовой вступительной сцене, снятой от лица Майкла Майерса. Камера скользит сквозь дом, как зловещий призрак.

Фильмы ужасов никогда не приносят прибыли

Когда съёмки наконец завершились и готовый фильм оказался на руках, Ирвин Ябланс взялся за поиск аудитории. Он связался со всеми студиями в городе, обратившись к своим старым контактам в Warner Brothers, чтобы организовать предварительный показ. Однако никто из студий не пришел. В ту пору мейджоры считали фильмы ужасов дешёвой, нишевой зоной, не способной заработать прибыль. Получив отказ на всех фронтах, Ябланс решил распространять фильм самостоятельно.

Как «Хэллоуин» открыл золотой век слэшеров и стал сердцем подростковых хорроров

Фильм дебютировал в кинотеатрах с разочаровывающими показателями. Через неделю показатели продаж удвоились, затем утроились. В результате к четвёртой недели проката сборы превысили стартовые показатели в десять раз. Фильм взлетел исключительно благодаря сарафанному радио. Люди буквально выбегали из кинотеатров, хватались за телефон и звонили друзьям с криками:

Ты должен это увидеть!

Воодушевлённый этим успехом, Ябланс повёз фильм на Чикагский кинофестиваль, где лента Карпентера получила восторженные отзывы от уважаемых критиков. После этого начался широкий прокат, по итогам которого «Хэллоуин» стал самым прибыльным независимым фильмом в истории, собрав более 70 миллионов долларов. Фильм мгновенно стал культовым и положил начало одной из самых известных франшиз в истории ужасов.

Больше, чем фильм ужасов

Однако помимо культового статуса, «Хэллоуин» Джона Карпентера стал важным авторским высказыванием о воспитании подростков в США тех лет.

В те годы, как и во всём американском обществе, в воспитании подростков преобладали религиозные и консервативные направления. Наивысшей ценностью считались семья, традиции и старые обычаи. Любые проявления разгульной жизни в виде употребления алкоголя, курения, занятий сексом и иных форм неподобающего поведения воспринимались как грех и нарушение общественной морали.

Как «Хэллоуин» открыл золотой век слэшеров и стал сердцем подростковых хорроров

Главная героиня фильма, Лори, в исполнении Джейми Ли Кёртис полная противоположность типичных подростков своего времени. В отличие от сверстников, она ведёт спокойный, сдержанный образ жизни: скромно одевается, ответственно относится к работе и не позволяет себе нарушать социальные и моральные нормы, даже если в глубине души ей этого хочется. Вместо того чтобы выразить свои естественные желания, Лори подавляет их, прячет глубоко внутри. Однако невозможно накапливать весь этот груз внутри себя вечно. Обязательно настанет момент, когда произойдёт всплеск эмоций, который перерастёт в насилие.

Как «Хэллоуин» открыл золотой век слэшеров и стал сердцем подростковых хорроров

Сам Майкл Майерс в каком-то смысле маленький ребёнок. Ребёнок, который всячески подавляет свои эмоции, в результате чего у него остаётся лишь один способ выплеснуть свои чувства. Насилие, всё, что ему остаётся делать. Его так и тянет к Лори на протяжении всего фильма, ведь поведение остальных подростков естественно, об этом говорит сам режиссёр фильма Джон Карпентер.

Между ней и убийцей есть определенная связь: подавление сексуальных влечений.

Джон Карпентер о Лори
Как «Хэллоуин» открыл золотой век слэшеров и стал сердцем подростковых хорроров

Майкл тянется именно к ней, так как испытывает похожие чувства, только Лори не перешла границы вседозволенности, хотя к концу фильма, также как и Майерс, ступает на дорогу насилия, выплескивая тем самым свой внутренний багаж эмоций.

Именно она его убивает. Не потому что она – девственница, а потому что так выходит вся эта подавленная энергия.

Джон Карпентер о концовке фильма

Отец классических слэшеров

Конечно, помимо авторского высказывания, «Хэллоуин» обладает своей особой атмосферой. Музыка, написанная Джоном Карпентером, стала визитной карточкой всей франшизы. Она звучит в каждом фильме, где появляется персонаж Майкла Майерса.

Режиссёр намеренно и мастерски передал ощущение надвигающейся неотвратимости и безмолвной угрозы в образе Майкла. Он словно призрак, пришедший из другого мира, обладающий сверхчеловеческими способностями. Майкл может просто стоять где-то вдали кадра, ничего не делая, но чувство тревоги вместе с пробирающим до мурашек саундтреком не отпустит тебя до самого конца.

Как «Хэллоуин» открыл золотой век слэшеров и стал сердцем подростковых хорроров

Фильм Карпентера стал первым, который вместил в себя сразу все классические тропы жанра. Именно поэтому «Хэллоуин» считается сердцем слэшеров и началом их золотого века.

Также рекомендую прочитать подробный разбор поджанра хоррров в формате «найденная плёнка» (found footage)

23
9 комментариев