Полный список всех популярных клише в кинематографе. 120 клише

Полный список всех популярных клише в кинематографе. 120 клише

Посмотрев за свою жизнь тысячи фильмов, я стал замечать в них закономерности, которые кочуют из произведения в произведение, особенно в рамках одного жанра. Я говорю про клише – сюжетные повороты, персонажи, действия и события, которые происходят по известному ранее сценарию.

Клише делают фильм или его часть предсказуемым, устраняя эффект новизны и неожиданности. Многие такие штампы необходимы, с ними фильм становится более комфортным для основной аудитории и фанатов. В сатирических и комедийных фильмах часто высмеиваются клише.

Но все же чаще эти штампы добавляются в кино из-за лени и нежелания (или невозможности) придумать что-то новое, потому что новое это всегда риск, а старое – это проверенный метод. Тем более, что всегда можно сказать, что это не клише, а отсылки к классическим произведениям и дань им. Учитывая, что многие смотрят не более 1-2 фильмов в месяц, то зрители не замечают этих клише, а значит и нет смысла что-то выдумывать.

Я приведу наиболее популярные и ненавистные штампы, которые многие из вас неоднократно замечали, ловя ощущение, что где-то уже это видели. Для удобства разделил по группам. Специально не привожу примеры фильмов, чтобы заставить вашу память и мозг немного поработать и поностальгировать, ведь у каждого человека свой пул фильмов.

Жизнь и смерть

Полный список всех популярных клише в кинематографе. 120 клише

1. Персонаж жертвует собой ради других

2. Самый глупый персонаж в фильме оказывается главным антагонистом. Он прикидывался дураком, чтобы снять с себя все подозрения

3. Долгие пафосные монологи или диалоги антагониста перед роковым действием, которые из-за затягивания приводят к его провалу

4. Умирающий персонаж передает секрет

5. Вместо того, чтобы убить персонажа контрольным выстрелом в голову, его оставляют умирать и… он выживает и мстит обидчикам

6. Фальшивая смерть – не показан момент смерти персонажа крупным планом или его труп с дыркой в голове, иногда даже раздается выстрел, заставляя нас поверить, что персонажа больше нет в живых. Если видите такой кадр, 99% что персонаж окажется либо жив и подключен к системе жизнеобеспечения, либо его вообще пощадили, и выстрелили мимо него. Если после сцены тело вообще исчезает, то он 100% жив

7. Злодей убивает своих приспешников, которые ему помогали – не всегда в качестве наказания, а скорее, как акт вымещения злости

8. Главный злодей раскрывает все свои планы перед тем, как убить протагониста, но что-то идет не так, и герой остается жив, зная секрет врага

9. «Сначала убейте котика» – страдающие или умирающие животные как максимально простой способ вызвать жалость у зрителя

10. «Чеховское ружье» - любая вещь, подсунутая герою, которая помогает ему в самый нужный момент. Может быть оружием, ключом, артефактом, советом

11. Душевая нужна для двух целей – для секса или для убийства

Боевики – полиция, перестрелки и драки

Полный список всех популярных клише в кинематографе. 120 клише

12. Игнорирование приказа приводит к успеху. Иногда приказ отдает некомпетентный или конфликтующий с главным героем персонаж, например, его командир, что усиливает желание победы главного героя над ним. Встречается в большинстве военных фильмов

13. «Не стреляйте, у нас есть заложники» - полиция покорно соглашается на все требования преступников, при этом главный герой идет против правил и спасает всех. Вообще поведение полицейских в фильмах поражает, они обычно очень тупы и наивны, даже в драмах

14. Полиция отсутствует в городе и всегда опаздывает, но в финальной сцене приезжает вся полиция города и ФБР со спецназом

15. ФБРовцы обязательно носят черные очки, заявляют о своем авторитете перед обычными полицейскими и берут дело в свои руки

16. Перестрелки, в которых все промахиваются

17. Неуязвимый главный герой в драке, по которому невозможно попасть

18. Тупые противники в драках, которые не нападают вместе, а дерутся по очереди

19. Бесконечные патроны

20. Серьезные пулевые ранения переносятся героями как царапина

21. Сцены с извлечением пуль из тела, обязательно обеззаразив рану с помощью виски

22. Алкоголь пьют как чай, особенно если это виски

23. Алкоголь дает прибавку ко всем характеристикам как чудодейственное зелье

24. Синяки и шрамы только украшают персонажа, вы никогда не увидите раздутый нос или синие веки

25. Сражение на краю пропасти или крыши

26. Бомбы с таймерами, которые обезвреживают на последних секундах

27. Замедление времени, замедленный пролет пуль и снарядов – после Матрицы это использовали повсюду и это изрядно приелось

28. Женщина сильнее мужиков, даже если их много. В это никто никогда не верил и не поверит

29. Чернокожий умирает первым. В современное время этот тренд ушел, теперь чернокожий в кино умирает вторым или вообще не умирает

30. Машины взрываются от одного единственного попадания пули, особенно в двигатель или бензобак

31. Любую машину можно завести, если скрутить два проводка под рулем. Под козырьком будут ключи

32. Враги с пистолетами, вместо того, чтобы стрелять из укрытия, подходят вплотную к герою, давая возможность тому обезоружить их в рукопашке

33. Глушитель в пистолетах делает их выстрел абсолютно беззвучным для окружающих

34. Выбивание замков и дверей точным ударом или одним выстрелом

35. Второстепенные персонажи падают от первой пули, но в главных героев невозможно попасть

36. Герой приставляет к голове противника пистолет и спускает курок, но неожиданно оказывается, что закончились патроны, отсырел порох или произошла осечка

37. Прощальная предсмертная речь важных персонажей

38. Вентиляция – идеальное средство для побега и проникновения, там всегда чисто и много места

39. Сцены с неработающим зажиганием в машинах. Машины глохнут в самый нужный момент и заводятся в самый последний момент.

40. Персонажи прячутся за деревянной перегородкой или кузовом машины не только, чтобы сидеть в укрытии, это еще и 100% защищает от пуль

41. Лобовые и боковые стекла машин, которые легко можно разбить руками или выдавить полностью

42. Персонаж ведет машину, редко смотря вперед, беседуя с пассажиром

43. Пуля всегда убивает снайпера через оптический прицел

44. Среди битвы двух огромных армий два важных персонажа будут биться друг против друга, и никто им не помешает

45. Главный герой сидит на пенсии, и соглашается на последнюю миссию в своей жизни

46. Смерть босса приводит к бегству его подчиненных

47. Герои выпрыгивают из падающей в обрыв машины или вагона в последний моментГрузовик расталкивает машины на дороге как игрушки

48. Драка в баре между двумя людьми перерастает в массовую потасовку

49. Герой садится за барную стойку и общается с барменом по душам, растрогавшийся бармен угощает собеседника за счет заведения

50. Герой садится в машину, а там на заднем сидении притаился тот кто его ждал

51. Пафосная походка героя вместо бегства на фоне огромного взрыва. Как будто не существует ни взрывной волны, ни осколков

52. «Шальная пуля». Во время борьбы за пистолет, он случайно выстреливает в сторону, попав в кого-то из персонажей или важный предмет

53. Огромная красная кнопка для активации чего бы то ни было

54. Компьютерные гении и взлом базы. Сам образ хакеров очень банален и встречается в огромном количестве боевиков, а сцены со взломом серверов Пентагона за минуту их визитная карточка

55. Все носят одинаковые размеры одежды, поэтому если герою понадобится костюм для маскировки, он может просто украсть чужую одежду

56. Кино, в котором несмотря на масштабные разрушения и катастрофы никто не умирает

57. Бег по крышам

58. Герой падает с высоты и хватается за что-то в последний момент

59. Падение в воду с любой высоты абсолютно безопасно

60. Отличная видимость под водой, даже на большой глубине и без освещения

61. Герой задерживает дыхание на длительное время, погружаясь под воду, будто он всю жизнь занимался этим

62. Герой уходит в закат в финальной сцене

63. Черный – зло, белый - добро. Архетипы, к которым все приучены с детства

64. Злодей носит белое специально, чтобы сойти за хорошего и замаскироваться

Хорроры

Полный список всех популярных клише в кинематографе. 120 клише

65. Сон собаки – действия фильма происходили в уме героя, его больном воображении или сне

66. Ночной кошмар – касается не всего фильма, как «сон собаки», а только отдельной сцены. Зритель все еще думает, что события в фильме развиваются в реальном мире, после чего выскакивает страшилка и герой просыпается в холодном поту

67. Персонаж предупреждает об опасности, но ему никто не верит. Никто даже не пытается проверить его версию, особенно если это ребенок

68. Персонажи понимают, что выгоднее всего держаться вместе, но все равно разделяются по одному или по парам, чтобы их было проще убить

69. Злодейский смех

70. Главный злодей просто злой, поэтому хочет всех уничтожить. Плохо прописанная мотивация антагониста

71. Монстр стоит сразу за спиной героя, но как только герой оборачивается, монстр пропадает и появляется уже перед его лицом

72. Удар грозы на мгновение освещает стену в доме, чтобы зритель смог заметить устрашающий силуэт или тень за персонажем

73. Ночью обязательно будет полнолуние, луна при этом светит как солнце днем

74. Звуковое сопровождение смены суток – приход ночи знаменует вой волков, наступление утра – крик петуха

75. Сверх быстрый монстр никак не может догнать вечно спотыкающуюся девушку на каблуках. Плюс саспенс, минус логика

76. Монстры, заметив героя, издают пугающий рык и начинают медленно надвигаться на него, пока герой придумывает план спасения

77. Монстр загоняет героя в тупик, но узкий вход не позволяет проникнуть туда самому монстру

78. Герои спрятались от злодея, злодей поискал и прикинулся что ушел, и после выхода героев из укрытия внезапно напал на них

79. Могущественное древнее зло погребено настолько надежно, что отыскать его может любой желающий

80. Надвигающиеся на героя монстры или противники внезапно в ужасе разбегаются, герой думает, что дело в нем, но оборачивается и понимает, что за его спиной стоит еще более ужасный монстр или сильный союзник

81. Монстры вместо того, чтобы проткнуть героя насмерть сразу, просто швыряют его подальше от себя

82. Самое безопасное место в мире оказывается самым опасным

83. Космический корабль пришельцев легко управляется человеком

Романтика

Полный список всех популярных клише в кинематографе. 120 клише

84. Романтика во время пост апокалипсиса. Люди не моются месяцами, голодают, в постоянной опасности, но у героев гормоны и секс важнее чувства самосохранения

85. Ухоженные и накрашенные девушки в пост апокалипсисе. Откуда у них на это время?

86. Утренний поцелуй в засос. Интересно, у них правда идеальное дыхание или просто отсутствует обоняние?

87. «Адаптивная погода». Погода подстраивается под атмосферу сцены для передаче настроения – дождь во время грустного момента прощания или поцелуя

88. Герои почти целуются, но их прерывают

Трудности перевода

Полный список всех популярных клише в кинематографе. 120 клише

89. Все легко общаются на английском, даже если прилетели из разных стран

90. Русские – это всегда зима, шапки-ушанки со звездами, водка, медведи, АК-47, лапти. В общем любая клюква

91. Русский персонаж в фильме плохо говорит по-русски с американским акцентом. Русские надписи с опечатками или просто набором букв. Сейчас такое случается намного реже

92. Все азиаты - мастера боевых искусств

Все подряд

Полный список всех популярных клише в кинематографе. 120 клише

93. Герой-неудачник. Популярный и надоевший образ в кино

94. Герой стучится в дверь, но оказывается, что она была открыта

95. Научные формулы на учебной доске мелом, которые абсолютно бессмысленные и содержат ошибки. Не все зрители ученые, но ученые в гневе с этого

96. Рисунки губной помадой на зеркале в ванной

97. Классическая музыка во время жутких сцен зверств или убийств

98. В средневековье все мускулистые, ухоженные и выбритые

99. Внезапно свалившееся богатство от выигрыша, наследства или клада

100. Неожиданное родство протагониста и антагониста

101. Флешбеки – всевозможные воспоминания о прошлом, которые зачастую ломают темп повествования, чтобы раскрыть нам важные подробности из прошлого персонажа

102. Никто не доедает свой завтрак. Как вообще можно пойти на работу или учебу голодным?

103. Слишком умный ребенок, который знает больше чем все взрослые вместе взятые

104. Мотивационная речь, которая вынуждает персонажа согласиться, даже если вначале он был категорически против. Вообще, если персонаж говорит «Нет», значит он рано или поздно скажет «Да»

105. Бутылка, брошенная в темном переулке, попадает в мусорный бак, разбивается и пугает местных котов

106. «Очки решают все». Персонаж в очках — это плюс к интеллекту и минус к привлекательности, и наоборот

107. Персонажа никто не узнает, как только он надевает очки или парик

108. Новости по телевизору всегда касаются происходящих событий, в какое время мы бы его не включили

109. Удар по технике или монитору кулаком чинит их. Это иногда работает и в жизни, но в кино это работает всегда

110. Телефоны не издают гудков и звонков перед взятием трубки. То же самое со звонком входной двери

111. Никто не прощается, когда заканчивает говорить по телефону и просто кладет трубку, даже если общались друзья

112. Герои обладают феноменальной памятью, запоминая адреса и номера телефонов с первой попытки, даже не пытаясь их записывать

113. Герои забывают о существовании телефонной связи или интернета, даже если время в фильме идет в современности

114. Не ловит связь там, где она нужна больше всего. Если же звонок проходит, то связь плохая и прерывается.

115. «Банальный символизм» - улетающая птица в небо как символ освобождения

116. Герой-одиночка со скверным характером обязательно имеет питомца, чтобы продемонстрировать, что он на самом деле добрый

117. Герой что-то забывает, за чем приходится вернуться, потому что это самое важное, что никак нельзя было забыть и оставить

118. Герой находит старый дневник или запись, которая проливает свет на события. Раскрывать лор через записки начали еще в кино задолго до видеоигр

119. Перед входом в пещеру у героев никогда нет фонариков, но всегда есть факелы, либо же факелы висят на входе в пещеру. Так атмосфернее и красивее

120. Банальные фразы, повторяющиеся из фильма в фильм, типа «Я вернусь», «Это всего лишь царапина» при пулевом ранении, «Они уже здесь» перед вторжением врагов и другие

Полный список всех популярных клише в кинематографе. 120 клише

На этом мой список окончен. Пишите в комментариях ваши любимые клише или те, которые вы часто замечаете в фильмах.

135
16
10
9
1
143 комментария