Эрик Ливолд "Ранее в "Людях Икс". История создания мультсериала" (глава 18, часть 1)
18. РАЗГОВОРЫ С ТВОРЧЕСКОЙ КОМАНДОЙ!
Уилл Минио (продюсер/дизайнер)
Уиллу было 10 лет, когда в продажу вышел первый настоящий комикс Marvel, первый номер «Фантастической Четвёрки», и после него он стал заядлым фанатом. Когда Минио учился в школе, он решил попробовать писать и рисовать комиксы, надеясь однажды попасть в Marvel. В 1975-м он получил от Marvel первый гонорар за свои труды. Свою карьеру в анимации Уилл начал в 1978-м, в студии Hanna-Barbera, где он работал на гигантов анимации Дага Уайлди, Тэкса Эйвери, Алекса Лови и Дона Джурвича. Помимо «Людей Икс», Минио был продюсером и/или режиссёром таких мультсериалов, как «Экзо-взвод», «Настоящие охотники за привидениями», «Капитан Планета», «Конан, искатель приключений», «Солдат Джо», «Уличный боец» и «Человек-Паук без границ».
Сейчас Уилл не работает, он живёт в Калифорнии со своей женой, колористкой Джо Минио, с которой он прожил вместе 46 лет.
УИЛЛ МИНИО: Во время разработки первых 13 серий («Людей Икс») я выполнял функции контролирующего продюсера/режиссёра и плотно занимался дизайном и визуальной составляющей мультсериала. После первого сезона я ушёл заниматься «Экзо-взводом» в Universal. Я всё ещё консультировал по «Людям Икс» и приглядывал за пост-продакшеном (монтированием видеоряда). Через два года я вернулся в Graz Entertainment уже в качестве творческого директора, я занимался контролем визуала их проектов, продюсировал «Уличного бойца» и продолжал консультировать по «Людям Икс», в то время как ежедневные продюсерские обязанности по мультсериалу на себя взял Фрэнк Сквиллейс.
ЭРИК ЛИВОЛД: Что ты знал о комиксах о Людях Икс, когда начал заниматься этим проектом?
УМ: Я продюсировал первый мультфильм о Людях Икс, пилот (вступительную серию) под названием «Прайд из Людей Икс» (1989) вместе со своими друзьями-художниками Ларри Хьюстоном и Риком Хобергом, и мы до этого работали над Людьми Икс, когда они появились в «Человеке-Пауке и его удивительных друзьях». Помимо моей работы с персонажами, я был фанатом Marvel с самых ранних дней, у меня в MMMS (Merry Marvel Marching Society, фан-клуб Marvel, организованный Стэном Ли и Мартином Гудманом в 1964-м - прим. пер.) был номер 2225. У меня мог быть номер и меньше, но тогда в загородные места комиксы поступали почти через месяц после того, как их начинали продавать в городах.
ЭЛ: Какой у тебя до этого был опыт в телеанимации и комиксах?
УМ: У меня была двойная карьера. Моя профессиональная карьера художника началась в 1975-м, я был рисовальщиком сольного комикса о Тигре в «Сенсационных историях Marvel». Я рисовал комиксы о Тарзане и Кораке, а ещё я нарисовал стрип для невышедшей антологии по заказу компании San Rio, владельца прав на Hello Kitty. Время от времени я продолжал работать на Marvel, рисовал пин-апы для чёрно-белых комиксов о Конане, один из сюжетов о Соломоне Кейне и один из номеров «Утки Говарда». Потом, в 1978-м, на волне успеха «Звёздных войн» телесети завалили студии заказами на приключенческие мультсериалы. У студий не хватало художников для работы над мультсериалами, и так я получил место в Hanna-Barbera. Моим первым начальником стал Даг Уайлди, создатель «Джонни Квеста». Даг дал мне возможность поработать ассистентом на «Годзилле» и «Джане из джунглей». Я стал полноценно заниматься раскадровками для «Супер-Друзей» и «Существа» на H-B, после этого я перебрался в Filmation, где поработал над «Флэшем Гордоном», «Тарзаном», «Одиноким рейнджером» и «Зорро». Затем, в 1981-м, меня пригласили в команду раскадровщиков в Marvel Productions, для «Человека-Паука и его удивительных друзей». Marvel Productions была небольшой студией, в которой все делали всё. У Стэна Ли там был офис, и для фаната Marvel вроде меня лучше работу и представить было нельзя. Мне даже довелось пару недель позаниматься газетным комиксом про Человека-Паука, пусть и не под своим именем. После Marvel я вместе с другом Марком Эваниром, старым редактором «Тарзана», разработал авторский комикс «ДНК-Агенты». И когда я уже начал уставать от трудностей разработки комикса, который мы выпускали ежемесячно, мне позвонили из Marvel. Я рисовал раскадровки и разработал заставку для второго мини-сериала «Солдат Джо», что привело к дополнительной работе c заставками и с разработкой мультсериалов для Marvel, при этом я в основном продолжал заниматься раскадровками для «Солдата Джо». Я начал продюсировать и заниматься режиссурой с мультсериала «Джем», и с этого момента я стал вплотную заниматься продюсированием, режиссурой, проверкой раскадровок, а также дизайном (в «Защитниках Земли», «Прайд из Людей Икс», «Робокопе» от Marvel, «Настоящих охотниках за привидениями» и «Капитане Планете»).
ЭЛ: Что ты скажешь о развитии сюжетов и персонажей за 30-летнюю историю комиксов о Людях Икс?
УМ: В детстве мне нравились ранние номера «Людей Икс» Ли и Кёрби, но когда они перестали работать над серией, в ней начался бардак. Она снова встала на ноги только в конце 60-х, когда Рой Томас и Нил Адамс организовали её творческое переосмысление. Но было уже слишком поздно, и выпуск новых номеров прекратили. К счастью, Лен Вин и Дэйв Кокрэм возродили комикс в том виде, который мы сейчас знаем и любим.
ЭЛ: Как ты отреагировал на предложение поработать над «Людьми Икс»?
УМ: В Голливуде было известно, что Fox Kids хотели запустить «Людей Икс». Судя по предложениям, которые я получал от множества студий, в Fox TV хотели, чтобы разработкой мультсериала занимался я. Когда пришло время, я должен был выбрать, с какой компанией работать, надеясь, что она получит мультсериал. Я выбрал новую компанию Graz (Entertainment), и выбор оказался правильным. Было очень трудно решиться работать с начинающей компанией, особенно когда в одной из студий мне сказали, что, если бы мультсериал оказался в их руках, то анимацию для него рисовала бы одна из моих любимых японских студий. В итоге всё решило доверие к Джиму и Стефани Грациано. Я принял их предложение стать продюсером и дизайнером «Конана, искателя приключений», и мы стали ждать, дадут ли компании заниматься «Людьми Икс». Потом мы убедили Ларри Хьюстона присоединиться к нам, и у нас собралась основная команда для мультсериала, который нам могли и не дать! У нас словно камень с души свалился, когда Сабан заключил контракт по пре-продакшену «Людей Икс» с Graz.
ЭЛ: Какие моменты ты бы назвал приятными?
УМ: Думаю, знакомство с тобой, Джулией, братьями Иденсами и Сидни Айвантером будет на вершине списка, ещё я был рад, что снова поработаю вместе с Ларри и Риком. И момент после первого творческого собрания (прошу перечитать главу 1), когда я понял, что Fox собирались дать нам сделать правильный мультсериал, не оглупляя персонажей и сюжеты.
ЭЛ: Какие моменты во время работы были для тебя самыми тяжёлыми?
УМ: Параллельно с «Людьми Икс» я занимался «Конаном», и Sunbow (студия анимации, ответственная за «Конана») очень трепетно относилась к моему рабочему времени. Мне надо было подготовить большое количество материала для «Конана» и быть осторожным, никогда не упоминать при руководстве о своей работе над «Людьми Икс». Что касается самих «Людей Икс», то главная проблема исходила от Marvel, в бизнес-руководстве в целом было мало фанатов материала, и они постоянно пытались заставить нас принять губительные для мультсериала решения, которые в основном были связаны с лицензионными договорами.
ЭЛ: Можешь рассказать о чём-нибудь, что широкая публика не знает?
УМ: Когда я был в Японии, у меня была тайная встреча с представителями Sunrise Studios, мы хотели договориться о том, чтобы эта студия рисовала анимацию «Людей Икс» (вместо корейской АКОМ). Они были не против, но они обошлись бы дороже, чем услуги AKOM. Они из чувства гордости запросили сумму побольше, и пусть разница была символической, но Хаим Сабан не уступил, и мультсериал остался в Корее (в более слабой студии).
ЭЛ: Как бы ты сейчас описал в целом, каково было работать над мультсериалом?
УМ: Это было потрясающе, ведь я занимался самым первым хитом Marvel и работал с людьми, ставшими друзьями на всю жизнь. Я часто был раздражён или раздражал других, поскольку был втянут во множество политических споров, но в конце концов все волнения того стоили.
ЭЛ: Любимые серии?
УМ: Двухсерийник «Ночь Стражей» (серии 1-2) и «Дни минувшего будущего» (серии 11-12)
ЭЛ: Почему?
УМ: «Ночь Стражей» - тот сюжет, который я хотел показать в пилоте «Прайд из Людей Икс», осовременив сюжет из первого номера комиксов о Людях Икс. Его экспозицию тогда сначала одобрили, но вмешались мерчендайзеры Marvel, и из-за них мы были вынуждены использовать Магнито и Злых Мутантов вместо Стражей. «Дни минувшего будущего» мне нравятся потому, что это единственная серия, для которой Ларри и я рисовали раскадровку вместе! Я работал над первой половиной, а Ларри – над второй. Я придумал дизайн новых мутантов из будущего, которых показали в начале! Любимые персонажи (из команды Людей Икс и не только)? Джин Грей – я занимался её дизайном, и мне нравилось, что она была просто Джин Грей, без кодового имени. Меня это забавляло.
ЭЛ: Когда именно ты узнал, что тебе дадут поработать над мультсериалом?
УМ: Ну, после того, как мы выпустили «Прайд из Людей Икс» в конце 80-х, стали появляться намёки, что о Людях Икс будут делать мультсериал, о нём несколько лет говорили. Мне начали поступать неформальные предложения от Fox Kids: хочу ли я заняться «Помидорами-Убийцами»? Или каким-нибудь другим проектом, чтобы я оставался в резерве, пока насчёт «Людей Икс» будут идти переговоры? В то же время и в Marvel Productions хотели выяснить, соглашусь ли я подождать, пока они не закончат с правовыми вопросами по Людям Икс (Marvel Productions существовала отдельно от Marvel Comics, чей офис был в Нью-Йорке). Получается, разговоры о мультсериале шли примерно полтора года. Было немало компаний, в которых считали, что мультсериал достанется кому-то из них, и для меня стало очевидно, что из Fox им всем дали знать, что они хотят, чтобы им занимались я и Ларри Хьюстон. Мы тогда были очень популярны. Я работал в Marvel Productions, рисовал раскадровки и ждал, что будет с разными персонажами Marvel Comics. В то время Marvel Productions была под контролем New World Enterprises, топ-менеджеров которой я презирал всем сердцем. Я и представить не мог, как продюсировать или режиссировать мультсериал под их руководством. Тогда продюсер Джим Грациано рассказал мне, что он ушёл из Marvel Productions, чтобы основать свою компанию, Graz Entertainment, и у них в кармане уже был мультсериал «Конан, искатель приключений», и если я вместе с Ларри соглашусь работать в Graz, то они смогут заполучить и «Людей Икс». Я решил работать с Джимом. Я перешёл в Graz, и мы начали прорабатывать концепты для «Конана», выжидая, дадут ли нам «Людей Икс». Потом мы уговорили Ларри помочь нам с «Конаном» с перспективой на то, что если мы оба будем в одной компании, то нашего авторитета хватит, чтобы компании дали «Людей Икс». Вот как всё вышло. Я был счастлив, так как я наконец получил возможность продюсировать и режиссировать мультсериал Marvel, я работал над их предыдущими мультсериалами, и пусть мне нравились люди, которые их продюсировали, но они не были фанатами. Я был полон энтузиазма: у меня будет шанс попробовать сделать в нём всё как надо! Параллельно с этим у нас был «Конан», которого мы получили ранее, и мне пообещали, что к моему мнению по «Конану» будут прислушиваться, и что мультсериал будет в духе персонажа, мы собирались рассказать о 17-летнем Конане, когда он только начинал. Но как только мы подписали бумаги, всё изменилось, и я утратил какой-либо весомый контроль над мультсериалом. Я принял решение: с «Конаном» у меня ничего не вышло, но с «Людьми Икс» я этого исхода не допущу.
ЭЛ: Помнишь большое собрание, на котором собрались все – Стэн, Боб Харрас, Хаим Сабан, Маргарет, Сидни и Грациано – больше 20 человек? Мы с тобой до этого не были знакомы и не осознавали, что в итоге станем теми, кто будет ответственен за творческое направление мультсериала.
УМ: Я особенно хорошо запомнил один момент - люди из Saban консультировались со Стэном (Ли) до начала собрания, и они продвинули Стэну идею, что нам надо сделать типичный детский мультсериал о двух парнях с собакой, разъезжающих на грузовике в поисках мутантов. В их версии мультсериала, которую они сначала продвигали на собрании, Профессор Икс и Циклоп вместе с животным-помощником должны были ездить по стране в машине с Церебро и искать мутантов.
ЭЛ: Боже мой – я либо оказался там уже позднее, либо постарался об этом больше не думать.
УМ: Тогда я и подумал, что здесь надо провести черту. Уж лучше пусть меня уволят, таким мультсериалом я заниматься не буду. Получилось бы то же самое, что было с «Прайд из Людей Икс». Я рассказал вам содержание поэпизодника, который я тогда написал, и вы развили его в «Ночь Стражей», вольную вариацию первого сюжета комикса о Людях Икс. Я понимал, что единственный способ продемонстрировать силы Росомахи – это дать ему что-нибудь уничтожить, поэтому в нашем пилоте я ввёл Стражей, а не Магнито, чтобы Росомаха показал на них, что он умеет делать лучше всего (кромсать когтями). Мою идею сюжета для «Прайд» приняли, сценарист уже начал писать сценарий на её основе, но Marvel наняли консультанта по игрушкам, который сказал: «Нет-нет, этих больших роботов показывать не надо. Надо показать всю вселенную (основных мутантов) сразу». И внезапно в 22-минутном пилоте «Прайд» надо было показать больше 20 персонажей. Это его и сгубило.
ЭЛ: Нет времени на детализацию: «Вот один персонаж, вот другой персонаж, вот на что способен он, вот на что способен другой», всё, 22 минуты прошло.
УМ: И когда начался первый перерыв на большом собрании у Сабана, Боб Харрас (главред комиксов Marvel), Сидни, Ларри (Хьюстон) и я собрались вместе. Помнится, я сказал: «Слушайте, у меня есть готовый сюжет, который надо было использовать ещё в пилоте». Я вам всё рассказал, потом мы все вместе предложили эту идею и убедили руководство телесети в её правильности. Это был поворотный момент, так как нам позволили самостоятельно принимать творческие решения - до тех пор, пока у нас было грамотное обоснование этих решений.
ЭЛ: Как же хорошо, что Боб Харрас стремился показать хорошие сюжеты, которые были на волне современных комиксов о Людях Икс, в отличие от, скажем, Стэна, который преследовал только свои интересы, желая быть шоураннером и рассказчиком. Стэн был бы доволен и собакой с грузовиком, лишь бы ему дали читать текст за кадром.
УМ: Исторически проблема Marvel Comics и причина того, что у них раньше не было хитов на телевидении, была в том, что в их понимании для успешной адаптации комикса его надо было сделать глупее. Я понимал, что Человек-Паук получался посредственно (на ТВ) потому, что настоящего Человека-Паука там показывать не стремились. К персонажам не относились всерьёз. Я впервые столкнулся с подобным мышлением, когда занимался мультсериалом о Существе в Hanna-Barbera. В 1978-м в эфир вышел мультсериал о Фантастической Четвёрке (от студии DePatie-Freleng), и он оказался провальным, но, судя по данным от фокус-групп, из Существа могла получиться звезда. И в Hanna-Barbera начали разрабатывать мультсериал с ним в главной роли. Стэн сказал редактору сценариев, что в «Существе», как и в «Человеке-Пауке», сценарии можно сделать юморными, и мы начали разрабатывать совершенно дурацкий комедийный мультсериал. Я встретился с редактором сценариев «Существа» и сказал: «Стэн говорит, сценарии нужно сделать смешными, но здесь скорее нужен юмор в духе Вуди Аллена, не такой, который пишете вы. Если посмотреть на Человека-Паука, то он разбрасывается шутками, но он молодой парень, который вынужден разбираться с очень серьёзными проблемами, и юмор для него – способ защититься. Если вы будете работать над «Существом» в таком ключе, то у вас будет хит, а если нет, то хитом он не станет». Он этого не осознал, и я понял, что проект провалится. «Человек-Паук и его удивительные друзья» стал первым мультсериалом Marvel, над которым работала группа фанатов. Но никто из нас не был ответственен за принятие решений, и в итоге среди главных персонажей оказалась забавная собака.
ЭЛ: На нас всех давили во время начала разработки «Людей Икс», когда мы решили пойти по другому пути: «Получается недостаточно смешно!». В Marvel, судя по всему, задумываясь о мерчендайзе или опасаясь, что мультсериал не привлечёт внимание, задавались вопросом: «Где вся огромная вселенная Marvel?». Я пытался им объяснить, что в сериях 3, 23, 63 надо показывать что-то новое. Если за первые 44 минуты на экране появятся все персонажи вселенной Marvel, то они своим весом утянут за собой на дно и сюжет, и мультсериал.
УМ: У нас была та же проблема, хоть и в меньшем масштабе, так как Ларри сделал потрясающий вариант заставки, но в неё оказались втиснуты все персонажи вселенной Marvel, относящиеся к Людям Икс. Поговорив с Сидни, который (как и Маргарет Леш) был обеспокоен тем, что зрителей, не знающих всех этих персонажей, эта заставка не привлечёт, Ларри и я переработали первую её половину. Вот почему в первой её половине есть логотипы, имена и персонажи, выполняющие действия. Вот почему в конце первых серий ещё были вращающиеся компьютерные модели персонажей. Так у нас появилось возможность быстро познакомить детей с персонажами, которых они не знали, и ещё я отделался от тех, кто очень хотел, чтобы в мультсериале была компьютерная графика. Я понимал, что у нас не было ни времени, ни денег, чтобы ввести в мультсериал компьютерную графику должным образом. В итоге вопрос графики оказался решён, к тому же, эти небольшие сценки в конце помогли показать каждого персонажа, просто и понятно рассказывая об их особенностях: «Зверь, акробатичен, может прыгать на большие расстояния». Fox где-то 8 недель использовали эти модели, но потом Отдел Стандартов и Практик начал беспокоиться, что это слишком сильно смахивало на рекламу игрушек. Кое-кому из зрителей понравились эти компьютерные модели, и они скучали по ним, когда их перестали показывать.
Нам надо было действовать умнее в силу ограниченного бюджета, и мы должны были выглядеть нестандартно. Я тогда проводил такую аналогию – да, мы будем выглядеть дешевле, мы будем выглядеть нестандартно, но важно, чтобы мы были последовательны в нашей нестандартности, чтобы за этой нестандартностью стояла идея. Если бы мы с нашими ограниченными ресурсами попытались повторить плавную анимацию «Бэтмена», из этого ничего хорошего бы не вышло. Я решил, что мы выложимся на рисунке, сделаем его настолько насыщенным, насколько это было возможно. Даже если никто в кадре не будет двигаться, зрителю будет на что посмотреть. Если рассматривать начало 60-х, то DC было лидирующим издательством комиксов, в супергеройском жанре уж точно. Но к 1965 году Marvel поравнялось с ним, а к 66-му обогнало его по продажам, и это несмотря на тот факт, что распространением комиксов Marvel занималась материнская компания DC, следившая за тем, сколько тайтлов выходило у Marvel. В какой-то момент в конце 60-х обе компании захотели выставить на продажу, и издатель DC, посмотрев на объёмы продаж, сказал: «Нет смысла накладывать на Marvel ограничения по продажам, их комиксы продаются, в отличие от ваших». И теперь Marvel могли продавать комиксы в неограниченных количествах. Комиксы Marvel выглядели хуже, качество печати по сравнению с комиксами DC было ужасным, но они продавались. Я объяснял, что если мы сможем передать в «Людях Икс» тот же настрой, сделаем что-то настолько нестандартно и свежо, чего не делал никто другой до нас, тогда мы добьёмся успеха. У нас ничего не выйдет, если мы попробуем сымитировать более дорогой мультсериал. И наша идея сработала. Люди забывают, что в первый год показа обоих мультсериалов в рекомендациях для родителей «Бэтмен» получил оценку «А-», а «Люди Икс» получили оценку «А», так как мы были настоящей бомбой в плане повествования, и мы сделали нечто нестандартное. Наш (зрительский) рейтинг был куда выше.
ЭЛ: Мне хотелось бы кое-что поменять в мультсериале, но повествование и диалоги в нём идут в очень современном темпе, не ощущаясь устаревшими. Я прописал немало деталей в сценарии, а Ларри не жалел сил на раскадровки.
УМ: «Люди Икс» стали одним из мультсериалов, перешедших со временем от монтажа на Moviola (физического нарезания плёнки) к цифровому монтажу. Когда мы монтировали первую серию (на плёнке), мы остановились на кадре, где команда в штабе Людей Икс стоит вокруг консоли, и я помню, каким насыщенным был рисунок, со всеми разноцветными тенями и чёрными линиями на заднем плане. Рисунок не был выдающимся, но, когда я увидел этот кадр, я понял, что у нас получилось. В других мультсериалах до этого подобных кадров не было. Можно было остановить Moviola на любом кадре и понять, что он из «Людей Икс».
ЭЛ: Занимаясь хореографией боёв или групповых действий в сценариях, когда задействованы четверо или пятеро Людей Икс против четверых или пятерых злодеев, я не хотел, чтобы кто-то из них просто стоял без толку: каждому надо было что-то делать. Они все должны были либо быть в опасности, либо помогать кому-нибудь, либо сообщать что-то, чтобы получалась реалистичная экшен-сцена. Если посмотреть на другие мультсериалы и даже на первый фильм о Людях Икс, иногда персонажи в них теряются из виду или о них забывают. Я всегда настаивал, чтобы в «Людях Икс» у каждого была причина присутствовать в сцене. Если её не было, надо было переписывать сцену и оставлять ненужных персонажей дома.
УМ: Я и Ларри обыгрывали эти моменты ещё в «Человеке-Пауке и его удивительных друзьях». Когда Человек-Паук и два его союзника ввязывались в драку, по сценарию в центре событий был один персонаж, в то время как два остальных где-то терялись. Ларри и я, к удивлению нашего начальства, переплетали персонажей в ходе битвы, чтобы они принимали в ней активное участие, чтобы было понятно, что и друзья Человека-Паука не стоят столбом, не помогая ему, и Человек-Паук тоже не сидит без дела, когда у его друзей появляются проблемы. У Ларри интуитивное чутьё на то, как сводить группы в сценах. У него лучше получается экшен, а я, думаю, чуточку лучше справляюсь с личностными сценами. Получается хорошее сочетание, когда мы работаем вместе.
ЭЛ: Была ещё проблема с «слишком взрослыми сценариями». В каждом проекте, которым я руководил, кто-нибудь влиятельный всегда жаловался, что сценарии «слишком взрослые, детей это отпугнёт». Я не знаю никого старше, допустим, 4 лет, кого бы это оттолкнуло, нас смотрело очень много маленьких детей. Усложнённость детей не пугает.
УМ: У мультсериала может быть большой охват, можно сделать более умный мультсериал для зрителей постарше, и если он будет способен развлечь и тех, кто помладше, то они к нему потянутся.
ЭЛ: И мы это понимали на протяжении 25 лет, но и сегодня на собраниях проходят одни и те же дискуссии: «О нет, вы хотите сказать, что у них есть внутренние конфликты? Дети этого не поймут».
УМ: За несколько лет до «Людей Икс» одна организация, кажется, она называлась Q5, считала, что может заранее определить, что понравится зрителям. Меня в то время назначили на второй сезон «Настоящих охотников за привидениями». Незадолго до того, как я получил это назначение, Q5 изучила мультсериал с лупой, и, в частности, там порекомендовали изменить Питера Венкмана, персонажа Билла Мюррея, потому что, неправильно поняв данные, они думали, что он не нравится детям, потому что он труслив. Игон, судя по всему, нравился детям, но в Q5 из-за него беспокоились, так как не понимали его псевдонаучного жаргона. В то время мультсериал был хитом №1 среди других субботних проектов, и исправлять в нём было нечего. Я всегда уважал твёрдость людей Айвена Райтмана, в частности, Майкла Гросса, они говорили, хорошо, мы подправим очки Джанин, но мы не будем менять характеры персонажей: с ними всё в порядке. Всегда найдётся кто-нибудь, кто решит, что можно что-то сделать лучше, сделав персонажей младше/глупее, и эта точка зрения всегда ошибочна. Если посмотреть на комиксы Marvel и DC в ключевой период примерно с 1961 по 1964-й, то эту битву между ними выиграл не кто иной, как Стэн – он действовал умнее и выпускал более умные комиксы.
ЭЛ: Если говорить о «Прайд из Людей Икс», помнишь ли ты о решении дать двум персонажам австралийский акцент? Это сделали только из-за «Крокодила» Данди?
УМ: Рик (Хоберг), Ларри (Хьюстон) и я в то время ещё были относительно неопытны как продюсеры, и мы не знали, когда нам надо было всем вместе настоять на своей точке зрения. Компания New World (владелец Marvel Productions) давила на нас, там пытались запустить кинофраншизу с Росомахой, и из-за популярности «Крокодила Данди» они собирались сделать Росомаху австралийцем. Я был слишком неопытен и не понимал, насколько яростно надо было говорить «Нет». Когда нам поручили настоящих «Людей Икс» от Fox, и Ларри, и я понимали, что нам надо твёрдо настаивать на своём, и на этот раз надо показать их правильно.
ЭЛ: Сам мультсериал решил, кто будет в основе команды, и, по-моему, это потрясающе. Когда мы все обсуждали, кто будет в команде Людей Икс, на выбор из комиксов было 30 персонажей. Нам нужна была вариативность, и сначала мы мудро решили, что основной костяк будет состоять из 5-6 персонажей, которых мы выбрали в первый день. Зверь должен был стать второстепенным героем, а Джин Грей должна была появляться только время от времени. Но в итоге Джин Грей стала ключевым героем. Готов поклясться, где-то на втором или третьем сюжете Марк Иденс и я поняли: «Вот этого без Джин не сделать, и вот этого без Джин тоже не сделать», и в конце концов включили её в каждую серию. Команда собралась сама, когда мы пытались писать сценарии.
УМ: Я был счастлив, потому что она была моим любимым персонажем. Мне всегда очень нравился дизайн персонажей Джима Ли, и до того, как была подготовлена библия мультсериала, я начал делать предварительные наброски, и перво-наперво я взялся за Джин, чтобы установить на её примере основу того, как будет выглядеть мультсериал. Я почти ни в чём не отдалялся от версии Джима Ли, поскольку тогда этот графический стиль был в моде, и он хорошо подходил для анимации. Я недавно нашёл снимок, где я работаю над первым рисунком Циклопа, и под ним был рисунок Циклопа Джима Ли, я упрощал его формы и костюм.
ЭЛ: Один из подтекстов этой книги заключается в том, что мы, усердно работающие люди с благими намерениями, работавшие за нашу короткую жизнь над десятками проектов, собрались вместе для «Людей Икс», и в кои-то веки всё получилось как надо. Это произошло не случайно, и мы активно действовали, чтобы добиться этого. Мы приняли немало важных и тяжёлых решений, чтобы всё получилось хорошо. Но мы принимали нужные решения и для других проектов, но составляющие попросту не складывались воедино.
УМ: Пытаясь сделать мультсериал похожим на комиксы Marvel, мы сталкивались с серьёзнейшим сопротивлением не со стороны Fox Kids, а со стороны Marvel Comics, как бы это ни было странно. К счастью, у Marvel не было рычагов давления, чтобы заставить нас принять какие-либо решения.
ЭЛ: В том числе по мерчендайзу. Люди не осознают, что, когда Marvel запустили разработку мультсериала, мерчендайза по Людям Икс практически не было – ни одна крупная компания-производитель игрушек не могла потребовать от нас что-то поменять.
УМ: До мультсериала по Людям Икс игрушки выпускали, но они пылились на полках, так как дети не знали, кто они такие. Toy Biz тогда выпускала нелепые, плохо сделанные экшен-фигурки и гибкие резиновые игрушки. За день до премьеры в октябре 92-го я вместе с женой зашёл в магазин игрушек Toys ‘R Us в Ланкастере, Калифорния, и на полках была куча нераспроданных игрушек по Людям Икс, и выглядели они так, будто лежали там месяцами. На следующий день после премьеры мы вернулись в этот магазин, и игрушек уже не было. Тогда я понял, что у нас получился хит.
ЭЛ: Каково было иметь дело с Хаимом Сабаном?
УМ: Хаим как джинн: врать он тебе не будет, но тебе надо очень чётко до него донести, чего ты хочешь. Мне всегда удавалось договориться с Хаимом на хороших условиях, но я понимал, что мне нужно было предельно ясно донести до него свою мысль. Люди не перестают скулить о том, каким жадным был Хаим, но если поговорить с кем-нибудь из тех, кто работал в Fox Kids в лучшие годы, то Сабан для многих был лучшим работодателем из всех. Хаим держал слово, он выполнял условия сделки, какой бы она ни была, но надо было помнить, какими были эти условия. Надо сказать, когда у Хаима внезапно появились деньги после большого успеха «Людей Икс» и «Могучих Рейнджеров», он попытался увеличить производственные бюджеты своих проектов (которые были в его собственности). К сожалению, он допустил пару просчётов. Он потратил бюджеты уровня «Бэтмена» на «Серебряного Сёрфера» и на «Кибер-6», и эти мультсериалы успеха не снискали. Я полагаю, что в ситуации с «Людьми Икс» Хаим заплатил столько, сколько и собирался заплатить, но, возможно, люди не обратили пристального внимания на условия, которые он ставил.
ЭЛ: Интересно, что мы планировали чаще показывать Колосса, но по какой-то причине он никогда не вписывался в сюжеты.
УМ: Как мне кажется, он как персонаж не слишком выделялся среди остальных. Думаю, поэтому Зверь и выбился на передний план. В детстве мне всегда нравился Зверь. Мне он нравился потому, что он был умным парнем, который был большим, выглядел нескладным и неуклюжим, и я сам был большим ребёнком, я был довольно неуклюжим и многословным. Я был рад, когда у Хэнка появилось больше экранного времени – уверен, он выражал точку зрения многих зрителей: «Я вот этот парень, но ещё я могу быть крутым».
ЭЛ: Стэн мне плешь проел по поводу лексикона Зверя, поэтому сначала мне пришлось менять его реплики.
УМ: Ирония здесь в том, что на Стэна (в Marvel Comics) поначалу наседал Мартин Гудман и остальные по той же причине: он повысил IQ комиксов. Я безмерно уважаю его как арт-директора и редактора, но, когда я работал с ним, меня всегда раздражало, что для телевидения он часто принимал не те решения, которые прославили его как сценариста и редактора в мире комиксов. Мне приходилось постоянно напоминать ему: «Послушай, у нас нет таких бюджетов, как у других проектов. Нам надо действовать умнее, надо сделать то, что ты делал c комиксами. Качество печати было плохим, тираж был небольшим, но у тебя были душевные сюжеты и неглупые персонажи. Нам нужно сделать ровно то же самое, что делал ты. Когда мы спорим, может показаться, что я противоречу, но я пытаюсь сделать то же самое, что делал ты 30 лет назад».
ЭЛ: Помнишь Рецензию? Внезапно кто-то важный в Marvel Comics решил высказаться о нашей работе: «Ну и дерьмо!»
УМ: Ага. «Совсем не похоже на комиксы Marvel». Я спустя какое-то время поговорил кое с кем, кто знал этого человека из Marvel, и, как я полагаю, кто-то через него пытался повлиять на производство мультсериала. Помимо ответа по каждому пункту, я ещё высказал ему в конце своё мнение. Он до этого совсем недавно был редактором в другом издательстве, и с моей стороны было несколько бессердечно это писать, но я понимал, что нам надо было убрать его с дороги, и я написал: «Поймите, вы относительный новичок в мире Marvel. Я не знаю о вас как о фанате, но я, будучи ребёнком, впитывал всё это в себя как мог. Я читал комиксы этой компании, когда она ещё называлась Atlas и выпускала комиксы о монстрах. Я купил первый номер «Фантастической Четвёрки», когда он только вышел. Я знаю этих персонажей от корки до корки. Я создал персонажей в комиксах и на телевидении, которые оказались не однодневками, чего Вы не делали. Я знаю вселенную Marvel. Если Вы сможете доказать, что Вы знаете этих персонажей лучше, тогда я к Вам прислушаюсь. Но если Вы этого не сделаете, то уступать мы не станем». Больше он нам ничего не писал.
В знаниях о более современных Людях Икс у меня были пробелы. Но Ларри (Хьюстон) был самым хардкорным фанатом из всех нас, и он знал их досконально. Когда я сталкивался с ситуациями вроде Рецензии и мне нужна была поддержка или информация, Ларри всегда был рядом. Ларри был как энциклопедия, он знал всё о том, что происходило в современных комиксах, в то время как у меня было общее понимание с точки зрения человека, который рос на комиксах этой компании и понимал как потребитель, когда она делала что-то правильно или неправильно. Но Ларри испытывал к тому, что происходило в современной вселенной комиксов о Людях Икс, куда более сильную и чистую любовь, чем я.
Бонус для прочитавших до конца - подборочка пин-апов от Уилла Минио!